Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ



Магическое значение органических веществ стоит в связи с их физическими свойствами, имеющими ха­рактер или острого запаха, или едкого вкуса.

Так, магическое значение приписывается мясу горностая. На Ижме мясо горностая привешивается на шею собаке в том случае, когда она заболевает. В с.Палевицах сушеное мясо горностая размельча­ют и дают вместе с хлебом заболевшей “шатуном” лошади. По Сысоле высушенную тушу горностая некоторые вешают над косяками дверей, другие ве­шают посредине потолка, в иных случаях повешен­ную тушу горностая можно видеть на косяке того окна, у которого размещаются на ночлег. [Сноска: Интересно, что горностай еще у древних римлян считался колдуном. Если съесть его сердце, будто бы можно было сделаться прозорливцем (Брэм. Лесные животные).] В не­которых деревнях у коми, по сообщению Л.Л.Ка­пицы и С.И.Сергеля, высушенную тушу горностая домашние засовывают за пазуху идущему на воен­ную службу мужчине.

Магические свойства приписываются мясу горно­стая исключительно в силу того, что мясо его отлича­ется таким острым и неприятным запахом, что иногда его не выносят даже охотничьи собаки, которые на охоте часто бывают принуждены оставлять его пре­следование. Такая мысль о магической роли неприят­ного запаха определенно сознается ижемцами, когда они мясо горностая завязывают в тряпочку и привя­зывают к шее лошади при выпуске ее на выгон с той целью, чтобы с ней не произошло никакого не­счастного случая: мясо рекомендуется положить в та-

С.209.

ком количестве, чтобы запах его ясно ощущался через тряпочку.

В районе Усы на Печоре прямо вырезают из мяса горностая пахучие железы и носят их в повязках на поясах или привязывают на шею домашним животным. Магические свойства этих желез определенно приписываются их свойству издавать неприятный запах. [Сноска: Для ограждения дома от болезней в д.Конях над косяками дверей крыльца (kyl'ts’e-jyrjiv) кладут голову зайца.

На Печоре в редком доме на крыльце у входа в дом вы не увидите распластанную шкуру гагары. На Вычегде также существует поверье, что шкуры гагары боятся болезни. Больным лихорадкой иногда подкладывают эту шкуру, а также практикуют это и при болезнях лошадей, накладывая шкуру гагары на больное место. Источник поверий, связанных с гагарой, нужно искать, однако, в других побуждениях.]

По Сысоле во время эпидемии стараются есть больше лука, имея, по всей вероятности, в виду, что болезнь не придет к данному человеку из-за едкого вкуса лука, остро действующего кроме того и на глаза. Редька также считается способной исцелить от “семи болезней”. Основанием для такого поверия служит горький вкус редьки, долженствующий отгонять от себя всякое вредоносное, болезненное начало. [Сноска: В качестве талисмана vudzör но наблюдениям Налимова и Курочкина употребляется еще ольха — sös-рu (Загробный мир, 22)]

 

ПРЕДМЕТЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТВЕРСТИЕ

Есть еще целая категория магических предметов, реальную связь с трудовым бытом коих установить труднее. Это предметы, имеющие отверстие. Некоторые из таких предметов позволяют видеть настоящий

С.210.

вид анимистических существ. Так, через щепку с от­верстием от выпавшего сучка или простое кольцо, можно увидеть в крутящемся вихре Kuz’-Jvan'a, су­щество с большим высоким человеческим туловищем. Через них же очень легко увидеть колдунов, идущих на промысел или на шабаш и т.п.

Аналогичную роль играет и замкнутое простран­ство, образующееся между ногами и землей, если рас­ставить ноги несколько врозь. Если посмотреть назад через упомянутое пространство, то пес невидимые глазом таинственные существа становятся видимыми. Через это же пространство, а также между ногами собаки, стреляют в лешего, когда он показывается охотнику. В с.Палевицах некоторые, считающие себя испорченными от vomidz’, пролезают через выдолб­ленную сердцевину толстого деревянного обрубка.

