По курсу «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в.п. 19 века» (ЗФО)
Практическое занятие 1.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ТИПИЗАЦИИ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА "ОБЛОМОВ"
Задание: Составить конспект статьи Н..А.Добролюбова "Что такое обломовщина?.
ПЛАН:
1. Социально-психологические корни и нравственная сущность обломовщины, ее влияние на становление личности героя. Значение главы "Сон Обломова " в реализации идейного замысла романа.
2. Обломов как "тип русской жизни". Общественно-бытовая среда, окружающая Обломова в Петербурге (по первой части романа). "Бытопись" И. А. Гончарова-реалиста. Противоречия в характере Обломова и его душевная драма. Н. А. Добролюбов о крепостническом барстве и нравственном рабстве Обломова.
3. Испытание героя любовью как решающая проверка его жизнеспособности. Обломов и, Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Пшеницына. Драматический финал судьбы Обломова.
4. Смысл противопоставления Штольца Обломову. Идейная и художественная уязвимость образа Штольца. Н. А. Добролюбов о Штольце.
5. Сложность отношения И. А. Гончарова к Обломову. Художественная функция иронически-комедийной и лирико-драматической тональности в многоплановом изображении героя. Споры о позиции автора романа в критике 60-х годов. Н. А. Добролюбов о своеобразии таланта Гончарова-реалиста.
ЛИТЕРАТУРА:
Гончаров И. А. Обломов. — Собр. соч. В 8-ми т, -М., 1983, т. 4.
Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? Собр. соч. В 9-ти т. – М., 1992, т. 4.
Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров. -М., 1980. (гл. 5).
Пруцков Н И. Мастерство Гончарова-романиста. -М.—Л ., 1982 (гл. 2).
Кулешов В. И. Роман — "знамение времени". Этюды о русских писателях. -М ., 1992.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Писарев Д.И. "Обломов". Роман И. А. Гончарова. Соч. в 4-хт. -М., 1985, т.1.
И. А. Гончаров в русской критике. Сб. статей. – М., 1988.
Десницкий В. А. Трилогия Гончарова.—В кн.: Избранные статьи по русской литературе XVIII—XIX вв. -М.-Л ., 1978.
Котов А. К. О романе И. А. Гончарова "Обломов". — В кн.: Статьи о русских писателях. -М ., 1988.
История русского романа. В 2-х т. -М.—Л., 1982, т. 1.
Практическое занятие 2.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ В РОМАНЕ "ОТЦЫ И ДЕТИ" И.С.ТУРГЕНЕВА
Задание:
1. Составить конспект статей Д. И. Писарева "Базаров"
ПЛАН:
1. Отражение в конфликте романа идейного антагонизма дворянских либералов и демократов 60-х годов. Группировка персонажей в конфликте. Своеобразие композиции романа.
2. "Отцы и дети" как роман идейных споров. Преобладание в нем диалогических сцен.
3.. Лагерь "детей " в изображении И. С. Тургенева. Базаров — центральный герой романа:
а) типичность Базарова как представителя демократической молодежи 60-х годов. Отражение идей Н АДобролюбова и Н. Г. Чернышевского в рассуждениях Базарова;
б) Базаров и "базаровщина". Любовь к Одинцовой как опровержение базаровского "нигилизма";
в) Базаров как "лицо трагическое". Одиночество Базарова. Его драматическая разобщенность с крестьянством. Смерть Базарова. Символический смысл картины кладбища в эпилоге романа;
г) Базаров в оценке Д. И. Писарева.
4. Лагерь "отцов" в изображении Тургенева:
а) Павел Петрович Кирсанов как главный идейный антагонист Базарова. Его воинствующий аристократизм. Основные этапы развития конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым. Базаров о Павле Петровиче. Павел Петрович в оценке Д. И. Писарева.
б ) Николай Петрович Кирсанов. Его либерально-компромиссная платформа посредника между двумя поколениями Базаров о Николае Петровиче. Николай Петрович в оценке Д. И. Писарева;
в) Аркадий Кирсанов как временный попутчик Базарова. Поверхностность демократических увлечений "либерального барича". "Дворянское счастье" как закономерное завершение социальной судьбы Аркадия. Базаров об Аркадии. Аркадий в оценке Д. И. Писарева.
