Очень важное место в составе магического инвентаря занимает нож и другие орудия, а также просто сталь. Так, главным орудием колдунов при производстве заговоров, лечения в бане, играет нож. Нож является необходимым предметом для гаданий. На святках, когда садятся слушать, обязательно обчерчивают себя ножом, иногда даже специально хлебным ножом и нож втыкают в землю в том месте, где замыкается линия круга. Без этой предосторожности затея гадания может окончиться очень печально для призвавших бесовскую силу.
Когда на святках ложатся спать с пожеланием увидеть вещий сон, то это означает призыв бесовской силы с целью проникновения в будущее. Поэтому, чтобы не быть в окончательной власти этой силы, под подушку кладут нож, как орудие защиты. [Сноска: Общеизвестная на Западе, в германском фольклоре, легенда о волшебных уроках музыки у черта имеется у коми в таком виде: Для того, чтобы хорошо научиться играть на гармонике, нужно взять нож, иголку, петуха, невыделанную коровью кожу, гармонику и вечером на святках идти в баню. Там разостлать кожу, на ней обчертиться ножом, иголку без ушка воткнуть в свою одежду и вызвать “pyvs’an ajka” — банного старика. Тот сначала поломает гармошку, лотом снова сложит и затем начнет играть всевозможные мелодии. Проиграет он до тех пор, пока не пропоет петух, одновременно с чем он падает и исчезает. В результате этого смельчак усваивает все услышанные мелодии.] Когда на волю выпускается подержанная в жилище птичка, то ее отпускают обязательно с ножа, в противном случае она будто бы попадает в когти коршуна. Основным содержанием этого обычая по всей вероятности было опасение, чтобы птица, как член семейного кол-
С.184.
лектива, не унесла домашнего счастья; существует поверье, что если дикое животное, содержимое в неволе, вырвется на волю — этим самым оно уносит жизнь одного из членов семейства. В том и другом случае нож, как магический предмет, уничтожает возможность наступления вредного результата. Нож может быть обращен и против колдуна. Чтобы пошутить над ним, его запирают в комнате при помощи ножа (см. выше). Нож и вообще стальные орудия являются страшными не только для колдунов, но всяких сверхъестественных сил. На Удоре рассказывают об одном рыбаке — Mozynsa (с Мезени) таким образом: рыбак после рыбной ловли развешивал свои сети сушить. Откуда ни возьмись налетел вихрь и раскидал, разорвал сети. Взбесившийся рыбак вытащил из ножен свой нож и с размаху бросил его в вихрь наотмашь. На этот раз тем дело и кончилось. Глубокой осенью, уже по снегу, этот же человек собрался с извозом в Питер. Подъезжая к городу, он зашел в один загородный дом для отдыха. В избе на кровати он увидел лежащего длинного мужика с перевязанным глазом, а на подоконнике увидел тот свой нож, который он на Мезени когда-то осенью бросил в вихрь. Тут он догадался, — куда он попал в гости. Добродушный хозяин, однако, его успокоил, сказав, что виноват был сам, потому мстить за свою рану не будет. Аналогичный рассказ передается и на Вишере, как один охотник поранил лешего своим топором тоже за досаду.
Интересно предание о пермяцком богатыре Пера, известное и в Коми области. У Перы вспыхнула вражда с лешим на почве владения охотничьими угодиями. Пера за свои геройские подвиги получил от русского царя жалованную грамоту на владение по р.Лупье
С.185.
в верховьях Камы охотничьими угодьями (Лупья-Парму), которые раньше были в безраздельном пользовании лешего (vörsa). Последний, несмотря на все свои козни, был все-таки в конце концов убит Перой. [Сноска: См. об этом журнал “Коми му”, 1925, № 12, С.24-27; 1926, № 5, С.38.] Многие охотники, боясь проникновения к себе лесного духа, на ночь кладут под свою подушку нож, кусочек хлеба и щепотку соли. Дерзость людей доходит до того, что когда начинает падать град, то выхватывают нож, выходят на крыльцо и бросают его ввысь в надвигающуюся тучу, а самую градину заносят в дом и бросают в печку, растопляя ее, а, следовательно, и всю градовую тучу, по обычной формуле колдовства. Или на Сысоле, на сенокосе, когда начинает надвигаться туча, то для устрашения ее стреляют в нее из ружья.
Для защиты от козней умерших пермяки (И.Смирнов) всовывают в щель потолочных брусьев, под матицей, железный нож. У коми-зырян многие колдуны нож держат там постоянно.