При болезни горла пьют воду через камень, име­ющий отверстие. Ушную боль продувают через дыру в камне. Такие камни с отверстиями, как и другие та­лисманы, предохраняют вообще от всяких сверхъесте­ственных сил, в том числе от колдунов и болезней. На Печоре очень часто на косяках дверей, у крыльца и у “задних” дверей (от сеней в хлев), встречаются такие камни повешенными на веревочке. Если корова доит молоко с кровью, то для исправления доят ее через щепку, имеющую отверстие от выпавшего сучка.

Колдовское значение замкнутого пространства вы­ступает и в способе защиты от наступления рокового результата при ясно выраженном недоброжелательном слове или взгляде, —в этом случае немедленно при осознании колдовской опасности повертываются задом к злоумышленнику и 3 раза сплевывают через от­верстия, получающиеся при скрещении растопырен­ных пальцев обеих рук. Магической ролью отверстий

С.211.

объясняется обычай обливать обрядовой водой заболевших от vomidz’ через решето. [Сноска: Детям не разрешается смотреть через решето под угрозой того, что у них из-за этого лицо будет рябым. Первоначальным основанием для этого запрещения было, по-видимому, желание оградить детей от магических свойств отверстий в решете.]

Рекомендуется доить корову, надевая на свой палец кольцо, чтобы корова не испортилась от дурного глаза или дурной мысли. Некоторые старые женщины носят на руке медное кольцо отнюдь не для красоты, а в качестве амулета, причем сила этого амулета заключается, по-видимому, как в материале (кольцо — обязательно медное), так и в форме предмета. Повсеместно известен обычай смотреть, на святках, через кольцо, погруженное в стакан с водой, с целью увидеть изображение будущей судьбы. Но кольцо и вообще, часто независимо от материала, фигурирует в качестве магического предмета и входит, между прочим, в состав гадательного инвентаря. В инвентаре знахарей между прочим, играет некоторую роль и обруч: колдуны, всматриваясь в водную поверхность через простой деревянный обруч, стараются увидеть “сокровенное”.

Обливание лиц, заболевших от враждебного слова или взгляда (vomidz’), обрядовой водой со дна кадки (dzhuys’), т.е. с нижней, обратной стороны дна, нужно связать также с представлением о магической роли круга (dzhu). Песок, взятый из водоворота реки, обладает особым свойством изводить в жилых помещениях клопов. Поверие основано, по всей вероятности, на том, что в водовороте песок вертится, совершает круги и этим приобретает магические свойства. Для того, чтобы коровы вечерами летом приходили из лесу (с выгона) домой, рекомендуется в Страстной Четверг

С.212.

рано утром, пока спят еще вороны, открыть боко­вушку и через трубу прокричать клички всех своих коров. Труба в данном случае, по-видимому, играет роль магического отверстия в камне.

Аналогичную мысль можно усмотреть в обычае крестьян Усть-немской волости, заключающуюся в том, что прежде, чем тронуться от дому с санями, на которых везут покойника, хозяин дома должен ранее взглянуть из-под саней между полозьями на ноги своей лошади, “чтобы она впоследствии не стала спотыкаться”. [Сноска: А.Фролов, Свадебные и похоронные обычаи жителей с.Усть-нем Усть-сысольского уезда // ВГВ, 1885, №22.]