5. Сложность авторского отношения к Базарову. Тургеневские автокомментарии к роману (письма, статья "По поводу "Отцов и детей"). Д. И. Писарев о противоречивости мировоззренческой позиции И.С. Тургенева и формах ее выражения в романе.
7. Литературно-политическая борьба вокруг "Отцов и детей".
ЛИТЕРАТУРА:
Тургенев И. С. Отцы и дети.— Полн. собр. соч. В 12-ти т. -Л ., 1986, т. 3.
Писарев Д. И. Базаров. Реалисты.—Соч. В 4-х т. –М., 1986 , т. 2, 3 ,
Фридлендер Г. М., Батюто А.И. Отцы и дети — В кн.: История русского романа. В 2-х т. -М.—Л ., 1992, т. 1.
Пустовойт П. Г. Роман Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х годов XIX века. -М., 1985.
Белый Г. А. Роман Тургенева "Отцы и дети". -М —Л ., 1988 .
Петров С. М. И. С. Тургенев. Творческий путь. -М ., 1989 (гл.9).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Тургенев в русской критике. -М , 1993.
Лощинин Н. П. Роман "Отцы и дети" И. С. Тургенева.— В кн.: Творчество И. С. Тургенева. -М ., 1979.
Шаталов С. Е. Роман Тургенева "Отцы и дети" в литературно-общественном движении. — В кн .: Литературное произведение в движений эпох. -М., 1989.
Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Комментарий. -М., 1993.
Практическое занятие 3.
СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В "ГРОЗЕ" А.Н.ОСТРОВСКОГО
Задание: Составить конспект статей Н. А. Добролюбова "Луч света в темном царстве" и Писарева Д. И. «Мотивы русской драмы»
ПЛАН:
1. Творческая история "Грозы". Эволюция замысла. "Гроза" как итоговое произведение дореформенного периода в творчестве А.Н.Островского.
2. Драматический конфликт пьесы как начальная стадия столкновения молодого поколения с "темным царством". Группировка персонажей в конфликте. Своеобразие сюжетного построения драмы. Роль каждого акта в развертывании основного конфликта,.
3. "Протест" Бориса и Тихона — жертв "темного царства",
4. Формы выражения протеста Кудряша и Варвары против "темного царства".
5. Протест Катерины против произвола и деспотизма как высшая форма протеста в драме. Нравственная незаурядность и романтические устремления Катерины. Социально-психологические истоки ее драмы. Катерина как трагическая героиня. Драматическая насыщенность ее монологов. Мастерство психологического анализа в пьесе.
6. "Жестокие нравы Калинова. Кризисность состояния "темного царства". Дикой и Кабаниха как реалистические типы самодуров-деспотов. Речевая характеристика персонажей.
7. Роль внесюжетных персонажей (Кулигина, Феклуши и др.). Их связь с основным конфликтом в драме.
8. Реалистическая символика пьесы. Образ грозы.
9. Жанровое своеобразие "Грозы". Трагедийное начало в драме.
10. Суть и причины расхождений Н. А. Добролюбова и Д.И.Писарева в оценке Катерины.
ЛИТЕРАТУРА:
Островский А.Н. Гроза. — Полн. собр. соч. В 16-ти т. -М ., 1989, т. 2.
Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве.— Собр. соч. В 9-ти т. -М.—Л .,1983, т. 6.
Ревякин А. И. "Гроза" А. Н. Островского . 9- е изд. -М ., 1992 (гл. 3—8).
Штейн А. Три шедевра А. Н. Островского. -М„ 1987.
Анастасьев А. "Гроза" Островского. -М., 1995.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
А. Н. Островский в русской критике. -М ., 1988. Лотман Л. М. А. Н. Островский и драматургия его времени. -М.—Л „ 1991.
Холодов Е. Г. Мастерство Островского , 2-е изд. -М., 1989
Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского. 2-е изд. –М.,1984.
Журавлева А. И. Драматургия А. Н. Островского. -М ., 1994.