Теоретико-методические основания современной культурно-досуговой деятельности в молодежной среде
Терминология
Фандомный фанат\гик - человек, помешанный на какой-то узкой теме, часто далёкой от реальности. Изначально гиками именовали людей, увлечённых высокими технологиями (обычно компьютерами и гаджетами). В 2000-е годы распространилось другое значение слова: человек, увлечённый популярной культурой, член фандома
Фандом - название неформальных (как правило) субкультурных сообществ, участники которых объединены каким-то единым интересом или хобби — пристрастием к определённому жанру в искусстве, писателю, актёру, спортсмену и так далее.
Реже этим же словом определяют всю совокупность источников, относящихся к произведению или описанному в одном или нескольких произведениях альтернативному миру.
Канон - официальная вселенная — официальная информация о вселенной какого-либо цикла произведений, в отличие от фанатского творчества и ролевых игр. В канон могут входить персонажи, события, особенности мира, графический стиль и многое другое. Вопрос канона важен для многих фанатов, которые предпочитают или стараются создавать творчество, близкое к оригинальным произведениям.
Фан-творчество в широком смысле – это любое производное некоммерческое произведение, созданное поклонником какого-либо оригинального произведения. Чаще всего фан-творчество разделяют на фанфикшн и фан-арт.
Фанфикшн - разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей.
Фанфик - жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе — манги), а также компьютерных игр и т. д. Авторами подобных сочинений — фикра́йтерами.
Фикрайтер - — это создатели фанфиков
Фикридеры— читатели фанфиков
Фан-арт - разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, производное рисованное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей.
Шипперы -от англ. shipping, — душевное сопереживание любовному роману между двумя и более вымышленными персонажами из какого-либо художественного произведения. А также любое творчество, возникающее на этой почве.
Ролевики — люди, увлекающиеся ролевыми играми (RPG). Почти все являются гиками. Ролевики это неформальная общность самых разных людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Хотя четкого термина для обозначения поклонников полевых ролевых игр в настоящее время нет (см. приложение 4).
Коспле́й — «костюмированная игра»— переодевание в костюмы известных персонажей и изготовление таких костюмов. Популярное хобби среди фандомных фанатов отаку. Косплейеры обычно демонстрируют свои костюмы либо на тематических фестивалях, либо в сериях фотоснимков (фотокосплей).
Отаку - термин "отаку" используется расширительно, в значении "поклонник современной японской массовой культуры: аниме, манги, кино, музыки, литературы и т. д." (см. приложение 3).
Фотокосплей - это постановочная фотография с участием косплеера или косплей-группы в стилизованном окружении, демонстрирующая образ и костюм персонажей (см. приложение 2).
Аниме - японская анимация. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность.
Аниме-фестиваль — общее название для события, заключающегося в сборе людей, объединённых любовью к японской культуре с упором на увлечение мангой и аниме. Как правило, это — многодневные мероприятия (в том числе косплей), проводимые в конгресс-центрах, гостиницах, или даже университетских городках. Такие фестивали являются площадкой для рекламы и распространения продукции.
Научные представления об организации свободного времени в условиях социальных трансформаций
Современное общество в целях социально-экономического развития и духовного обновления всех сторон жизни должно быть заинтересовано в эффективном использовании гражданами своего свободного времени. В первую очередь, это касается молодежи как наиболее активной и находящейся на стадии социального становления социальной группы. Поэтому, прежде всего, необходимо сказать о возможностях и направлениях изменения ситуации в сфере досуга молодежи или в целом - о регулировании ее свободного времени.
Система регулирования свободного времени человека включает, прежде всего, воспитание культуры свободного времени. Работа в этом направлении подразумевает, на наш взгляд, как создание условий для удовлетворения уже сложившихся запросов, так и стимулирование формирования новых потребностей, отвечающих более высокому уровню развития человека, его культуры.
Обращение к понятию культуры досуга диктуется логикой анализа проблем регулирования свободного времени молодежи на том основании, что сам процесс регулирования должен быть ориентирован на формирование у молодого поколения культуры проведения досуга. Иными словами, в качестве цели регулирования досугового пространства молодежи рассматривается формирование культуры ее досуга. Под культурой досуга понимается качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентации и форм поведения, а также готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности.
Еще на этапе становления исследований бюджетов времени С.Г. Струмилин говорил о необходимости социально-психологического воспитания в массах культуры использования времени, умения ценить время на производстве и в быту, в общественной и личной жизни.
