Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Искусство Венеции. Архитектура, живопись

Наибольшее количество архитектурных памятников Венеции, определивших ее облик, относится ко времени наивысшего расцвета города. В XV веке здесь работал выдающийся итальянский архитектор и скульптор эпохи раннего Возрождения Пьетро Ломбардо (ок. 1435—1515). Постройки Ломбардо отличаются праздничной легкостью, живописным изяществом, применением цветных мраморов и богатством скульптурного декора. Самые известные работы мастера: церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—1489), Палаццо Вендрамин-Калерджи (1504— 1509), здание религиозного братства Скуола ди Сан-Марко.

В XV веке сложился характерный для Венеции тип здания — палаццо. Вдоль берегов главной магистрали Венеции — Большого канала — была создана целая цепь роскошных дворцов: Ка' д'Оро, Фоскари, Пизани, Барбаро и др. Они отличаются нарядностью, живописностью, декоративностью и красочностью отделки. Отражение украшенных инкрустациями из цветных мраморов, мозаиками и позолотой фасадов в воде канала создает незабываемый эффект, типичный для архитектуры Венеции — города, построенного на островах. Дворцы, возведенные в конце XV — начале XVI века, приобрели особенности зодчества Высокого Возрождения: простоту архитектурного образа, строгость, меньшую декоративность. Вид Большого канала дополняется многочисленными живописно перекинутыми через канал мостами, самый замечательный из которых — мост Риальто — шедевр архитектуры венецианского Возрождения XVI века.

Лоджетта, построенная в XVI веке архитектором Я. Сансовино, органически вписалась в архитектурный комплекс Венеции. Самое значительное из зданий, построенных в XVII веке, — церковь Санта-Мария делла Салюте. В облике города выделяется величественное произведение знаменитого итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио (1508—1580) — церковь Сан-Джорджо Маджоре (1565— 1580), сооруженная на острове Сан-Джорджо. По его же проекту на соседнем острове Джудекка по случаю избавления Венеции от эпидемии чумы построена церковь Иль Реденторе (1567—1592). На небольшом острове Сан-Микеле расположена ренессансная церковь Сан-Микеле ин Изола (1469, архитектор Maypo Кодусси). Близ церкви — знаменитое кладбище, где среди других знаменитостей покоятся И. Стравинский, С. Дягилев, И. Бродский.

Скульптура Венеции тесно связана с архитектурным обликом города и отличается декоративным характером. Большинство скульптурных произведений создано Пьетро Ломбарде совместно с сыновьями Туллио Ломбарде (ок. 1455— 1532) и Антонио Ломбардо (ок. 1458 — ок. 1516), в том числе надгробие (1476—1481) на могиле дожа Пьетро Мочениго в церкви Санти-Джованни э Паоло. Среди других выдающихся произведений скульптуры Венеции — памятник дожу Ник-коло Трону в церкви Санта-Мария деи Фрари, статуи Адама и Евы во Дворце дожей (скульптор Антонио Риццо (ок. 1430—1499)), рельефы и статуи Я. Сансовино на фасаде Лоджетты, конная статуя (1479—1488) кондотьера Коллеони, работы знаменитого итальянского скульптора Андреа Верроккьо (1435—1488).

Нельзя не сказать несколько слов о знаменитом венецианском Арсенале. Его строительство было начато в 1104 году по приказу дожа Орделаффо Фальера в восточной части города. Арсенал быстро разросся и в настоящее время занимает приблизительно 5% территории Венеции. Венецианский Арсенал — свидетель девяти веков истории города — возвышения, расцвета и упадка Венецианской республики. Венецию невозможно представить без ее Арсенала, ведь только благодаря его потрясающим производственным мощностям город мог отражать атаки своих многочисленных врагов. Здесь строились корабли, изготавливалось оружие. Мастера работали в нечеловеческих условиях ради процветания родного города. Не случайно великий Данте (1265—1321) описание одного из кругов ада "списал" с Арсенала. Три века спустя здесь работал выдающийся итальянский ученый Галилео Галилей (1564— 1642). По отзыву Галилея, Арсенал с его верфями и мастерскими служил "обширным полем для размышления пытливых умов", где наблюдения над механизмами способствовали "приобретению больших познаний и остроте рассуждений".

Венецианская школа живописи — одна из богатейших в Италии. Наибольший расцвет она пережила в эпоху Возрождения, когда Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торговым центром Средиземноморья. Для венецианской школы характерно преобладание живописного начала, совершенное владение выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита.