Во всех указанных примерах выступает универ­сальное значение замкнутого отверстия. Камень с отверстием, щепка с отверстием, кольцо, обруч обла­дают свойствами: способствовать зрению различных, обычно невидимых духов; отражать события будуще­го; защищать от всех вредных, сверхъестественных существ; предотвращать порчу и болезни, исправлять их и т.д. Сюда же нужно отнести и обычай подкла­дывать хомут под ноги коровам при выходе их из хлева в первый раз весной на пастбище с той целью, чтобы коровы не отвыкали от хлева, а регулярно по вечерам приходили домой. Во время святок будто бы через хомут можно наблюдать различные колдовские явления. Магическим значением отверстия нужно осмыслить также поверие, что для исправления vomidz’ нужно принести траву, выросшую через глазное отверстие лошадиного черепа и поить больного ее отва­ром. [Сноска: Ср. Т.С.Виноградов. Самоврачевание и скотолечение, 331]

С.213.

Откуда происходят такие воззрения? Какое значение того или иного предмета из числа указанных нужно считать более основным, первоначальным?

Для разрешения этих вопросов нужно приложить тот метод, который положен в основу объяснения возникновения культа. Именно культовое действие первоначально связано с хозяйственной деятельностью предмета. И эта хозяйственная деятельность первоначально воспринималась одновременно с культовым действием. С расчленением значения того или другого действия остается некоторая общность, выражающаяся в общности хозяйственных и магических приемов, предметов и действий. В дальнейшем хозяйственный и культовый принципы, отделяясь друг от друга, начинают получать обобщение и смысл уже независимо друг от друга. Если в отношении магического значения орудий связь хозяйственного и колдовского принципов достаточно ясна непосредственно, то в отношении категории предметов, имеющих отверстие, такая связь может быть установлена из ряда бытовых аналогий.

Между прочим, при рождественских гаданиях мы встречаемся со значением круга и в несколько более реальном смысле. Во время гадания, призывая сверхъестественные силы для предвидения будущих судеб, в то же время стараются оградить себя от близкого соприкосновения с этими силами и с этой целью очерчивают вокруг себя ножом, напилком, острогой или другим каким-нибудь металлическим орудием замкнутую черту. Здесь черта символизирует, по-видимому, какую-то более реальную защиту. Точно также опахивание селений бороздой мордовскими и русскими крестьянами во время свирепствования той или другой эпидемии имеет в своей основе действительное ограж-

С.214.

дение селения от существ, несущих болезни и смерть или, вернее, от болезней и смерти, имеющих вид каких-то существ.

Крестные ходы православной церкви воспринима­ются коми как магическое окружение — об этом сви-детельствует сам термин для обозначения их — gögörtöm, т.е. окружение.

С другой стороны, круг имеет большое значение как форма овладения. Обойти человека в переносном смысле значит овладеть человеком, превзойти его. В с.Палевицах был один помешанный на этой идее (Jes’e-Van’e-Jogor). Для него доставляло большое удо­вольствие обойти каждого встречного. Таким образом, идея о круге объединяет в себе идею защиты и овла­дения.

Эта идея могла зародиться уже при начале че­ловеческой культуры в то время, когда человек стал искать себе защищенного со всех сторон места. Естественная пещера, сначала, а затем первая искус­ственная изгородь были источниками, из которых в дальнейшем вышла мысль о благодетельной силе за­щищающего, замыкающего предмета в общей форме, в форме всех предметов, вызывавших ассоциацию и защищенном месте. А так как “подобное заменяет подобное”, то и предмет, в данном случае круг, от­верстие, вызывающие в ассоциации аналогию, заме­няют (по крайней мере в психике) оригинал (защи­щенное место). Печорские охотники для исправления себя от “порчи” выбирают на длинной, прямой лесной тропе небольшую живую сосну, раскалывают ствол ее вдоль посредине, раздвигают клиньями образовав­шуюся щель и через получившееся отверстие проле­зают вместе с ружьём, с собакой и другим охотничьим инвентарем в надежде на то, что “при прохождении

С.215.

через сердцевину за свежим деревом останется все нечистое”. [Сноска: Проф. Дм.Соловьев. На Печоре. // Ленингр. Веч. Красн. Газета, №301 (1305), 16 дек, 1926; также Д.А. Пантелеев.] В основе этого обряда лежит, по-видимо­му, мысль о достижении безопасности после захож­дения в огороженное, защищенное место. Преследу­ющие остаются за воротами, запирающими убежище, в то время, как преследуемые успевают пройти через стирающиеся ворота. [Сноска: Г.Виноградов, 373; Попов, 204.]

