Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Условия формирования благоприятного психологического климата в группах детского сада



 

Педагогической практикой накоплено множество разнообразных методов и приемов создания позитивного микроклимата в детском саду, но эти методы применимы больше для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Что касается малышей, то в группах детей раннего возраста создание благоприятного микроклимата складывается из налаживания взаимодействия между ребенком и воспитателем, налаживания общения и доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Изучение литературных данных по проблеме формирования благоприятного психологического климата позволило выделить два основных подхода к решению этого вопроса. В первом предлагается использовать рациональную организацию педагогического процесса, традиции, учитывать морально-нравственные качества педагога (Н. В. Антонова [2], О. Ю. Масягина [34], Б. Д. Парыгин [24], Л. Н. Прохорова [23]и др.). В основе второго (В. А. Бутенко [4], Т. Г. Григорьева [4], Т. Г. Гуреева [3], Л. А. Мурашова [4], М. В. Скворцова [48], Е. О. Смирнова [46], О. Г. Холодкова [45], О.Б. Чеснокова [45] и др.) лежат психологические и психотерапевтические методы, среди которых социально-психологический и ролевой тренинг, игра, организация совместной деятельности детей, личностно–ориентированное образование, гуманизация и т. п.

Обратимся к системе мероприятий, направленных на формирование благоприятного психологического климата в группе детского сада. С.А. Барабах [7] к таким мероприятиям относит: использование индивидуального подхода в работе с детьми; обучение педагогов психологическим навыкам работы с детьми (например, создание школы молодого специалиста, организация психологических тренингов по формированию благоприятного психологического климата); создание условий для внедрения инновационной деятельности в детском саду; организация творческой совместной работы с детьми в группе детского сада; развитие позитивного педагогического опыта в педагогическом коллективе; организация мастер-классов для развития навыков у воспитателей навыков по формированию благоприятного климата в группе.

Е. Г. Юдина [82] считает, что первым шагом, который делает воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, является осознание и анализ обстановки в группе, через собственные взаимоотношения с каждым ребенком, взаимоотношения между детьми. Для этого можно использовать социометрический метод оценки неблагополучия ребенка в группе, например, по форме наблюдения.

Т.Е. Локтионова [45] предлагает воспитателю, для налаживания взаимодействия с детьми, установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения. Этому способствуют такие приемы как: обращение к каждому малышу по имени и своевременная похвала; проявление внимания к настроению, успехам, неудачам детей и поддержание стремления к самостоятельности в играх или при выполнении режимных процедур; участие воспитателя в совместной деятельности с детьми как равноправного партнера; отказ от физических наказаний и других дисциплинарных методов, которые обижают или унижают детей.

В современных дошкольных программах авторы используют различные психолого-педагогические методы для развития эмоционального благополучия детей, направленного на формирование благоприятной психологической атмосферы.

Так, С.В. Крюкова [41], Н.П. Слободняк [40] предлагают программу по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», данная программа направлена на решение следующих задач: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; способности к осознанию и контролированию своих переживаний; понятия эмоционального состояния других детей; формирование у детей по мере личностного развития благоприятных условий в дошкольном учреждении.

В основном данная авторская программа нацелена на работу с предметными чувствами, где главной целью является введение ребенка в мир человеческих эмоций, развитие чувства эмпатии и желания помочь другому.

Автор Е.Г.Юдина [80] в своих диагностических программах использует изучение взаимоотношений дошкольников и основной акцент в работах с детьми предлагает сконцентрировать на помощи в преодолении негативных эмоциональных состояний. Поскольку ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – это игровой, то, соответственно, помимо диагностической работы, направленной на выявление особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников, автор предлагает использовать игровые методы работы по улучшению эмоционального благополучия детей в дошкольном учреждении.

Е. В. Маняпова [49] предлагает использовать в работе с детьми методы куклотерапии и сказкотерапии. Данная методология достаточно широко используется для снижения страхов детей, для диагностики психоэмоционального состояния, выявления эмоционально неблагополучных детей.

О.Н. Арсеньевская [4] представляет систему работы по улучшению благоприятного психологического климата в группе детей в дошкольных учреждениях, основываясь на методы музыкальной терапии. Система музыкально-терапевтической работы, как считает автор, является важным элементом в работе не только музыкального руководителя, но и в деятельности любого воспитателя. Поскольку именно через музыкальные средства достаточно быстро можно отрегулировать эмоциональное состояние ребенка, через музыкальные игры возможно способствовать правильному развитию гармоничной личности.