На Удоре считают достаточным для того, чтобы испортился сам колдун, пошевелить кончиком ножа подстилку его обуви. Исправление наступает после того, как колдун догадается выбросить подстилку, переменив ее на новую.[Сноска: С ролью ножа, как магического предмета, нужно поставить в связь применение в Ижмо-Печорском крае своеобразного, правда, широко распространенного, орнамента, встречающегося на деревянной домашней утвари и на менее употребительных там предметах гончарного производства. Этот орнамент состоит из сочетаний треугольников, вдавленных вглубь материала одним из своих вершин. Орнамент носит название “purt-jiv”, т.е. “кончик ножа”. Первоначально, нужно думать, он воспроизводился на мягком материале, именно как раз на предметах гончарного (Продолжение на С.186) производства, путем надавливания кончика ножа, а впоследствии был перенесен уже и на менее удобный для этого материал, на дерево.]
С.186.
Нож может применяться одинаково и как средство для колдовской порчи, и для целей колдовской защиты. Колдовская сила мыслится как бы материализовавшейся в нем. Поэтому же некоторые коми остерегаются брать топор, обращенный к себе лезвием. [Сноска: Ср. роль костебоя у австралийцев.]
ДРУГИЕ ОРУДИЯ
Таким же магическим значением пользуется не только нож, но и другие орудия, как иголка, шило, серп, коса, острога, ружье, ножницы и т.д. На сенокосе, когда надвигается вихрь, то в него бросают или косой, или каким-либо другим орудием, а то и теслом, точильным бруском. Точильного бруска, думают коми, Kuz’-Jvan (Длинный Иван), т.е. вихрь, боится пуще всего, потому что уже и стальные орудия для него являются страшными и опасными, а между тем точильный брусок, по предполагаемому мнению духа ветра, является еще могущественнее их: “он берет (грызет) даже сталь”. Свойством точильного камня “быть сильнее стали” объясняется, по-видимому, и то обстоятельство, что он входит в состав магических предметов при обливании обрядовой водой от порчи (vomidz’). Брусяной камень (zud), брусяная гора, как магические предметы, встречаются в коми сказках.
С.187.
ИГОЛКА
Плотовщики, плывущие с лотом (грузом на веревке для постоянного следования плота по фарватеру) , иногда опускают по веревке, придерживающей груз, иголку без ушка в том случае, когда от неизвестных причин (думают, что водяной задержал) лот куда-либо застревает. Иголка опускается с той целью, чтобы заставить водяного освободить плот.
Для гарантирования себя от случайностей иголку без ушка (protozh) втыкают в хомут лошади, когда везут на ней покойника. Иголка без ушка для коми является универсальным талисманом. Она почти всегда находится на груди у женщин (у ижемской невесты даже 9 штук) и в шапке охотников.
Иголка кроме того служит и орудием порчи. На Ижме для того, чтобы расстроить половую жизнь новобрачных, злоумышленники выдергивают кусочки мха со стены по ту и по другую сторону дверей избы жениха в тот момент, когда через эти двери входят новобрачные; затем обкладывают этими кусочками иголку с медным ушком и кладут последнюю в постель новобрачных. В предупреждение такой порчи спереди и сзади новобрачных идут, обычно, шафера.
НОЖНИЦЫ
На Вашке, когда невеста начинает причитать при выходе замуж, в это время позади ее в стену втыкаются ножницы, чтобы уберечь ее от вредных злоумышленников, так как во время свадьбы она очень уязвима на всякое колдовство. Там же считают, что
С.188.
нож, ножницы под подушкой предохраняют от кошмарных снов.
РУЖЬЕ
В д.Прокопьево рассказывается случай, когда на пожне во время сенокоса прошел вихрь, разметавший сено, поднявший пыль, сор столбом. Деревья, а также колья стога, шатались от сильного ветра из стороны в сторону, причем один кол из числа их, именно тот, около которого было прислонено ружье, будто бы оставался совершенно спокойным, не задеваемый вихрем.
ПОДКОВА
У каждого почти торговца в прежнее время за порогом лавки с внутренней стороны на полу была прибита железная подкова, которая должна была предохранить лавку от хищения различными колдовскими средствами, эти же подковы можно наблюдать и по сей день у порогов многих частных лавок, даже в г.Ленинграде. [Сноска: Магическое значение подковы усиливается ее ролью, приближающейся к роли предметов вооружения вообще. Раньше подкову коми носили на пятках своих сапог не только для практических или эстетических соображений. Подкова поэтому является символом победы (ср. U.Holmberg, 201).] Поверия в связи с подковой распространены чрезвычайно широко.
СЕРП
В некоторых деревнях во время эпидемий над дверями крыльца втыкается серп для устрашения стран-
С.189.
ствуюшей болезни. Когда же кто-либо из семейства заболевает, избу обкашивают косой или серпом, предполагая этим убить или выгнать болезнь.