Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Научные представления об организации свободного времени в условиях социальных трансформаций



Глава 1

Теоретико-методические основания современной культурно-досуговой деятельности в молодежной среде

Терминология

Фандомный фанат\гик - человек, помешанный на какой-то узкой теме, часто далёкой от реальности. Изначально гиками именовали людей, увлечённых высокими технологиями (обычно компьютерами и гаджетами). В 2000-е годы распространилось другое значение слова: человек, увлечённый популярной культурой, член фандома

Фандом - название неформальных (как правило) субкультурных сообществ, участники которых объединены каким-то единым интересом или хобби — пристрастием к определённому жанру в искусстве, писателю, актёру, спортсмену и так далее.

Реже этим же словом определяют всю совокупность источников, относящихся к произведению или описанному в одном или нескольких произведениях альтернативному миру.

Канон - официальная вселенная — официальная информация о вселенной какого-либо цикла произведений, в отличие от фанатского творчества и ролевых игр. В канон могут входить персонажи, события, особенности мира, графический стиль и многое другое. Вопрос канона важен для многих фанатов, которые предпочитают или стараются создавать творчество, близкое к оригинальным произведениям.

Фан-творчество в широком смысле – это любое производное некоммерческое произведение, созданное поклонником какого-либо оригинального произведения. Чаще всего фан-творчество разделяют на фанфикшн и фан-арт.

Фанфикшн - разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей.

Фанфик - жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе — манги), а также компьютерных игр и т. д. Авторами подобных сочинений — фикра́йтерами.

Фикрайтер - — это создатели фанфиков

Фикридеры— читатели фанфиков

Фан-арт - разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, производное рисованное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей.

Шипперы -от англ. shipping, — душевное сопереживание любовному роману между двумя и более вымышленными персонажами из какого-либо художественного произведения. А также любое творчество, возникающее на этой почве.

Ролевики — люди, увлекающиеся ролевыми играми (RPG). Почти все являются гиками. Ролевики это неформальная общность самых разных людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Хотя четкого термина для обозначения поклонников полевых ролевых игр в настоящее время нет (см. приложение 4).

Коспле́й — «костюмированная игра»— переодевание в костюмы известных персонажей и изготовление таких костюмов. Популярное хобби среди фандомных фанатов отаку. Косплейеры обычно демонстрируют свои костюмы либо на тематических фестивалях, либо в сериях фотоснимков (фотокосплей).

Отаку - термин "отаку" используется расширительно, в значении "поклонник современной японской массовой культуры: аниме, манги, кино, музыки, литературы и т. д." (см. приложение 3).

Фотокосплей - это постановочная фотография с участием косплеера или косплей-группы в стилизованном окружении, демонстрирующая образ и костюм персонажей (см. приложение 2).

Аниме - японская анимация. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность.

Аниме-фестиваль — общее название для события, заключающегося в сборе людей, объединённых любовью к японской культуре с упором на увлечение мангой и аниме. Как правило, это — многодневные мероприятия (в том числе косплей), проводимые в конгресс-центрах, гостиницах, или даже университетских городках. Такие фестивали являются площадкой для рекламы и распространения продукции.

Научные представления об организации свободного времени в условиях социальных трансформаций

Современное общество в целях социально-экономического развития и духовного обновления всех сторон жизни должно быть заинтересовано в эффективном использовании гражданами своего свободного времени. В первую очередь, это касается молодежи как наиболее активной и находящейся на стадии социального становления социальной группы. Поэтому, прежде всего, необходимо сказать о возможностях и направлениях изменения ситуации в сфере досуга молодежи или в целом - о регулировании ее свободного времени.

Система регулирования свободного времени человека включает, прежде всего, воспитание культуры свободного времени. Работа в этом направлении подразумевает, на наш взгляд, как создание условий для удовлетворения уже сложившихся запросов, так и стимулирование формирования новых потребностей, отвечающих более высокому уровню развития человека, его культуры.

Обращение к понятию культуры досуга диктуется логикой анализа проблем регулирования свободного времени молодежи на том основании, что сам процесс регулирования должен быть ориентирован на формирование у молодого поколения культуры проведения досуга. Иными словами, в качестве цели регулирования досугового пространства молодежи рассматривается формирование культуры ее досуга. Под культурой досуга понимается качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентации и форм поведения, а также готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности.

Еще на этапе становления исследований бюджетов времени С.Г. Струмилин говорил о необходимости социально-психологического воспитания в массах культуры использования времени, умения ценить время на производстве и в быту, в общественной и личной жизни.

