Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НОВАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР РЕАЛИЗМА В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА (1845—1856)



ПЛАН:

1. Лирика Н. А. Некрасова второй половины 40-х и первой половины 50-х годов как новый этап в развитии русской поэзии. Итоговый характер сборника "Стихотворения" (1856).

2. Н. А. Некрасов как поэт крестьянской демократии. Реализм и драматизм стихотворений о крестьянстве ("В дороге", "Тройка", "В деревне", "Забытая деревня").

3. Демократизм Н. А. Некрасова в стихах о городской бедноте. Герой-разночинец в некрасовской поэзии. Социальная обусловленность переживаний лирического героя как од на из особенностей реализма Н. А. Некрасова ("Еду ли ночью", "На улице").

4. Антикрепостнический пафос некрасовских стихотворений автобиогра­фического плана ("Родина", "В неведомой глуши "). Переосмысление темы "счастливого детства". Нравственный самокритицизм поэта. Реалистическая многогранность лирического героя Н. А. Некрасова.

5. Программный характер стихотворений о назначении поэзии ("Вчерашний день ...", "Муза", "Блажен незлобивый поэт "). Полемика с поэзией "чистого искусства" и защита принципов "натуральной школы".

6 . "Поэт и гражданин" как манифест нарождающегося революционно-демократического направления в русской поэзии 50-х годов" XIX века.

7. Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова. Дальнейшая демократизация русского стиха в его поэзии.

ЛИТЕРАТУРА:

Евгеньев — Максимов В. Е. Творческий путь Н. А.Некрасова. -М.—Л., 1983 (гл. 7).

Корман Б.О. Лирика Н. А. Некрасова. -Воронеж, 1984.

Степанов Н. Л. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. -М ., 1991 (гл. 3).


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Гин М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н. А. Некрасова. -М ., 1991.

Чуковский К. Мастерство Некрасова. -М ., 1971.

Гаркави А. М. О реализме лирики Н. А. Некрасова. //В кн. Проблемы реализма, Вологда, 1986, вып. III.

Жданов В. Жизнь Некрасова. -М ., 1981.


Практическое занятие 8.

"КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО" КАК ИТОГ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ Н. А. НЕКРАСОВА

ПЛАН:

1. Творческая история поэмы. Эволюция идейного замысла.

2. Композиция поэмы. Своеобразие сюжета. Его фольклорные истоки. "Пролог" и идейно-сюжетная роль семерых странников. Поэма-путешествие и поэма-диспут.

3. Жанровое своеобразие "Кому на Руси жить хорошо" как эпоса народной жизни Синтезирующий характер жанра. Элементы народной эпопеи.

4. Социальная панорамность поэмы. Ее энциклопедизм в изображении жизни русского крестьянства. Историческая ретроспективность и перспектив­ность реализма поэмы в показе дореформенной и пореформенной Руси.

5. Социально-классовый подход поэта к изображению мира господ и мира крестьян. Критический пафос поэмы. Галерея сатирических типов угнетателей народа (Оболт-Оболдуев, Утятин, поп и др.). Мастерство Некрасова-портретиста.

6. Реалистическая типология крестьянских характеров в поэме:

а) "Люди холопского звания" (Ипат, Егор Шутов, Глеб и др.). Критика рабской психологии с позиции революционной демократии. Идейный смысл притчи "Про Якова верного — холопа примерного";

б) образы народных правдолюбцев-крестьян (Яким Нагой, Ермила Гирин, Агап Петров и др.);

в) Матрена Тимофеевна кактип женщины-крестьянки. Ее нравственный облик и национально-русский характер. Связь образа Матрены Тимофеевны с предшествующими произведениями поэта о русской крестьянке;

г) Савелий кактип народного бунтаря-мстителя, воплощающего революцион­но-стихийные возможности крестьянства. Идея богатырства русского народа. Революционный смысл легенды о Кудеяре.