Эти задачи стояли перед обществом не одно десятилетие и актуальны для общества, современного нам. Такую ситуацию можно объяснить тем, что «требования к культуре использования свободного времени возрастают с прогрессом общества». Кроме того, справедлива точка зрения исследователей В.И. Болгова и В.Г. Гуцу относительно того, что «решение перспективной проблемы улучшения использования свободного времени молодежи связано с овладением ею определенной культурой использования свободного времени».
Поэтому рассмотрение культуры досуга представляется важным, с одной стороны, в связи с необходимостью качественной характеристики происходящих в сфере досуга молодежи изменений, а с другой - для формирования целей ориентирования молодежи в сфере досуга.
Интерес к данной проблеме прослеживается в разных исследованиях. Вопросы развития теории и практики организации свободного времени стали объектом внимания многих отечественных исследователей, Ещё К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и В.Н.Терский в своих трудах подчеркивали важность организации свободного времени в жизни молодежи. В разные годы вопрос о целесообразности использования свободного времени в деле становления и развития личности рассматривали М.Г.Бушканец, Б.А.Грушин, Г.А.Евтеева, Г.Е.Зборовский, Г.П.Орлов, Г.А. Пруденский, Э.В.Соколов и другие.
А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, И.Е.Романова, Б.А.Титов, Б.А.Трегубов, отнесли досуг к той сфере деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивает реализацию способностей, духовно-нравственное развитие личности и, вследствие этого, имеет особую значимость для юношества (21, стр. 168).
Досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых.
Процессы формирования культуры досуга молодежи рассматриваются в аспекте регулирования всего свободного времени, в связи с тем, что досуг - часть свободного времени, поэтому регулирование досуга подразумевает воздействие на пространство всего свободного времени.
Специфика молодежного досуга.
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.
К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев –Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» (2, с 16). Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах.
Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.
Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.
Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.
Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.
В наше время запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. Свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.
В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей.
Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение является институтом социализации.
Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой – в течение своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.
По мнению В.Я. Суртаева, формирование культуры досуга молодежи складывается из трех основных этапов:
- 1 этап - стимулирование у молодежи установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга;
- 2 этап - непосредственное вовлечение молодежи в различные социально значимые виды досуговой деятельности, исходя из ее мотивов и интересов;
- 3 этап - материально-техническое, организационно-методическое и кадровое обеспечение деятельности в сфере досуга молодежи.
В рамках первого этапа - стимулирования у молодежи установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга - раскрываются общая социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга, которая во всех своих проявлениях формирует определенную систему ценностных ориентации, образцов поведения, стимулирует молодежь к участию в различных видах досуговой деятельности. Это и есть совокупность объективных факторов, влияющих на формирование культуры досуга молодежи.
В рамках второй составляющей формирования культуры досуга молодежи - непосредственного ее вовлечения в различные виды досуговой деятельности - исследуются мотивы, интересы, которые молодежь стремится реализовать в сфере досуга, то есть собственно причины ее участия или неучастия в тех или иных видах досуговой деятельности, исходя из которых возможно непосредственное вовлечение молодежи в различные социально значимые виды досуговой деятельности.
При выполняющих ранее более эффективно социализирующую функцию социальных институтах (семья, школа, комсомол) сфера досуга молодежи была подвергнута большему контролю со стороны общества, в его сфере действовали механизмы управления, пусть иногда и жесткие. В настоящее время, с утратой вышеуказанными институтами доминирующей роли в социализации молодого поколения, досуг, как одна из приоритетных для части молодежи сфер самореализации, практически оказался вне поля государственно-административного управления. В связи с утратой действенных механизмов контроля и регулирования досуг молодежи оказался малоуправляем. Сложившаяся сегодня ситуация усугубляется появлением новых видов досуговой деятельности молодежи, методы управления которыми просто не разработаны. Появляется прямой вопрос: как ими управлять?
Рассматривая социокультурную ситуацию в сфере молодежного досуга, мы видим последствия коммерциализации досуговой сферы жизнедеятельности молодого поколения. В ее условиях коммерческий интерес предприятий формирующейся в нашей стране индустрии досуга усложняет регулирование свободного времени.
Совокупность проблем, существующих на сегодняшний день в области свободного времени и досуга, и, прежде всего, досуга молодежи, во многом связана с разрушением существовавшей ранее в этой сфере системы управления.
Конечно, имевшие место тотальное огосударствление и идеологизация социально-культурной сферы, четкая регламентация и, как следствие, засилье официальной, усредненной культуры не отвечали всем потребностям в свободном, самодеятельном творчестве, независимом выборе в пользу любых видов деятельности в свободное время.
Однако ситуацию в сфере досуга молодежи, складывающую в настоящее время, как раз и можно объяснить тем, что с началом демократизации общества были разрушены старые методы общественного управления, а новые, которые смогли бы стать достаточно эффективными в стране со становящимися рыночными отношениями, выработаны не были.
