Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины



Планы практических занятий

Древнейшее русское летописание. Идейное содержание и художественное своеобразие «Повести временных лет».

1. Время зарождения русского летописания, объективные причины его возникновения.

2. Гипотезы академиков А. А. Шахматова, Д. С. Лихачева, Б. А. Рыбакова о путях постепенного сложения летописи.

3. Источники летописи. Типы летописного повествования. Погодная запись и летописный рассказ, его типы.

4. Образы «Повести временных лет».

5. Разнообразие жанровых форм летописных записей, стилистическая многоплановость их.

6. Идейное содержание «Повести временных лет».

Литература:

1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 50–85.

2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. –М., 1980. – С. 59–83.

3. Еремин И. П. Повесть временных лет как памятник литературы // Еремин И. П. Литература Древней Руси. – М.; Л., 1966. – С. 48–97.

4. Лихачев Д. С. «Повесть временных лет» // Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975. – С. 22–106.

5. Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». –М., 1972.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

 

«Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник русской

литературы XII века.

1. Русь в эпоху «Слова о полку Игореве». Летописные источники о походе князя Игоря в 1185 году.

2. Система образов «Слова».

3. Композиционный строй «Слова»:

а) составные части «Слова»

б) диалогическая основа художественной структуры «Слова»

в) система художественных «скреп», обусловливающих единство содержания произведения.

4. Жанровое своеобразие «Слова». Обзор мнений о жанровой природе «Слова».

5. Язык и ритмическая организация речи в «Слове».

6. История открытия, издания и последующего изучения «Слова». Дискуссии вокруг «Слова о полку Игореве».

Литература:

1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 119–148.

2. 2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980. – С. 121–122.

3. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. – Л., 1967. – С. 12–14, 21–24.

4. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» // Лихачев Д. С. Великое наследие. – С. 132–148.

5. Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. – М., 1971. – С. 86–169, 202–282.

6. Федоров В. Г. Кто был автором «Слова о полку Игореве» и где расположена река Каяла. – М., 1956. – С. 15–102.

7. Осетров Е. Художественная природа памятника // Осетров Е. Родословные героев. – М., 1979.

8. Еремин И. П. Жанровая природа «Слова о полку Игореве» // Еремин И. П. Литература Древней Руси. – С. 144–163.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

 

Повести о монголо-татарском нашествии на Русь.

1. Идейно-художественное своеобразие «Повести о разорении Рязани Батыем»:

а) композиция памятника;

б) особенности стихосложения;

в) жанрово-стилистическое своеобразие произведения (сочетание элементов агиографии, воинской повести, особенности использования книжной и устнопоэтической традиции);

г) образная система произведения (коллективные образы рязанской дружины, рязанских князей, татарских вельмож и санчакбеев, художественные средства создания этих образов).

2. «Слово о погибели русской земли» и «Житие князя Александра Невского»:

а) лиро-эпический характер «Слова», его жанрово-стилистические особенности;

б) связь «Слова о погибели» со «Словом о полку Игореве»;

в) создание «промежуточного стиля» в «Житии Александра Невского», соединение элементов воинской повести и жития;

г) динамика смены различных жанровых стилей как проявление оригинальной структуры произведения; образ главного героя «Жития».

Литература:

1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 197–205.

2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980. – С. 159–161, 172–177.

3. Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». – М.; Л., 1965, гл. 1-2.

4. Лихачев Д. С. «Повесть о разорении Рязани Батыем» // Лихачев Д. С. Великое наследие. – С. 221–239.

5. Дмитриев Х. А. За землю Русскую // Воинские повести Древней Руси. –Л., 1985. – С. 3–16.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

 

Памятники Куликовского цикла

1. Летописная «Повесть о побоище на Дону» и «Сказание о Мамаевом побоище»:

а) основная идея летописной повести, традиционность памятника, стилистические признаки воинской повести в произведении летописца;

б) своеобразие композиции «Сказания о Мамаевом побоище»;

в) основная идея «Сказания» и художественное своеобразие памятника;

г) жанр «Сказания о Мамаевом побоище»;

д) своеобразие изображения центрального героя произведения.

2. «Задонщина», ее связь со «Словом о полку Игореве». Спор о подлинности «Слова» и его разрешение в современной отечественной науке.

Литература:

1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 231–239, 240–245.

2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980. – С. 231–240.

3. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и скептики // Лихачев Д. С. Великое наследие. – С. 348–359.

