Профессиональная подготовка и переподготовка персонала. ПП и П
Предоставление работнику возможности повышения его профессионального уровня называется профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работника. Правовое регулирование непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) осуществляется на основании законов Республики Беларусь «Об образовании» и «О профессионально-техническом образовании», постановлением совета министров Республики Беларусь 15 мая 2007 г. № 599Об утверждении Положения о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих) и др.
Необходимость проф. подготовки и переподготовки работн. определ-ся работодателем. Проф. подготовка и переподготовка может осуществляться не только в специализированных учебных заведениях, но и в самой организации. Условия и порядок обучения должны содержаться либо в локальном нормативном акте компании, либо в договоре с работником.
ПП и П в специализ. учебном заведении, бывают: 1) целевое обучение студентов и 2) обучение аспирантов.
Целевое обучение студентов – это направление штатных работников компании на переподготовку в соответствующее учебное заведение (переподг.по той специальности, которой уже обладает сотрудник). По окончании обучения необходимо сдать квалификационный экзамен или пройти аттестацию и получить диплом. Обучение аспирантов осуществляется с целью разработки нужных организации научных тем, которые впоследствии будут использованы в производственных или коммерческих целях. Оплату обучения в аспирантуре осуществляет работодатель, подписывается договор.
Профессиональная подготовка и переподготовка, проводимая в самой организации для своих сотрудников, носит название ученичества и оформляется ученическим договором. Суть - переобучение работника новой специальности или повышении уже имеющейся у него квалификации. И «ученик», и «учитель» являются штатными работниками компании.
При прохождении обучения работники могут работать по основной специальности на условиях неполного рабочего дня или полностью освобождаться от трудовых обязанностей
Гарантии и компенсации
дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов в период сессии; неоплачиваемый 15-дневный отпуск для сдачи вступительных экзаменов.
16. Технические средства обучения. Тренажеры и имитаторы
средства обучения-объекты, компоненты деятельности и условий, обладающие дидактическими свойствами. Это слова, предметы, действия, факторы, воздействующие на органы чувств (зрение, слух, осязание) обучающихся и обеспечивающие усвоение ими учебного материала. В руках преподавателя это «инструменты», с помощью которых он решает стоящие перед ним задачи. К средствам обучения относят:
1) учебное оборудование помещений образовательных учреждений:
– учебное оборудование – экран, учебная доска, парты, учебные столы, место педагога, объекты на стендах и шкафах;
– технические средства обучения – средства визуальной информации, звуковой информации, автоматизированные установки, компьютерная техника, учебные тренажеры;
– оборудование специальных учебных кабинетов, лабораторий, цехов, интернет-классов и компьютерных классов;
2) оборудование специальных учебных помещений и территорий – читальных залов, учебных и научных библиотек, помещений для самостоятельной работы, консультационных комнат, спортивных площадок, полигонов, учебных полос препятствий, стрелковых тиров, учебно-тренировочных комплексов, учебных баз;
3) учебно-наглядные и учебные пособия:
– рисунки, схемы, графики, карты, таблицы;
– фотоматериалы, картины, портреты, изображения и тесты, экранно-звуковые средства – диапозитивы-слайды, диафильмы, видеоматериалы, кинофильмы, материалы радиопередач, телепередач, Интернет;
– моделирующие средства – муляжи, макеты, средства имитации, поведение имитаторов;
– программы, учебники, учебные пособия, сборники задач, хрестоматии, художественная литература, документальные материалы, инструкции, памятки, наставления, задания для самостоятельной работы, методические разработки и т. д.;
4) все средства, находящиеся на территории и в помещениях любой социальной структуры (семейной, трудовой, служебной, административной, культурно-досуговой и т. д.), которые можно использовать при обучении, это могут быть и обычные помещения с их оборудованием, проходная, помещение дежурного, лестница, пожарный стенд, столовая, детская площадка, магазин и т. д.;
5) средства самого педагога (родителя, старшего, социального работника, руководителя и т. д.), обладающего дидактическими свойствами:
– поведенческие – позы, походка, одежда, действия, сознательно используемые в качестве обучающих;
6) территориальные средства – находящиеся за пределами образовательного заведения, в городе, районе доступные библиотеки, читальные залы, книжные магазины, информационные центры, электронная почта, Интернет и т. д. Сюда относятся и домашние средства, имеющиеся в квартире обучающегося: рабочий стол, шкаф, библиотека, канцелярские принадлежности, компьютер, учебные комплекты, диски, дискеты и т. д.