Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие 2.



ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

По курсу «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в.п. 19 века» (ЗФО)

Практическое занятие 1.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ТИПИЗАЦИИ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА "ОБЛОМОВ"


Задание: Составить конспект статьи Н..А.Добролюбова "Что такое обломовщина?.

ПЛАН:

1. Социально-психологические корни и нравственная сущность обломов­щины, ее влияние на становление личности героя. Значение главы "Сон Обло­мова " в реализации идейного замысла романа.

2. Обломов как "тип русской жизни". Общественно-бытовая среда, окружающая Обломова в Петербурге (по первой части романа). "Бытопись" И. А. Гончарова-реалиста. Противоречия в характере Обломова и его душевная драма. Н. А. Добролюбов о крепостническом барстве и нравственном рабстве Обломова.

3. Испытание героя любовью как решающая проверка его жизнеспособности. Обломов и, Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Пшеницына. Драматический финал судьбы Обломова.

4. Смысл противопоставления Штольца Обломову. Идейная и художественная уязвимость образа Штольца. Н. А. Добролюбов о Штольце.

5. Сложность отношения И. А. Гончарова к Обломову. Художественная функция иронически-комедийной и лирико-драматической тональности в многоплановом изображении героя. Споры о позиции автора романа в критике 60-х годов. Н. А. Добролюбов о своеобразии таланта Гончарова-реалиста.

ЛИТЕРАТУРА:

Гончаров И. А. Обломов. — Собр. соч. В 8-ми т, -М., 1983, т. 4.

Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? Собр. соч. В 9-ти т. М., 1992, т. 4.

Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров. -М., 1980. (гл. 5).

Пруцков Н И. Мастерство Гончарова-романиста. -М.—Л ., 1982 (гл. 2).

Кулешов В. И. Роман — "знамение времени". Этюды о русских писателях. -М ., 1992.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Писарев Д.И. "Обломов". Роман И. А. Гончарова. Соч. в 4-хт. -М., 1985, т.1.

И. А. Гончаров в русской критике. Сб. статей. – М., 1988.

Десницкий В. А. Трилогия Гончарова.—В кн.: Избранные статьи по русской литературе XVIII—XIX вв. -М.-Л ., 1978.

Котов А. К. О романе И. А. Гончарова "Обломов". — В кн.: Статьи о русских писателях. -М ., 1988.

История русского романа. В 2-х т. -М.—Л., 1982, т. 1.

 

Практическое занятие 2.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ В РОМАНЕ "ОТЦЫ И ДЕТИ" И.С.ТУРГЕНЕВА

Задание:

1. Составить конспект статей Д. И. Писарева "Базаров"

ПЛАН:

1. Отражение в конфликте романа идейного антагонизма дворянских либералов и демократов 60-х годов. Группировка персонажей в конфликте. Своеобразие композиции романа.

2. "Отцы и дети" как роман идейных споров. Преобладание в нем диалогических сцен.

3.. Лагерь "детей " в изображении И. С. Тургенева. Базаров — центральный герой романа:

а) типичность Базарова как представителя демократической молодежи 60-х годов. Отражение идей Н АДобролюбова и Н. Г. Чернышевского в рассуждениях Базарова;

б) Базаров и "базаровщина". Любовь к Одинцовой как опровержение базаровского "нигилизма";

в) Базаров как "лицо трагическое". Одиночество Базарова. Его драматическая разобщенность с крестьянством. Смерть Базарова. Символический смысл картины кладбища в эпилоге романа;

 

г) Базаров в оценке Д. И. Писарева.

4. Лагерь "отцов" в изображении Тургенева:

а) Павел Петрович Кирсанов как главный идейный антагонист Базарова. Его воинствующий аристократизм. Основные этапы развития конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым. Базаров о Павле Петровиче. Павел Петрович в оценке Д. И. Писарева.

б ) Николай Петрович Кирсанов. Его либерально-компромиссная платформа посредника между двумя поколениями Базаров о Николае Петровиче. Николай Петрович в оценке Д. И. Писарева;

в) Аркадий Кирсанов как временный попутчик Базарова. Поверхностность демократических увлечений "либерального барича". "Дворянское счастье" как закономерное завершение социальной судьбы Аркадия. Базаров об Аркадии. Аркадий в оценке Д. И. Писарева.

