Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Органы исполнительной власти как субъекты административно-правового регулирования в сфере недропользования



 

 

Рассматривая административно-правовое регулирование недропользования как управленческий процесс мы раскрыли содержание механизма правового регулирования недропользования, который представляет собой совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения в сфере недропользования. Элементами организационного механизма осуществления функций, обеспечивающих процесс управления недропользованием, являются: органы исполнительной власти как субъекты административно-правового регулирования, их правовой статус, проблемы взаимодействия между ними, административные процедуры государственного управления, административно-правовые формы такого регулирования.

Субъекты правоотношений в сфере недропользования - это те участники правовых отношений, которые имеют субъективные права и юридические обязанности, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах.

Рассмотрим административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти в сфере недропользования. В систему органов исполнительной власти в сфере недропользования входят: Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, министерства и другие федеральные органы исполнительной власти. Если строго следовать Закону РФ «О недрах» (ст. 36), то структура органов исполнительной власти в сфере управления недропользованием состоит из: Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органа управления государственным фондом недр (Федерального агентства по недропользованию[46]), органа государственного горного надзора (Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору[47]). Соответственно в ней отсутствуют такие органы исполнительной власти, как Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России[48]), Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России[49]), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор[50]), отмеченные в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. В качестве субъекта административно-правового регулирования недропользования Закон о недрах выделяет органы местного самоуправления.

Президент Российской Федерации в соответствии со статьей 80 Конституции РФ является главой государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Таким образом, он может принять любое управленческое решение в сфере недропользования, если только оно не противоречит Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и международным договорам РФ. В настоящее время только указы Президента РФ о системе и структуре органов исполнительной власти на федеральном уровне можно косвенно отнести к сфере недропользования. Следовательно, говорить об участии Президента РФ в управлении недропользованием можно лишь косвенно.

Согласно ч. 1 ст. 110 Конституции РФ и ст. 1 Закона о Правительстве РФ ведущую роль в системе органов исполнительной власти принадлежит Правительству РФ[51]. Правительство РФ, которое является органом общей компетенции, осуществляет исполнительную власть (государственное управление). Оно функционирует посредством работающих под его руководством федеральных органов исполнительной власти отраслевой и специальной (функциональной) компетенции (министерства, агентства, службы), которые руководят отдельными отраслями государственного управления.

Раскрывая полномочия Правительства РФ в сфере недропользования в РФ, необходимо отметить, что ст. 18 Закона о Правительстве РФ устанавливает его общие полномочия. Их правовой основой являются конституционные положения (пункты «в» и «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ) о том, что Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии и осуществляет управление федеральной собственностью, организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ.

Правительство РФ: обеспечивает исполнение федерального бюджета, в том числе по доходам и расходам, связанным с недропользованием; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, в том числе Минприроды и Минэнерго; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов[52]. Полномочия Правительства РФ в сфере недропользования определены в частности Законом РФ «О недрах»[53]:

¾ определение порядка формирования федерального фонда резервных участков;

¾ разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;

¾ установление порядка проведения государственной экологической экспертизы запасов полезных ископаемых и информации о них (ст. 29);

¾ утверждение положений о государственном контроле за, использованием и охраной недр (ст. 37), о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (ст. 38).

Недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения на основании решения Правительства РФ (ст. 6 и 10.1 закона «О недрах»), принятого: по результатам конкурса или аукциона; при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых; для захоронения радиоактивных и иных отходов.

Принятие решений о проведении конкурсов (аукционов) на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов (аукционов) относительно каждого участка недр или группы участков недр федерального значения осуществляются Правительством РФ (ст. 13.1 Закона РФ «О недрах»).

Органы исполнительной власти субъектов РФ действуют в соответствии со ст. ст. 72-73 Конституции РФ и соответствующими уставами (конституциями) субъектов РФ. КонсультантПлюс: примечание.

