Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет 15. Оперное творчество Монтеверди.

Клаудио Монтеверди является несомненно центральной фигурой итальянского оперного искусства 17 века, виднейшим представителем итальянской музыки, создатель музыкальной драмы. Для Монтеверди опера была не единственной областью творчества: он пришел к ней зрелым музыкантом с большим опытом. Величайший новатор своего времени, он связан с творческим наследием Ренессанса. Подлинным откровением была, после флорентийцев его первая «favola in musica» Орфей (1607г.) И не предсказанным открытием оказалась его последняя опера «Коронация Поппеи».

Достижения Монтеверди: Драматизация жанра, превращение его из пасторальной сказки в драму неразрывано связаны с широким развитием ее музыкальных форм, муз.языка. Музыка и драма у него по существу нерасторжимы.

Все современные ему средства оперного выражения – от напевной декломации флорентийцев до буффонной скороговорки римлян Монтеверди освоил, преумножил, пробразил. В отличие от флорентийцев он не боролся с полифонией строго стиля, а наоборот активно применял полифонические приемы и смело обновлял их.

Его первая «favola in musica» Орфей появилась в 1607г. в качестве придворной оперы. Оно было создано по заказу герцога Мантуанского, одного из богатейших итальянских герцогов, который выступал как меценат и покровитель искусств. Это произведение всего на всего 6е в ряду жанра. Монтеверди проявил индивидуальный подход в трактовке жанра. Он опирается на опыт флорентийцев, и в основу Орфея кладет монодию, большая часть Орфея монодийна, но включены хоры мадригального типа. Без многоголосия новый жанр продержался фактически 6 лет. Начиная с Орфея полифоническая техника начинает активно присутствовать в сочинениях в этом жанре. В венецианской опере ансамбли используют имитационную, и даже каноническую технику. В Орфее нет имитационно-канонической техники, но полифоническая мадригальная есть. Монтеверди работал в паре с драматургом Алессандро Стриджо. Трактовали по-своему.

Это придворная опера. Пышность, одноразовый характер постановки. Сюжет не мог заканчиваться плохо. У придворной оперы обязательно счастливый финал. Миф гласит, что Орфей, поднявшись из Аида стал скитаться по земле, непрестанно оплакивая Эвредику. По Овидию, был растерзан фракийскими менадами за то, что не выбрал себе другую женщину.

Стриджи и Монтеверди сделали финал с одной стороны хороший, а с другой такой, какой он и есть.

В произведении 5 актов с прологом: 1-пастораль (свадьба Орфея и Эвредики), 2-известие о гибели Эвредики 3-Орфей в подземном царстве ,4-обретенеие Эвредики и разлука с ней, 5-отчаяние Орфея и появление Апполона, увлекающего его на Олимп. (апофеоз). В прологе и апофеозе (дуэт Апполона и Орфея) прославляется великая сила искусства. Хотя трагическая развязка личной драмы сохранена, торжественный апофеоз смягчает и прикрывает ее.

Драматургия произведения, связь с муз. спектаклями и жанрами ему современными.

Пери и Ринуччини использовали в своей Эвредике аллегорический персонаж – трагедию. Монтеверди также использует 2 аллегорические фигуры: фигура музыки, кот. открывает спектакль развернутым прологом и фигура надежды, которая ведет за собой Орфея в Аид. Присутствуют и персонажи-боги: Плутон – бог подземного царства, и Прозерпина, его супруга. К ним обращается Орфей с просьбой пройти в Аид. Хорон – перевозчик душ. В опере развернутые хоровые сцены, много хористов, из которых выделяются пастухи и нимфы – друзья и подруги Орфея и Эвредики.

Действие Орфея развертывается широко, неторопливо. Музыкальная концепция не целиком трагедийная. В первом и втором акте многое от пасторали, большое место занимают светлые идиллические сцены. Балетто – маленький танцевальный жанр под вокально-хоровую музыку с инструментальным сопровождением. Перелом случается во втором акте, когда вестница сообщает о смерти Эвредики и пасторальная идиллия обрывается. Поностью меняется эмоциональная атмосфера, меняются музыкально-выразительные средства. Если до этого момента было 2 настроения – лирическое и веселое, то с момента появления вестницы – мрачные чувства: горе, отчаяние, безнадежность. Драматургия состоит как бы из двух красок – белое и черное. Исключение – благородный, величественный финал.

Интересна расстановка голосов: пария Орфея-баритон. Эвредика – сопрано. Хорон – глубочайший бас. И в Коронации Поппеи, когда кастраты уже во всю проникают на оперную сцену у Монтеверди используется бас. Потом бас исчезает и появляется только в комических жанрах – в операх-буффа и интермеццо.