4. Осетров Е. Споры о подлинности // Осетров Е. Родословное дерево. – М, 1979. – С. 346–360.

5. Дмитриев Л.А. За землю русскую // Воинские повести Древней Руси. – Л., 1985. – С. 10–14.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

 

«Повесть о Петре и Февронии»

1. Своеобразие сюжета произведения.

2. Образы главных героев. Утверждение в жанре жития нового отношения к личности человека, прославившееся в литературе XV в. Сочетание структурных элементов традиционного жития и устной народной поэзии. Жанровое своеобразие произведения.

Литература:

1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 281–287.

2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980. – С. 294–300.

3. Лихачев Д. С. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» // Лихачев Д. С. Великое наследие. – С. 253–259.

4. Повесть о Петре и Февронии / подготовка текстов и исследование Р.П. Дмитриевой. – Л., 1979.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

 

Бытовые повести конца XVII века.

1. Проблематика и художественное своеобразие «Повести о Горе-Злочастии».

2. Черты романного стиля в «Повести о Савве Грудцыне. Особенности сюжета, композиции, жанра и стиля произведения.

3. Судьба молодого поколения «бунташного века», обострившаяся проблема отцов и детей, пути ее разрешения в повестях.

Литература

1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 403–409, 410–420.

2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980. – С. 394–398.

3. Лихачев Д. С. Великое наследие. – С. 312–332.

4. Кожинов В. В. Происхождение романа. – М., 1963. – С. 189–200.

5. Демкова Н. С., Лихачев Д. С, Панченко A. M. Основные направления в беллетристике XVII века // Истоки русской беллетристики. – Л., 1970. –С. 525–536.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Жанрово-стилистическое своеобразие «Жития протопопа

Аввакума»

1. Раскол в русской церкви XVII века, его социальный смысл.

2. Причины обращения автора к форме жития.

3. Структура древнерусского жития и композиция «Жития» Аввакума. Традиционные агиографические черты и отступления от житийного жанра.

4. Сюжетные линии служебной, житийно-бытовой, политической, агиографической повестей. Черты романного жанра. Новые понятия пространства и времени, стремление к психологизму, всестороннему изображению человека.

5. Стилистическое и языковое своеобразие «Жития»- Аввакума. Свободное выражение мысли и чувства - победа над условностью и традицией.

6. Противоречивость личности главного героя, прогрессивная идея памятника и его реакционные черты.

7. Традиционное и новаторское в «Житии». Юмор протопопа Аввакума.

Литература:

1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 473–495.

2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М, 1980. – С. 372–377, 426–434.

3. Лихачев Д. С. Сочинения протопопа Аввакума // Лихачев Д. С. Великое наследие. – С. 299–312.

4. Гусев В. Е. Протопоп Аввакум Петров - выдающийся русский писатель XVII в. // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. – М., 1960. – С. 5–51.

5. Лихачев Д. С. Юмор протопопа Аввакума // Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. – Л., 1976.

6. Робинсон А.Н. Аввакум (личность и творчество) // «Житие» Аввакума и другие его сочинения. – М., 1991. – С. 5–26.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8-9

Стихотворство и театр XVII века

1. Причины позднего появления стихотворства на Руси. Гипотезы Д.С. Лихачева, И.П. Еремина, A.M. Панченко.

2. Расцвет русской силлабической поэзии.

а) Симеон Полоцкий - стихотворец и проповедник. Его стремление к созданию новой словесной культуры;

б) просветительно-дидактические тенденции «Вертограда» Многоцветного». Стиль барокко, проявившийся в произведениях сборника «Рифмологион», основная идея сборника, его композиция. Темы идеального правителя, могущества Руси, гражданские мотивы, моральные проблемы.

3. Продолжатели и ученики Симеона Полоцкого (Сильвестр Медведев, Карион Истомин).

4. Жанры силлабического стихотворства и принципы построения стиха.

5. Начало русского театра. «Комедия притчи о блудном сыне» С. Полоцкого. Связь постановки и решения общих нравственных проблем в пьесе с русской действительностью.

6. Основные итоги развития древнерусской литературы. Русская культура XVII века.

Литература:

1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – 7-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С. 496–508, 520–527.

2. История русской литературы X - XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1980. – С. 354–368, 434–445, 447–459.

3. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. – 7-е изд. – С. 177–178.

4. Еремин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого // Еремин И. П. литература Древней Руси. – С. 211–233.

5. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. – С. 147–152.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.