И.О. Карелина [38] в своей работе рассматривает программу по развитию вербализации эмоциональных состояний детей. В ней основными методами работы, являются:создание психолого-педагогических условий по развитию восприятия и понимания эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте и изучение стилевых особенностей взаимодействия ребенка и взрослого.

Обратимся к вопросам профилактических мероприятий, которые необходимы с целью создания благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении.

Г.И. Колесникова [37] рекомендует проводить для профилактической работы, направленной на развитие положительных психологических условий в группе, следующие мероприятия: 1.Правильно организовать деятельность воспитателя, которая включает проведение семинаров по данной тематике. 2.Организация консультаций с родителями и детьми с целью выявления проблемных детей и определения психологических проблем у ребенка. 3.Организация анкетирования с родителями. 4.Организация индивидуального консультирования, как с воспитателями, так и с детьми. 5.Диагностические мероприятия с целью определения факторов в анамнезе, которые могут неблагоприятно отражаться на взаимоотношениях детей в группе.

О.М. Дьяченко [24] полагает, что правильно выстроенная психологическая работа, как со стороны психолога, так и со стороны воспитателей будет способствовать снижению эмоционального дискомфорта ребенка в группе, и будет направлена на улучшение условий для ребенка в среде дошкольного учреждения, и следующим важным этапом работы считает реализацию профилактических мероприятий, где особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, имеющими определенные проблемы.

Для формирования положительных межличностных отношений, поддержания интереса детей к сверстникам, стимулирования эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом, преодоления отчужденного отношения А.В. Белошистая [12] предлагает использовать различные игры и игровые упражнения, побуждающие детей говорить друг другу добрые, ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное.

О.В. Пастюк [62] считает, что созданию доброжелательных отношений между детьми способствует также совместный просмотр детских работ, фотографий, беседы о родителях малышей.

О.Г. Холодкова [79] придает важное значение психологической обстановке в группе для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежание конфликтных ситуаций. Так, одинаковые или похожие игрушки вносятся в группу по количеству детей, детям разрешается приносить игрушки в детский сад погостить, в группе создаются специальные уголки для игр с куклами и т.д.

Для формирования благоприятной обстановки Л. Г. Богославец [13] рассматривает создание в группе общих традиций, чему способствуют ритуалы начала и завершения дня, празднование дня рождения воспитанников, совместное изготовление несложных подарков для именинников. Особое внимание предлагается уделять приходу в группу новичка: заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки.

По мнению Е.В. Герасиной [22] обязательным условием правильно организованного взаимодействия с детьми, способствующего формированию положительной эмоциональной атмосферы, является учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка: характера, темперамента, привычек, предпочтений, вкусов и пр. Так, дети с холерическим темпераментом гораздо лучше адаптируются к детскому саду, чем флегматики, которые не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание.

Безруких М. М. [9] поддерживает мнение о том, что одной из первостепенных задач воспитателя является создание в группе благоприятного микроклимата – эмоционально-положительной, теплой атмосферы взаимопонимания и принятия каждого ребенка, что поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доверительных и доброжелательных отношений между ними и личностному развитию каждого ребенка. Для этого у воспитателя есть множество разнообразных методов и приемов.

Ю.И. Федорук [78] соглашается с тем, что к условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относят следующие: личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность); профессиональные качества педагогов; ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.

Ю.В. Атемаскина [5] подчеркивает наличие активной позиции педагога по отношению к детям и группе; поощрение к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывание друг другу своего мнения, а выслушивание интересов каждого, и общее, компромиссное решение; создание условий для повышения комфортности самочувствия детей в дошкольном учреждении и сохранение стабильно-положительных отношений между собой; развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества; развитие эмпатийных способностей, умения и потребности в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Важное значение в работе воспитателя по созданию благоприятного психологического климата в группе детей дошкольного возраста имеет личностно-ориентированный подход.

