Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дыхательные техники, связанные с гипервентиляцией, и задержки дыхания



I. Гипервентиляция

 

Активные вдохи и выдохи (в первую очередь выдохи), любая Бхастрика приводят к гипервентиляции, результатом которой является вымывание из организма углекислого газа. Вследствие вымывания СО2 происходит сжатие кровеносных сосудов, т.к. СО2 является естественным расширителем кровеносных сосудов, это одна из его функций в нашем организме. В том числе сужаются сосуды головного мозга, соответственно, ухудшается кровоснабжение мозга. Поэтому активная гипервентиляция вначале приводит к головокружению. Если после этого сделать глубокий вдох, а затем неправильную задержку дыхания, то можно потерять сознание.

 

II. Задержка дыхания на вдохе

 

Потеря сознания является следствием неправильной задержки дыхания на вдохе. Неправильную задержку на вдохе можно определить по следующим признакам: грудная клетка расслаблена, лицо краснеет, появляется ощущение, что в горле что-то давит снизу-вверх. При этом происходит следующее: после максимально глубокого вдоха произошло перекрытие голосовой щели с последующим расслаблением грудной клетки, в результате чего задержка выполняется пассивно, лишь за счет перекрытой голосовой щели. Давление в грудной клетке при этом повысилось, что приводит к уменьшению притока крови от нижней полой вены к сердцу. Чем выше давление в определенной области, тем туда хуже течет жидкость – это общее правило. Кровь должна подняться к сердцу, но давление в грудной клетке увеличилось, поэтому кровь поступает хуже. Сердце получает меньше крови, соответственно, оно, во-первых хуже само работает, во-вторых, меньше выбрасывает крови. В итоге уменьшается кровоснабжение головного мозга, в глазах темнеет, при упорствовании в выполнении такой задержки возможна и потеря сознания (в частности, если она не сопровождается Джаландхара Бандхой, и особенно – при дополнительном запрокидывании головы назад, ухудшающим кровоток по позвоночным артериям).

Правильная задержка на вдохе может включать прикрытие голосовой щели, может не включать. Самое главное, делая вдох, максимально напрягать мышцы, отвечающие за расширение ребер, и сохранять работу этих мышц столько, сколько длится задержка. В таком варианте давление в грудной клетке остается на уровне атмосферного. Если после задержки на вдохе мы спокойно без покашливания можем начать выдох, мы все делаем правильно. Если мы делаем задержку неправильно, т.е., сделав вдох, расслабляем грудную клетку, то в итоге можем получить, к примеру, проблемы с сердцем . Это та самая ситуация, когда от неправильной практики пранаямы могут возникнуть любые болезни. Собственно, именно задержка на вдохе является потенциально опасной – все остальные фазы пранаямы (вдох, выдох и задержка после выдоха) безопасны.

Задержка дыхания на вдохе, антара кумбхака - это, по сути, асана для грудной клетки, при этом в межреберных мышцах сохраняется постоянное статическое напряжение. В этом случае задержка будет безопасной и полезной для организма.

Заключение

 

Глобально, в йоге нет «можно» и «нельзя». Запретов нет, есть лишь ответственность каждого отдельного человека за свои действия: ни инструктора, ни Господа Бога, ни прочитанную книгу нельзя винить в том, что мы получили травму. Вопрос в том, принимаем ли мы на себя всю полноту ответственности за то, что может с нами произойти вследствие практики йоги: дома, в зале, где угодно еще. Это должно быть изначальной установкой, и на этом уже может расти практика йоги. Вся ответственность за все, происходящее в моей личной практике – исключительно моя.

Инструктор, поспособствовавший тому, что я получил травму, будет нести свою кармическую ответственность. Он это тоже сделал не случайно. Однако то, что я сейчас получил из-за человека травму, это, в первую очередь, не его вина, а следствие моей собственной кармы, следствие того, что я сам наработал раньше (в этой или прошлой жизни). Именно так и следует к этому относиться. Это следствие моих собственных прошлых действий, это урок, то, что мне необходимо было пройти, чтобы осознать еще что-то в своей жизни. А не вина некого постороннего человека.

Многие люди, которые занимаются йогатерапией, в той или иной степени имели большие проблемы со здоровьем либо изначально, либо вследствие собственной практики. Один известный йогатерапевт рассказывал, что он умудрился в свое время сломать себе два ребра в Урдхва Дханурасане. J

Суть в том, что травма никогда не возникает случайно. Это полностью то, что я привнес в свою жизнь своими собственными прошлыми действиями. Если мы принимаем практику йоги, то мы принимаем и этот подтекст отношения к мирозданию вообще и к самому себе в нем, своим действиям в нем, в частности. Конечно, желательно обходиться в практике без травм. Но если это случилось, не время переживать, огорчаться, думать, как все плохо и несправедливо. Это всегда шанс понять про себя что-то новое, взглянуть на себя по-новому, по-новому понять как собственную практику, так и образ жизни и мыслей. В конечном итоге, при верном отношении любая травма может стать путеводной звездой как в личной практике, так и в преподавании хатха-йоги.

 

Урдхва Врищчикасана

Помощь в создании конспекта:

Текст: Елена Стрельцова

Фото: Екатерина Повод и Татьяна Зиновьева

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.