Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Толстой Л. Н. Отрочество; Семейное счастье; Война и мир; Анна Каренина; Крейцерова соната; Дьявол (любые издания).



Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.

Купреянова Е. А. «Война и мир» Льва Толстого; «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964.

Она же. Молодой Толстой. Тула, 1956.

Хализев В. Е., Кормшов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.
Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860-1870-х гг. Саратов, 1974.
Шкловский В. Лев Толстой. М., 1964.

Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. Ч. 3.

Он же Молодой Толстой // О литературе. М., 1987.

Занятие № 11

Повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»

ПЛАН

 

Эволюция мировоззрения Л.Н. Толстого

2. Особенности толстовского реализма в повестях позднего пе­риода творчества («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова сона­та», «После бала», «Отец Сергий»).

Мотив всепобеждающей жизни в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Образная система повести.

4. Черты своеобразия художественного метода Л.Н. Толстого (симфонизм мышления, открытость вопросов, «диалектика души», сопряжение противоречивых явлений как условие ху­дожественной целостности, пластичность образа и др.).

 

Задание: проанализировать повесть «Смерть Ивана Ильича»

1. Почему автор сначала сообщает о смерти Ивана Ильича, опи­сывает его похороны, и лишь после этого следует рассказ о жизни героя?

2. Установите роль автора-повествователя в созда­нии образа Ивана Ильича:

· раскрыть оценочность авторского слова, как бы всесто­ронне освещающего героя;

· роль прямых авторских характеристик основных момен­тов жизни Ивана Ильича;

· как осуществляется возможность авторского проникнове­ния во внутренний мир героя?

Проследить, как изменяется метод ведения рассказа от начала к концу повести, то, в какой форме сообщает автор о жизни Ивана Ильича до болезни?

4. Когда слово предоставляется самому герою, когда появляется т.н. «внутренний монолог»? Как это связано с характером ге­роя, с его внутренними метаморфозами?

5. Осмыслить художественную логику изображения жизни Ива­на Ильича в конце повести, как бы заново пережитой уми­рающим.

6. Проследить закономерность в появлении, а также в изображе­нии людей, окружающих Ивана Ильича, по ходу развития сю­жета. Какой это имеет смысл?

Почему мужик Герасим появляется только в начале и в конце повести, какую роль этот образ в идейной структуре текста?

Литература

Лебедев Ю.В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении JI.H. Толстого // Литература в школе. - 1991. - № 1. — С.2-15.

Набоков В В. Лекции по русской литературе. - М., 1996. - С.307-318.

Маймин Е.А. Лев Толстой. - М., 1978. - С.15-157.

Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. - М., 1978. - С.239-248.

Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психо­поэтики русской литературы XVIII-XIX вв. - М., 1999. - С.321-337.

Занятие № 12-13

Поэтика чеховского рассказа

ПЛАН

Чем обусловлены черты художест­венной оригинальности чеховской прозы?

Практическое задание (работа с текстом):

5. Особенность повествовательной структуры рассказа «Тоска» (1886):

· особенности композиционного построения;

· «внешний» и «внутренний» ракурс повествовательного «видения» образа Ионы;

· система средств создания образа и характер их взаимоотношений;

· роль диалогов в структуре рассказа;

· специфика соотношения субъекта речи и субъектов соз­нания в рассказе;

· роль сюжета и фабулы в раскрытии идеи чеховского рассказа.

6. Анализ идейно-образной структуры рассказа «Дом с мезони­ном» (1896):

· сравнительная характеристика усадеб Белокурова и Волчаниновых;

· характер развития взаимоотношений в рамках треуголь­ника: художник - Лида - Женя;

· способность к диалогу участников событий;

· кульминационное значение «идейного» спора художника и Лиды (в 3-ей главе);

· смысл названия рассказа и роль «открытого» финала.

Принципы сюжетостроения в рассказах и новеллах А.П. Чехова. Эволюция чеховской прозы от комических рассказов к новелле прозрения.

(По такой же схеме анализ рассказов «Студент», «Черный монах»)

Литература

Гейдеко В.А. А. Чехов и Ив. Бунин. - М., 1987. - С.254-339.

Кузнецова М.В. Творческая эволюция Чехова. - Томск, 1978.

Линков В.Л. Художественный мир прозы А.П. Чехова. - М., 1982.

Семанова М.Л. Чехов-художник. - М., 1976.

Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. - Л., 1987.

Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. - М., 1989.

Чудаков А.П. Поэтика Чехова. - М., 1971.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.