Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность и значение фандомной культуры



Фандом – это сообщество (также употребляется транслитерация фандом англ. fandom, букв. фанатство) — неформальное (как правило) субкультурное сообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с произведениями искусства — пристрастием к определённому фильму, книге, сериалу и т. д.

Реже этим же словом определяют всю совокупность фанатского вторичного творчества, относящегося к определённому произведению или описанному в одном или нескольких произведениях альтернативному миру (19, стр. 14).

Термин «фандом» пришёл в русский язык из английского. Исходно это слово означало «группа людей, увлекающихся научной фантастикой», но постепенно значение термина стало более расплывчатым. Как и в случае западных фандомов, исторически первые и самые большие русские фандомы связаны с фантастикой (время расцвета: 1980-е — 1990-е годы). Сейчас наиболее многочисленными являются фандомы "Властелина Колец", «Хроник Нарнии», «Звёздных войн», «Звёздного пути», «Гарри Поттера», «Дружбы — это чудо», «Времени приключений с Финном и Джейком», «Хеталия и страны Оси», «Шерлока», «Доктора Кто», «Перси Джексона», «Голодных игр» и др.

Не все поклонники определённого произведения являются участниками фандома. Главный смысл существования фандома — общение с другими фанатами. Сейчас обмен информацией между членами фандома осуществляется в основном через Интернет, хотя до сих пор актуальны и классические формы — местные клубы любителей фантастики (КЛФ), фанзины (любительские периодические издания) и конвенты (региональные, национальные и международные съезды или конференции, как правило, ежегодные).

По-другому фанатов называют (фанаты и сами себя так называют) таким словом, как гик. Гик (англ. geek, IPA giːk) — человек, чрезвычайно увлечённый чем-либо; фанат. Изначально гиками именовали людей, увлечённых высокими технологиями (обычно компьютерами и гаджетами. Само слово "гик" произошло от geek - "ярмарочный урод", аттракциона называвшегося "Wild man", являвшегося неотъемлемой частью многих ярмарок с 19-го до первой половины 20-го века, в ходе которого "гик" выполнял разнообразные отвратительные (с точки зрения обычного человека) действия - поедал живых мышей, обмазывался навозом и т.д. «Гик» в конце 20-го века стал синонимичен слову "чудик", что можно соотнести с русскими словами «ботан» или «задрот». К XXI веку слова начали утрачивать негативные коннотации, и сейчас многие люди с гордостью называют себя гиками. Отмечают, что быть гиком даже стало модным. В 2013 году по многочисленным требованиям словарь Коллинза изменил значение слова geek с «человек, увлечённый компьютерами» на «знаток и энтузиаст в специфической области» (20, стр. 19).

Среди типично «гиковских» хобби часто упоминаются фантастика, компьютерные и настольные игры, комиксы, аниме, моделизм, косплей. Фестиваль Comic-con часто упоминается как одно из главных «гиковских» мероприятий. 25 мая отмечается некоторыми фанатами как «Международный день гиков» — в честь совпадения нескольких значимых для фантастики дат.

В 2010-е, особенно после проведения в 2014 году фестиваля Comic-Con Russia, феномен гик-культуры и фэндома стал горячей темой в российских СМИ. Статьи о гик-культуре публиковали издания «Афиша», «Look At Me», «Игромания», «Kanobu.ru»; «Мир фантастики» позиционируется как «geek-журнал» (см. приложение 5-6)

Ярким примером гика (во всех смыслах слова) часто называют Шелдона Купера, персонажа телесериала «Теория большого взрыва». Шелдон увлекается фантастикой и наукой, и его интересы часто непонятны окружающим

Есть мнение, что увлечения наукой, техникой и неформальными, интеллектуальными хобби взаимосвязаны, и таким образом два значения слова «гик» часто пересекаются. Некоторые социологи рассматривают гиков как единую субкультуру.

Распространённым видом творчества (или как его еще называют «вторичное творчество») является:

Фанфикшн — написание историй о вселенной и персонажах сообщества. С недавнего времени фанфикшн является объектом исследования учёных России и других стран. Это популярный литературный феномен, имеющий некоторые сходства с традиционной литературой, но также ряд отличий (69, стр. 11).

Литературное фанатство – самобытное и сложное явление, которое заслуживает такого же интереса, как любой другой культурный феномен. С недавнего времени фанфикшн является объектом исследования учёных России и других стран. Явление фанфикшн довольно сложное и многообразное, особенно, если брать в расчет то, что автором фанфика может стать любой человек.