Положения статьи 3.1 распространяются на полномочия федеральных органов исполнительной власти, которые не переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления соответствующими федеральными законами.

Статья 3.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования, предусмотренные настоящим Законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В совместном ведении регионов и федерального центра находятся следующие вопросы: вопросы владения, пользования и распоряжения недрами; разграничение государственной собственности; недропользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления[54].

Во исполнение Указов Президента РФ № 314 и № 724 Правительство РФ утвердило Положение о Минприроды России[55]. Оно, как субъект административно-правового регулирования недропользования, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему в частности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному, надзору и Федерального агентства по недропользованию.

Минприроды России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения. Минприроды России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом. Это отличает его правовой статус от правового статуса иных федеральных органов исполнительной власти. При этом оно должно функционировать, в основном, с помощью правового (нормативного) регулирования. Принадлежность нормотворческой функции именно министерствам существенно отличает их от иных федеральных органов исполнительной власти.

К видовым различиям можно отнести то, что Минприроды России — это федеральный орган - исполнительной власти, действующий на основе единоначалия, а министр входит в состав Правительства РФ. Минприроды России осуществляет свою деятельность во взаимодействии- с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Однако в положении о Минприроды России вышеуказанные особенности его правового статуса реализованы не полностью[56]. Соответственно детализация государственных полномочий, осуществляемая министерством, исходя из особенностей его административно-правового статуса, осуществлена не в полной мере:

¾ смешиваются функции органов отраслевого и межотраслевого управления;

¾ не полностью определена роль этого органа в системе исполнительной власти, обозначены пределы, формы и методы его деятельности (из положения о Минприроды России не ясно, какую и каким образом оно должно вырабатывать государственную политику, кто будет определять ее направления - Президент РФ, Правительство РФ или само министерство);

¾ не указываются принципы или иные подходы к реализации данной государственной функции — выработке государственной политики.

¾ нет разделов о целях и задачах министерства, о порядке взаимодействия с иными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, об ответственности, которую может нести министерство, о порядке, в котором оно может быть ликвидировано и (или) реорганизовано;

¾ из действующего положения не ясно, входит ли Минприроды России в единую систему исполнительной власти или нет (каким образом и на основании каких норм оно может взаимодействовать с отраслевыми органами исполнительной власти субъектов РФ).

Минприроды России самостоятельно принимает многие нормативные правовые акты, в том числе: порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ, участков недр и лицензий; порядок переоформления лицензий; порядок и условия использования геологической информации; форма бланка лицензии на пользование недрами; региональные перечни видов полезных ископаемых; требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра.

Министр природных ресурсов и экологии: вправе давать руководителям федеральных служб и агентств, подведомственных министерству, обязательные для исполнения указания; вправе приостанавливать в случае необходимости решения подведомственных федеральных служб и агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб и агентств их заместителей и руководителей их территориальных органов; издает приказы, имеющие нормативный характер.

Следовательно, можно констатировать, что особенности правового статуса Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в настоящее время не имеют должной правовой регламентации и требует внесения сответствующих изменений в положение о нем.

Другим субъектом административно-правового регулирования в сфере недропользования является Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России[57]). Оно осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам нефтедобывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции. Минэнерго России осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Однако оно не имеет в своем ведении ни служб, ни агентств. Поэтому Минэнерго России осуществляет функции не только по выработке (как и Минприроды России), но и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию и обладает не свойственными министерству функциями по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.

Другим видом федеральных органов исполнительной власти является федеральная служба. Установлено, что федеральная служба, как субъект административно-правового регулирования недропользования: является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору; в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; выдает разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий; не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование[58].

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор[59]) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования непосредственно и через свои территориальные органы. Росприроднадзор, кроме департаментов по округам имеет управления во всех субъектах РФ. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору также непосредственно и через свои территориальные органы в сфере безопасного ведения работ, связанных с недропользованием. очередь Ростехнадзор кроме управлений по округам имеет шесть межрегиональных территориальных управлений и четыре подведомственных учреждения, расположенных в Москве К особенностям этих служб относятся: образованы и действуют в качестве межотраслевого органа управления; несамостоятельны и подчиняются Минприроды; их руководители не входят в Правительство РФ и их интересы представляют министры.