7. Тема "народного заступника". Гриша Добросклонов как типичный представитель революционно-демократической интеллигенции 60—70-х годов. " Связь образа Гриши с некрасовскими стихами о революционных демократах. Песни Гриши как средство революционной агитации в народе. "Русь"— идейный итог поэмы. Оптимистический пафос последней части.

8. Народность поэмы. Народ—главный герой поэмы. Некрасовское многоголосье ("биографии" и "автобиографии" героев) Слияние позиции автора-повествователя с народной точкой зрения на изображаемое. Демократизм формы. Многосторонний фольклоризм поэмы.

ЛИТЕРАТУРА:

Твердохлебов И. Ю. Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". -М ., 1984.

Озерова А. А. Проблематика и композиция поэмы "Кому на Руси жить хорошо ". // В кн.: Некрасов в школе. Сб. статей. -М ., 1980.

Груздев А. И. Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". -М.,1986. Аникин В. П. Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" , 2-е изд. -М ., 1983.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Базанов В. Поэма "Кому на Руси жить хорошо" и крестьянское политическое красноречие. // Русская литература, 1979, № 3.

Билинкис Я. Замысел и композиция поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", // Русская литература 1981, № 2.

Гаркави А. М. Н. А. Некрасов и революционное народничество. -М ., 1992. Розанова Л. А. Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Комментарий. -Л ., 1980.

Беседина Т. А. Изучение поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в школе. -Вологда, 1984.


Практическое занятие 9.

"ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ" М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК НОВЫЙ ТИП СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА


Задание:

1. Проследить по тексту романа процесс деградации рода Головлевых и его причины.

2. Путем сопоставления романа с другими произведениями о "дворянских .гнездах" выявить принципиальное . новаторство М. Е. Салтыкова-Щедрина как романиста.

3. Подготовить индивидуальные сообщения "Господа Головлевы" в современной М. Е. Салтыкову-Щедрину критике" .

ПЛАН:

1. Творческая история романа. Жанровая эволюция замысла. Причины использования писателем формы семейной хроники.

2. Тема исторических судеб "дворянских гнезд" в творчестве русских писателей середины XIX века. Изображение М. Е. Салтыковым-Щедриным экономического распада и духовного вырождения семьи Головлевых как типичной помещичьей семьи.

3. Своеобразие композиции романа. Смена трех поколений Головлевых как "важнейший композиционный принцип романа.

4. Арина Петровна Головлева как социально-психологический тип. Крепостническая сущность ее философии и практики. Закономерность ее финала.

5. Судьба братьев Иудушки — Степана и Павла. Тема "умертвий" в романе.

6. Жизненный путь Порфирия Головлева. Иудушка как тип лицемера-предателя. Особенности сатирического психологизма М „ Е. Салтыкова-Щедрина в изображении Иудушки (по сравнению с "Мертвыми душами").-Пробуждение в Иудушке "одичалой совести" и появление драматических нот в его облике к концу романа. Духовная и физическая гибель Иудушки. 7. Место и значение образов "головлят" в раскрытии процесса вырождения головлевского рода. Идея неизбежности гибели дворянского класса в романе.

8. Социально-бытовой фон романа. Народная среда в изображении М. Е. Салтыкова-Щедрина.

9. Новаторский характер "Господ Головлевых" как социально-психологичес­кого романа нового типа. Литературно-полемическая направленность романа.

10. Мировое значение романа.

ЛИТЕРАТУРА:

Кирпотин В. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. –М.,1985 (ч. Ч, гл. 6).

Григорьян К. Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". –М., 1992.

Бушмин А. С. Салтыков-Щедрин. -Л .,1980 (гл. 4).

Покусаев Е. "Господа Головлевы" М. Е. Салтыкова-Щедрина. –М., 1985.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Эльсберг Я. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. -М ., 1983.

М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. -М., 1989.

Козьмин В. О жанре романа "Господа Головлевы". // Литература в школе, 1987, № 6.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.