Особая манера пения, которую использует Монтеверди на протяжении всего оперного творчества: стиль кончитато ( взволнованный, страстный, возбужденный) Крупная длительность в партии певца дробится на много мелких на одной ноте.

Это произведение – один из характернейших примеров от чего отталкивается опера. Есть некий текст, написанный как самостоятельная драматическая поэма. Для Монтеверди важно слово. Музыка – способ наиболее эмоциональной подачи слова. Литературное произведение полностью перекладывается на музыку. В этом произведении нету арий, ансамблей, речитативов. Композитор мыслит сценами. Сольные высказывания – свободно развивающиеся монологи. Это опера без номерной структуры, без определенных форм, гибко следующая за сюжетом и эмоциональным состоянием героев. ( Вагнер!!!, Каменный гость)

Моннтеверди использовал принцип, который назывался имитационная дел ля пароле – подражание словам. Слово на первом плане, он все время отталкивался от него и каждый текстовый нюанс был важен. Музыка – инструмент.

Коронация Поппеи – последняя опера Монтеверди, написанная на античный сюжет. Историческая драма с чертами трагикомедии. Либретто Дж. Ф. Бузенелло по «Анналам» Тацита. Монтеверди истолковал сюжет как обширную, полную движения драму с обилием столкновений и событий, с контрастами высокой этики и низменных побуждений, с накалом человеческих страстей,с потрясающией психологической глубиной, а не как идеальное, обобщённое древнее сказание. Впервые опера написана на исторический, а не мифологический сюжет. Эта опера была уникальна в 17 веке, и еще более в 18, когда лишь Моцарт достиг глубины и жизненного драматизма в зрелых операх.

Либретист не строго придерживался истории в развитии сюжета, и в составе действующих лиц допускал участие мифологических и аллегорических персонажей. В опере введен широкий круг очень разных участников драмы, кипят страсти, показана сложная интрига с заговорами, покушением, местью. Коварство и властолюбие сталкиваются с верностью и самопожертвованием.

Орфей возник как будто в ином художественном мире, на эстетической почве иного театра. Но все же между этими операми есть общая черта – человеческая драма, которая потрясает любого слушателя. Любовная линия Нерона и Поппеи выражена ярко и красиво, хотя оба они жестокие и честолюбивые, Нерон еще и деспот. Обе партии поражают своим блестящим вокальным стилем. Партия Нерона написана для кастрата-соправниста, местами просто виртуозна. В этой опере композитор также использует принцип «имитационная дел ля пароле» – подражание словам: заикание взбешенного Нерона в сцене с Сенекой, его грубый хохот в сцене оргии после смерти Сенеки, его бешенство.

Партии благородных и страдающих героев Октавии и Оттона несут в себе драматическое начало, выраженное в содержательных речетативах и ариозо. Парития Оттона написана для кастрата-альтиста. Величественная партия Сенеки (бас) – широкая и мужественная.

Важная особенность драматургии «Коронации» - смелое сопоставление драматических и трагических эпизодов с жанрово-комедийными: скорбный монолог Оттона, узнавшего об измене жены и болтовня солдат на страже; смерть Сенеки и веселая интремедия пажа и служанки. В римской и венецианской опере такие контрасты только входили в обычай, а в пору Орфея они были бы просто немыслимы. У Монтеверди такие эпизоды включены в драму как жизненный контраст, а у венецианцев это был развлекательно-пародийный элемент.

В драму вторгается традиционна фантастика: Паллада посылает Меркурия сообщить Сенеке, что пришел час его смерти; Амур отводит руку убийцы от Поппеи; Венера и Амур присутствуют на церемонии коронации Поппеи. Традиционный пролог – Фортуна и Добродетель спорят о том, кто из них сильнее, Любовь примеряет их, т.к. истиная влась принадлежит лишь ей одной.

В опере 3 акта. Темп драматического движения взят очень напряженный. По сравнению с Орфеем, где первый акт – праздничный и пасторальный, в Коронации уже в первом акте сталкиваются все главные действующие лица и предвещается дальнейшее развитие драмы.

В коронации широко раздвинут круг выразительных средств, по сравнению с Орфеем они уже другие. Изменилось соотношение вокальных партий и оркестра, солистов и хора. Это связано с авторским замыслом и сценическим условием в Венеции. Коммерческие публичные театры не располагали большим исполнительским составом. Все держится на солистах, а вместо хоров звучат небольшие ансамбли. Скромен состав оркестра.

Опера заканчивается пышной сценой коронации Поппеи и любовным дуэтом. Звучит праздничная симфония для духовых инструментов, после нее - большой дуэт счастья любви и честолюбия. Дуэт широко развернут, льется непринужденно, как любовный диалог, с репликами и фиоритурами. Счастливая развязка не слишком оптимистична: победили сильные, жестокие, отстранены чистые и оскорбленные.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.