Из разбора состава колдовского инвентаря возможно сделать некоторые выводы. Прежде всего, колдовские действия первоначально были связаны непосредственно с хозяйственной деятельностью человека. Соответственно с этим более важными колдовскими орудиями являлись орудия, наиболее важные в хозяйственной деятельности человека, и предметы, важные в отношении человеческого благополучия вообще (одежда и т.д.) Вместе с тем и сами действия имели целью первоначально непосредственный хозяйственный результат, а потом уже и сверхъестественный магический. Также последующая дифференциация осмысливания одного и того же действия в реальном и магическом его значении была возможна вследствие первоначально синкретического мышления вообще, когда во всякое восприятие вкладывалось комплексное содержание, иное, чем то, которое вкладываем мы в настоящее время в своё восприятие. Реальное и магическое начала первоначально были как бы в диффузном состоянии в мышлении первобытного человека, а обособились они уже в дальнейшем.
Вместе с тем сверхъестественное, как было уже сказано выше, не могло мыслиться иначе, как в форме тех же реальных существ, и попому мы наблюдаем полное соответстгне между отдельными разновидно-
C.237.
стями колдовского инвентаря и материальными “воплощениями” соответствующих сверхъестественных существ. Вредные для человека реальные существа были вместе с тем таковыми же и в сверхъестественном смысле.
ОКУРИВАНИЕ
Особенно мучительным, наиболее ощутительным видом борьбы первобытного человека была борьба против насекомых. Все остальные виды борьбы — с хищниками, с холодом и с голодом — преодолевались коллективно и с “оружием в руках”. Борьба же против насекомых, особенно в летнее время, человеку была почти не по силам.
Вспомним отношение к ним животных. Многие животные, собаки, медведи и прочие, в лечнее время принуждены кататься по земле для того, чтобы раздавитъ забравшихся в их густой мех комаров. Лоси в густом лесу находят единственное спасение от мошкары в болотах, в озерах, куда они забредают так глубоко, чтобы только оставалась возможность дышать, Полуприрученные оленьи стада коми оленеводов при приближающемся наступлении оводного сезона начинают чувствовать непреодолимое стремление на север, к Ледовитому океану, и устремляются туда с такой стихийной силой, что оленеводы и не пытаются противопоставлять что-либо этому инстинкту. Наконец, условия существования человека в лесной полосе и в настоящее- время представляют много неприятностей в оводное время. Наша всемогущая культура не только не в состоянии побороть силу маленького комара и уничтожить его, но
С.238.
и придумать какое-нибудь более или менее радикальное средство для защиты от них.
Коми крестьяне знают только два средства, при помощи которых немного на время забывают о существовании комаров — баню и дым (окуривание).
В лесных деревнях самым лучшим средством доставить удовольствие гостю является — приглашение его в баню. Бани строятся просторные и топятся поочередно, с тем, чтобы у кого-нибудь она топилась ежедневно в летнее время. Обычно париться приглашают всех из деревни. Париться ежедневно представляется совершенной необходимостью, так как за день кожа настолько отравляется от укусов насекомых, что она начинает гореть. Единственный способ освобождения от такого неприятного чувства — пропотеть в бане.
Другим способом борьбы с комарами является дым, окуривание жилых помещений. При этом окуривание нужно производить весьма тщательно и с большими предосторожностями, необходимо, чтобы все помещение наполнилось дымом, так как в противном случае комары забираются в сено, подстилку на полу и там остаются. Для выхода комаров нужно оставить только небольшое отверстие.
Теперь становится понятной роль дыма и окуривания в системе магических воззрений коми, а также и других народов. Дым, окуривание есть реальное средство против реальных мучителей, насекомых. Насекомые и другие вредные животные по более поздним представлениям являются творениями злого начала, а первоначально они сами и являются злым началом.
Характерна в этом отношении общефинская космогоническая легенда, встречающаяся и у коми. Элементы её заключаются в следующем: творцами мира являются два товарища (по другому варианту — два
С.239.
