Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конституция Японии 1947 г.

Важнейшей демократи­ческой акцией послевоенного периода явилось принятие но­вой Конституции Японии 1946 г., которая вступила в силу в 1947 г.

Работа над проектом будущей японской конституции началась весной 1946 г. Она была поручена оккупационны­ми властями дворцовым кругам. Политические партии, с их диаметрально противоположными идейными позициями, подготовили свои проекты, центральное место в которых занял вопрос об отношении к императорской власти. Если консервативная партия дзиюто, например, настаивала на сохранении императорской власти, ограниченной только в праве на издание чрезвычайных указов и пр., то радикаль­ные требования японских коммунистов сводились к установлению в Японии "народной республики".

Проект оккупационных властей исходил из неукосни­тельного соблюдения следующих требований: Япония должна отказаться от войны и уничтожить свои вооруженные силы; суверенитет должен быть передан народу, палата пэров уп­разднена; собственность императорского дома должна по­ступить в распоряжение государства.

Японские министры назвали этот проект "устрашающе радикальным", заявив, что он "совершенно противоречит японским традициям". Особенно бурное возражение консер­вативных кругов вызвали требования о запрете на войну и вооруженные силы, о передаче собственности император­ского дома, которая, как они утверждали, "нарушит нацио­нальную структуру" государства.

Подготовленный в марте 1946 г. официальный проект конституции был основан на проекте оккупационных вла­стей. В нем был учтен ряд предложений из партийных про­ектов. Так, под влиянием проекта японских коммунистов в Конституцию было включено положение о праве граждан требовать возмещения от государства в случае причинения им ущерба незаконными действиями властей (ст. 17, 40), а также о праве японских граждан на "минимальный уровень здоровья и культурной жизни" (ст. 25).

Формально Конституция была принята японским пар­ламентом и утверждена Тайным советом как измененная старая Конституция. Возможность такого изменения была предусмотрена в ст. 7 Конституции 1889 г. Но это была прин­ципиально новая конституция, впервые в истории государственного развития страны построенная на принципах пар­ламентской демократии.

В преамбуле Конституции был закреплен принцип на­родного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена под давлением прежде всего правых сил и определенных социально-психологических факторов, консервативного монархического сознания большинства японцев, особенно в сельской местности.

Конституция сохраняла династийную преемственность императорского трона. Согласно ст. 1, император является "символом государства и единства народа". Такая формула монархии не встречается ни в одной из современных кон­ституций, что давало возможность некоторым японским государствоведам говорить о том, что в Японии была факти­чески установлена не монархия, а республика.

В явном противоречии со ст. 4 Конституции, отказы­вающей императору в праве осуществлять государствен­ную власть, за ним был закреплен ряд конституционных полномочий: назначать премьер-министра по представле­нию кабинета, промульгировать поправки к Конституции, созывать парламентские сессии, распускать нижнюю пала­ту, подтверждать назначения и отставки государственных министров и других должностных лиц.

Согласно ст. 3, при совершении "государственных дел" император должен руководствоваться "советами" и получать предварительное "одобрение" кабинета, который и несет от­ветственность за его действия. Конституция подразумевает под "государственными делами" императора, таким образом, лишь обязанности процессуального порядка. Но он по-преж­нему оказывает сильное влияние на политическую и идеоло­гическую жизнь страны, в чем его прямо не ограничивает Конституция. Например, в Конституции нет положений, ко­торые исключили бы возможность императора отвергать ре­шения правительства. Тем самым этой "спящей" прерогати­вой резервируются его возможности в чрезвычайных ситуа­циях противодействовать правительственному курсу.

Конституция подрывала не только политические, но и экономические позиции императорского дома. Согласно ст. 88, имущество императорской фамилии было передано государству, национализированы императорская земельная собственность, капиталы в виде акций компаний, банков­ских вкладов, облигаций. Доходы императорской семьи ог­раничиваются ныне бюджетными ассигнованиями, утверждаемыми парламентом. Это положение было закреплено Законом о хозяйстве императорского двора 1947 г.

Вместе с изменением политической роли императора было ликвидировано и старое Министерство императорско­го двора. Вместо него было создано Управление император­ского двора, действующее при канцелярии премьер-мини­стра, которое занимается решением вопросов, связанных с повседневным ведением дел императора и императорского дома, организацией придворного церемониала, содержанием и охраной императорской собственности. Начальник этого управления, в ведении которого находится штат, превышаю­щий тысячу человек, назначается премьер-министром с со­гласия императора.