Эти задачи стояли перед обществом не одно десятилетие и актуальны для общества, современного нам. Такую ситуацию можно объяснить тем, что «требования к культуре использования свободного времени возрастают с прогрессом общества». Кроме того, справедлива точка зрения исследователей В.И. Болгова и В.Г. Гуцу относительно того, что «решение перспективной проблемы улучшения использования свободного времени молодежи связано с овладением ею определенной культурой использования свободного времени».

Поэтому рассмотрение культуры досуга представляется важным, с одной стороны, в связи с необходимостью качественной характеристики происходящих в сфере досуга молодежи изменений, а с другой - для формирования целей ориентирования молодежи в сфере досуга.

Интерес к данной проблеме прослеживается в разных исследованиях. Вопросы развития теории и практики организации свободного времени стали объектом внимания многих отечественных исследователей, Ещё К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и В.Н.Терский в своих трудах подчеркивали важность организации свободного времени в жизни молодежи. В разные годы вопрос о целесообразности использования свободного времени в деле становления и развития личности рассматривали М.Г.Бушканец, Б.А.Грушин, Г.А.Евтеева, Г.Е.Зборовский, Г.П.Орлов, Г.А. Пруденский, Э.В.Соколов и другие.

А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, И.Е.Романова, Б.А.Титов, Б.А.Трегубов, отнесли досуг к той сфере деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивает реализацию способностей, духовно-нравственное развитие личности и, вследствие этого, имеет особую значимость для юношества (21, стр. 168).

Досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых.

Процессы формирования культуры досуга молодежи рассматриваются в аспекте регулирования всего свободного времени, в связи с тем, что досуг - часть свободного времени, поэтому регулирование досуга подразумевает воздействие на пространство всего свободного времени.

Специфика молодежного досуга.

 

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев –Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» (2, с 16). Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах.

Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.

Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.

В наше время запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. Свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.

В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей.

 

Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение является институтом социализации.

Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой – в течение своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

По мнению В.Я. Суртаева, формирование культуры досуга молодежи складывается из трех основных этапов:

- 1 этап - стимулирование у молодежи установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга;

- 2 этап - непосредственное вовлечение молодежи в различные социально значимые виды досуговой деятельности, исходя из ее мотивов и интересов;

- 3 этап - материально-техническое, организационно-методическое и кадровое обеспечение деятельности в сфере досуга молодежи.

В рамках первого этапа - стимулирования у молодежи установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга - раскрываются общая социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга, которая во всех своих проявлениях формирует определенную систему ценностных ориентации, образцов поведения, стимулирует молодежь к участию в различных видах досуговой деятельности. Это и есть совокупность объективных факторов, влияющих на формирование культуры досуга молодежи.

В рамках второй составляющей формирования культуры досуга молодежи - непосредственного ее вовлечения в различные виды досуговой деятельности - исследуются мотивы, интересы, которые молодежь стремится реализовать в сфере досуга, то есть собственно причины ее участия или неучастия в тех или иных видах досуговой деятельности, исходя из которых возможно непосредственное вовлечение молодежи в различные социально значимые виды досуговой деятельности.

При выполняющих ранее более эффективно социализирующую функцию социальных институтах (семья, школа, комсомол) сфера досуга молодежи была подвергнута большему контролю со стороны общества, в его сфере действовали механизмы управления, пусть иногда и жесткие. В настоящее время, с утратой вышеуказанными институтами доминирующей роли в социализации молодого поколения, досуг, как одна из приоритетных для части молодежи сфер самореализации, практически оказался вне поля государственно-административного управления. В связи с утратой действенных механизмов контроля и регулирования досуг молодежи оказался малоуправляем. Сложившаяся сегодня ситуация усугубляется появлением новых видов досуговой деятельности молодежи, методы управления которыми просто не разработаны. Появляется прямой вопрос: как ими управлять?

Рассматривая социокультурную ситуацию в сфере молодежного досуга, мы видим последствия коммерциализации досуговой сферы жизнедеятельности молодого поколения. В ее условиях коммерческий интерес предприятий формирующейся в нашей стране индустрии досуга усложняет регулирование свободного времени.

Совокупность проблем, существующих на сегодняшний день в области свободного времени и досуга, и, прежде всего, досуга молодежи, во многом связана с разрушением существовавшей ранее в этой сфере системы управления.

Конечно, имевшие место тотальное огосударствление и идеологизация социально-культурной сферы, четкая регламентация и, как следствие, засилье официальной, усредненной культуры не отвечали всем потребностям в свободном, самодеятельном творчестве, независимом выборе в пользу любых видов деятельности в свободное время.

Однако ситуацию в сфере досуга молодежи, складывающую в настоящее время, как раз и можно объяснить тем, что с началом демократизации общества были разрушены старые методы общественного управления, а новые, которые смогли бы стать достаточно эффективными в стране со становящимися рыночными отношениями, выработаны не были.

