Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VI. КОЛДОВСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ



 

Из разбора состава колдовского инвентаря возмож­но сделать некоторые выводы. Прежде всего, колдов­ские действия первоначально были связаны непосред­ственно с хозяйственной деятельностью человека. Со­ответственно с этим более важными колдовскими ору­диями являлись орудия, наиболее важные в хозяйст­венной деятельности человека, и предметы, важные в отношении человеческого благополучия вообще (одеж­да и т.д.) Вместе с тем и сами действия имели целью первоначально непосредственный хозяйственный ре­зультат, а потом уже и сверхъестественный магиче­ский. Также последующая дифференциация осмысли­вания одного и того же действия в реальном и магичес­ком его значении была возможна вследствие перво­начально синкретического мышления вообще, когда во всякое восприятие вкладывалось комплексное содер­жание, иное, чем то, которое вкладываем мы в настоя­щее время в своё восприятие. Реальное и магическое начала первоначально были как бы в диффузном состоянии в мышлении первобытного человека, а обосо­бились они уже в дальнейшем.

Вместе с тем сверхъестественное, как было уже сказано выше, не могло мыслиться иначе, как в форме тех же реальных существ, и попому мы наблюдаем полное соответстгне между отдельными разновидно-

C.237.

стями колдовского инвентаря и материальными “воплощениями” соответствующих сверхъестественных существ. Вредные для человека реальные существа были вместе с тем таковыми же и в сверхъестественном смысле.

 

ОКУРИВАНИЕ

Особенно мучительным, наиболее ощутительным видом борьбы первобытного человека была борьба против насекомых. Все остальные виды борьбы — с хищниками, с холодом и с голодом — преодолевались коллективно и с “оружием в руках”. Борьба же против насекомых, особенно в летнее время, человеку была почти не по силам.

Вспомним отношение к ним животных. Многие животные, собаки, медведи и прочие, в лечнее время принуждены кататься по земле для того, чтобы раздавитъ забравшихся в их густой мех комаров. Лоси в густом лесу находят единственное спасение от мош­кары в болотах, в озерах, куда они забредают так глубоко, чтобы только оставалась возможность ды­шать, Полуприрученные оленьи стада коми оленеводов при приближающемся наступлении оводного сезона начинают чувствовать непреодолимое стремление на север, к Ледовитому океану, и устремляются туда с такой стихийной силой, что оленеводы и не пытаются противопоставлять что-либо этому инстинкту. Наконец, условия существования человека в лесной полосе и в настоящее- время представляют много неприятностей в оводное время. Наша всемогущая культура не только не в состоянии побороть силу маленького комара и уничтожить его, но

С.238.

и придумать какое-нибудь более или менее радикаль­ное средство для защиты от них.

Коми крестьяне знают только два средства, при помощи которых немного на время забывают о су­ществовании комаров — баню и дым (окуривание).

В лесных деревнях самым лучшим средством до­ставить удовольствие гостю является — приглашение его в баню. Бани строятся просторные и топятся пооче­редно, с тем, чтобы у кого-нибудь она топилась еже­дневно в летнее время. Обычно париться приглашают всех из деревни. Париться ежедневно представляется совершенной необходимостью, так как за день кожа настолько отравляется от укусов насекомых, что она начинает гореть. Единственный способ освобождения от такого неприятного чувства — пропотеть в бане.

Другим способом борьбы с комарами является дым, окуривание жилых помещений. При этом окуривание нужно производить весьма тщательно и с большими предосторожностями, необходимо, чтобы все помеще­ние наполнилось дымом, так как в противном случае комары забираются в сено, подстилку на полу и там остаются. Для выхода комаров нужно оставить только небольшое отверстие.

Теперь становится понятной роль дыма и оку­ривания в системе магических воззрений коми, а так­же и других народов. Дым, окуривание есть реальное средство против реальных мучителей, насекомых. На­секомые и другие вредные животные по более поздним представлениям являются творениями злого начала, а первоначально они сами и являются злым началом.

Характерна в этом отношении общефинская космогоническая легенда, встречающаяся и у коми. Эле­менты её заключаются в следующем: творцами мира являются два товарища (по другому варианту — два

С.239.

