Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Аналитическое интервью



Жанр интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью. Как известно, сам по себе этот метод не относится к теоретическим методам. Очевидно, по этой причине и жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования.

При этом как бы остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использование данного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь в случае яркой проявленности в тексте применения этого метода он может определять форму такой публикации как диалогическую, вопросно-ответную [33., с.46].

По этому доминантному признаку текст может быть назван жанром интервью. Однако то, к какой группе жанров можно причислить конкретное интервью зависит уже от содержания текста, изложенного в форме интервью.

Аналитическое интервью можно отнести к синтетическим жанрам журналистики, потому что в нем могут проявляться различные жанровые элементы. Например, в аналитическом интервью могут использоваться как элементы корреспонденции, так и статьи, комментария и обзора. Все зависит от целевой установки, которую ставит перед собой журналист. Главным признаком аналитического интервью является анализ какого-либо события, явления, процесса. Поэтому для данного вида интервью наиболее приемлемыми будут ответы на такие вопросы: как, почему, каким образом, по какой причине и тому подобное. Только в отличие от других аналитических жанров, в которых ответы на такие вопросы пытается сформулировать сам журналист, в аналитическом интервью данная роль возлагается на собеседника.

Доминантную роль в таком типе интервью играет субъект мнения – человек, очевидец события или авторитетное (компетентное) лицо. М.И.Шостак предлагает такого рода интервью разделить на экспертное и проблемное. В первом случае журналист играет роль «стенографа», фиксирующего основные моменты высказывания партнера по общению. Во втором журналист выступает как равноправный партнер, работает в интервью с собеседником, участвует в обсуждении проблемы, выступает в роли аналитика, изучающего и сопоставляющего мнения других. В данном случае проблема представляется как дилемма, имеющая альтернативу решения. В проблемном интервью важны мнения и их сопоставление, парадоксальные суждения и доказательность стратегий. В таком интервью нужно предоставить коммуникативные стимулы – взаимное побуждение к размышлению. Это наиболее сложный вид интервью – своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказанной мысли может нести дополнительную информацию, быть по-своему убедительной, помогать раскрытию личности собеседника или обсуждению проблемы собеседником [34, с. 98].

Предметом речи в аналитическом интервью могут выступить актуальная проблема или идея. Постановка проблемы в интервью позволяет вскрыть причины возникновения того или иного явления, найти причинно следственные связи между фактами, породившими проблему, наконец, сконцентрировать внимание собеседника на путях поиска ее разрешения. Наличие некой идеи в интервью может породить развернутую аргументацию, подтверждающую или отвергающую те или иные мыслительные положения. Именно благодаря проблеме, а также идее аналитическое интервью обогащается элементами анализа, придавая всему тексту интервью особую аналогичность.

Портретное интервью

В портретном интервью главный интерес сосредоточен на партнере, акцент делается на неординарность личности, чертах, выделяющих личность из числа других. Такое интервью нацелено на создание яркого эмоционально-психологического портрета, вопросы носят личный характер. Отсюда осторожность и такт. В портретном интервью журналист должен быть полноправным собеседником.

«Интервью со «звездами» призвано показать истинное лицо героя («без маски»). В районной газете это в основном: хорошие работники отличившиеся в той или иной степени, героические или какие-либо противоречивые поступки. Цель интервью может меняться, впрочем, меняется и характер общения. Итак, жанровое разнообразие интервью определяется не по какому-нибудь одному признаку, а по всей их совокупности. Есть у жанра интервью и свои родовые признаки. Во-первых, по предмету отображения: в интервью всегда выражается чье-то мнение по поводу того или иного события или явления; во-вторых, по функциональной заданности – это должна быть беседа (в данном случае количество собеседников и их представленность не имеют значения); в-третьих, по методам отображения интервью может быть отнесено ко всем группам журналистских жанров: к информационным, аналитическим и художественно-публицистическим. Именно из комплекса этих жанровых характеристик складывается жанровое разнообразие интервью [21, с. 243].

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.