Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

V. КОЛДОВСКОЙ ИНВЕНТАРЬ



 

Разлагая колдовской акт на составные его части, мы можем указать в нем следующие элементы:

1) колдующего субъекта с его желаниями и стремле­ниями, направленными на внешний мир с целью овла­дения его силами, 2) представления о предметах и явлениях внешнего мира с их характерными с точки зрения колдующего субъекта свойствами и 3) те сред­ства, приемы и предметы, которыми колдующий пользуется для достижения своих целей.

В отношении колдовских целей самая значитель­ная часть случаев колдовских актов вращается вокруг хозяйственной деятельности людей. Для охотника, например, более всего важна собака, ружье. Существу­ют бесконечные варианты о порче собаки, ружья и их исправлении. Колдовскими средствами крадут у охотника способность ориентироваться в лесу и т.п. Наконец, дороже всего, конечно, здоровье человека и потому исключительное внимание колдовства направ­лено на руководство теми факторами, которые влияют, сообразно существующим взглядам, на здоровье.

Земледельческий быт имеет уже другие стороны, другие задачи. Имея домашний скот, часто натал­киваются на факт вымирания его. Если овцы вы­мирают, то стараются загнать в свой хлев чужую овцу и заменить старый состав стада потомством от новой, не “заколдованной” овцы. Особенно часто при­ходится страдать от того, что коровы и лошади уходят

C.178

далеко из дому и летнее трудовое время приходится терять попусту. В таких случаях делают соответст­вующие обряды над следом, над хлевом, как над ча­стями хозяйственного комплекса.

Что касается объектов, на которые направлено колдовство, то считается, что все природные явления и предметы так или иначе доступны действию воли колдующего. Здесь нет еще сознания причинной связи явлений внешнего мира друг с другом. Не существует непреложных законов природы, с которыми человек должен согласовать свои дела. Эта внешняя связь яв­лений в значительной мере копируется из внутренней психологической связи явлений, находящихся только в собственном представлении колдующего. Трудовой его опыт распространен в ограниченной сфере внеш­ней деятельности, другая часть остается недоступной непосредственному опыту. Но отсюда человек, неис­порченный верой в бога и бесчисленных духов, не делает их сверхъестественными, не отчаивается в их овладении, не окутывает их дымкой мистики, а ста­рается также на них воздействовать, но, за отсут­ствием данных о настоящих свойствах этих явлений, он идет тут ощупью, принимая часть за целое или подобие предмета за самый предмет. Объективные результаты такой деятельности воспринимаются тоже субъективно. Причинная связь явлений устанавлива­лась в весьма узкой сфере. Первоначально психи­ческие ассоциации и принимались за причинную связь. Но это не мешало, однако, древнему человеку в его деятельности.

Познавать мир иначе у первобытного человека не было и средств. Первое “умозаключение”, которое в дальнейшем развилось, углублялось и дало совре­менное мышление, состояло в знании превосходства

С.178.

человека, вооруженного орудием, по сравнению с че­ловеком невооруженным. Орудие первоначально дол­жно было являться универсальным средством в борьбе за жизнь. Реальное и сверхъестественное могли быть осознаны только на почве познания мира при по­средстве орудий. Единственные реальные средства, поставившие человека выше животных, орудия, не могли не являться таковыми же и в борьбе против сверхъестественных сил. Иначе не могло быть и пото­му, что сверхъестественные силы не могли воспри­ниматься иначе, как в форме тех же материальных предметов, к которым человек все более и более ус­пешно применял орудия. Таким образом, колдовство, как самостоятельное явление, появляется одновре­менно с появлением представления о двойственности объектов восприятия.

Когда появилась необходимость воздействия на другой мир явлений, параллельный реальному, у че­ловека для взаимодействия с ними не было других средств кроме трудовых действий. Единство трудовых действий в приложении к двум параллельно развива­ющимся мирам соответствует первоначальному мо­низму восприятия. Но как бы то ни было, колдовское действие, обособившееся от трудовых действий по объ­екту своего приложения, имеет дело с фикцией. По­скольку это так, колдовство генетически приходится связывать с религией, мистикой и т.п.

Но колдовство в чистом виде имеет много преиму­ществ перед религией, мистикой в современном смыс­ле слова. Прежде всего в колдовстве нет никакого бога в нашем смысле слова, со всеми слишком “че­ловеческими” чертами последнего, нет идеи владыки и подданного, господина и раба. Нет рабского слу­жения этому господину, нет унизительных просьб и

С.180.

