· б) эпическая ситуация в «Севастополь в декабре»;
· в) распад эпического единства в «Севастополь в мае»;
· г) обретение единства в трагических испытаниях «Севастополя в августе»;
· д) художественное осмысление человека на войне.
Особенности художественного метода Л.Н. Толстого-прозаика в цикле «Севастопольские рассказы».
4.Проблема взаимоотношений народа и интеллигенции в повестях Л.Н. Толстого 1850-60-х гг. («Утро помещика», «Казаки»),
5. Особенности художественного психологизма в раннем творчестве Л.Н. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность»), Н.Г. Чернышевский о толстовской «диалектике души».
Литература
Бурсов Б.И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. – М., 1960. С. 202.
Громов П.О. О стиле Л.Н. Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». – Л., 1977. – С. 397-398.
Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. - М., 1981.
Громов П.П. О стиле Льва Толстого. - Л., 1971.
Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого: Истоки. Традиции. - М., 1983.
Ломунов К.Н. Эстетика Льва Толстого. - М., 1972.
Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория Л. Толстого: Наблюдения и раздумья. - М., 1983.
Занятия № 7-8
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»
1. Творческая история «Войны и мира». Основные этапы эволюции замысла в связи с идейной эволюцией писателя.
2. Смысл названия книги. Принцип эпического обобщения, проявившийся в названии.
3. Способ преображения эпопейного и романного начал; их противоречивый синтез как жанровое своеобразие «Войны и мира».
4. Роль основной эпической ситуации книги («свобода, соединенная с катастрофой; великим кризисом») в композиции произведения:
5. Почему книга начинается со сцены в салоне А.П. Шерер и почему герои говорят по-французски? Есть ли ещё в романе эпизоды с обилием французской речи? Какова их смысловая связь?
6. Как в сценах охоты, святок, проигрыша Николая и пения Наташи, спора князя Андрея и Пьера в Богучарове проявляется основная эпическая ситуация книги? Что здесь в способе изображения от эпопеи?
7. Характер трансформации в «Войне и мире» романной проблемы «героя времени». Показать, как течение жизни отражается в судьбах героев Толстого, как идет борьба личного и родового:
8. единый принцип обрисовки героя у Толстого; смысл духовной эволюции князя Андрея к «другим» родовым ценностям жизни. Почему судьба разводит его с Наташей?
9. Пьер Безухов как «свободный» герой, смыкающий различные смысловые сферы романа;
10. природа внутренней жизнестойкости Наташи Ростовой; её освобождающее действие на людей; Наташа Ростова как эпический характер. Почему историю неудавшегося побега Наташи с Анатолем Курагиным Толстой назвал «узлом, самым важным местом» романа?
11. Образы Наполеона и Кутузова как семантическая антитеза личного и родового; толстовское решение вопроса об истинной и мнимой личности:
А) синтез житейского и исторического; эпический принцип взаимоотражения (контраста) образов;
Б) всемирно-историческое противоречие «буржуазного человека» и героя - выразителя «правды народного целого».
Литература
Бочаров С.Г. Роман JI.H. Толстого «Война и мир» // Три шедевра русской классики. - М., 1971. - С.7-106.
Бычков С. JI.H. Толстой. Очерк творчества. - М., 1954. - С. 125-236.
ГинзбургЛ.Я. О психологической прозе. - М., 1999. - С.267-400.
Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев JI.H. Толстого и Ф.М. Достоевского. - М., 1988.
Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. - М., 1978. - С.75-160.
Эткинд Е.Т. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв. - М., 1999. - С.290-304.
Занятия № 9-10
Концепция любви, семьи и брака в творчестве Л. Н. Толстого
ПЛАН
1. Классификация любви Николенькой Иртеньевым в повести «Отрочество». 2. Повесть «Семейное счастье». Проблема развития супружеской любви, ее неизбежных этапов. 3. Поэтическое изображение первой влюбленности в романе «Война и мир». Апология естественности. Проблема соединения чувственного и нравственного, плотского и духовного в любви. Причины любовных катастроф.
4. Мысль семейная в романе «Война и мир». Духовные скрепы людей в «любовных» семьях. Толстовский идеал семьи и перемены в героях в эпилоге романа. 5. Причины трагедии Анны Карениной. Споры об эпиграфе к роману. Антитеза «телесного» и духовного в характере и судьбе Анны. Формы выражения писательского отношения к героине.
6. Противоречия толстовской концепции любви в повестях 1880-х гг. («Крейцерова соната», «Дьявол»).