Несмотря на формально ограниченный характер своих полномочий, Управление императорского двора при прямой поддержке правящей либерально-демократической партии, правительства продолжает играть важную роль в поддер­жании верноподданнических настроений японцев путем проведения многочисленных ритуальных мероприятий, свя­занных с жизнью императорской семьи, и пр. Ритуал, хотя и в меньшей степени, продолжает вплетаться в сферу япон­ской политики. Статья 20 Конституции рекомендует госу­дарству и его органам лишь воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности, а также принуждать японцев к участию в каких-либо религиозных актах, празднествах, церемониях и обря­дах.

Ни одна из политических партий оппозиции не ставит ныне своей непосредственной целью устранение монархии.

Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентарную монархию. Парламенту при этом была от­ведена роль "высшего органа государственной власти и един­ственного законодательного органа страны". В соответствии с этим были ликвидированы органы, стоящие ранее над пар­ламентом, - Тайный совет и др. Сразу же по вступлении Конституции в силу из нее была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.

Японский парламент - двухпалатный орган, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Первая (ниж­няя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но мо­жет быть распущена досрочно. Срок полномочий членов па­латы советников (верхней) - 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из них. Установленный Конститу­цией порядок выборов палаты советников (ст. 45, 46) делает ее состав более стабильным по сравнению с нижней палатой.

Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастно­го ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное - с 25 лет в ниж­нюю и с 30 лет - в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты. Эти условия вместе с мажоритарной системой выборов, установлением в законодательном порядке завышенного пред­ставительства от избирательных округов с преимуществен­но сельским населением подрывают "всеобщий" и "равный" характер выборов в Японии.

Формальное ограничение полномочий верхней палаты по сравнению с нижней (законопроект, согласно Конститу­ции, может быть принят даже при отсутствии одобрения его верхней палатой) не снижает большой значимости па­латы советников в обеспечении политической стабильности в стране. Верхняя палата может быть наделена особыми полномочиями при роспуске нижней палаты, во время со­зыва се чрезвычайной сессии, "если это крайне необходимо в интересах страны", как записано в Конституции.

Главным звеном государственной машины, которое обладает полнотой властных полномочий, является японское правительство и, более того, его премьер-министр. Премьер-министр от имени Кабинета выступает в парламенте по во­просам внутренней и внешней политики, вносит в парла­мент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполни­тельной власти и контролирует их.

В Конституции закреплена система "парламентских ка­бинетов". Парламент избирает главу Кабинета министров, высшего исполнительного органа власти. Им становится ли­дер победившей на выборах партии. Премьер-министр на­значает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия. Он, однако, может воспользоваться альтернативной мерой - распустить палату представителей и назначить новые выборы. Это право пре­мьер-министра является достаточно эффективной сдержи­вающей мерой для парламента. Статья 66 (абз. 2) закрепляет принцип гражданского правительства, согласно которому ни один из членов Кабинета не может быть военным лицом.

Подчиненное положение министров по отношению к пре­мьер-министру подчеркивает ст. 70 Конституции, согласно которой министры должны уйти в отставку в полном соста­ве, если должность премьер-министра становится вакантной.

С обязанностью премьер-министра докладывать пар­ламенту об "общем состоянии государственных дел и внеш­них сношений" связано право премьер-министра на законо­дательную инициативу. Это право дает ему возможность в условиях длительного монопольного господства одной пар­тии (в настоящее время это Либерально-демократическая партия) в значительной мере определять законодательную деятельность парламента. Конституция предусматривает весьма обширный список полномочий и самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней полити­кой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой и пр.

Среди особых полномочий Кабинета следует выделить его право на издание правительственных указов в целях проведения в жизнь Конституции и законов. (Правительст­ву запрещено при этом издавать лишь указы, которые пре­дусматривают уголовное наказание).

Принцип разделения властей, модифицированный ва­риант американской системы "сдержек и противовесов", особенно отчетливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона парламента или указа исполнительной власти.

