Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Аксиологическая функция.



Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция.

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Интегрирующая функция.

Как известно,философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему,вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.

Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.

Идеологическая функция.

В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии, выполнятьидеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает. Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными. В зависимости от этого находится направленность реализации идеологической функции, которая способна оказывать большое влияние на проявление других функций философии. Реакционные идеологии в состоянии тормозить развитие философии, деформировать и искажать ее содержание, снижать ее социальную ценность, сокращать масштабы применения на практике.

 

Воспитательная функция.

Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека.Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.

Прогностическая функция.

Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием,выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.

Заключение.

История филосо­фии свидетельствует, что философская мысль ищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной звездой в жизни людей. Это, прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл общественного развития. В этой связи немецкий философ М. Шелер (1874-1928) характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив его «знанию ради дости­жений и господства», т.е. позитивному, — научному и технологичес­кому знанию.

На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.

Вместе с тем надо иметь в виду, что отдельные специализирован­ные сферы философского знания косвенно способны приносить зна­чительные практические результаты. Например, философия и ме­тодология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу. Социальная философия участвует в реше­нии общественно-политических, экономических и др. проблем. Мож­но с полным правом утверждать, что во всех достижениях челове­чества присутствует значительный, хотя и косвенный вклад фило­софии.


 

Литература.

1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. Метафизика. Гл. 1, 2 / Аристотель. М., 1976.

2. Бертран, Рассел. История западной философии: в 3 кн./ Рассел Бертран. – НГУ., 1997.

3. Диоген, Лаэртский. О жизни и изречениях знаменитых философов / Лаэртский, Диоген. – М., 1995.

4. Золотухина-Аболина, Е. В. Страна Философия / Е. В. Золотухина- Аболина. - Ростов н/Д., 1995.

5. Ильин, И. А. Философия как духовное целение : в 2 т. / И. А. Ильин. – T.2.-M., 1994.

6. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамарда- швили., - М., 1991.

7. Мир философии: в 2 ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, по­нятия и принципы. - М., 1991.

8. Франкфорт., Г. В преддверии философии / Г. Франкфорт. - М., 1984.

9. Хайдеггер, М. Что такое философия / М. Хайдеггер // Вопросы фило­софии, 1993. - №1.

10. Чанышев, А. Н. Начало философии / А. Н. Чанышев. - М., 1982.

11. Шермухамедов, С. Философия сегодня: национальная, региональ­ная, мировая / С. Шермухамедов. // Вопросы философии. - 2008. - № 7.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.