Проектирование (от лат. «projectus» — брошенный вперед) - это процесс создания прототипа, прообразапредполагаемого или возможного объекта (состояния) и обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.
Проект - ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.
Проект — это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер .
Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование — не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу — утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).
Применение проектных технологий можно обнаружить даже в далекой древности. Любое из семи чудес света можно в определенном смысле рассматривать как осуществленные социальные проекты. Но все же мышление проектами, сознательное и повсеместное применение проектного подхода в технике, бизнесе, наконец, в социальной сфере — явление последней трети XX столетия (50, стр. 12).
Как правило, деятельность фандомов осуществляется на различных блоговых платформах. Для проведения анкетирования мы выбрали блоговую платформу diary.ru (@Дневники). Она является одной из популярных в России и СНГ (в основном, на Украине и в Белоруссии) наряду с LiveJournal и Liveinternet. На этом сайте наиболее активно развивается фандомное движение: каждый год с июля по октябрь на сайте проводится мероприятие под названием "Фандомная битва", своего рода фестиваль фандомов. Каждый фандом в определённый срок выкладывает в специальное сообщество тот или иной фан-арт (в зависимости от задания конкретного тура). В 2012 году было представлено 150 фандомов, связанных с фильмами, книгами, сериалами, музыкальными направлениями (J-pop – японская поп-музыка, J-rock – японская рок-музыка, K-pop – корейская поп-музыка и др.).
Первые фандомы в России стали появляться в 1990-х годах в связи с ростом популярности литературы "фэнтези". Немного позже возникли фандомы японских анимационных фильмов (аниме) и видеоигр. Стоит отметить, что в последние годы появляются фандомы, посвящённые классическим произведениям. Так, в последней "Фандомной Битве" участвовали фандомы русской литературы ("Евгений Онегин", "Преступление и наказание" и пр.) и кинофильма "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна. Таким образом, наблюдается трансформация фанфикшна, расширяющего объект креативных практик: от подражаний популярным сериалам и беллетристическим текстам – к интерпретациям классического наследия. При этом наблюдается стремление к упрощению, которое отчасти низводит гениальные произведения до уровня массовых фанфикшн-текстов.
Одним из простейших для организации мероприятием является фандомная сходка. Это, ранее обговоренная в сообществе, встреча фанатов в определенное время в определенном месте. где люди встречаются, наслаждаются обществом друг друга, обсуждают фанфики, мир фандома и прочее, устраивают игры и конкурсы с призами, смотрят серии любимых шоу в кинозале, просто хорошо проводят время. Данное мероприятие может быть организовано как самими людьми из фандома на бесплатной основе, так и сторонними организаторами с целью извлечения прибыли (30, стр. 62).
Но главными и основными коммерческими проектами в сфере фандомной культуры остаются различного рода фестивали-выставки (AVAEXPO: фестиваль популярной культуры, «ИгроМир» — первая в России крупномасштабная ежегодная выставка компьютерных и видеоигр, Comic Con Russia — это настоящий праздник для всех поклонников поп-культуры. На Comic Con Russia можно увидеть главные премьеры из мира фильмов, сериалов, компьютерных и настольных игр, развлекательной литературы, и, конечно же, популярных комиксов, аниме и манга, пообщаться с любимыми артистами и создателями фандомных миров, различные конвенции – это замечательная возможность для поклонников сериала встретиться и пообщаться со своими любимыми актёрами, взять автограф, сделать фото на память, или задать давно интересующий вопрос, фестивали по отдельным всевозможным фандомам (фестиваль «Игра Престолов» в Петербурге), фестивали ролевых игр и много другое).
Вся специфика заключается в том, что большинство проектов в первую очередь направлены на получение прибыли и популяризацию, рекламу, раскрутку того или иного фандомного продукта, а не на развития, просвещение посетителей. Обычно вся суть фестивалей сводится к зрелищности и потребительству (44, стр. 29).
Фандомы как актуальное явление культуры требуют дальнейшего осмысления. Необходимо: расширение объектов фандомного творчества, новых ориентиров в поисках креативности, а так же, создание новых, по возможности бесплатных, проектов в деятельности фандомных объединений. С целью увеличения проведения свободного времени вне социальных сетей и прочих интернет-платформ, с целью развития, самовоспитания и социального самоутверждения личности.
Фандом – прекрасный инструмент для изучения правил и приемов, по которым взаимодействуют социум и массовая культура, потребители и производители (19, стр 13).
Культура фандомов – сложная разветвленная система коммуникации между потребителем и производителем. Посредством активного участия в жизни любимой Вселенной (реальность книги или сериала) фандом не только влияет на курс, избираемый создателями, но и ведет диалог, интерпретирует события и углубляет канон. Помимо этого, он качественно репрезентирует состояние современной культуры.
Фандом является зеркалом нашей культуры и медиасреды, поэтому изучение каких-либо его продуктов без учета широкого контекста смены культурной парадигмы ведет к невер- ной трактовке понятий (без учета контекста можно вполне смешать в одной категории фанфикшн и авторскую пародию), а также недооценке значимости фанфикшна с точки зрения развития современного литературного процесса.
В отношении регулирования свободного времени молодежи только позиция активной толерантности может соответствовать такому современному педагогическому подходу, основанному на принципе «субъект-субъектных» отношений, в рамках которого управление свободным временем молодежи будет строиться по линии не воздействия, а взаимодействия, не управления, а регулирования (43, стр. 59).
Таким образом, содействие, помощь в реализации досуговых интересов молодежи, базирующиеся на принятии их идей, мнений являются важными составляющими в достижении непростой цели регулирования свободного времени молодежи.
Если же говорить о досуге молодежи в целом, то кроме личностных свойств отдельного человека характеристика досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает и общественные стороны данного явления. Это связано с тем, что культура досуга помимо занятий, которым отдается предпочтение, определяется и уровнем развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий (кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д.), без существования которых невозможно удовлетворение потребностей в сфере досуга. Это - еще одна содержательная сторона вопроса регулирования свободного времени и досуга молодежи (29, стр. 86).
Таким образом, содействовать росту уровня потребностей молодежи в культурном проведении досуга необходимо через развитие его инфраструктуры, то есть через создание условий, необходимых как для формирования, так и для реализации культурных потребностей.
Забегая вперед, могу сказать, что проект , предложенный мною далее в данной работе, полностью соответствует запросам и потребностям молодежи, состоящей в фандомных сообществах, принадлежащей к фандомной и гик-культуре.