Организации и деятельности судов в новой японской Конституции уделено значительное внимание. Во главу су­дебной системы Японии поставлен Верховный Суд, состоя­щий из Главного судьи и установленного законом числа су­дей. Все судьи, кроме Главного, назначаются Кабинетом, Главный - императором по представлению Кабинета. Су­дьи независимы, действуют "согласно голосу своей совести" (ст. 76) и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей. Об­щегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела которых находились ранее в ведении административных судов. Ка­кие бы то ни было "особые суды" запрещаются.

Конституция содержит широкий перечень демократи­ческих прав и свобод. Прямо заимствуя из американской Конституции редакцию основных прав граждан, японская Конституция относит к ним "право на жизнь, свободу и стремление к счастью" (ст. 13).

К числу этих прав отнесено и равенство перед законом, подкрепляемое запрещением всех видов дискриминации, за­прещением "пэрства и прочих аристократических институ­тов, всяческих привилегий" (ст. 14). Среди "классических" прав Конституция провозглашает: право "избирать публичных должностных лиц" (ст. 15), свободу "мысли и совести" (ст. 19), свободы собраний, слова, печати (с запрещением цен­зуры (ст. 21)), закрепляя в качестве главнейших гарантий свобод граждан демократические принципы уголовного пра­ва и процесса: право на разбирательство "дела в суде" (ст. 32), право на адвоката (ст. 37), запрещение произвольных аре­стов (ст. 33), обысков (ст. 55), применения пыток (ст. 36) и пр.

Социальные права в Конституции перемежаются с по­литическими. Среди них - запрещение принудительного труда (ст. 18), право на труд (ст. 27), на создание организа­ций трудящихся, включающее право "коллективных пере­говоров" и "коллективных действий" (ст. 28), свобода науч­ной деятельности (ст. 23) и др.

Японская Конституция провозгласила также в качест­ве важной социальной обязанности государства "прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественно­го благосостояния, социального обеспечения, а также на­родного здравия" (ст. 25). При этом право собственности закреплено в Конституции "в границах закона, с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию" (ст. 29). Небывалый экономический рост дал возможность Японии очень скоро перевести эти конституционные поло­жения из сферы декларации в сферу практической дея­тельности правительства.

Принципиально новым явлением в практике буржуаз­ного конституционализма является включение в Конститу­цию декларации об отказе Японии от войны (ст. 9), а также "от угрозы или применения вооруженной силы как средст­ва разрешения международных споров".

Конституция впервые в истории Японии закрепила так­же автономию местных органов управления. Органы мест­ного самоуправления приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управ­лять своим имуществом и делами.

Районные административные бюро, заменившие в пер­вые послевоенные годы генеральные комиссариаты, сеть сель­ских групп и ассоциаций - оплот консерватизма и фашизма на селе - были ликвидированы вместе с Министерством внутренних дел. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты должны избираться на основе всеоб­щего избирательного права. Губернатором может стать гра­жданин, достигший 30 лет, мэром и старостой - 35 лет.

Координация деятельности центральных и местных органов возлагалась на созданное в 1960 г. Министерство по делам местного самоуправления, которое наделено было вместе с другими центральными министерствами и ведом­ствами правом давать "советы", оказывать "техническое содействие" местным органам, инспектировать их и пр.

Попытки-изменения Конституции 1947 г. неоднократно предпринимались за все время ее существования. Наиболее острая борьба развертывалась вокруг отмены или как минимум изменения "миролюбивой" ст. 9. Такие попытки предпринимались монопольно правившей много лет Либерально-демократической партией в 50-80-е годы. Одной из целей изменения названной статьи являлась легализация вооруженных сил Японии, считающихся силами самообороны. Предлагалась и небольшая корректировка существующего статуса императора. Однако с момента своего принятия и до сих пор Конституция 1947 г. не включила ни одной поправки. Одна из причин стабильности японского Основного закона - весьма "жесткий" порядок его изменения, установленный ст. 96. Для изменения этого акта, осуществляемого по инициативе Парламента, требуется согласие не менее двух третей общего числа членов обеих палат; одобренные таким образом поправки затем представляются на специальный референдум либо на рассмотрение Парламента после его новых выборов. Способ ратификации определяется решением Парламента. Другая причина устойчивости Конституции - существующий в Японии баланс политических сил, не позволяющий партиям, выступающим за изменение Основного закона, достичь "критической массы" в Парламенте, достаточной для реформирования конституционного правопорядка.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.