В целом за пять лет существования новой системы федеральных органов исполнительной власти недостаток в реализации общей формулы «руководство-подчинение» применительно к федеральным службам успел достаточно проявиться. Неудивительна поэтому быстрая смена сценариев и ситуаций в сфере проведения административной реформы, возникновение «откатных» движений, направленных на возвращение к той схеме государственного управления, которая существовала ранее. Так, согласно Указу Президента № 314 в его первоначальной редакции только две федеральные службы находились в непосредственном подчинении Правительства РФ.

Однако Указом Президента РФ № 649 в ведение Правительства РФ были переданы еще четыре федеральные службы, в том числе Ростехнадзор. А Указ Президента РФ № 724 опять вводит эту службу в ведение Минприроды России. Частая смена подведомственности отдельных федеральных органов исполнительной власти в сфере недропользования, а также постоянные изменения всей структуры и системы федеральных органов исполнительной власти вызывает необходимость принятия Федерального закона «О федеральных органах исполнительной власти».

Росприроднадзор находится в ведении Минприроды России и осуществляет контроль и надзор в том числе: за соблюдением законодательства РФ и международных норм и стандартов в области природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе; за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе". Росприроднадзор выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории РФ, в пределах континентального шельфа и морской зоны РФ; на создание, эксплуатацию и использование искусственных сооружений, проведение буровых работ, связанных с недропользованием во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ.

Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору: за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов; за горноспасательными работами; за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы. Ростехнадзор выдает разрешения: на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах; на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами[60].

Предлагается вывести федеральные службы Росприроднадзор и Ростехнадзор из подведомственности Минприроды РФ, выделив их в качестве самостоятельных органов при Правительстве РФ, но, не наделяя их при этом функциями по принятию нормативных правовых актов, что позволит им эффективно осуществлять контрольно-надзорные функции и уйти от конфликта интересов.

В соответствии с Указом № 314 в систему федеральных органов исполнительной власти наряду с министерствами и службами входят федеральные агентства. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра[61]), как субъект административно-правового регулирования, осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции.

Роснедра находится в ведении Минприроды России. В отношении агентства министерству предоставлены достаточно широкие полномочия для осуществления координации и контроля деятельности этого органа. Так, министр утверждает ежегодный план и показатели деятельности агентства, а также отчет об их исполнении; дает подведомственному агентству поручения и контролирует их исполнение. В соответствии с принятым положением агентство осуществляют свои функции непосредственно или через свои территориальные структуры во взаимодействии с иными органами государственной власти. Однако положение не содержит ни специального раздела, ни специальных норм, посвященных этим вопросам — порядку взаимодействия и его формам с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.[62]

Роснедра действует на основе единоначалия. Возглавляет его руководитель, который не входит в состав Правительства РФ. Его основными функциями являются:

¾ организация работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы и ее рациональному использованию;

¾ проведение геологического изучения недр на территории и континентальном шельфе РФ;

¾ ведение федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, а также банка данных по вопросам недропользования;

¾ управление в пределах своей компетенции федеральным имуществом в сфере недропользования, в том числе управление государственным фондом недр;

¾ ведение государственного кадастра месторождений, государственного учета работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для различных целей, и включение их в государственный реестр, ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление мониторинга состояния недр;

¾ предоставление права пользования недрами;

¾ оказание государственных услуг, связанных с проведением: геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также проектно-сметной документации на ведение работ по геологическому изучению недр.

