Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика конкуренции.



 

Белорусский рынок трикотажных и чулочно-носочных изделий характеризуется высокой степенью насыщенности товаров не только белорусского производства, крупными производителями которых являются ОАО «8 Марта», ОАО «Свiтанак», ОАО «Купалинка», группа компаний «Марк Формэль»,ОАО «БЧК», СООО «Conte» и т.д., но и товарами зарубежных производителей (Турция, Китай, Польша, страны Средней Азии). Таким образом, для успешной реализации выпускаемой продукции и увеличения степени присутствия предприятия на рынке, необходимо осуществлять комплекс последовательных и взаимосвязанных друг с другом мероприятий, направленных на рост объема продаж и в целом формирования положительного имиджа предприятия[8].

Позиции ОАО «8 Марта» в конкурентной среде РБ по показателю выпуска продукции за 9 месяцев 2013-2014 гг. представлены следующими таблицами 1.6 и 1.7:

 

Таблица 1.6 - Трикотажные изделия, тыс. шт.

Наименование предприятия 9 месяцев 2013г 9 месяцев 2014г Темп роста, % Удельный вес в общем объеме отрасли, %
ОАО «Свiтанак» 91,1 51,4 51,5
ОАО «Купалинка» 88,3 15,9 15,5
ОАО «8 Марта» 93,8 16,0 16,5
ОАО «КИМ» 90,1 5,5 5,5
Прочие 89,6 11,2 11,0

Источник: отчет предприятия

 

Таким образом, во всей отрасли наблюдается динамика снижения выпуска трикотажных изделий. Основной причиной данного снижения является высокая степень конкуренции, а также наличие дешевого импорта со стороны стран Средней Азии. ОАО «Свiтанак» продолжает занимать лидирующее положение по объемам выпуска трикотажных изделий: удельный вес предприятия в общем объеме отрасли за 9 месяцев 2014 года составил 51,5 %. Доля присутствия ОАО «8 Марта» за 9 месяцев 2014 года выросла на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составила 16,5%.

 

Таблица 1.7 - Чулочно-носочные изделия, тыс. пар.

Наименование предприятия 9 месяцев 2013г 9 месяцев 2014г Темп роста,% Удельный вес в общем объеме отрасли, %
ОАО «БЧК» 63,9 60,9 59,3
ОАО «КИМ» 61,9 25,1 23,6
ОАО «8 Марта» 80,5 14,0 17,1

Источник: отчет предприятия

 

Для оценки конкурентоспособности ОАО «8 Марта» воспользуемся аналитическим методом оценки. Интегральный показатель. Для этого рассмотрим:

Основными конкурентами ОАО «8 Марта» на внутреннем рынке являются:

-ОАО «Свiтанак» (г. Жодино);

-ОАО «Купалинка» (г. Солигорск).

В таблице 1.8 представлены исходные данные для оценки уровня конкурентоспособности.

 

Таблица 1.8 - Исходные данные для оценки уровня конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособно-сти ОАО «Свитанак» ОАО «8 Марта» ОАО «Купалинка»
1.Прибыль от реализации продукции, млн.руб 9 561   10 119 7 816
2 Объем производства продукции в текущих ценах, млн.руб 137 211 241 395 126 300
3.Рентабельность продаж, %. 4,0 5,2 4,4
4.Наличие собственных оборотных средств, млн.руб 54 868 135 973 60 271
5. Выручка от реализации, млн.руб 159 605   245 017   118 762
Итого   361 249   6 325 09,2   313 153,4

Источник: собственная разработка

 

Необходимо провести опрос экспертов, чтобы они оценили предприятие по пятибалльной шкале по следующим показателям:

- прибыль от реализации продукции;

- объём производства в текущих ценах;

- рентабельность продаж;

- наличие собственных оборотных средств;

- выручка от реализации продукции.

Рассчитаем коэффициенты значимости для рассматриваемых показателей. Для данного расчета было привлечено 6 экспертов, которые проранжировали данные показатели по 5-ти балльной шкале (1 – минимальное значение). Были получены результаты, представленные в таблице 1.9

В таблице 1.9 представлен расчет коэффициента значимости.

 

Таблица 1.9 - Расчет коэффициента значимости.

Ключевые факторы успеха эксп.1 эксп.2 эксп.3 эксп.4 эксп.5 эксп.6 сумма Коэф. значимости
1.Прибыль от реализации продукции, млн.руб 0,18
2 Объем производства продукции в текущих ценах, млн.руб 0,16
3.Рентабельность продаж, %. 0,21
4.Наличие собственных оборотных средств, млн.руб 0,24
5. Выручка от реализации, млн.руб 0,21
Итого - - - - - - 1,00

Источник: собственная разработка

 

После ранжирования показателей, можно проанализировать исходные данные, которые потребовались для оценки уровня конкурентоспособности и присвоить каждому предприятию баллы в соответствии с исходными показателями. В таблице 1.10 представлен анализ уровня конкурентоспособности.