Венецианскую живопись XIV века отличают декоративная орнаментальность, праздничная звучность красок, переплетение готических и византийских традиций (Лоренцо и Паоло Венециано). В середине XV века в живописи венецианской школы возникают ренессансные тенденции, усиленные флорентийским влиянием. В произведениях мастеров раннего венецианского Возрождения (братья Виварини, Якопо Беллини (ок. 1400—1470) и Джентиле Беллини (ок. 1429—1507), Карло Кривелли (ок. 1430 — ок. 1495), Витторе Карпаччо (ок. 1455 — ок. 1526) и др.) нарастает светское начало, усиливается стремление к реалистической передаче пространства и объема. Традиционные религиозные сюжеты трактуются как подробные рассказы о красочной повседневной жизни Венеции. Творчество Джованни Беллини (ок. 1430—1516) подготовило переход к искусству Высокого Возрождения. Наивная повествова-тельность уступила место стремлению к созданию обобщенной картины мира, в которой человек существует в естественной гармонии с одухотворенной жизнью природы — картины "Мадонна с деревцами" (1487, галерея Академии, Венеция), "Мадонна на троне в окружении святых" (1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция).

Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения стал выдающийся итальянский живописец Джорджоне (ок. 1476—1510), автор знаменитых полотен "Юдифь", "Три философа", "Спящая Венера".

Крупнейшим представителем венецианской школы является великий итальянский живописец Тициано Вечеллио, которого мы знаем под именем Тициан (ок. 1488—1576).

Среди его шедевров полотна: "Любовь земная и любовь небесная" (1515— 1516, галерея Боргезе, Рим), "Празднество Венеры" (1520, Прадо, Мадрид),"Введение во храм" (1534—1538. галерея Академии, Венеция), "Кающаяся Мария Магдалина" (1560-е гг., Эрмитаж. Петербург), "Оплакивание Христа" (1573—1576, галерея Академии, Венеция).

Можно сказать без преувеличения, что творчество Джорджоне и Тициана оказало огромное влияние на развитие не только итальянской, но и мировой живописи.

В первой половине XVI века в Венеции работают такие известные мастера, как Якопо Пальма Веккьо (1480—1528) и Лоренцо Лотто (1480—1556).

Младшим современником Тициана был живописец Якопо Тинторетто (1518— 1594), автор монументальных композиций "Битва при Заре- (1585, Дворец дожей, Венеция) и "Тайная вечеря" (1592— 1594, церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция), а также цикта панно для Скуола ди Сан-Рокко (1565—1588).

Из других знаменитых художников XVI века, относящихся к венецианской школе, отметим Якопо Бассано (1517— 1592) и Паоло Веронезе (1528—1588), автора "Триумфа Венеции" (1578—1585, Дворец дожей). В XVII веке в Венеции работают художники Доменико Фетти (ок. 1588—1623), Бернардо Строццп (1581 — 1644), Иоганн Лисе (ок. 1597 — ок. 1630).

Новый расцвет венецианской школы относится к первой половине XVIII века, когда в городе работал такой выдающийся итальянский живописец и рисовальщик, как Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770). Из его ранних работ следует отметить цикл картин для дворца Дольфино в Венеции (ок. 1725). В зрелые годы стиль Тьеполо приобрел свободу и экспрессивность. Он много работал за границей — в Испании, в Германии. В родном городе мастер расписал плафоны церквей Джезуати (1737—1739) и Скальци (1743—1744). Фрески и картины Тьеполо принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства.

Живописец и гравер Джованни Баттиста Пьяццетта (1682—1754) расписал плафон капеллы Сан-Доменико церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции (1727). Кисти художника Пьетро Лонги (1702— 1785) и его сына Алессандро Лонги (1733—1813) принадлежат небольшие, в светлых пастельных тонах, сценки из жизни венецианского общества XVIII века, портреты известных жителей города.

Выдающимся мастером ведуты (архитектурного пейзажа) стал венецианец Джованни Антонио Каналетто (1697— 1768). Его племянник и ученик Бернардо Беллотто (1720—1780) оставил после себя множество документально точных видов Венеции, выполненных в своеобразной манере.

Лиризмом и интимностью отличаются камерные пейзажи Франческо Гварди (1712—1793), тонко передающие поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.