За Федеральным агентством по недропользованию на сегодняшний день не закреплены, помимо функций по контролю и надзору и такие функции, как прогнозирование, стимулирование и планирование. Вместе с тем функциональный подход к определению статуса агентства совсем не исключает возможности выполнения им данных функций. Более того, нормативное закрепление такой значимой функции, как, например, прогнозирование, без которой федеральное агентство не может объективно спрогнозировать и обосновать задачи своей деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе, крайне важно и необходимо[63].

Под функциями по оказанию государственных услуг в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ № 314 следует понимать предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в различных областях, установленных федеральными законами. Наделение федеральных агентств подобной функцией как основной в их деятельности фактически повлекло за собой превращение государственных органов исполнительной власти в государственные учреждения. Было бы неверным говорить, что федеральные агентства целиком лишены государственно-властных полномочий. По сути, их компетенция не лишена собственно функций государственного управления (управление имуществом), однако подавляющее значение отведено именно функции непосредственного предоставления государственных услуг, которая в полном смысле этого слова к управленческим функциям отнесена быть не может. Такое взаимоисключающее совмещение в одном органе исполнительной власти функций государственного управления и функций оказания услуг на сегодняшний день:

¾ снижает эффективность исполнительной власти, то есть осуществление
государственно-властных полномочий;

¾ приводит к нерациональному использованию ресурсов, создает благоприятные условия для злоупотреблений властью и проникновения коррупции в государственный аппарат;

¾ деформирует каждый из этих видов деятельности, создавая предпосылки для возникновения административных барьеров, препятствующих нормальному функционированию экономики. Реализация органами исполнительной власти функций предоставления платных государственных услуг объективно приводит к тому, что соответствующие органы в большей степени заинтересованы в развитии именно этой стороны деятельности, чем в реализации функций государственного управления;

¾ не способствует повышению эффективности и качества осуществления
функций оказания государственных услуг.

Организация взаимоотношений федерального министерства и подведомственных ему федеральных агентств и служб требует более детального регулирования, в том числе и в положениях об этих органах исполнительной власти. Характер взаимоотношений министерства с подведомственными службами и агентствами ставит последние в зависимое положение, что сводит на нет саму идею о разграничении функций между министерствами, службами и агентствами. Пункты 10.12 и 10.13 положения о Минприроды России показывают, что министр «вправе давать руководителям служб и агентств, подведомственных министерству, обязательные для исполнения указания и вправе приостанавливать в случае необходимости решения подведомственных министерству служб и агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом». Однако абзац седьмой подпункта «г» пункта 3 Указа Президента РФ[64], разрешавший министру отменять противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, службы, если иной порядок отмены решения не был установлен федеральным законом, утратил силу с 13,05.2008.

Относительно органов исполнительной власти субъектов РФ можно сказать, что они имеют различные наименования: Комитет охраны окружающей среды и природопользования (Саратовская область), Министерство природных ресурсов (Свердловская область), Комитет по охране окружающей среды и природопользованию (Рязанская область), Департамент недропользования и экологии (Тюменская область), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Удмуртская Республика), Министерство промышленности и природных ресурсов (Челябинская область) и т. д.

Существенную роль в организации государственного, в том числе административно-правового, управления в области недропользования, играют административные процедуры. Компетенция органов исполнительной власти выражается через административные процедуры, которые закреплены или должны будут (в случае их принятия) в административных регламентах.

Между указанными выше субъектами недропользования в соответствии с действующим законодательством складываются правоотношения, состав которых установлен ст. 6 Закона о недрах. Юридическое содержание правоотношений между их субъектами по пользованию недрами в основном определено Законом о недрах в виде полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, а также предусмотренных законодательством юридических фактов (лицензионные соглашения, договора о разделе продукции, совершенные правонарушения и другие события)[65].

Анализ полномочий федеральных органов государственной власти, содержащихся в ст. 3 Закона о недрах, закрепленных за каждым из таких органов (см. Приложение № 1).

