Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

XЛЕБ КАК МАГИЧЕСКИЙ ПРЕДМЕТ



Во всех рассмотренных выше группах магических предметов мы установили большое жизненное зна­чение их, от которых зависело часто существование человека. Большая часть предметов магического ин­вентаря является средством борьбы за существование. Благополучие людей связывается с наличием соот­ветствующих предметов. С ними, и пользуясь ими, человек приобретал исключительную мощь. Сытый человек, ощущая себя сильным, легко преодолевает те препятствия, которые кажутся ему страшными, не­одолимыми в то время, когда он чувствует себя боль­ным, голодным. Поскольку орудия и оружие, защи­щая человека от физической опасности, приобретают способность магически защищать от сверхъестествен­ных существ, постольку же пища, благодетельно влия­ющая на организм, не может не иметь в глазах че­ловека того же свойства. То, что дает безопасность — воспринимается сакраментально, то, что питает — становится священным. Магические свойства предме­тов — это только разновидность общеполезных их свойств, взятых в жизненно-необходимом значении.

С.223.

Предметы питания неизбежно становятся средством поддержания жизни не только физически но и символически. Хлеб у коми п настоящее время считается даром божьим. С хлебом нужно обращаться бла-гоговейно. Во время еды за столом все члены семейства держат себя серьезно и сосредоточенно: вертеться, выглядывать на улицу отнюдь не полагается. Упавший на пол хлеб поднимают и подносят ко лбу; наблюдают, чтобы не положить хлеба обратной стороной наверх. На стол, где помещается хлеб, не разрешается класть руку выше локтя. Хлеб и другие продукты питания фигурируют во всех религиозных обрядах. Религиозное значение его самое разнообразное в настоящее время. Но теперь хлеб осознается как дар божий, а первоначально это — сам “бог”. Если в древнейшие эпохи человеческой культуры хлеб, как таковой, не был известен, тогда вместо хлеба в таком же магическом значении выступали другие соответствующие продукты питания.

Магическое, сверхъестественное значение хлеба самого в настоящее время выступает во многих обря­дах и поверьях. Хлеб как непременная принадлеж­ность фигурирует в обрядах гадания (n’im-kyv). Хлеб, хлебный нож, тесто — необходимый материал и при святочных гаданиях. Ружье, заряженное с хлебом, не подвержено колдовству, порче. На медведя, во избе­жание его сверхъестественного влияния, настораживают ружья, заряженные также с хлебом. Хлеб упот­ребляется в значении простого талисмана, держится в люльке ребенка, охотниками под своей подушкой. На святках на перекрестке дорог гадающие обчерчиваются и, взявшись за мизинцы или за большие пальцы (Нижняя Вычегда.), слушают. Внутри круга при этом должны быть положены: скатерть, хлебный

С.224.

нож и краюха хлеба (нож — в черту, краюха — на го­лову, а скатерть—поверху).

Промышленники на охоте ежедневно вечером ки­дают наотмашь крошку хлеба на свой очаг. [Сноска: Этот обряд позднее принимает характер жертвы.] Когда с кем-нибудь случится припадок эпилепсии, его покры­вают скатертью, на которую кладут ковригу хлеба. [Сноска: Считается, между прочим, что припадок эпилепсии —один из 3-х каких-то непонятных моментов, которые бывают и жизни каждого человека. Иногда эти принадки проходят и беспричинном плаче, иногда в смехе, а то — в продолжительном сне.]

Отправляясь в дальнюю дорогу, берут с собой ку­сок хлеба в карман, — это должно способствовать уда­че данного предприятия. Краюшка хлеба, скатерть, печная лопата суть магические орудия против вста­вавших, по сказаниям, из гроба колдунов.

У пермяков существовало убеждение, что для того, чтобы на суде выиграть дело, достаточно иметь в руке или за пазухой круто посоленный и разжеван­ный кусок хлеба (Янович. Пермяки, 150).

У них же челпан хлеба, полученный при встре­че похоронной процессии от родственников умерше­го, приносится домой и вешается там в качестве талисмана.

Хлебу по воззрениям коми можно приписать эпи­тет “shondyban”, т.е. “лицевая сторона солнца”, что полагается, по объяснению одного старика, только богу и самым большим святым.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.