5. Сложность авторского отношения к Базарову. Тургеневские автоком­ментарии к роману (письма, статья "По поводу "Отцов и детей"). Д. И. Писарев о противоречивости мировоззренческой позиции И.С. Тургенева и формах ее выражения в романе.

7. Литературно-политическая борьба вокруг "Отцов и детей".

ЛИТЕРАТУРА:

Тургенев И. С. Отцы и дети.— Полн. собр. соч. В 12-ти т. -Л ., 1986, т. 3.

Писарев Д. И. Базаров. Реалисты.—Соч. В 4-х т. –М., 1986 , т. 2, 3 ,

Фридлендер Г. М., Батюто А.И. Отцы и дети — В кн.: История русского романа. В 2-х т. -М.—Л ., 1992, т. 1.

Пустовойт П. Г. Роман Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х годов XIX века. -М., 1985.

Белый Г. А. Роман Тургенева "Отцы и дети". -М —Л ., 1988 .

Петров С. М. И. С. Тургенев. Творческий путь. -М ., 1989 (гл.9).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Тургенев в русской критике. -М , 1993.

Лощинин Н. П. Роман "Отцы и дети" И. С. Тургенева.— В кн.: Творчество И. С. Тургенева. -М ., 1979.

Шаталов С. Е. Роман Тургенева "Отцы и дети" в литературно-общественном движении. — В кн .: Литературное произведение в движений эпох. -М., 1989.

Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Комментарий. -М., 1993.


Практическое занятие 3.

СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В "ГРОЗЕ" А.Н.ОСТРОВСКОГО

Задание: Составить конспект статей Н. А. Добролюбова "Луч света в темном царстве" и Писарева Д. И. «Мотивы русской драмы»


ПЛАН:

1. Творческая история "Грозы". Эволюция замысла. "Гроза" как итоговое произведение дореформенного периода в творчестве А.Н.Островского.

2. Драматический конфликт пьесы как начальная стадия столкновения молодого поколения с "темным царством". Группировка персонажей в конфликте. Своеобразие сюжетного построения драмы. Роль каждого акта в развертывании основного конфликта,.

3. "Протест" Бориса и Тихона — жертв "темного царства",

4. Формы выражения протеста Кудряша и Варвары против "темного царства".

5. Протест Катерины против произвола и деспотизма как высшая форма протеста в драме. Нравственная незаурядность и романтические устремления Катерины. Социально-психологические истоки ее драмы. Катерина как трагическая героиня. Драматическая насыщенность ее монологов. Мастерство психологического анализа в пьесе.

6. "Жестокие нравы Калинова. Кризисность состояния "темного царства". Дикой и Кабаниха как реалистические типы самодуров-деспотов. Речевая характеристика персонажей.

7. Роль внесюжетных персонажей (Кулигина, Феклуши и др.). Их связь с основным конфликтом в драме.

8. Реалистическая символика пьесы. Образ грозы.

9. Жанровое своеобразие "Грозы". Трагедийное начало в драме.

10. Суть и причины расхождений Н. А. Добролюбова и Д.И.Писарева в оценке Катерины.

ЛИТЕРАТУРА:

Островский А.Н. Гроза. — Полн. собр. соч. В 16-ти т. -М ., 1989, т. 2.

Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве.— Собр. соч. В 9-ти т. -М.—Л .,1983, т. 6.

Ревякин А. И. "Гроза" А. Н. Островского . 9- е изд. -М ., 1992 (гл. 3—8).

Штейн А. Три шедевра А. Н. Островского. -М„ 1987.

Анастасьев А. "Гроза" Островского. -М., 1995.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

А. Н. Островский в русской критике. -М ., 1988.
Лотман Л. М. А. Н. Островский и драматургия его времени. -М.—Л „ 1991.

Холодов Е. Г. Мастерство Островского , 2-е изд. -М., 1989

Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского. 2-е изд. –М.,1984.

Журавлева А. И. Драматургия А. Н. Островского. -М ., 1994.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.