Противоположную группу субъектов прав недропользования образуют «пользователи недр», выделяемые Законом о недрах, и «иностранные инвесторы», выделяемые Федеральным законом от 30 декабря 1995 г . № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», а также Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

Исключение составляет использование недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ - субъ­ектами такого права недропользования могут быть только государственные предприятия и организации.

К пользователям недр или привлекаемым ими для использования недр лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дип­ломом).

Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющи­еся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторожде­ния полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минерало­гического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его за­регистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на го­сударственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).

В зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующие виды[66]:

¾ для геологического изучения. Имеется в виду общее геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строе­нии недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнози­рованию землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т. д.), а также поиск и оценка месторождений полезных иско­паемых;

¾ для разведки и добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из недр минерального сырья неорганического и органического происхожде­ния, а также для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

¾ для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связан­ных с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопро­водов, производственных объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения от­ходов производства, сброса сточных вод и т. д.);

¾ для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказ­ников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

¾ для сбора минералогических, палеонтологических и других геологиче­ских коллекционных материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).

Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, науч­но-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.

Таким образом, основанием возникновения права недропользования яв­ляется сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимает лицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и ох­раной недр.

Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее вла­дельца на пользование участком недр в определенных границах и в соответ­ствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия необходима для получения всех ви­дов права недропользования.

Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоста­вившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, услови­ях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его доле­вом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на гео­логическую информацию и др.

Порядок и основания предоставления лицензий зависят от вида недро­пользования (целей использования недр) и подробно урегулированы Поло­жением о порядке лицензирования пользования недрами[67].

По общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведение конкурсов и аукционов. Основные крите­рии, которые при этом учитываются, - это научно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изуче­нию и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответ­ствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий.

По результатам конкурса или аукциона принимается совместное реше­ние органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ. Данное решение служит основанием для выда­чи лицензии.

Выдача, оформление и регистрация лицензий на право пользования не­драми осуществляются государственными органами управления фондом недр.

На бесконкурсной основе предоставляются недра для использования:

¾ в целях захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ (на основании решения Правительства по согласованию с органами исполни­тельной власти субъектов РФ);

¾ в порядке переоформления лицензий (при переходе права пользования к другому лицу, например, в случае реорганизации юридического лица);

¾ в целях геологического изучения недр (на основании решения органа управления фондом недр по согласованию с органом исполнительной влас­ти субъекта РФ).

Особенности порядка предоставления недр в пользование определяются также видами полезных ископаемых, добыча которых производится[68].

Действующее законодательство подразделяет все полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные.

Общераспространенные распределены в недрах относительно равномер­но и их месторождения встречаются повсеместно (например, песок, галька, гравий, глина, мел и др.). К необщераспространенным относятся все прочие полезные ископаемые (нефть, газ, металлические руды и др.). Эта классифи­кация имеет важное юридическое значение.

Порядок пользования общераспространенньми полезными ископаемыми устанавливается субъектами РФ[69].

Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), в их границах осуществлять без приме­нения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископае­мых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и сква­жин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником центра­лизованного водоснабжения[70].

Следовательно, право недропользования не создает автоматически права на земельный участок, а лицензия - лишь основание для его получения. Недропользователь выступает субъектом одновременно двух самостоятельных прав - недропользования и землепользования.

Особенности приобретения и осуществления права недропользования предусмотрены законодательством также применительно к добыче отдель­ных видов необщераспространенных полезных ископаемых.

В частности, государство сохраняет свою монополию на добычу радиоак­тивного сырья, захоронение радиоактивных отходов и токсичных веществ. В соответствии с Федеральным Законом «О драгоценных металлах и драгоцен­ных камнях» государству (Российской Федерации и ее субъектам) принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собствен­ность добытых драгоценных металлов и драгоценных камней в целях пополне­ния Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драго­ценных камней субъектов РФ (п. 5). Отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете, не передаются в пользование или изъяты из пользования и включаются в Федеральный фонд резервных месторождений[71].

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.