2 Современные цели и задачи НАТО - его стратегические концепции, в свете международного права. 8
Заключение. 17
Список литературы.. 19
Введение
Тема реферата «Состав, цели и задачи Северо-Атлантического блока (НАТО)» актуальна по ряду причин. Во-первых, это связано с важной ролью НАТО на мировой арене, во-вторых, с тем, что США – во многом используя НАТО в качестве мощнейшего международного «инструмента» проводит с его помощью свой внешнеполитический курс, направленный на формирование «однополярного» мира, в-третьих, в современном мире НАТО выполняет и безусловно позитивную работу – в частности велика роль этой международной организации в противодействии международному терроризму, представляющему из себя угрозу миру и безопасности всех стран.
Цель исследования, проводимого в рамках реферата – кратко охарактеризовать состав, цели и задачи Северо-атлантического блока на современном этапе.
Поставленная цель потребовала для своего достижения выполнения в рамках реферата исследовательских задач:
1) Проанализировать состав НАТо и его основные провозглашенные задачи;
2) Проанализировать стратегическую цель НАТО с точки зрения международного права.
Цель и задачи работы оказали влияние на формирование ее внутренней структуры: работа состоит из введения, основной части, разделенной на тематические параграфы, соответствующие задачам работы, заключения, в котором кратко изложены выводы проведенного в рамках работы исследования и списка литературы, который завершает работу.
Состав НАТО и его основные декларации
В настоящее время членами НАТО являются 28 стран: Албания, Бельгия, Болгария, Канада, Хорватия, Чешская республика, Дания, Эстония, Франция, Германия, Греция, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксенбугр, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Турция, Великобритания и США[1].
Простой анализ расположения стран-членов НАТО на карте мира показывает, что Северо-Атлантический блок охватывает собой Северную Америку и практически всю современную Европу. Вступление в НАТО ряда стран, которые в прошлом, являясь странами «социалистического лагеря» были так же и военно-политическими партнерами СССР – странами Варшавского договора существенно ослабило военно-политические позиции постсоветской России в сравнении с военно-политической позицией бывшего СССР.
Однако в современном глобализирующемся мире названный фактор, который еще двадцать-тридцать лет назад мог выглядеть угрожающим, уже не имеет решающего значения. Сейчас безопасность государство определяется не столько его военной мощью, сколько его умением поддерживать во внешнеполитических отношениях баланс интересов с другими странами и крупнейшими международными организациями.
Цели и задачи НАТО, провозглашаемые этой организацией на сегодняшний день выражены в опубликованном на официальом сайте НАТО в сети Интернет 07.12.12 Программой интегрированного строительства блока «Building Integrity Programme»[2]. В этом документе говориться о необходимости повышения транспарентности, подотчетности и целостности и снижении риска коррупции в секторе обороны и безопасности 2012-2014 годах.
Цель НАТО, выраженная в «Building Integrity Programme» состоит в том, чтобы внести свой вклад в снижение риска коррупции в секторе обороны и безопасности стран-участниц путем поощрения передового опыта, повышения прозрачности, подотчетности и целостности.
Эта работа под руководством НАТО является дополнением к усилиям осуществляемым ООН и других международными организациями, такими как ЮНЕСКО. С учетом программы «Building Integrity Programme» в настоящее время разрабатывается пятилетний план работы НАТО на 2012-2016 годы, который ориентирован на страны-члены НАТО из Юго-Восточной Европы. НАТО занимается разработкой программ для удовлетворения потребностей государств в Юго-Восточной Европе в области противодействия коррупции в сфере обороны. Эти программы включают в себя уже существующие НАТО методические рекомендации в этой области и национальные процедуры, направленные на противодействие коррупции.
В современной ситуации НАТО стремиться выстроить хотя бы внешне толернтные отношения с нашей страной. Для этой цели создан и действует Совет Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел. 19 апреля 2012 года в Брюсселе в рамках этого Совета состоялась встреча министров иностранных дел стран-членов НАТО и России[3].
Эта встреча состоялась через пятнадцать лет после принятия Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического договора и Российской Федерацией и десять лет после подписания Римской декларации об отношениях Россия-НАТО, чтобы оценить прогресс, достигнутый путем последовательного развития сотрудничества и диалога и продвинуться вперед в разрешении сохраняющихся разногласий.
Министры снова подтвердили все принципы и обязательства, содержащиеся в Совместном заявлении саммита СРН в Лиссабоне, Римской декларации и Основополагающем акте.
Государства-члены СРН разделяют важные общие интересы и сталкиваются с общими вызовами безопасности, противостоять которым лучше совместно. В соответствии с договоренностями глав государств и правительств стран-членов СРН в Лиссабоне, министры продолжили дискуссии по путям развития сотрудничества в области ПРО. Они согласились, что стабильность в Афганистане продолжает оставаться жизненно важной для всех нас. Они приветствовали тот факт, что в рамках СРН было обучено 2 тыс. сотрудников антинаркотических ведомств Афганистана и соседних с ним стран, идет обучение афганских вертолетных техников и будут предоставлены запасные части для афганских ВВС. Договоренности о транзите в Афганистан/из Афганистана, в соответствии с резолюцией СБ ООН 1386, являются важным вкладом в выполнение задач МССБ. Министры ожидают развития дальнейшего сотрудничества по Афганистану, включая с учетом деятельности соответствующих региональных игроков.
Министры также приветствовали важные гражданско-военные командно-штабные контртеррористические учения, состоявшиеся в прошлом месяце. Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве – совместная система координации контроля за воздушным движением – готова к операциям. Улучшилась оперативная совместимость между кораблями России и стран НАТО у берегов Африканского рога. С целью дальнейшего укрепления доверия, министры договорились проводить дискуссии и планировать, в случае целесообразности, мероприятия, относящиеся к оборонной реформе, ядерным доктринам и стратегиям и развитию и конфигурации вооруженных сил. Они также обменялись мнениями по улучшению транспарентности[4], включая в области военных учений. Министры ожидают также обсуждений возможных способов для стран-членов СРН оказывать содействие друг другу в случае террористических актов, природных и техногенных катастроф, нападений пиратов и других чрезвычайных ситуаций. Они отметили интерес, выраженный к обмену мнениями по кибербезопасности и к обсуждению возможностей военно-технического сотрудничества. Министры согласились продолжать работу по амбициозной совместной повестке дня и ожидают изучения новых областей сотрудничества.
Министры также обсудили существующие разногласия по ключевым вопросам. Они повторили, что ценят Совет Россия-НАТО в качестве форума для политического диалога при любых обстоятельствах и по всем вопросам, включая те, по которым государства СРН не согласны. Министры согласились основываться на своих улучшившихся отношениях для реализации полного потенциала СРН и подчеркнули, что именно через продолжение диалога и транспарентность в отношении всех наших озабоченностей отношения между Россией и НАТО будут укрепляться далее, что внесет вклад в укрепление евроатлантической безопасности в целом.