Фикрайтеры — современная субкультура, производители и потребители фанфиков. Это субкультура «фанатства», представляющая собой совершенно неотъемлемую часть масскультуры в общем. Большая часть представителей субкультуры – школьники и студенты, преимущественно женского пола. Фикрайтер — это грамотно пишущий автор со своим стилем, свежими идеями, самокритичный. Почти профессиональный писатель. Главный объект его творческой деятельности не окружающая действительность, а мир канона. Данный автор черпает идеи из оригинальных произведений, используя их персонажей и миры. У фикрайтеров всегда есть контакт автор – читатель. Они благожелательны к новичкам.

Фанфик (также фэнфик; от англ. fan — поклонник и fiction — художественная литература) — разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком смысле этого слова), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и так далее.

Другой вариант определения: фанфик — жанр массовой литературы, созданной по мотивам художественного произведения фанатом этого произведения, не преследующим коммерческих целей, для чтения другими фанатами (69, стр. 15).

Считается, что фанфикшн, как явление появился относительно недавно, но это в корне неверно. Знаменитое продолжение романа «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл, «Скарлетт» Александры Рипли — что это, как не пример фанатского графоманства? Талантливый, опубликованный, но написанный по мотивам чужого произведения, по причине того, что автору не хотелось расставаться с полюбившимися героями. Когда Артур Конан Дойль прекратил публикацию книг о Шерлоке Холмсе, его поклонники написали свои рассказы о приключениях любимого персонажа. В этом вся суть фанфиков.

Отличие фанфика от обычного произведения в том, что фанфик вторичен. Фанфикшен — это сублитература; автору не нужно придумывать собственный мир, он уже был создан, автору не нужно придумывать героев, они уже были описаны, автору не нужно следовать собственному стилю, а только лишь пытаться повторить написанное или показанное кем-то до него. Хорошее оригинальное произведение хорошо само по себе, хороший же фанфикшен старается как можно больше соответствовать оригиналу, и без знания первоисточника ценности практически не представляет.

В России движение фикрайтеров только набирает обороты, его еще нельзя сравнить с западным, но оно неустанно растет буквально в геометрической прогрессии. Для этого есть все условия, ведь в нашей стране фанфики не преследуются, тогда как в Японии и США они вне закона.

Для поистине талантливого человека, фанфики часто являются тренировкой, возможностью развить писательский навык и обогатить словарный запас, чтобы потом написать что-то свое. Подчас, люди пишущие фанфики, изначально высокообразованны, некоторые из них со временем стали профессиональными писателями-фантастами.

Создателям фанфиков сложно добиться коммерческого успеха но, тем не менее, это не останавливает их на пути творчества и, не смотря на большое количество произведений низкого уровня, не имеющих художественной ценности, встречаются авторы, чьи работы достойны публикации, несмотря на вторичность (19, стр. 23).

Среди них можно назвать имена Ника Перумова, Сергея Лукьяненко, Кирилла Еськова, Сергея Сухинова, Натальи Васильевой и Наталии Некрасовой.

Слово «шиппинг» или «шипперинг» (сокращение от английского relationships, «отношения») – это романтические отношения между персонажами книг/фильмов/сериалов/комиксов/видеоигр. А также между знаменитостями. Таким образом, персонажи/звезды, состоящие в отношениях (в реальности или фантазиях фаната), образуют так называемый пейринг (пару). И тот и другой термины часто используются в среде фикрайтинга, а также внутри различных фэндомов. Те же, кто занимается шиппингом, являются «шипперами».

Чтобы было понятнее, приведем самый тривиальный, но очень хорошо демонстрирующий суть шиппинга, пример. Так, поттерманы шипперят Гарри Поттера и Гермиону Грейнджер (см. приложение 5).

Хотя по сюжету книги они не являются парой. Но, находя доказательства того, что теоретически эти отношения возможны, и желая видеть Гарри именно с Гермионой, шипперы как бы создают альтернативную вселенную, в которой правит балом не Джоан Роулинг, а фанат, автор фанфика. Который, к слову, может создать пейринг даже Рона с Гарри, если того пожелает.

Но как бы забавно это ни выглядело, в реальности шиппинг – очень серьезная вещь для преданных фанатов. Споры о том, «какие отношения лучше» и «какая пара круче», не утихают не на минуту. Так, некоторые пейринги имеют больше поклонников, другие – меньше. Можно, например, вспомнить «Дневники вампира» и вечный спор между «Стеленой» (Стефан и Елена) и «Деленой» (Деймон и Елена).

