– В чём состоит отличие древнерусских летописей от византийских хроник?
– Определите принципы летописного повествования и укажите основные различия между ними, приведите 1-2 примера из «Повести временных лет».
Напишите эссе «Монументально-исторический стиль «Повести временных лет» (на примере анализа двух-трех летописных рассказов).
Раздел 3.
Ответить на вопросы:
– В чём смысл литературной полемики в начале «Слова о полку Игореве» и каково значение этого спора для уяснения гуманистической мысли автора?
– В чём состоит жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве».
Напишите эссе на тему:
• «Особенности композиции «Слова о полку Игореве».
• «Образ Бояна и других поэтов в «Слове о полку Игореве».
Раздел 4.
Ответить на вопросы:
– Что такое «промежуточный стиль» в «Житии Александра Невского»?
– к какому периоду истории русской литературы XI – XVII веков относится процесс размывания жанровых перегородок в произведениях на военную тему и в чём он состоит? (приведите 1-2 примера);
– В чём заключается жанровое своеобразие «Повести о разорении Рязани Батыем»?
– Можно ли определить мотивы «Слова о полку Игореве» в «Слове о погибели Русской земли»? Приведите аргументы в пользу Ваших доводов.
Напишите эссе на темы (по выбору):
• «Образ князя Александра в «Житии Александра Невского»;
• «Образы защитников Рязани в «Повести о разорении Рязани Батыем».
Раздел 5.
Ответить на вопросы:
– В каких фрагментах «Сказания о Мамаевом побоище» определяется мотив жертвенного братолюбия?
– В каких эпизодах «Сказания о Мамаевом побоище» проявляются мотивы «Жития Александра Невского»?
Напишите эссе на темы (по выбору):
• «Образ Дмитрия Донского в «Сказании о Мамаевом побоище»;
• «Агиографические мотивы в «Сказании о Мамаевом побоище» и патриотическая мысль автора».
Напишите эссе на темы (по выбору):
• «Мотивы «Слова о полку Игореве» в «Задонщине»;
• История научных споров о первичности «Задонщины» и вторичности «Слова о полку Игореве».
Раздел 6.
Ответить на вопросы:
– Чем отличается «Хождение за три моря» от традиционных в древнерусской литературе паломнических хождений?
– В каком фрагменте «Хождения за три моря» наиболее ярко изображена красочная природа и богатая архитектура Индии?
– В каком фрагменте «Хождения за три моря» наиболее ярко выражена гуманистическая мысль автора о толерантном отношении к народам, культурам, конфессиям?
Напишите эссе на темы (по выбору):
• «Образ Афанасия Никитина в «Хождении за три моря»;
• «Гуманизм автора в изображении быта и культуры народов Индии в «Хождении за три моря».
Ответить на вопросы:
– В чём отличие сюжета «Повести о Петре и Февронии» от известных Вам русских народных сказок? Содержательность этого отличия в определении жанрового своеобразия произведения.
– В каких эпизодах «Повести о Петре и Февронии» проявляется демократическая мысль автора?
– В чём заключается гуманистическая мысль автора «Повести о Петре и Февронии»?
Напишите эссе на темы (по выбору):
• «Образ мудрой девы в «Повести о Петре и Февронии»;
• Гуманистическая мысль автора в «Повести о Петре и Февронии».
Раздел 7.
Ответить на вопросы:
– В каких фрагментах «Повести о Горе-Злочастье» наиболее ярко проявляется тема отцов и детей?
– В каком эпизоде «Повести о Горе-Злочастье» добрый молодец впервые совершает своевольный поступок вопреки добрым наставлениям родителей и что за этим следует?
– В каких фрагментах «Повести о Горе-Злочастье» определяются мотивы «Слова о полку Игореве»?
Напишите эссе на темы (по выбору):
• «Мотив «двойничества» в «Повести о Горе-Злочастье»;
• Тема отцов и детей в «Повести о Горе-Злочастье».
Ответить на вопросы:
– В чём проявляется историзм «Повести о Савве Грудцыне»?
– Определите основные черты «романного» стиля в «Повести о Савве Грудцыне».
– В чём состоит отличие религиозно-дидактической легенды от сюжета «Повести о Савве Грудцыне»?