Первобытная охота происходила также в смысле коллективного окружения зверей, животных. Исчезновение диких оленей из лесов Вычегодского края, которые коми объясняют тем, что все олени были уведены самоедами посредством окружения. Самоеды злонамеренно обошли на лыжах леса, насколько они

оказались в силах охватить, и в результате все олени, какие оказались внутри этого круга, должны были следовать за ними.

Такие воззрения о магической силе окружения имеют параллель в совершенно реальном факте из охотничьего быта коми. Так, у охотников коми практикуется следующий способ ловли лисиц. Район, в котором обнаруживается лисица, предварительно це­ликом охватывается лыжницей (следом от лыж) с таким расчетом, чтобы лисица оказалась внутри круга из лыжницы. Затем получившийся круг один из охот­ников на лыжах разбивает своим следом на две части. В дальнейшем та половина, и которой будут найдены следы лисицы, снова разбивается на две части и т.д. Когда круг делается достаточно малым, следы лисицы начинают учащаться. Она начинает ходить внутри круга на расстояние метров 4-х вдоль его, не

С.216.

переходя, однако, его наружу. Далее на тропе лисицы ставится капкан, куда она и попадает. Эта вера осно­вана на том, что дикая лисица не переходит чело­веческой дороги вообще и следа от лыж в частности. Нужно заметить, что боятся переходить лыжницу уже только более дикие лисицы, те же, которые живут ближе к местам постоянного обитания человека, явля­ются более смелыми и запереть их в круге из лыжницы уже невозможно.

ПОВЯЗКИ

В связи с мыслью о магическом значении круга нужно объяснить обычай, наблюдающийся у коми женщин, носить на голом теле повязку. Более полные и здоровые девицы, чтобы не испортиться от недоб­рожелательного взгляда или слова, перевязывают свои ноги пониже коленного сочленения шнурком. Не­которые охотники на Мезени (с.Глотово) на голое тело надевают пояс из лыка. Такой же пояс надевают на невесту при снаряжении ее под венец у пермских коми. По Сысоле, когда отправляются в дальнюю до­рогу (на войну и т.п.), надевают на себя на голое тело пояс из липового мочала (n’in-vön’). Беременным женщинам не рекомендуется снимать с себя на ночь пояса — пояс будто бы предохраняет от кошмарных снов, воспринимающихся коми как удушение домовым (он наваливается на человека своим телом). Для пре­дохранения растяжения во время работы жил в су­ставах запястья перевязывают в этом месте руку ниткой из немытой овечьей шерсти, носящей название vudzör (тень), т.е. талисман. В с.Палевицах бере­менные женщины для предохранения своего плода

С.217.

от подмена (vezhöm) на голое тело опоясываются чер­ной шерстяной ниткой. Некоторые чуваши на пос­ледней империалистической войне на голом теле так­ие имели шерстяные нитки в качестве магического пояса (В.Г.Потолицын).

Для предохранения телят от порчи на шею им, как указывалось выше, привязывают бечевку. На Ижме хозяйки после рождения теленка просят иногда кого-либо из своих детей привязать ему на шею повяз­ку “на свое счастье”.

Сила шелковой или сделанной из конского волоса повязки на шее, одеваемой женщинами для предот-вращения задушения от предполагаемой порчи, основана на поверьях, имеющих прямое отношение к идее о связывании, замыкании, овладевании. [Сноска: Имеет значение и данном случае и самый материал: конский волос должен устрашить вредную силу потому, что из него приготовляются силки, а шелк опасен для нее тем, должно быть, что он своеобразно шуршит.] По сказа­ниям, можно напугать водяного, если прийти к тому озеру, где будто бы он обитает, и пригрозить замкнуть ”то озеро веревкой, подобно мешку со стягиваемым отверстием (shyrjavny).