молитв, нет никаких разорительных жертв и прино­шений, нет первоначально специальных служителей этому неведомому, освобожденных от общего труда и живущих за счет труда остальных. В колдовстве есть уверенность и своеобразная система, что все решительно так или иначе доступно человеку. Чело­век является хозяином мира, он в нем господствует, колдующий подчиняет в одних случаях реально своей силой и своими знаниями, а в других случаях колдун, колдуя, тоже подчиняет, хотя и фиктивно. Но эта фиктивность для него не ясна, так как она прилага­ется в той части жизни, которая еще не освещена, не ощущена, не осознана его энергией, силой, его опытом. Как только трудовой опыт человека рас­ширяется, расширяется и область приложения его логического знания за счет более или менее алогиче­ского колдовства.

Колдовской акт, будучи связанным в своем ге­незисе с хозяйственным актом, остается по форме таковым и далее, когда представления о сверхъесте­ственном получают дальнейшее развитие и мир духов обособляется от мира реального, характер человече­ского реагирования на них остается прежним. Глав­ную роль при взаимоотношениях человека с этим сверхъестественным миром продолжают играть чело­веческие орудия, обычные приемы защиты и напа­дения, какие применяются и по отношению к суще­ствам реального мира. Орудия служат для колдовской порчи и для колдовской защиты (обереги). Интересны охотничьи обычаи, применяющиеся коми промышлен­никами в условиях их пребывания вдали от общест­венной среды, среди дикого леса, при наличии в го­ловах только психического содержания, которое у них твердо запечатлелось под влиянием совокупности об-

С.181.

щераспространенных воззрений на мир и которое на­правляет в соответствующую сторону психическое восприятие.

Между прочим, охотники остерегаются припоми­нать на охоте домашних и, в частности, свою жену, так как нередко после этого они начинают галлюци­нировать. В галлюцинациях промышленник-охотник живет с пришедшей к нему из дома в лес иногда за сотню верст женой, приживает от этой жены детей; мнимая жена оставляет его уже при возвращении до­мой на расстоянии недалеком от его деревни — тут только охотник догадывается, что он жил не с на­стоящей женой, а с лесным духом (vörsa). В следу­ющую осень мнимая жена встречает иногда его уже с ребенком на руках.

В общем же и этот мир галлюцинаций не может порабощать личность охотника. Вооруженный охотник не боится никаких привидений. Потому последние “не смеют встретиться” с ним в открытом бою, а “дей­ствуют” исподтишка, когда вечером утомленный охот­ник, не замечая грани между сном и бодрствованием, засыпает часто над своим котлом и когда у него пере­мешиваются друг с другом сон и реальность, вооб­ражение и действительность. Первым делом конста­тировавшего факт галлюцинации является мысль о местонахождении своего оружия. Промышленник хва­тает нож, топор и бросается на привидение. Такое отношение очень целесообразно, так как боевое на­строение заставляет напрягать органы восприятия и психику, в результате чего является точное воспри­ятие и галлюцинация исчезает. Правда, бывают слу­чаи, когда охотник теряется, поддается влиянию стра­ха, тогда этим самым парализуется восприятие и так в высшей степени утомленных органов и тогда

С.182.

охотник погибает. Часто получает он психическую бо­лезнь на всю жизнь. Так, в Лопидине на Удоре один охотник сошел с ума и в течение 15-и лет не мог привести в равновесие свою психику.

Этот случай сообщили мне в таком виде: “Три брата-охотника ночевали в одной избушке. Устав в высшей мере в утомительной охоте, братья легли спать, не затопив очага и не бросив туда по обычаю крошки хлеба. Пришло целое “стадо” mutij'ев (лесных духов). Они все навалились на одного из братьев и свернули ему шею, другой пытался затопить очаг и бросить крошку хлеба (чтобы этим спастись), но вме­сто хлеба засунул в огонь свои задние конечности, третий брат свихнулся с ума. Дня через три приходят сюда соседи из ближайших избушек, подозревая что-то неладное, так как братьев не стало слышно на охоте уже в течение трех дней. Открывая двери, спра­шивают, живы ли они (könkö-pö lovjaös’ö-na). Один подал голос: “Я, — говорит, — жив еще, а брат, ка­жется, уже окоченел”. Еле живого, обгоревшего, вы­тащили его из очага, другой брат оказался мертвым, а третий с перепугу сошел с ума. Он жил еще лет 15, а потом в припадке галлюцинации умер”.

Колдовство выработало ряд средств, при по­мощи которых оно субъективно может господство­вать не только над естественными явлениями, но и сверхъестественными. Последние представляются совершенно материальными и воздействие на них производится при помощи вполне определенных предметов и средств. Существует особый колдов­ской инвентарь.

 

С.183.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.