Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определение понятия доходов местного бюджета



Доходы местного бюджета

Местный бюджет представляет собой комплекс упорядоченных, развивающихся на нормативно-правовой основе финансово-экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования централизованного денежного фонда, является основным финансовым планом, утверждаемым представительным органом местного самоуправления на очередной финансовый год или плановый период.

Проблема финансового обеспечения развития территорий свойственна практически всем странам. Везде есть более бедные и более богатые регионы, которые имеют разную налоговую базу и финансовый потенциал, потому что мир несправедлив и в нем неравномерно размещены и природные ресурсы, и трудовые, то есть люди. В экономически развитых странах финансовые проблемы регионов решаются с помощью предоставления местным органам власти стабильно закрепленных доходных источников – местных налогов.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. Местные бюджеты делятся на:

-бюджеты первичного уровня;

-бюджеты базового уровня;

-бюджеты областного уровня.

Бюджеты первичного уровня включают в себя:

· бюджеты городов районного подчинения (14), средний объем бюджета составляет 2 млрд. рублей. Только 4 из них являются бездотационными;

· бюджеты поселковых советов (25), средний объем бюджета – 0,9 млрд. рублей, 5 являются бездотационными;

· бюджеты сельских советов (1180), средний объем бюджета составляет 0,7 млрд. рублей, 257 являются бездотационными.

Бюджеты базового уровня состоят из:

· бюджетов городов областного подчинения (10), средний объем бюджета составляет 1,7 трлн. рублей, 1 является бездотационным;

· районных бюджетов (118), средний объем бюджета составляет 0,4 трлн. рублей, 2 являются бездотационными.

Бюджеты областного уровня включают:

  • областные бюджеты (6), средний объем бюджета составляет 5,3 трлн. рублей, все бюджеты являются дотационными;
  • бюджет города Минска, объем бюджета составляет 30,1 трлн. рублей, бездотационный.

Зачем нужны местные бюджеты? Для финансового обеспечения деятельности местных Советов. В основном они занимаются тем, что обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Функциональная структура расходов местных бюджетов Беларуси близка к структуре таких же бюджетов в развитых странах ОЭСР: образование и здравоохранение являются наиболее крупными направлениями расходов местных бюджетов Беларуси. Суммарно они составляют около 45% трат на региональном уровне. Для того, чтобы выполнить эти задачи, местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются также на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения.

Местные бюджеты формируются за счет налоговых доходов (70%), собственных доходов, отчислений от общегосударственных налогов и доходов, дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Советами; дотаций и субсидий из вышестоящих бюджетов. Местные Советы не уполномочены увеличивать нормативы отчислений в свои бюджеты от общереспубликанских доходов и налогов. Бюджетным кодексом закреплены нормативы отчислений от доходов, формирующих преобладающую часть доходов местных бюджетов. В полном объеме в бюджеты регионов зачисляются такие крупные источники доходов, как подоходный налог, налог на прибыль коммунальных и негосударственных организаций, налоги на собственность.

Норматив отчислений в бюджеты областей и города Минска от налога на добавленную стоимость (НДС) устанавливается ежегодно в законе Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, а также иных социальных нормативов.

Надо отметить, что, конечно же, центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет, а не местные. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства.

Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и городом Минском для выравнивания уровня их экономического и социального развития.

За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам:

· дотации (дотация - межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета),

· субсидии (субсидия - бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов;)

· и субвенции (субвенция - межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов;) при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов мероприятий.

В сравнении с развитыми государствами местные бюджеты в нашей стране в меньшей степени зависят от трансфертов из республиканского бюджета.

В текущем 2014 году из республиканского бюджета в бюджеты регионов планируется направить 38 трлн. белорусских рублей, из них 29,9 трлн. белорусских рублей – в форме дотаций.

Средства местных бюджетов расходуются в основном по следующим направлениям:

· капитальные вложения по объектам, относящимся к коммунальной собственности, экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;

· региональные мероприятия по социальной защите населения;

· учреждения социально-культурной сферы местного подчинения;

· содержание местных органов государственной власти и государственного управления;

· содержание правоохранительных органов, находящихся в подчинении местных Советов народных депутатов;

· возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов;

· другие мероприятия и программы регионального и межрегионального значения.

Возрастает стимулирующая роль местных бюджетов в развитии областей промышленности и социально-культурного строительства. Через систему доходов и платежей к этим бюджетам осуществляется влияние на производство, ассортименты и качество продукции.

С точки зрения мировой практики, уровень местных бюджетов Беларуси является оптимальным и приближается к своему максимуму с учетом степени централизации средств в бюджете нашей страны.

В любой из развитых стран мира существуют местные бюджеты, в назначение которых в первую очередь входит обеспечение финансовыми ресурсами потребностей регионов.

