Купреянова Е. А. «Война и мир» Льва Толстого; «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964.
Она же. Молодой Толстой. Тула, 1956.
Хализев В. Е., Кормшов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1983. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860-1870-х гг. Саратов, 1974. Шкловский В. Лев Толстой. М., 1964.
Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. Ч. 3.
Он же Молодой Толстой // О литературе. М., 1987.
Занятие № 11
Повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»
ПЛАН
Эволюция мировоззрения Л.Н. Толстого
2. Особенности толстовского реализма в повестях позднего периода творчества («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «После бала», «Отец Сергий»).
Мотив всепобеждающей жизни в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Образная система повести.
4. Черты своеобразия художественного метода Л.Н. Толстого (симфонизм мышления, открытость вопросов, «диалектика души», сопряжение противоречивых явлений как условие художественной целостности, пластичность образа и др.).
Задание: проанализировать повесть «Смерть Ивана Ильича»
1. Почему автор сначала сообщает о смерти Ивана Ильича, описывает его похороны, и лишь после этого следует рассказ о жизни героя?
2. Установите роль автора-повествователя в создании образа Ивана Ильича:
· раскрыть оценочность авторского слова, как бы всесторонне освещающего героя;
· роль прямых авторских характеристик основных моментов жизни Ивана Ильича;
· как осуществляется возможность авторского проникновения во внутренний мир героя?
Проследить, как изменяется метод ведения рассказа от начала к концу повести, то, в какой форме сообщает автор о жизни Ивана Ильича до болезни?
4. Когда слово предоставляется самому герою, когда появляется т.н. «внутренний монолог»? Как это связано с характером героя, с его внутренними метаморфозами?
5. Осмыслить художественную логику изображения жизни Ивана Ильича в конце повести, как бы заново пережитой умирающим.
6. Проследить закономерность в появлении, а также в изображении людей, окружающих Ивана Ильича, по ходу развития сюжета. Какой это имеет смысл?
Почему мужик Герасим появляется только в начале и в конце повести, какую роль этот образ в идейной структуре текста?
Литература
Лебедев Ю.В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении JI.H. Толстого // Литература в школе. - 1991. - № 1. — С.2-15.
Набоков В В. Лекции по русской литературе. - М., 1996. - С.307-318.
Маймин Е.А. Лев Толстой. - М., 1978. - С.15-157.
Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. - М., 1978. - С.239-248.
Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв. - М., 1999. - С.321-337.
Занятие № 12-13
Поэтика чеховского рассказа
ПЛАН
Чем обусловлены черты художественной оригинальности чеховской прозы?
Практическое задание (работа с текстом):
5. Особенность повествовательной структуры рассказа «Тоска» (1886):
· особенности композиционного построения;
· «внешний» и «внутренний» ракурс повествовательного «видения» образа Ионы;
· система средств создания образа и характер их взаимоотношений;
· роль диалогов в структуре рассказа;
· специфика соотношения субъекта речи и субъектов сознания в рассказе;
· роль сюжета и фабулы в раскрытии идеи чеховского рассказа.
6. Анализ идейно-образной структуры рассказа «Дом с мезонином» (1896):
· сравнительная характеристика усадеб Белокурова и Волчаниновых;
· характер развития взаимоотношений в рамках треугольника: художник - Лида - Женя;
· способность к диалогу участников событий;
· кульминационное значение «идейного» спора художника и Лиды (в 3-ей главе);
· смысл названия рассказа и роль «открытого» финала.
Принципы сюжетостроения в рассказах и новеллах А.П. Чехова. Эволюция чеховской прозы от комических рассказов к новелле прозрения.
(По такой же схеме анализ рассказов «Студент», «Черный монах»)
Литература
Гейдеко В.А. А. Чехов и Ив. Бунин. - М., 1987. - С.254-339.