В таких условиях назрела необходимость поиска новых методов работы с молодежью, поскольку, «старые не соответствуют изменившимся общественным ситуациям». Но организационно-управленческие нововведения не меняют устоявшихся принципов и методов планирования и управления работой. Подобные высказывания подтверждаются результатами проведенного в 2014 году экспертного опроса главного специалиста отдела досуговой деятельности Краснодарского краевого научно-методического центра культуры (ККНМЦК) департамента культуры края. На основании полученных в ходе исследования данных можно говорить о том, что, несмотря на определенные изменения подходов и в работе с молодежью, и в отношении функционирования социокультурного пространства в целом, очень многое остается на прежних основаниях принципах, методах, требующих модернизации, поскольку в изменившихся условиях зачастую являются неэффективными.

Избыточное количество свободного времени, в особенности, если оно по ряду причин не может быть должным образом организовано, заключает в себе серьезную опасность - рост употребления алкоголя, «ничегонеделание» - и может привести к несформированности самих потребностей в культурном проведении досуга, в его активных видах.

Именно в связи с необходимостью организации досуга необходимо обращение к его культуре, которая выступает неотъемлемой составной частью культуры общества, общей культуры личности. К тому же, как отмечают исследователи, от умения организовать свое досуговое время во многом зависят социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем в целом.

Среди разнообразных социальных характеристик досуга для нас, пожалуй, наиболее важными представляются две:

– досуговая деятельность является, как правило, непроизводственной деятельностью;

– досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе.

В последние десятилетия теория и практика досуга молодежи обогатилась исследованиями Л.А.Затуливетер, В.В.Кирсанова, Н.Ф.Максютина, В.Д.Поплавского, Л.К.Хабибуллиной, Е.Н.Фединой, Н.Н.Ярошенко, в которых акцентируется внимание на педагогическом потенциале досуга молодежи, выдвигается идея возрастания его роли в социализации подрастающих поколений в условиях нестабильности общественной жизни.

Что касается немецких источников, то они достаточно многочисленны и предлагают широкий обзор проблемы свободного времени молодежи. Особое внимание в настоящем исследовании было уделено изучению оригинальных трудов таких немецких исследователей, как Л.Вебер, Б.Мюллер, В.Нарштедт, Х.Опашовски, П.Плюсква, Х.Рюдигер, В.Хорнштайн, Б.Энг-хольм.

Они рассматривают проблему социальной трансформации как один из аспектов проблемы развития общества, формирование в нем образов и смысла будущего. Действительно, сегодня категория «социальное развитие» включает в себя специфику социального воспроизводства, конструирование и проектирование, общение, формирование социальной нормативности, контекст социальных ожиданий, символизацию, организацию и ряд других сторон жизни общества. Среди этих компонентов социальная трансформация выступает как онтологическая характеристика развития общества, включающая в себя прежде всего сложные взаимоотношения его субъектной и объектной сфер (75, стр. 59).

В этом отношении социальная трансформация - это необходимая «корректировка» взаимоотношений между молодым человеком и общественной средой, ее инфраструктурой.

Именно поэтому свободное время - самое уязвимое звено во всей системе воспитания. Но, очевидно, что злом является не время само по себе, а неумение его разумно, рационально использовать. В результате - неисчерпаемые потенциальные возможности для формирования личности, заложенные в его природе, остаются неиспользованными. И тогда дают о себе знать отрицательные факторы, ибо, как уже отмечалось, нет в воспитательном отношении времени нейтрального. А характер воздействия его на личность зависит, прежде всего, от того, чем оно заполнено или, наоборот, чем оно не заполнено. В свободное время можно и обогащаться, и растрачивать приобретенное.

Типы организации\использования свободного времени:

1. Творческий тип. Само название свидетельствует о том, что из всех видов деятельности, характерных для индивида, наибольшей значимостью и притягательностью для него обладают те, в рамках которых он реализует свои творческие замыслы. При этом совершенно не важно, каков конечный продукт этого творчества, духовный или материальный, находится ли он в сфере быта, техники или искусства. Творческая деятельность личности может быть направлена как на создание оригинального продукта, так и на осуществление репродуктивной деятельности, т.е. воспроизводящей нечто уже существующее, например, копирование понравившейся картины. Главным для данного типа реализации свободного времени является то, что индивид из всех доступных ему в свободный период видов деятельности выбирает такую, которая направлена на его самовыражение и самоутверждение в том или ином творческом акте (48, стр. 61).