В таких условиях назрела необходимость поиска новых методов работы с молодежью, поскольку, «старые не соответствуют изменившимся общественным ситуациям». Но организационно-управленческие нововведения не меняют устоявшихся принципов и методов планирования и управления работой. Подобные высказывания подтверждаются результатами проведенного в 2014 году экспертного опроса главного специалиста отдела досуговой деятельности Краснодарского краевого научно-методического центра культуры (ККНМЦК) департамента культуры края. На основании полученных в ходе исследования данных можно говорить о том, что, несмотря на определенные изменения подходов и в работе с молодежью, и в отношении функционирования социокультурного пространства в целом, очень многое остается на прежних основаниях принципах, методах, требующих модернизации, поскольку в изменившихся условиях зачастую являются неэффективными.
Избыточное количество свободного времени, в особенности, если оно по ряду причин не может быть должным образом организовано, заключает в себе серьезную опасность - рост употребления алкоголя, «ничегонеделание» - и может привести к несформированности самих потребностей в культурном проведении досуга, в его активных видах.
Именно в связи с необходимостью организации досуга необходимо обращение к его культуре, которая выступает неотъемлемой составной частью культуры общества, общей культуры личности. К тому же, как отмечают исследователи, от умения организовать свое досуговое время во многом зависят социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем в целом.
Среди разнообразных социальных характеристик досуга для нас, пожалуй, наиболее важными представляются две:
– досуговая деятельность является, как правило, непроизводственной деятельностью;
– досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе.
В последние десятилетия теория и практика досуга молодежи обогатилась исследованиями Л.А.Затуливетер, В.В.Кирсанова, Н.Ф.Максютина, В.Д.Поплавского, Л.К.Хабибуллиной, Е.Н.Фединой, Н.Н.Ярошенко, в которых акцентируется внимание на педагогическом потенциале досуга молодежи, выдвигается идея возрастания его роли в социализации подрастающих поколений в условиях нестабильности общественной жизни.
Что касается немецких источников, то они достаточно многочисленны и предлагают широкий обзор проблемы свободного времени молодежи. Особое внимание в настоящем исследовании было уделено изучению оригинальных трудов таких немецких исследователей, как Л.Вебер, Б.Мюллер, В.Нарштедт, Х.Опашовски, П.Плюсква, Х.Рюдигер, В.Хорнштайн, Б.Энг-хольм.
Они рассматривают проблему социальной трансформации как один из аспектов проблемы развития общества, формирование в нем образов и смысла будущего. Действительно, сегодня категория «социальное развитие» включает в себя специфику социального воспроизводства, конструирование и проектирование, общение, формирование социальной нормативности, контекст социальных ожиданий, символизацию, организацию и ряд других сторон жизни общества. Среди этих компонентов социальная трансформация выступает как онтологическая характеристика развития общества, включающая в себя прежде всего сложные взаимоотношения его субъектной и объектной сфер (75, стр. 59).
В этом отношении социальная трансформация - это необходимая «корректировка» взаимоотношений между молодым человеком и общественной средой, ее инфраструктурой.
Именно поэтому свободное время - самое уязвимое звено во всей системе воспитания. Но, очевидно, что злом является не время само по себе, а неумение его разумно, рационально использовать. В результате - неисчерпаемые потенциальные возможности для формирования личности, заложенные в его природе, остаются неиспользованными. И тогда дают о себе знать отрицательные факторы, ибо, как уже отмечалось, нет в воспитательном отношении времени нейтрального. А характер воздействия его на личность зависит, прежде всего, от того, чем оно заполнено или, наоборот, чем оно не заполнено. В свободное время можно и обогащаться, и растрачивать приобретенное.
Типы организации\использования свободного времени:
1. Творческий тип. Само название свидетельствует о том, что из всех видов деятельности, характерных для индивида, наибольшей значимостью и притягательностью для него обладают те, в рамках которых он реализует свои творческие замыслы. При этом совершенно не важно, каков конечный продукт этого творчества, духовный или материальный, находится ли он в сфере быта, техники или искусства. Творческая деятельность личности может быть направлена как на создание оригинального продукта, так и на осуществление репродуктивной деятельности, т.е. воспроизводящей нечто уже существующее, например, копирование понравившейся картины. Главным для данного типа реализации свободного времени является то, что индивид из всех доступных ему в свободный период видов деятельности выбирает такую, которая направлена на его самовыражение и самоутверждение в том или ином творческом акте (48, стр. 61).