В с.Палауз во время гадания обвязывают сруб колодца веревкой и по ней слушают свою судьбу. Некоторые с этой целью обвязывают даже кадку с водой. [Сноска: Обычай встречается и у русских во Владимирской губ.]

Теперь становится понятным то, почему бессмер­тие колдунов у коми по эпическим сюжетам заклю­чается в поясе или повязке их штанов (gats’-vön). Этот момент нужно поставить в связь с общими поверьями о магической силе повязки вокруг тела или вокруг его частей.

С.218.

Таким образом, в основе всех поверий и обрядов, связанных с кругом, кольцам и т. п., ле?кат трудовые моменты — ограды, безопасности, замыкания, овла­дения. Нужно принять во внимание, что в жизни боль­шое значение должно было иметь то, чтобы это за­мыкание было полное, чтобы круг, окружность, были совсем замкнуты. Место замыкания должно было иг­рать особенную роль. Соответственно этому в гаданиях большое внимание уделяется тому обстоятельству, чтобы конец черты обязательно совпал с началом. Место замыкания, по-видимому, считается наиболее слабо защищенным местом. Сюда, между прочим, при обчерчивании себя при гаданиях, всаживается в зем­лю тот нож, то орудие, которым проводилась магиче­ская черта. Рассказывается случай, как на Выми один охотник пострадал от лесных духов из-за того, что, ожидая духов, обчертил себя около костра таким обра­зом, что черту провел в одном месте не по земле, а поверх чурки, которая далеко высовывалась из ко­стра. Когда чурка сгорела, духи проникли через обра­зовавшийся просвет во внутрь круга и его погубили.

Наряду с этим, наиболее уязвимым местом в жи­лых помещениях являются двери, окна, дымоход и всякое другое отверстие, ведущее в дом, в избу. По­этому всякие талисманы обыкновенно помещаются над косяками дверей, окон, около трубы (вереск около труб на Ижме). На представлении о магическом зна­чении реальных средств замыкания основаны пове­рья, связанные, например, с воротами, с выходом из огороженных мест. У удмурт, напр., во время эпи­демий добывают для целей обкуривания искусствен­ный огонь при помощи трения ремня о столб обще­ственных ворот. У коми в с.Палевицах от порчи (vomidz’) обкуривают заболевшего древесной корой,

С.219.

взятой с 3-й жердинки из того места огородов, где существует вход и выход. Росой, собранной с третьей жердинки огорода, выводят бородавки.

В связи с этим само прохождение через ворота становится очистительным средством. У чувашей до последнего времени сохранился обычай прогонять домашний скот и проходить самим через специально устроенные в обрыве ближайшего оврага земляные ворота, весной, перед тем, как выпустить скот на выгон или во время свирепствующих болезней (Изв. Общ. Арх., Ист. и Этн. при Казан. Университете, т.XIX, вып. 3-4. — К.Прокопьев).

Понятно, что узел, как место замыкания, где концентрируется сила замыкания, а также замок и ключ, приобретают магическое значение. Этим объясняется ижемский обычай опоясываться во время свадьбы кушаком, связанным наподобие сетей со многими узлами. [Сноска: U.Holmberg. Die Wassergöttheinen. 36.] Считается при этом, что “порча может подействовать только после того, как будут развязаны ею все узелки в сетях”. На Удоре некоторые охотники, для предохранения своих собак от порчи, на шею ей повязывают ошейник, завязанный 100 узлами. С другой стороны, в с.Палаузе, например, при гадании иногда распоясываются и распускают свои волосы (женщины), очевидно, с той целью, чтобы лучше действовала колдовская сила (на них.). Волшебные узлы, в которые колдунами заключаются ураганы и бури, были известны древним финнам, норманам, а также ллапландцам. [Сноска: По Сысоле, идущие под венец (жених и невеста) раньше всегда надевали кушак в виде сетей. В настоящее время некоторые надевают за отсутствием таких кушаков просто сети, а те, кото- (Продолжение на С.220.) рые стесняются надевать на себя такой пояс (невеста) всё же в своей одежде прячут кусок от сети.] Очень широко распространенный обычай среди женщин распускать свои волосы во время

С.220.