Сам термин появился в 1996 году, и, по легенде, был изобретен поклонниками «Секретных материалов». Конечно, доподлинно нельзя сказать, правда ли это на 100%, но как одна из теорий, она имеет право на существование. Хотя, в данном контексте романтическая линия была очевидна и создатели сериала коварно играли на чувствах впечатлительных фанов (20, стр. 39).

Другими видами творчества являются фан-видео - создание любительских видеороликов по теме сообщества с кадрами, объединёнными общей идеей.

Фан-видео (от англ. fan video) - это также творчество поклонников, но уже в виде, как правило, клипов. То есть берется мелодия и на нее накладывается видеоряд сериала. Как правило, сюжеты эпизодов и слова песни взаимосвязаны. Хотя, конечно, встречаются и другие формы фан-видео. Ролик фан-видео может быть сделан в различных жанрах и не распространяется с коммерческими целями.

Еще одним видом творчества является фан-арт (который может подразумевать как создание оригинальных рисунков, так и переработку готовых материалов для создания коллажей, аватаров, заставок для рабочего стола). Фан-арт (англ. fan art) — разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, производное рисованное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Также стало популярно рисовать фан-арты к играм. Авторские работы фанатов отдельного произведения или их сходной группы на тему доработки внешности персонажей, места действия и т. п. Фан-арт не включает самостоятельно придуманные доработки и их литературные описания (см. приложение 4).

Фан-арт может представлять иллюстрацию, пародию, карикатуру, кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и др. Фан-арт (иногда пишут «фанарт») — разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, производное рисованное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Также стало популярно рисовать фан-арты к играм. Авторские работы фанатов отдельного произведения или их сходной группы на тему доработки внешности персонажей, места действия и т. п. Фан-арт не включает самостоятельно придуманные доработки и их литературные описания.

Интернет также используется для организации различных мероприятий в рамках сообщества, например, ролевых игр(Как и любая ролевая игра, игра живого действия строится на том, что мастера хотят поставить какую-нибудь ситуацию (и посмотреть на результаты), а игроки, заявившиеся на эту игру, хотят поучаствовать в этой ситуации в роли одного из персонажей) , фестивалей и конкурсов косплея (25, стр. 39).

Коспле́й — переодевание в костюмы известных персонажей и изготовление таких костюмов. Популярное хобби, сродни маскараду.

Cовременный косплей возник в Японии в среде фанатов аниме и манги. Основные прототипы костюмированной игры — персонажи мультфильмов, аниме, видеоигр, фильмов, комиксов, легенд и мифов. Прототипами могут быть и реально существующие персоны — к примеру, звёзды музыки.

Участники косплея детально воссоздают образы, взятые за основу, делая упор на качественную проработку костюма, макияжа и дополнительных атрибутов, характерных для выбранного персонажа. Костюм демонстрируется в дефиле с максимальным отыгрышем образа. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут и заказываться в ателье или покупаться готовыми (в Японии, например, бизнес производства костюмов и аксессуаров для косплея поставлен довольно широко).

Косплейеры обычно демонстрируют свои костюмы либо на тематических фестивалях, либо в сериях фотоснимков (фотокосплей) или на видеозаписи (видеокосплей). Косплей-шоу обычно проводится на фестивалях, на соответствующих вечеринках и мероприятиях (см. приложения 2-3).

Так же одим их самых распространенных хобби гиков\фандомных фанатов является коллекционирование. Как правило, собираются в коллекции такие вещи, которые так или иначе относятся к их любимым фандомам. Это может быть коллекционирование книг, комиксов, различных атрибутов, которые носят во вселенной из любимые персонажи. Коллекционирование фигурок персонажей — самое распространенное хобби фандомных фанатов (см. приложение 1).

Многие фанаты стараются пробовать себя во всех вышеперечисленных видах вторичного фан-творчества. Но заниматься теми видами творчества, которые требуют каких-либо навыков, талантов, получается не у всех ввиду отсутствия таковых. И поэтому досуг такой части аудитории фандомных сообществ направляет всю свою энергию и не раскрытый творческий потенциал не на создание, а , лишь, на потребление, как фан-творчества других участников, так и фандомных продуктов коммерчески направленных организаций.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.