Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ситуационные задачи по теме. К участковой медицинской сестре обратилась больная С.



Задача № 1

К участковой медицинской сестре обратилась больная С., 48 лет. Говорит, что не знает к кому обратиться, так как сама не может справиться со своим горем. После наводящих вопросов медицинской сестры призналась, что связывает ухудшение самочувствия с внезапной гибелью сына, который скончался месяц назад в результате автомобильной катастрофы. Когда получила это известие, «как оцепенела», не могла плакать. Не плакала даже на похоронах, «не верила в произошедшее». Плохо спит, постоянно думает о сыне, винит себя в том, что не предотвратила эту роковую поездку. Рассматривает его фотографии, вещи, плачет. Не может ничего делать по дому, на работу ходит через силу, испытывает постоянную потребность поделиться с окружающими своими переживаниями. Время идет, а рана не заживает. Беспокоит плохое самочувствие: нарушение сна, слабость, отсутствие аппетита и похудание. При разговоре плачет, рассказывая о сыне. При перемене темы разговора успокаивается, критически оценивает ситуацию.

1. К какому пограничному психическому расстройству привел данный стресс?

2. Дайте определение стресса.

3. Какая помощь показана пациентке?

4. С учетом того, что пациентка работает, какими свойствами не должны обладать назначаемые препараты?

5. Как долго должна проводиться терапия?

Задача № 2

Пациентка 51 года пожаловалась участковой медицинской сестре, что в течение 3-х лет неоднократно лечилась и обследовалась в стационаре по поводу упорных, частых головных болей, но положительного эффекта не отмечает. Принимает много анальгетиков (до 10-15 таблеток в сутки) для купирования головной боли. Говорит, что не знает к кому обратиться. Со слов врачей, объяснить такие упорные головные боли результатами обследования головного мозга нельзя. При расспросе рассказала, что 3 года назад была прооперирована по поводу миомы матки в онкодиспансере, т.к. до самого конца думали о злокачественном образовании. Однако гистологическое исследование исключило злокачественное новообразование. В этот же период женился сын, и молодые стали жить вместе с пациенткой. Из-за упорных головных болей пациентка прекратила работать, является домохозяйкой.

1. Маркером какого пограничного психического расстройства являются хронические головные боли?

2. Дайте определение вида стресса у данной пациентки.

3. Какие еще стрессовые события повлияли на суммарный уровень стресса у данной пациентки?

4. В каком проценте случаев депрессия сочетается с тревогой?

5. Для уменьшения дозы анальгетиков при купировании головных болей, с какими препаратами их надо сочетать?

Задача № 3

К участковой медицинской сестре обратилась дочь пациентки 76 лет. Со слов дочери, пациентка переехала на постоянное место жительства из другого города 3 года назад. Пациентка по собственному желанию проживает одна, дочь помогает материально. До переезда пациентка работала врачом, чувствовала себя удовлетворительно. За последние 3 года пациентка похудела на 25 кг. Обследовалась в поликлинике по поводу онкологического заболевания: результаты отрицательные. При расспросе выяснилось, что после переезда у пациентки сниженный фон настроения, скучает по своим друзьям; сейчас, здесь в этом городе, у нее практически нет круга общения. Дочь много работает, уделять много времени матери не может. Дочь просит совета, как помочь матери.

1. Укажите наиболее вероятное заболевание, которое привело к ухудшению состояния.

2. Дайте определение, что такое «стрессор».

3. Назовите наиболее значимые стрессоры для данной пациентки.

4. Назовите механизмы, которые позволяют справляться со стрессорами и внутренними конфликтами и адаптироваться к ним.

5. Подскажите дочери пути решения проблемы.

Задача № 4

Мужчина 66 лет после смерти жены переехал на постоянное место жительства в город ближе к дочери и сыну. В связи с переездом последние 9 месяцев не работает. По собственному желанию проживает один, дети помогают материально. Однако последние 3 месяца стал себя плохо чувствовать: плохо спит, понижен аппетит, часто отмечает боли по ходу позвоночника, в суставах ног. Обследовался в поликлинике: острого соматического заболевания не выявлено.

1. Определите уровень стресса у пациента по Шкале социальной адаптации Холмса и Рея.

2. Дайте определение, что такое «стрессор».

3. Назовите наиболее значимые стрессоры для данного пациента.

4. Назовите механизмы, которые позволяют справляться со стрессорами и внутренними конфликтами и адаптироваться к ним.

5. Подскажите пути решения проблемы.