Различные авторы по-разному определяют доходы бюджета, однако принципиальных отличий в предлагаемых определениях нет.

По определению профессора Т.В. Сорокиной, доходы бюджета представляют собой экономические от­ношения, возникающие в процессе формирования централи­зованного фонда денежных средств государства. Формой реа­лизации этих отношений являются различные виды плате­жей — налоговые и неналоговые. Доходы также могут при­нимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и прави­тельств иностранных государств [13, с. 110].

Российские исследователи предлагают следующие определения:

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций [23, c. 91].

Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций [22, с. 76].

Доходы местного бюджета – это экономические от­ношения, возникающие в процессе формирования централи­зованного фонда денежных средств местных органов власти в форме налоговых и неналоговых платежей и безвозмездных поступлений.

Сущностными признаками доходов бюджета, не учитываемые в определениях российских авторов, являются безвозмездность и безвозвратность.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы бюджетной системы РБ являются достоянием всего населения, проживающего на территории республики. Доходы бюджетов всех уровней контролируются и регулируются представительными и исполнительными органами власти, образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Бела­русь. В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.

Регулирующие доходы – это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему звену сверх закреплённых доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, установленных при утверждении вышестоящего бюджета (НДС, акциз, налог на прибыль). Регулирующие доходы ежегодно определяются в Законе Рес­публики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансо­вый (бюджетный) год.

К собственным источникам доходов местного бюджета отно­сятся:

- источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;

- дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоя­тельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, пла­тельщиков, порядка исчисления и сроков уплаты налогов и сборов опреде­ляются законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, суб­сидии, средства фонда финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства. Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который является получателем этих средств.

Согласно законодательству дотация – это денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регули­рующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для пол­ного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств; субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели; субсидия - денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия [11].

Доходы бюджетов базового уровня (районные и городов областного подчинения) включают в себя в соответствии с действующей классификацией следующие поступления:

Текущие налоговые доходы:

- прямые налоги на доходы и прибыль (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль);

- налоги, взимаемые с фонда заработной платы (целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений);

- внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, налог на продажу, акцизы, налоги на отдельные виды услуг, налоги за пользование товарами или за право пользоваться товарами, либо заниматься определенными видами деятельности), прочие налоги на товары и услуги (налоги за использование природных ресурсов, налоги за пользование лесными фондами, целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием ведомственного жилищного фонда);

- налоги на собственность (налог на недвижимость, земельный налог);

- прочие налоги, сборы и пошлины (сбор на содержание и развитие инфраструктуры, транспортный сбор и др.);

Текущие неналоговые доходы:

- доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (плата за пользование банками денежными средствами местного бюджета, дивиденды от принадлежащих государству акций);
прочие регулярные поступления от государственной собственности и предпринимательской деятельности (налог на добываемые из природной среды ресурсы);

административные сборы и платежи (госпошлина, арендная плата от сдачи предприятий, принадлежащих на праве собственности государству, плата от лиц, помещенных в медвытрезвители, сборы с пользователя);

- поступления по штрафам и санкциям;

- прочие текущие неналоговые доходы;

Капитальные неналоговые доходы:

- доходы от реализации основных фондов.

Доходы бюджетов первичного уровня (сельские, поселковые и городов районного подчинения) включают в соответствии с действующей классификацией следующие поступления:

Текущие налоговые доходы:

- прямые налоги на доходы и прибыль с физических лиц (подоходный налог с граждан), с юридических лиц (налог на прибыль предприятий, объединений и организаций государственной и негосударственной собственности);

- внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, производимые на территории Республики Беларусь);

- налоги на собственность (земельный налог);

Текущие неналоговые доходы:

- доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (плата за пользование банками денежными средствами местных бюджетов, налог на добываемые из природной среды ресурсы);

- административные сборы и платежи (госпошлина, арендная плата от сдачи предприятий, принадлежащих на праве собственности государству, и др.);

-поступления по штрафам и санкциям;

-прочие текущие неналоговые доходы.

Формы и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки.

Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. Однако в любом случае главное назначение мобилизованных доходов — создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов — покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.

Между различными уровнями местных бюджетов в силу различного развития регионов и необходимости в материальной помощи от вышестоящих бюджетов происходит распределение доходов. Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются ме­жду областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами посел­ков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодатель­ства Республики Беларусь.

Если собственная доходная база бюджета соответствующего Совета недостаточна для финансирования запланированных расходов, предусматриваются отчисления от республиканских налогов и других обя­зательных платежей. Состав и размеры части республиканских налогов и других обяза­тельных платежей, зачисляемых в бюджеты областей и города Минска, ус­танавливаются ежегодно в законе о бюджете Республики Беларусь на оче­редной финансовый (бюджетный) год. Распределение части республиканских налогов и других обяза­тельных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется по нормативам, утвер­ждаемым областными Советами депутатов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.