Qi = Pi / Pio , (1.1)

- где Qi - показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

- Рi - величина i-го параметра товара;

- Pio - величина i-го параметра для товара-эталона.

За Pio возьмем конкурента ОАО «8 Марта» предприятие ОАО «Свитанок», за Рi предприятие ОАО «8 Марта» и предприятие ОАО «Купалинка».

В таблице 1.10 представлен анализ уровня конкурентоспособности.

 

Таблица 1.10 - Анализ уровня конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособно-сти К-т значимости ОАО «Свитанак» ОАО «8 Марта» ОАО «Купалинка»
балл знач. балл знач. балл знач.
1.Прибыль от реализации продукции, млн.руб 0,18 1,06 9 561 10 119 0,80 7 816
2 Объем производства продукции в текущих ценах, млн.руб 0,16 1,76 137 211 241 395 0,92 126 300
3.Рентабельность продаж, %. 0,21 0,06 4,0 5,2 1,1 4,4
4.Наличие собственных оборотных средств, млн.руб 0,24 2,47 54 868 135 973 1,09 60 271
5. Выручка от реализации, млн.руб 0,21 1,53 159 605 245 017 0,74 118 762
Итого 1,00 1,4 361 249 6 325 09,2 0,94 313 153,4

Источник: собственная разработка

 

Рассчитаем индексы конкурентоспособности:

Индекс конкурентоспособности ОАО «Свитанок»

К1=0,18×10119/9561+0,16×241395/137211+0,21×5,2/4,0+0,24×135973/54868+0,21×245 017/159 605=0,19+0,28+0,02+0,59+0,32 =1,4

 

Так как индекс конкурентоспособности больше 1, значит ОАО «8 Марта » уступает в конкурентоспособности предприятию ОАО «Свитанок».

 

Индекс конкурентоспособности ОАО «Купалинка»

К2=0,18×7816/9561+0,16×126300/137211+0,21×4,4/4,0+0,24×60271/54868+0,21×118762/159 605=0,14+0,15+0,23 +0,26+0,16 =0,94

 

Так как индекс конкурентоспособности меньше 1, значит ОАО «8 Марта» превосходит предприятие ОАО «Купалинка»

 

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.

На рисунке 1.1 представлена матрица конкурентных сил М. Портера на примере ОАО «8 Марта».

 

Отраслевые конкуренты - ОАО «Свитанак» - ООО «Mark Formelle» - ОАО «БЧК» - СООО «Conte» - "СлавиаЭлит" - ОАО «Купалiнка»
Товары-субституты: -уровень восприятия дифференциации продукта -продукты-заменители: изделия швейного производства.; -более качественные продукты-заменители    
Новые конкуренты: -сложность в завоевание рынков сбыта; -отсутствие свободного доступа к технологиям, патентам, ноу-хау, имеющимся в распоряжении фирм, уже работающих на этом рынке; -доступ к каналам распределения; -политические и административные барьеры;    
Потребители: -рост дохода приведет к возможности отказа от продуктов низкого качества -возможность переключения на товары-заменители -изменение вкусов и предпочтений потребителей  
Поставщики: - повышение цены на сырье - неурожай хлопка -возможен отказ от сотрудничества, так отрасль может являться не значимой для поставщика;

 

 


 

Рисунок 1.1 - Матрица конкурентных сил М. Портера на примере ОАО «8 Марта»

Из модели Портера представленной выше можно сделать вывод. Угроза со стороны появления новых игроков низкая, так как для них существует множество барьеров для входа на рынки сбыта. И так как рынок перенасыщен трикотажными товарами то им сложно будет завоевать потребителей, потому что потребителю лучше купить товар известных брендов. Угроза со стороны потребителей высокая. Так как у потребителей с течением времени могут изменяться вкусы и предпочтения о товарах, у них может изменяться их доход и они могут с легкостью перейти на товары – заменители. Угроза со стороны поставщиков также высокая. Так как поставщики могут повысить цены на сырье а это в конечном итоге скажется на ценах на продукцию, поставщики могут отказаться от сотрудничества если наша отрасль не будет им значима. Угроза со стороны товаров – заменителей высокая. Так как эти могут быть более качественными и иметь более низкую цену по сравнению с нашими товарами. И в качестве товаров заменителей могут выступать швейные изделия такие как спортивная одежда, белье, платья, блузки , юбки и так далее. Угроза со стороны отраслевых конкурентов высокая.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.