брата, причем второй брат родился от плевка первого). Один из творцов мира имеет вид лебедя, а другой — гагары. [Сноска: См. мою статью “Следы” и журнале “Коми му”, №1-2, 1924.] Это Ен и Омоль. Ен и Омоль создают землю и небо (земля достается гагарой-Омолем из-под воды) и весь остальной мир. Небо имеет 7 этажей; 1, 7 и все нечетные небеса — создание Ена, а четные — Омоля. При этом каждое небо имеет один из цветов радуги. [Сноска: Элемент, записанный по Выми Г.А.Старцевым.] Во время создания неба происходит между творцами спор, а потом и дележ. Землей по праву сильного завладевает Ен, Омолю не достается. ничего. Тогда он просит дать ему отверстие в земле, получающееся в результате забивания в землю кола. Это желание Еном удовлетворяется. Дальше Еном создаются все живые существа, полезные для человека. А из отверстия в земле очевидно, из подзем­ного мира — А.С.), доставшегося Омолю, выходит несметное количество различных гадов, насекомых, червей, всего того смрада, что постоянно преследует человека и вредит ему всеми способами. [Сноска: У К.Ф.Жакова существует художественная обработка этой темы в рассказе: Ен и Омоль.]

У лопарей Н.Харузиным записана легенда, по которой волк является тоже созданием злого начала. Бог однажды, странствуя по земле, наткнулся на топкое болото, пересекавшее ему путь. Обращается он тогда к различным животным, чтобы они перевезли его через болото. Волк отказывается на том основании, что он не его создание, а олень, потому что он голоден. Только медведь перевез его через болото. [Сноска: Н.Харузин. Русские лопари, 119.] Болото, но представлениям коми, тоже создание злого духа (В.П.Налимов).

С.240.

Отсюда ясно, почему, например, порча-шева пред­ставляется коми в виде различных насекомых и гадов — ящерицы, [Сноска: Представление о ящерице, как представительнице злого начала, по-видимому, ведёт своё начало из других источников.] червячка, бабочки, жука [Сноска: Г.С.Лыткин. Зырянско-русский словарь, 108] и т.п. Это псе существа, несущие болезнь, мучение человеку — с одной стороны, с другой — они же всегда сопровождают всякую физическую порчу, разложение, гниение, например, продуктов питания и т.д.

Таким образом, первоначальные представления о порче, — мыслящейся и результате ли механической передачи (шева) или же в результате заболевания че­рез посредство слова (vomidz’), — были связаны с пред­ставлением о насекомых, комарах и т.д., боящихся только дыма, окуривания. Они являются источниками '.г/чеияя и становятся в дальнейшем символами болез­ни, смерти, а также и подземного мира. [Сноска: Названия для комара и червя у коми имеют один и тот же корень, комар — nom, и червь — nom-yr.]

 

КУЛЬТ ОРУДИЙ

Круг злейших врагов человека в прошлом, конеч­но, не исчерпывался насекомыми. У него были более внушительные враги в лице различных хищников-животных. В борьбе с ними человек научился ценить пер­вые свои орудия, в числе которых зубы, ногти зани­мали все еще почетное место. Вместе с тем и со стороны зверей ему угрожали страшные их зубы и когти. Впол­не естественно поэтому применение оружия не только в реальном своем назначении, в момент действительной, реальной опасности, но и и ожидании какой-либо

С.241.

неизвестной опасности магического характера. Перво­начально эта опасность конкретно могла мыслиться не иначе, как в форме нападения того или другого зверя или животного.

Неудивительно также и то, что звери и живот­ные дали собой человеку первый материал для создания уже некоторой системы для выражения своих религиозных представлений. Боги и богини не только в эпоху появления социальной религии, когда центральной фигурой религиозных воззрений становится представитель рода, крови, ведущий ча­сто свое происхождение от различных животных, но даже и в исторический период племенной и государственной жизни, когда божества уже антропоморфизируются, тем не менее все же культ живот­ных или же воззрения о частичном или полном воплощении в них божеств и героев мы находим в довольно ясном виде в разнообразных пережитках прошлого.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.