С точки зренияВ.Н. Белкиной[10] личностно-ориентированный подход по своей сущности в наибольшей степени способствует созданию благоприятного психологического климата в группе: учёт индивидуальных особенностей детей; гуманистический стиль общения, доброжелательность отношений; сотрудничество как основной принцип общения, развитие навыков общения и сотрудничество; поддержка самореализации личности.

Придерживаясь определенной тактики взаимодействия, Дьяченко О. М. [24] считает необходимым компенсировать негативные тенденции в социально-эмоциональном развитии ребенка. Эмоциональное отношение воспитателя к ребенку определяет характер эмоциональных переживаний воспитанников. Существенную роль играет экспрессивная сторона этих отношений, помогающая дошкольнику адекватно воспринять педагогическое воздействие. Такую работу необходимо проводить как с отдельными детьми, так и с группами детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. При этом целесообразно использовать игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, театральные, игры-драматизации.

Выводы по 1 главе:

1. Психологический климат в группе предполагает психологическую атмосферу, которая связана с эмоциональным настроем детей, с общим психологическим состоянием детского коллектива.

2.Развитие благоприятных психологических условий в дошкольном учреждении возможно методами игровых программ, с помощью методов скакзотерапии, музыкотерапии, методами вербализации эмоциональных состояний и другими.

3.К основным важным условиям, направленным на развитие благоприятного психологического климата относятся:формирование положительных межличностных отношений;стимулирование эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом; игры, направленные на преодоление отчужденного отношения к сверстникам за счет упражнений, побуждающих детей говорить друг другу добрые, ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу хорошее, приятное.

4.Важным в поддержании психологического климата является профилактическая работа со стороны психолога и воспитателей, направленная на создание благоприятной психологической атмосфере в группе.

 

 

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.

2. Антонова Н. В. Социально-психологический климат в организациях с различным типом корпоративной культуры / Н. В. Антонова // Современные технологии управления, 2014. – №01 (37). – С. 5-11.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия : Смысл, 2007. - 526 с.

4. Арсеньевская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.сост. О. Н. Арсеньевская.- Волгоград: Учитель,2011.-204с.

5. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. – СПб. : Детство–пресс, 2011. – 321 с.

6. Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников / О. В. Баженова. – М. : Речь, 2010. – 192 с.

7. Барабах С.А. Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе образовательной организации / С. А. Барабах, Н. В. Ионова. – Череповец : Дашков и К, 2014. – 188 с.

8. Баранова, Э. А. Оформление студенческой исследовательской работы : учеб.-метод. пособие / Э. А. Баранова. – Чебоксары :Чуваш.гос. пед. ун-т, 2012.

9. Безруких, М. М. Дошкольник : мифы и реальность / М. М. Безруких // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 4(29). – 24-29 с.

10. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие / В. Н. Белкина. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 270 с.

11. Бережнова, О. В.Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. – М. :Цветной мир, 2013. – 124 с.

12. Белошистая, А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста / А. В. Белошистая // Пед. технологии. – 2010. – №2. – С. 9-18.

13. Богославец, Л. Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога в ДОУ / Л. Г. Богославец. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 134 с.

14. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 294 с.

15. Бойко,В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов. – М.: Мысль, 2008.- 193с.

16. Васькевич, В. А. Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе / В. А. Васькевич, А. В. Саутина. – Барановичи :Барановичский государственный университет, 2014. – 93 с.

17. Велиева, С. В. Цветовые психодиагностические методики изучения психических состояний / С. В. Велиева. – Чебоксары : Чуваш гос. пед. ун-т, 2011. – 105 с.

18. Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ : методическое пособие / Н. А. Виноградова. – М. : Айрис – пресс, 2009. – 64 с.

19. Васюкова, Н. Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет / Н.Е. Васюкова. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 67 с.

20. Волкова, А. И. Психология общения / А. И. Волкова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 446 с.

21. Герасимова, Е. В. Неделя психологии в дошкольном образовательном учреждении / Е. В. Герасимова, Е. Н. Терпигина // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 19. – ART 131963. – 0,3 п. л. – URL: http://www.kids.covenok.ru/131963.htm. – Гос. рег. Эл № ФС77-46214. – ISSN: 2307–9282.

22. Герасина, Е. В. Детская психология : пособие для родителей и педагогов / Герасина Е. В. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 285 с.

23. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. – М. : Народное образование, 2009. – 81 с.

24. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М. :Эксмо, 2009. – 176 с.

25. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2 частях. Часть 1. / Н. С. Ежкова. – М. :Владос, 2010. – 128 с.

26. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев; О. П. Елисеев. - СПб. и др: Питер, 2000. - 554с

27. Жданов, О. И. Социально-психологический климат в коллективе / О. И. Жданов. – М. :ВолтерсКлувер, 2011. – 401 с.

28. Захарова Т.Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника / Т. Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2. – С. 11-19.

29. Знаменская Н.В. Психологические критерии эмоционального развития детей дошкольного возраста / Н. В. Знаменская // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2014. – № 2 (31). – апрель – июнь. – С. 80–88.

30. Иванова С.А. Создание психологической безопасности личности ребенка в ДОУ через внедрение системы психологического сопровождения / С. А. Иванова // Актуальные проблемы психологии в образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 1–3 апреля 2013 года / отв. ред. И. А. Синкевич. – Мурманск : МГГУ, 2014. – Т. 2. – 236 с. – С. 93–98.

31. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 321 с.

32. Иртегов А. В. Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах / А. В. Иртегов. – Уссурийск :Молодой ученый, 2011. – 97 с.

33. Исаченко А.В. Методы и приемы создания благоприятного микроклимата в группе детей дошкольного возраста / А. В. Исаченко. – Яйва, 2012. – 76 с.

34. Истомина О.В. Социально-психологический климат детей дошкольного возраста / О. В. Истомина, Н. В. Скоробогатова // Научное сообщество студентов XXI столетия. – Новосибирск : Изд. «СибАК». – 2014. – № 7 (22) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sibac.info/archive/guman/7(22).pdf. – С. 33–40.

35. Ишмекеева А.К. Факторы формирование и коррекции социально-психологического климата в педагогическом коллективе / А. К. Ишмекеева // Психология, социология и педагогика. – 2013. – № 2. – С. 31-39.

36. Калашникова М.Б. Корпоративная культура как средство обеспечения психологической безопасности ребенка в детском саду / М. Б. Калашникова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2012. – Выпуск № 70. – С. 54-59.

37. Колесникова, Г. И. Справочник детского психолога / Г. И. Колесникова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 357 с.

38. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ : семинары – практикумы, тренинги, рекомендации / авт. – сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. – Волгоград : Учитель. 2011. – 143 с.

39. Карелина И. О. Психолого-педагогические условия развития у детей восприятия, понимания и вербализации эмоциональных состояний. - Ярославль, 2008

40. Котикова, Н. В. Постоянно действующий семинар для педагогов по формированию у детей эмоциональной стабильности / Н. В. Котикова// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. – №1. – С. 16-24.

41. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, и радуюсь / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. Практическое пособие – М.: Генезис. 2002. - 208с.

42. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях / В. Г. Крысько. - СПб. : Питер, 2007. - 253 с.

43. Локтионова, Т. Е. Модель процесса педагогического проектирования социально-психологического климата в ДОУ / Т. Е. Локтинова // Концепция стратегического развития системы образования. Коллективная монография. – Красноярск : НИИЦ, 2012. – С. 147–183.

44. Локтионова Т.Е. Модель процесса педагогического проектирования социально-психологического климата в ДОУ / Концепция стратегического развития системы образования. Коллективная монография / Т. Е. Локтионова. – Красноярск: НИИЦ, 2012. – С. 147–183.

45. Локтионова Т.Е. Условия формирования благоприятного социально- психологического климата в ДОУ / Т. Е. Локтионова // Современное гуманитарное образование в социокультурном пространстве столичного мегаполиса: сборник научных статей / Под ред. А. Г. Кутузова. – Вып.4 –М. : МГПИ, 2011.– С. 21-25.

46. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 793 с.

47. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2006. - 582 с.

48. Мананикова, Е. Н. Психология личности / Е. Н. Мананикова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2009. - 218 с.

49. Маняпова, Е. В. Характеристика основных путей и методов формирования благоприятного психологического климата / Е. В. Маняпова // Педагогическое образование в России. – Тобольск. – 2010. – № 2. – С. 37-42.

50. Масягина, О. Ю. Развитие социального интеллекта дошкольников: методологический подход, психологические механизмы,модель развития / О. Ю. Масягина // Психологические науки :теория и практика. – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 106–110.

