Жанр интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью. Как известно, сам по себе этот метод не относится к теоретическим методам. Очевидно, по этой причине и жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования.
При этом как бы остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использование данного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь в случае яркой проявленности в тексте применения этого метода он может определять форму такой публикации как диалогическую, вопросно-ответную [33., с.46].
По этому доминантному признаку текст может быть назван жанром интервью. Однако то, к какой группе жанров можно причислить конкретное интервью зависит уже от содержания текста, изложенного в форме интервью.
Аналитическое интервью можно отнести к синтетическим жанрам журналистики, потому что в нем могут проявляться различные жанровые элементы. Например, в аналитическом интервью могут использоваться как элементы корреспонденции, так и статьи, комментария и обзора. Все зависит от целевой установки, которую ставит перед собой журналист. Главным признаком аналитического интервью является анализ какого-либо события, явления, процесса. Поэтому для данного вида интервью наиболее приемлемыми будут ответы на такие вопросы: как, почему, каким образом, по какой причине и тому подобное. Только в отличие от других аналитических жанров, в которых ответы на такие вопросы пытается сформулировать сам журналист, в аналитическом интервью данная роль возлагается на собеседника.
Доминантную роль в таком типе интервью играет субъект мнения – человек, очевидец события или авторитетное (компетентное) лицо. М.И.Шостак предлагает такого рода интервью разделить на экспертное и проблемное. В первом случае журналист играет роль «стенографа», фиксирующего основные моменты высказывания партнера по общению. Во втором журналист выступает как равноправный партнер, работает в интервью с собеседником, участвует в обсуждении проблемы, выступает в роли аналитика, изучающего и сопоставляющего мнения других. В данном случае проблема представляется как дилемма, имеющая альтернативу решения. В проблемном интервью важны мнения и их сопоставление, парадоксальные суждения и доказательность стратегий. В таком интервью нужно предоставить коммуникативные стимулы – взаимное побуждение к размышлению. Это наиболее сложный вид интервью – своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказанной мысли может нести дополнительную информацию, быть по-своему убедительной, помогать раскрытию личности собеседника или обсуждению проблемы собеседником [34, с. 98].
Предметом речи в аналитическом интервью могут выступить актуальная проблема или идея. Постановка проблемы в интервью позволяет вскрыть причины возникновения того или иного явления, найти причинно следственные связи между фактами, породившими проблему, наконец, сконцентрировать внимание собеседника на путях поиска ее разрешения. Наличие некой идеи в интервью может породить развернутую аргументацию, подтверждающую или отвергающую те или иные мыслительные положения. Именно благодаря проблеме, а также идее аналитическое интервью обогащается элементами анализа, придавая всему тексту интервью особую аналогичность.
Портретное интервью
В портретном интервью главный интерес сосредоточен на партнере, акцент делается на неординарность личности, чертах, выделяющих личность из числа других. Такое интервью нацелено на создание яркого эмоционально-психологического портрета, вопросы носят личный характер. Отсюда осторожность и такт. В портретном интервью журналист должен быть полноправным собеседником.
«Интервью со «звездами» призвано показать истинное лицо героя («без маски»). В районной газете это в основном: хорошие работники отличившиеся в той или иной степени, героические или какие-либо противоречивые поступки. Цель интервью может меняться, впрочем, меняется и характер общения. Итак, жанровое разнообразие интервью определяется не по какому-нибудь одному признаку, а по всей их совокупности. Есть у жанра интервью и свои родовые признаки. Во-первых, по предмету отображения: в интервью всегда выражается чье-то мнение по поводу того или иного события или явления; во-вторых, по функциональной заданности – это должна быть беседа (в данном случае количество собеседников и их представленность не имеют значения); в-третьих, по методам отображения интервью может быть отнесено ко всем группам журналистских жанров: к информационным, аналитическим и художественно-публицистическим. Именно из комплекса этих жанровых характеристик складывается жанровое разнообразие интервью [21, с. 243].