обрядовых ритуальных действий нужно поставить в связь также с поверьями об узлах.

На святках подслушивают с целью гадания под замками. Самой главной частью русских заговоров являются “ключевые” слова.

Над посудой со съестным всегда бывает какая-нибудь покрышка и часто совсем не для физической защиты. Если под руками не окажется никакого при­крытия, то накладывают поперек отверстия посудины лучинку, называя это vudzör, т.е. “тень”. Здесь мы имеем пример еще более элементарного и примитив­ного представления, когда против нечистого, вредно­го, мистического защищались самыми простыми жи­тейскими, реальными средствами не столько, может быть, принудительного свойства, сколько характера предупреждения. В параллель с этим нужно привести обычай, сохранившийся у известной части народа коми и до настоящего времени. Дело в том, что мест­ная культура, неразложенная еще “цивилизацией”, не знала запоров на своих домах и для того, чтобы в отсутствие домашних никто не зашел в пустой дом, достаточно было на дверях, между косяками, наискось поставить палку, по-местному — “тас”, в знак отсут­ствия хозяев. Видя такой знак “тас”, никто из пос­торонних уже не заходил без крайней нужды в этот дом. Vudzör над кринкой молока и т.п. есть такой же “тас”, знак, показывающий нежелательность про­никновения сюда существ, но уже не реальных, а сверхъестественных.

Такое значение этого “vudzör”-“тень” сохранилось в своем еще очень материальном понимании на Пе-

С.221.

чоре. Там в каждом вновь строящемся срубе для избы в просвете на предполагаемом месте окон и дверей вы увидите две палочки, сложенные поперек от­верстия наискось, крест-накрест, а то и одну палочку, поставленную также наискось. Это делается для того, чтобы нечистая сила не проникла в новый сруб. Ни одно из створчатых окон жилых домов в летнее время не открывается настежь без того, чтобы наискось не были поставлены между косяками палочки. В противном случае в дом может пробраться “mut’ij” — леший. Эти палочки, лучинки, не убираются с косяков в летнее время даже тогда, когда окна бывают за­крыты.

С оформлением идеи о двойнике-духе предметов эта перекладина стала защищать не своей материаль­ной, а “духовной” стороной, тенью, потому она и по­лучила название “vudzör” (тень). [Сноска: В определенный период истории культуры тень имеет ближайшее отношение к понятию о душе. Часто тень просто отождествляется с душой. Интересно, что леший, между прочим, но представлениям коми, не имеет тени и по этому признаку его и можно отличить на базарах от обычных торговцев (торговлю леший, между прочим, ведет очень бойко).]

Итак, идея замыкания, запирания, окружения се­бя чертой, имеет своим прототипом механическую идею окружения себя замкнутой преградой, чертой — стеной, оградой. Эта мысль сделалась доступной пер­вобытному человеку с того момента, как он научился защищаться от животных при помощи своих первых убежищ. И эта идея о спасительной роли замкнутого пространства потом преобразовалась, дифференцировалась в своем значении и дала материал для кол­довского применения соответствующих предметов по отношению уже к нематериальным силам и явлениям.

С.222.

Эта же идея в дальнейшем стала по аналогии свя­зываться с круглыми, замкнутыми предметами во­обще, сначала с кольцом, а потом с предметами, име­ющими отверстие. [Сноска: Для предметов, имеющих отверстие, можно допустить и другое объяснение.] При этом (с кольцом) большое зна­чение имеет и самый материал.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.