51. Микляева, Н. В. Детский сад будущего. Методическое пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, С. Н. Толстикова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 79 с.

52. Клюева О.М. Создание психологического комфорта в группах детского сада / О.М Клюева // MAAM / 2013 // http://www.maam.ru/detskijsad/sozdanie-psihologicheskogo-komforta-v-grupah-detskogo-sada-seminar-praktikum.html

53. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : Теория воспитания / Н. В. Микляева. – М. : ИЦ Академия, 2012. – 267 с.

54. Микляева, Н. В. Социальное партнерство детского сада с родителями / Н. В. Микляева. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 83 с.

55. Мурашова Л.А. Социально-психологический климат как показатель состояния коллектива / Л. А. Мурашова // Перспективы науки. – Тамбов, 2011. – № 6(21). – С. 47–50.

56. Назарова, В. М. Управление инновационными процессами в ДОУ / В. М. Назарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. – № 6. – С. 8-16.

57. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 5-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 687 с.

58. Никольская О.Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование / О. Д. Никольская // Вестник ОГУ. – 2009. – № 10. – С. 57-63.

59. Общая психология / Н. П. Ансимова и др. ; под общ.ред. проф. А. В. Карпова. - М. :Гардарики, 2005. - 231 с

60. Общая психология : учеб.пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. - М. : Дашков и К ; Ростов н/Д : Академцентр, 2009. - 479 с.

61. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 86 с.

62. Пастюк О. В. Психолого-педагогические подходы к процессу формирования партнерских взаимоотношений в детском саду и начальной школе / О. В. Пастюк // Вестник Брянского государственного университета. – 2013. – №1. – С. 41-48.

63. Прохоров, А. О. Психология состояний / под ред. А. О. Прохорова. – М. :Когито-Центр, 2011. – 624 с.

64. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до 6 лет: (новый взгляд на дошкольное детство) / Н. Н. Поддъяков. – СПб. : Речь, 2010. – 103 с.

65. ПидкасистыйП.И. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Юрайт, 2012. - 512 с.

66. Розин, В. М. Психология: наука и практика : учеб.пособие [для вузов по пед. спец. (ОПД.Ф.01 - Психология)] / В. М. Розин. - М. : РГГУ : Омега-Л, 2005. - 543 с.

67. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 712 с.

68. Саблин, В. С. Психология человека : учебник / В. С. Саблин, С. П. Слаква. - М. : Дашков и К, 2006. - 741 с.

69. Сарычев, С. В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп / С. В. Сарычев. – М. : ЛАП – Ламберт, 2011. – 262 с.

70. Скворцова, М. В. Экспериментальное исследование состояния психологического климата в группах старших дошкольников / М. В. Скворцова. – М. : Академия, 2014. – 240 с.

71. Соколова, Т. Н. Психологическое сопровождение эмоционального благополучия воспитанников ДОУ / Т. Н. Соколова // Росток. – 2013. – №6. – С. 4-9.

72. Социальная психология /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Академия, 2001. – 600 с.

73. Социальная психология : / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 600 с

74. Соколова, Т. Н. Психологическое сопровождение эмоционального благополучия воспитанников ДОУ / Т. Н. Соколова // Росток. – 2013. – №6. – С. 4-9

75. Степанов В. Е. Психология / В. Е. Степанов, В. П. Ступницкий ; под ред. Ю. М. Забродина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2009. - 731 с.

76. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. – № 1155.

77. Федина, Н. В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Н. В. Федина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. – №2. – С. 13-17.

78. Федорук, Ю. И. Роль педагога в создании благоприятного морально-психологического климата в образовательном учреждении / Ю. И. Федорук // Первое сентября. – Фестиваль педагогических идей. – М. : Педагогический университет. – 2014. – 42 с.

79. Холодкова, О. Г. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе старших дошкольников / О. Г. Холодкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. – Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 71–74.

80. Широкова, Г. А. Школа общения для дошкольников / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 287 с.

81. Шепель, В.М. Понятие психологического климата / В.М. Шепель // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С. 17-21

82. Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. - М., 2002.

83. Трушникова О.И. Радужная Неделя Психологии (РНП) // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников / О. И. Трушникова. – 2014. – № 11. – ART 134152. – URL: http://www.kids.covenok.ru/134152.htm. – Гос. рег. Эл № ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.