2. Культурно-потребительский тип. Его примечательная особенность состоит в том, что индивид расходует свое свободное время на общение с духовными ценностями и повышает свою духовную культуру. Это посещение музеев, выставок, театров и кинотеатров, а также чтение художественной литературы и разнообразной продукции периодической печати, прослушивание радиопередач и аудиозаписей, просмотр телевизионных программ и видеозаписей. Учитывая то обстоятельство, что за последние годы наш отечественный печатный и музыкальный мир, равно как и фонд видеопродукции, пополнились далеко не лучшими образцами отечественной и особенно зарубежной культуры, надо отметить, что потребление такой «духовной» продукции культуры индивида не повышает.
3. Рекреативный тип. К нему относятся все виды отдыха и развлекательной деятельности, в частности, такие, как спорт, занятие рыбной ловлей, туризм, посещение ресторанов, кафе, танцевальных вечеров, устройство дружеских вечеринок, общение с родственниками и т.д.
Социологические исследования показывают, что типы проведения свободного времени определяются множеством социальных факторов. К числу наиболее значимых относятся возраст индивида, место его жительства, уровень образования и культуры, материальные доходы и др. (23, стр. 95).
Будущее России в значительной мере зависит от уровня духовности современной молодёжи, от богатства её личностного потенциала и готовности включаться в решение социально-культурных проблем общества.
В процессе деятельности, наполняющей свободное время, под воздействием ее структуры, содержания, организации, складывающихся здесь отношений формируется богатый комплекс нравственных черт личности, характеризующий ее различные стороны (47, стр. 69).
В последнее время появляется тенденция повышения интереса ученых и практиков к исследованию именно воспитательного потенциала досуга (80, стр. 46).
Ценностные ориентации свободного времени базируются на фундаментальном праве человека распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность, исходя из личностных потребностей и интересов.
Основное морализирующее, регламентирующее и воспитывающее учением, определяющее содержание свободного времени в Германии обозначается термином «педагогика свободного времени» (31, стр. 65).
Впервые понятие «педагогика свободного времени» было использовано немецким педагогом Фритцом Клаттом в сборнике «Организация свободного времени.
Признавая влияние значительных изменений в обществе на качество и содержание свободного времени, уместно рассмотреть и роль научно-технического прогресса в досуговой жизни людей.
Социологические наблюдения показывают, что развитие науки и техники в XX и ХХI столетии решительным образом изменили содержание и качество свободного времени. Причем это изменение не может быть оценено однозначным образом.
Развитие науки и техники приводило к возрастанию технической оснащенности быта, что также способствовало росту свободного времени. Однако его содержание не всегда становилось положительно насыщенным. Данные 2013 г. показывали, что «современная молодежь начала утрачивать привычку к активному творческому досугу или даже утратила ее». Вместо активных форм отдыха и интеллектуальных занятий в свободное время господствующее место занял Интренет, просмотр телепередач и фильмов по видео, составлявший от 13 до 14 часов в неделю. Одним словом, при возрастании технических возможностей, способных расширить культурные горизонты в использовании свободного времени и способствовать духовному развитию личности, происходит вялое потребление низкосортной видеопродукции типа (боевиков, триллеров, эротики и пр.), разрушающим образом действующей на духовную культуру индивида (51, стр. 64).
Такое положение дел в сфере свободного времени остро ставит вопрос о необходимости его регулирования и должного наполнения соответствующим этическими, эстетическими и общекультурными ценностями.
Разумеется, это не может быть сделано диктаторскими средствами, но закон, защищающий целостность и духовное здоровье общества и индивида, должен быть на высоте (4, стр. 76).
Рассмотрение вопроса регулирования свободного времени молодежи является важным и в связи с тем, что на формирование личности молодого человека, на уровень его развитости как раз оказывают влияние те виды деятельности, которым он отдает предпочтение в часы досуга. Это подтверждается выводами А. Фернхема и П. Хейвена, авторами исследования «Личность и социальное поведение», которые на основе полученных данных отмечают, что деятельность на досуге может приводить к изменению личности. И поскольку именно в молодом возрасте происходит формирование личности человека, то вопрос регулирования свободного времени молодежи приобретает, на наш взгляд, дополнительную актуальность.
Так, по результатам массовых опросов молодежи России, проведенных учеными С.Н. Иконниковой и В. Т. Лисовским (в 2013 г. участвовали представители 18-ти городов - 2343 человека) было выявлено, что 17,2% респондентов ощущают недоступность учреждений досуга; 12% - отсутствие условий самореализации; 11% - предлагают создать молодежные организации.
Вполне очевидно, что в сфере молодежного досуга необходимы преобразования, направленные на обновление и усовершенствование системы регулирования свободного времени и досуга молодежи.