брата, причем второй брат родился от плевка первого). Один из творцов мира имеет вид лебедя, а другой — гагары. [Сноска: См. мою статью “Следы” и журнале “Коми му”, №1-2, 1924.] Это Ен и Омоль. Ен и Омоль создают землю и небо (земля достается гагарой-Омолем из-под воды) и весь остальной мир. Небо имеет 7 этажей; 1, 7 и все нечетные небеса — создание Ена, а четные — Омоля. При этом каждое небо имеет один из цветов радуги. [Сноска: Элемент, записанный по Выми Г.А.Старцевым.] Во время создания неба происходит между творцами спор, а потом и дележ. Землей по праву сильного завладевает Ен, Омолю не достается. ничего. Тогда он просит дать ему отверстие в земле, получающееся в результате забивания в землю кола. Это желание Еном удовлетворяется. Дальше Еном создаются все живые существа, полезные для человека. А из отверстия в земле очевидно, из подземного мира — А.С.), доставшегося Омолю, выходит несметное количество различных гадов, насекомых, червей, всего того смрада, что постоянно преследует человека и вредит ему всеми способами. [Сноска: У К.Ф.Жакова существует художественная обработка этой темы в рассказе: Ен и Омоль.]
У лопарей Н.Харузиным записана легенда, по которой волк является тоже созданием злого начала. Бог однажды, странствуя по земле, наткнулся на топкое болото, пересекавшее ему путь. Обращается он тогда к различным животным, чтобы они перевезли его через болото. Волк отказывается на том основании, что он не его создание, а олень, потому что он голоден. Только медведь перевез его через болото. [Сноска: Н.Харузин. Русские лопари, 119.] Болото, но представлениям коми, тоже создание злого духа (В.П.Налимов).
С.240.
Отсюда ясно, почему, например, порча-шева представляется коми в виде различных насекомых и гадов — ящерицы, [Сноска: Представление о ящерице, как представительнице злого начала, по-видимому, ведёт своё начало из других источников.] червячка, бабочки, жука [Сноска: Г.С.Лыткин. Зырянско-русский словарь, 108] и т.п. Это псе существа, несущие болезнь, мучение человеку — с одной стороны, с другой — они же всегда сопровождают всякую физическую порчу, разложение, гниение, например, продуктов питания и т.д.
Таким образом, первоначальные представления о порче, — мыслящейся и результате ли механической передачи (шева) или же в результате заболевания через посредство слова (vomidz’), — были связаны с представлением о насекомых, комарах и т.д., боящихся только дыма, окуривания. Они являются источниками '.г/чеияя и становятся в дальнейшем символами болезни, смерти, а также и подземного мира. [Сноска: Названия для комара и червя у коми имеют один и тот же корень, комар — nom, и червь — nom-yr.]
КУЛЬТ ОРУДИЙ
Круг злейших врагов человека в прошлом, конечно, не исчерпывался насекомыми. У него были более внушительные враги в лице различных хищников-животных. В борьбе с ними человек научился ценить первые свои орудия, в числе которых зубы, ногти занимали все еще почетное место. Вместе с тем и со стороны зверей ему угрожали страшные их зубы и когти. Вполне естественно поэтому применение оружия не только в реальном своем назначении, в момент действительной, реальной опасности, но и и ожидании какой-либо
С.241.
неизвестной опасности магического характера. Первоначально эта опасность конкретно могла мыслиться не иначе, как в форме нападения того или другого зверя или животного.
Неудивительно также и то, что звери и животные дали собой человеку первый материал для создания уже некоторой системы для выражения своих религиозных представлений. Боги и богини не только в эпоху появления социальной религии, когда центральной фигурой религиозных воззрений становится представитель рода, крови, ведущий часто свое происхождение от различных животных, но даже и в исторический период племенной и государственной жизни, когда божества уже антропоморфизируются, тем не менее все же культ животных или же воззрения о частичном или полном воплощении в них божеств и героев мы находим в довольно ясном виде в разнообразных пережитках прошлого.