2. Культурно-потребительский тип. Его примечательная особенность состоит в том, что индивид расходует свое свободное время на общение с духовными ценностями и повышает свою духовную культуру. Это посещение музеев, выставок, театров и кинотеатров, а также чтение художественной литературы и разнообразной продукции периодической печати, прослушивание радиопередач и аудиозаписей, просмотр телевизионных программ и видеозаписей. Учитывая то обстоятельство, что за последние годы наш отечественный печатный и музыкальный мир, равно как и фонд видеопродукции, пополнились далеко не лучшими образцами отечественной и особенно зарубежной культуры, надо отметить, что потребление такой «духовной» продукции культуры индивида не повышает.

3. Рекреативный тип. К нему относятся все виды отдыха и развлекательной деятельности, в частности, такие, как спорт, занятие рыбной ловлей, туризм, посещение ресторанов, кафе, танцевальных вечеров, устройство дружеских вечеринок, общение с родственниками и т.д.

Социологические исследования показывают, что типы проведения свободного времени определяются множеством социальных факторов. К числу наиболее значимых относятся возраст индивида, место его жительства, уровень образования и культуры, материальные доходы и др. (23, стр. 95).

Будущее России в значительной мере зависит от уровня духовности современной молодёжи, от богатства её личностного потенциала и готовности включаться в решение социально-культурных проблем общества.

В процессе деятельности, наполняющей свободное время, под воздействием ее структуры, содержания, организации, складывающихся здесь отношений формируется богатый комплекс нравственных черт личности, характеризующий ее различные стороны (47, стр. 69).

В последнее время появляется тенденция повышения интереса ученых и практиков к исследованию именно воспитательного потенциала досуга (80, стр. 46).

Ценностные ориентации свободного времени базируются на фундаментальном праве человека распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность, исходя из личностных потребностей и интересов.

Основное морализирующее, регламентирующее и воспитывающее учением, определяющее содержание свободного времени в Германии обозначается термином «педагогика свободного времени» (31, стр. 65).

Впервые понятие «педагогика свободного времени» было использовано немецким педагогом Фритцом Клаттом в сборнике «Организация свободного времени.

Признавая влияние значительных изменений в обществе на качество и содержание свободного времени, уместно рассмотреть и роль научно-технического прогресса в досуговой жизни людей.

Социологические наблюдения показывают, что развитие науки и техники в XX и ХХI столетии решительным образом изменили содержание и качество свободного времени. Причем это изменение не может быть оценено однозначным образом.

Развитие науки и техники приводило к возрастанию технической оснащенности быта, что также способствовало росту свободного времени. Однако его содержание не всегда становилось положительно насыщенным. Данные 2013 г. показывали, что «современная молодежь начала утрачивать привычку к активному творческому досугу или даже утратила ее». Вместо активных форм отдыха и интеллектуальных занятий в свободное время господствующее место занял Интренет, просмотр телепередач и фильмов по видео, составлявший от 13 до 14 часов в неделю. Одним словом, при возрастании технических возможностей, способных расширить культурные горизонты в использовании свободного времени и способствовать духовному развитию личности, происходит вялое потребление низкосортной видеопродукции типа (боевиков, триллеров, эротики и пр.), разрушающим образом действующей на духовную культуру индивида (51, стр. 64).

Такое положение дел в сфере свободного времени остро ставит вопрос о необходимости его регулирования и должного наполнения соответствующим этическими, эстетическими и общекультурными ценностями.

Разумеется, это не может быть сделано диктаторскими средствами, но закон, защищающий целостность и духовное здоровье общества и индивида, должен быть на высоте (4, стр. 76).

Рассмотрение вопроса регулирования свободного времени молодежи является важным и в связи с тем, что на формирование личности молодого человека, на уровень его развитости как раз оказывают влияние те виды деятельности, которым он отдает предпочтение в часы досуга. Это подтверждается выводами А. Фернхема и П. Хейвена, авторами исследования «Личность и социальное поведение», которые на основе полученных данных отмечают, что деятельность на досуге может приводить к изменению личности. И поскольку именно в молодом возрасте происходит формирование личности человека, то вопрос регулирования свободного времени молодежи приобретает, на наш взгляд, дополнительную актуальность.

Так, по результатам массовых опросов молодежи России, проведенных учеными С.Н. Иконниковой и В. Т. Лисовским (в 2013 г. участвовали представители 18-ти городов - 2343 человека) было выявлено, что 17,2% респондентов ощущают недоступность учреждений досуга; 12% - отсутствие условий самореализации; 11% - предлагают создать молодежные организации.

Вполне очевидно, что в сфере молодежного досуга необходимы преобразования, направленные на обновление и усовершенствование системы регулирования свободного времени и досуга молодежи.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.