– В каком фрагменте «Повести о Савве Грудцыне» определяются мотивы «Хождения за три моря» Афанасия Никитина?
Напишите эссе на темы (по выбору):
• «Жанровое и стилистическое своеобразие «Повести о Савве Грудцыне»;
• «Мысль «семейная» в «Повести о Савве Грудцыне».
Раздел 8.
Ответить на вопросы:
– В чём причины развития индивидуального начала в русской литературе XVII века?
– В чём состоит новаторство жанрового мышления Аввакума (на примере его «Жития…»)?
– Какую позицию занимал Аввакум в спорах с Симеоном Полоцким и его последователями о церковнославянском и разговорном русском языках?
Напишите эссе на одну из тем:
• «Образ автора в «Житии протопопа Аввакума…»»;
• «Традиция и новаторство «Житии протопопа Аввакума».
Раздел 9.
Ответить на вопросы:
– Перечислите основные темы сборника С. Полоцкого «Вертоград Многоцветный»;
– В чём заключается основная мысль автора сборника «Рифмологион»?
– В чём заключалась реформа стихосложения, предложенная С. Полоцким?
– Определите основные темы виршевой поэзии С. Полоцкого, назовите поэтов-виршевиков его времени.
Напишите эссе на одну из тем:
• «Отношение С. Полоцкого к проблеме отцов и детей в «Комидии притчи о блудном сыне»;
• «Нравственно-дидактическая проблематика виршей С. Полоцкого».
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
1. Древнерусская литература. Особенности древнерусской литературы.
2. Образная система «Слова о полку Игореве».
3. Проблема народности древнерусской литературы.
4. Композиционное единство «Слова о полку Игореве».
5. Обличение в «Повести временных лет» княжеских междоусобиц, разорявших русскую землю. Агиографическая форма и элементы воинской повести в летописи.
6. История открытия и опубликования «Слова о полку Игореве».
7. Понятие о литературном памятнике, его редакциях и списках.
8. Поэтика «Слова о полку Игореве».
9. Основные этапы развития древнерусской литературы.
10. «Слово о погибели русской земли» как лиро-эпический отклик на монголо-татарское нашествие. Образ русской земли в «Слове».
11. История изучения «Слова о полку Игореве» (XIX – XXI вв.)
12. Сюжет и поэтика «Задонщины».
13. «Повесть временных лет». Композиция и язык летописи.
14. Образ Евпатия Коловрата и его близость к образам былинных богатырей.
15. Летописные рассказы «Повести временных лет», их классификация, идейно-художественное своеобразие.
16. «Повесть о Карпе Сутулове». Устнопоэтическая традиция и новаторство в содержании и стиле «Повести».
17. Черты романного стиля «Повести о Савве Грудцыне».
18. Историческая остановка времени написания «Слова о полку Игореве».
19. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Особенности сюжетостроения и жанровое своеобразие произведения.
20. «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение нравственных эстетических и философских взглядов Владимира Мономаха. Образ автора «Поучения»
21. Патриотический пафос «Слова о погибели русской земли» и поэтическая форма его выражения. Связь «Слова о погибели» со «Словом о полку Игореве».
22. «Повесть о Фроле Скобееве» как плутовская новелла. Образ нового героя и усиление реалистических тенденций «Повести».
23. «Повесть о Петре и Февронии». Особенности сюжета «Повести», ее антибоярская направленность, демократическая и гуманистическая тенденции.
24. Литературная деятельность Симеона Полоцкого.
25.Тема отцов и детей в «Повести о Горе-Злочастии».
26. «Житие князя Александра Невского». Образ А. Невского, элементы стиля воинской повести и жития.
27. Сатирическая литература посадских слоев. Социальная направленность, их близость к УНТ. «Повесть о Шемякином суде» и «Калязинская челобитная».
28. Художественные особенности «Повести о разорении Рязани Батыем».
29. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина как литературный памятник.
30. Образ Дмитрия Донского в «Сказании о Мамаевом побоище». Литературные особенности «Сказания».
31. Литературное новаторство «Жития протопопа Аввакума», его жанр и язык. Композиция «Жития».