Задача № 5

Больной П., 42 года, обратился в поликлинику с жалобами на ощущение не­хватки воздуха, страх смерти от удушья. Чувствовал себя практически здоровым до недавнего времени, пока однажды ночью не случился приступ: глубоко вдохнуть не мог, возникло ощущение «кома» за грудиной, препятствия в трахее. Удушье сопровождалось сердцебиением, дрожью в теле и сильным страхом. Не мог уснуть. Вышел на балкон, дышал свежим воздухом, пока не успокоился. После этого приступы стали беспокоить все чаще, особенно под утро (в 4-5 часов утра), просыпался в панике, выходил на балкон или улицу, гулял на воздухе, пока не нормализовалось дыхание. По совету жены пытался принимать настой валерианы, новопассит, но это не помогало. Прекратил сексуальные контакты с женой, из боязни, что это спровоцирует новый приступ. Жалуется на потерю веса. Уверен, что у него тяжелая болезнь легких (возможно, бронхиальная астма), боится, что однажды ночью умрет от приступа.

При прицельном расспросе выяснилось, что первый приступ возник после конфликта с начальством на работе, где был поставлен вопрос об его увольнении, как несоответствующего занимаемой должности.

Когда ухудшилось соматическое состояние, сам уволился с работы по собственному желанию и не знал, что ему дальше делать. Настроение снижено, тревожен, не уверен в себе и своих силах. Пессимистичен в отношении будущего, считает себя не способным продолжать работу, так как кроме деятельности в министерстве больше ничего не умеет.

1. Укажите основной стрессор у данного пациента.

2. Назовите наиболее вероятную патологию у пациента.

3. Какие еще стрессовые события повлияли на суммарный уровень стресса у данного пациента?

4. В каком проценте случаев депрессия сочетается с тревогой?

5. Подскажите пути решения проблемы.

 

 

7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:

А. СПИСОК ТЕМ УИР

1. Стресс и курение.

2. Стресс и артериальная гипертония.

3. Стресс и алкоголь.

4. Стресс и заболеваемость.

5. Причины стресса в современном обществе.

6. Психологические защиты.

7. Стрессодоступность и детский анамнез.

Б. НИРС:

1. С помощью шкалы оценки социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Рей), вопросника самооценки уровня стресса (тест Ридера) и шкалы уровня психологического стресса (Копина О.С. и соавт., 1989) определите уровень стресса у 10 человек из Вашего окружения (это могут быть и пациенты);

2. Сравните полученные данные между собой и выберите тест, с которым Вы считаете удобнее работать;

3. Предложите тестируемым определить:

§ индивидуальные стрессоры

§ проранжировать выбранные стрессоры

§ отметить знаком «+» те стрессоры, над которыми слушатели считают необходимым начать работу

§ отметить знаком «-» те стрессоры, работу над которыми они хотели бы отложить на некоторое время;

4. Напишите рекомендации, которые Вы предложили тестируемым, для преодоления стрессоров.

 

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

Обязательная литература

1. Денисов И.Н. Общая врачебная практика (семейная медицина): практ. руководство.// М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005 -999с.

2. Артюхов И.П., Капитонов В.Ф., Модестов А.А., Новиков О.М. Семейная медицина. Социально-гигиенические проблемы //Новосибирск: Наука, 2006 – 360с.

3. Клеменков С.В., Петрова М.М. Поликлиническая терапия //Красноярск: ООО «Версо» 2007. – 504с.

Дополнительная литература

1. Медицинская профилактика. Современные технологии: руководство / Под ред. А.И. Вялкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 232 с.

2. Гаджиев Р.С. Врач общей практики (семейный врач): Медико-профилактические и организационные аспекты //Москва: Медицина, 2005. – 544 с.

3. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.- 607 с.

4. Общая врачебная практика по Дж. Нобелю: Уч. пособие в 4-х томах //М: Практика, 2005

5. Клинические рекомендации. Стандарты ведения больных / Ред. А.А. Баранов, Ю.Н., Беленков и Е.И. Гусев //Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2005 – 900с

6. Хиггинс К. Расшифровка клинических лабораторных анализов //М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 – 376с

7. Руководство по клиническому обследованию больного для врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (Редк. А.А. Баранов, И.Н. Денисов, В.Г. Ивашкин и Н.А. Мухин) //Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 648с

8. Судаков К.В., Умрюхин П.Е. Системные основы эмоционального стресса, ГЭОТАР-Медиа.- 2010 - 112 с.

9. Шкарин В.В. Социальный стресс и медико-демографический кризис в России, 2006 - 160 с.

10. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты, 2007 - 144 с.

Электронные ресурсы:

1. БД Медицина

2. БД МедАрт

3. Ресурсы Интернет

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.