Разлагая колдовской акт на составные его части, мы можем указать в нем следующие элементы:
1) колдующего субъекта с его желаниями и стремлениями, направленными на внешний мир с целью овладения его силами, 2) представления о предметах и явлениях внешнего мира с их характерными с точки зрения колдующего субъекта свойствами и 3) те средства, приемы и предметы, которыми колдующий пользуется для достижения своих целей.
В отношении колдовских целей самая значительная часть случаев колдовских актов вращается вокруг хозяйственной деятельности людей. Для охотника, например, более всего важна собака, ружье. Существуют бесконечные варианты о порче собаки, ружья и их исправлении. Колдовскими средствами крадут у охотника способность ориентироваться в лесу и т.п. Наконец, дороже всего, конечно, здоровье человека и потому исключительное внимание колдовства направлено на руководство теми факторами, которые влияют, сообразно существующим взглядам, на здоровье.
Земледельческий быт имеет уже другие стороны, другие задачи. Имея домашний скот, часто наталкиваются на факт вымирания его. Если овцы вымирают, то стараются загнать в свой хлев чужую овцу и заменить старый состав стада потомством от новой, не “заколдованной” овцы. Особенно часто приходится страдать от того, что коровы и лошади уходят
C.178
далеко из дому и летнее трудовое время приходится терять попусту. В таких случаях делают соответствующие обряды над следом, над хлевом, как над частями хозяйственного комплекса.
Что касается объектов, на которые направлено колдовство, то считается, что все природные явления и предметы так или иначе доступны действию воли колдующего. Здесь нет еще сознания причинной связи явлений внешнего мира друг с другом. Не существует непреложных законов природы, с которыми человек должен согласовать свои дела. Эта внешняя связь явлений в значительной мере копируется из внутренней психологической связи явлений, находящихся только в собственном представлении колдующего. Трудовой его опыт распространен в ограниченной сфере внешней деятельности, другая часть остается недоступной непосредственному опыту. Но отсюда человек, неиспорченный верой в бога и бесчисленных духов, не делает их сверхъестественными, не отчаивается в их овладении, не окутывает их дымкой мистики, а старается также на них воздействовать, но, за отсутствием данных о настоящих свойствах этих явлений, он идет тут ощупью, принимая часть за целое или подобие предмета за самый предмет. Объективные результаты такой деятельности воспринимаются тоже субъективно. Причинная связь явлений устанавливалась в весьма узкой сфере. Первоначально психические ассоциации и принимались за причинную связь. Но это не мешало, однако, древнему человеку в его деятельности.
Познавать мир иначе у первобытного человека не было и средств. Первое “умозаключение”, которое в дальнейшем развилось, углублялось и дало современное мышление, состояло в знании превосходства
С.178.
человека, вооруженного орудием, по сравнению с человеком невооруженным. Орудие первоначально должно было являться универсальным средством в борьбе за жизнь. Реальное и сверхъестественное могли быть осознаны только на почве познания мира при посредстве орудий. Единственные реальные средства, поставившие человека выше животных, орудия, не могли не являться таковыми же и в борьбе против сверхъестественных сил. Иначе не могло быть и потому, что сверхъестественные силы не могли восприниматься иначе, как в форме тех же материальных предметов, к которым человек все более и более успешно применял орудия. Таким образом, колдовство, как самостоятельное явление, появляется одновременно с появлением представления о двойственности объектов восприятия.
Когда появилась необходимость воздействия на другой мир явлений, параллельный реальному, у человека для взаимодействия с ними не было других средств кроме трудовых действий. Единство трудовых действий в приложении к двум параллельно развивающимся мирам соответствует первоначальному монизму восприятия. Но как бы то ни было, колдовское действие, обособившееся от трудовых действий по объекту своего приложения, имеет дело с фикцией. Поскольку это так, колдовство генетически приходится связывать с религией, мистикой и т.п.
Но колдовство в чистом виде имеет много преимуществ перед религией, мистикой в современном смысле слова. Прежде всего в колдовстве нет никакого бога в нашем смысле слова, со всеми слишком “человеческими” чертами последнего, нет идеи владыки и подданного, господина и раба. Нет рабского служения этому господину, нет унизительных просьб и
С.180.
молитв, нет никаких разорительных жертв и приношений, нет первоначально специальных служителей этому неведомому, освобожденных от общего труда и живущих за счет труда остальных. В колдовстве есть уверенность и своеобразная система, что все решительно так или иначе доступно человеку. Человек является хозяином мира, он в нем господствует, колдующий подчиняет в одних случаях реально своей силой и своими знаниями, а в других случаях колдун, колдуя, тоже подчиняет, хотя и фиктивно. Но эта фиктивность для него не ясна, так как она прилагается в той части жизни, которая еще не освещена, не ощущена, не осознана его энергией, силой, его опытом. Как только трудовой опыт человека расширяется, расширяется и область приложения его логического знания за счет более или менее алогического колдовства.
Колдовской акт, будучи связанным в своем генезисе с хозяйственным актом, остается по форме таковым и далее, когда представления о сверхъестественном получают дальнейшее развитие и мир духов обособляется от мира реального, характер человеческого реагирования на них остается прежним. Главную роль при взаимоотношениях человека с этим сверхъестественным миром продолжают играть человеческие орудия, обычные приемы защиты и нападения, какие применяются и по отношению к существам реального мира. Орудия служат для колдовской порчи и для колдовской защиты (обереги). Интересны охотничьи обычаи, применяющиеся коми промышленниками в условиях их пребывания вдали от общественной среды, среди дикого леса, при наличии в головах только психического содержания, которое у них твердо запечатлелось под влиянием совокупности об-
С.181.
щераспространенных воззрений на мир и которое направляет в соответствующую сторону психическое восприятие.
Между прочим, охотники остерегаются припоминать на охоте домашних и, в частности, свою жену, так как нередко после этого они начинают галлюцинировать. В галлюцинациях промышленник-охотник живет с пришедшей к нему из дома в лес иногда за сотню верст женой, приживает от этой жены детей; мнимая жена оставляет его уже при возвращении домой на расстоянии недалеком от его деревни — тут только охотник догадывается, что он жил не с настоящей женой, а с лесным духом (vörsa). В следующую осень мнимая жена встречает иногда его уже с ребенком на руках.
В общем же и этот мир галлюцинаций не может порабощать личность охотника. Вооруженный охотник не боится никаких привидений. Потому последние “не смеют встретиться” с ним в открытом бою, а “действуют” исподтишка, когда вечером утомленный охотник, не замечая грани между сном и бодрствованием, засыпает часто над своим котлом и когда у него перемешиваются друг с другом сон и реальность, воображение и действительность. Первым делом констатировавшего факт галлюцинации является мысль о местонахождении своего оружия. Промышленник хватает нож, топор и бросается на привидение. Такое отношение очень целесообразно, так как боевое настроение заставляет напрягать органы восприятия и психику, в результате чего является точное восприятие и галлюцинация исчезает. Правда, бывают случаи, когда охотник теряется, поддается влиянию страха, тогда этим самым парализуется восприятие и так в высшей степени утомленных органов и тогда
С.182.
охотник погибает. Часто получает он психическую болезнь на всю жизнь. Так, в Лопидине на Удоре один охотник сошел с ума и в течение 15-и лет не мог привести в равновесие свою психику.
Этот случай сообщили мне в таком виде: “Три брата-охотника ночевали в одной избушке. Устав в высшей мере в утомительной охоте, братья легли спать, не затопив очага и не бросив туда по обычаю крошки хлеба. Пришло целое “стадо” mutij'ев (лесных духов). Они все навалились на одного из братьев и свернули ему шею, другой пытался затопить очаг и бросить крошку хлеба (чтобы этим спастись), но вместо хлеба засунул в огонь свои задние конечности, третий брат свихнулся с ума. Дня через три приходят сюда соседи из ближайших избушек, подозревая что-то неладное, так как братьев не стало слышно на охоте уже в течение трех дней. Открывая двери, спрашивают, живы ли они (könkö-pö lovjaös’ö-na). Один подал голос: “Я, — говорит, — жив еще, а брат, кажется, уже окоченел”. Еле живого, обгоревшего, вытащили его из очага, другой брат оказался мертвым, а третий с перепугу сошел с ума. Он жил еще лет 15, а потом в припадке галлюцинации умер”.
Колдовство выработало ряд средств, при помощи которых оно субъективно может господствовать не только над естественными явлениями, но и сверхъестественными. Последние представляются совершенно материальными и воздействие на них производится при помощи вполне определенных предметов и средств. Существует особый колдовской инвентарь.