Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Базовые принципы безопасной практики хатха-йоги



 

Гарантий от повреждений не может быть в принципе. Никто и ничто не может гарантировать, что завтра мы, приняв какую-либо позу, не выйдем из нее, получив ту или иную травму. Но главными принципиальными условиями базовой техники безопасности в хатха-йоге являются 5 правил Ямы и 5 правил Ниямы. Следование этим нормам является возможностью во многом обезопасить себя от различных повреждений. Каждый из 10 принципов можно совершенно конкретно применить и к практике асан.

 

Ямы:

· ахимса– не причинение вреда, в том числе – самому себе, т.е. отсутствие практики через боль, т.к. боль – это прямой сигнал организма о том, что ему причиняется вред;

· сатья – правдивость по отношению к себе: могу ли я делать эту позу или она пока что объективно для меня недоступна; делаю ли я на коврике все, что могу, или работаю вполсилы;

· астея - не присвоение чужого, в контексте практики асан – отсутствие желания «присвоить» себе асану, выполняемую, к примеру, соседом в зале;

· брахмачарья – воздержание в пище, в чувственных удовольствиях, сбалансированная жизнь очень способствуют более успешной практике;

· апариграха – неприятие даров, нестяжательство. Соблюдающий апариграху приучает свой ум не ощущать нехватки или недостатка в чем бы то ни было. Тогда все, в чем он действительно нуждается, придет к нему само по себе в надлежащее время. В том числе, та или иная сложная асана, недоступная на текущий момент.

Ниямы:

· шауча – чистота, в том числе и помыслов, дабы не порождать неблагоприятную карму, которая может поспособствовать получению травм не только в нынешней жизни, но и в последующих воплощениях.

· сантошу (удовлетворенность) и тапас (подвижничество, горение) можно рассмотреть на примере Хануманасаны: тапас стимулирует человека к совершенствованию в выполнении этой асаны и постепенному углублению формы, а сантоша уберегает от травм, давая понимание, что нет смысла спешить, впереди Вечность. J. Оба этих принципа должны обязательно присутствовать одновременно, в противном случае практика будет менее эффективной, и с большей вероятностью получить травмы;

· свадхьяя – самоизучение: осознанность и внимательность, постоянное отслеживание ощущений внутри себя, постоянный анализ того, что происходит внутри себя, понимание этих процессов, их взаимосвязи с формой асаны, изменением формы асаны и т.д.

· Ишвара пранидхана – смирение, преданность Ишваре. Смирение проявляется в осознании того, что чтобы мы ни делали в йоге в рамках собственной практики или в рамках преподавания, это не может быть нашей личной заслугой. Все то, что мы имеем, все те силы, которые нам даны на то, чтобы практиковать, - это силы, которые к нам пришли свыше. Мы просто с благодарностью реализуем все то, что получили.

 

Следует регулярно перечитывать «Йога-сутры» Патанджали и комментарии к ним. Это не просто умозрительные философские концепции, возникшие в чуждой нам культуре многие сотни лет назад. Все эти правила напрямую применимы в том числе и к практике асан хатха-йоги.

Есть еще один аспект, который необходимо отметить. Асаны, которые выполняются в хатха-йоге, часто воспринимаются учениками как какие-то препятствия, как стену, которая не дает двигаться дальше, не поддается и сопротивляется. Такой подход вряд ли является корректным и согласующимся в том числе с принципами Ямы и Ниямы. К асанам следует относиться как к реальным живым существам, которые заслуживают нашего внимания, нашего уважения. И чем сложнее поза, тем большего уважения она заслуживает. С нейнадо найти контакт, научиться взаимодействовать с каждым отдельным аспектом этой позы. При этом постепенно будет уходить дуализм: «Есть я и есть мое тело и я хочу это тело «закрутить» в хитрую позу – а телу это абсолютно не нравится и оно сопротивляется». По этой причине возникает огромное количество травм. Когда мы двигаемся вместе, когда мы воспринимаем практику не как соревнование с самим собой, а как путь налаживания коммуникации с самим собой, когда мы не находимся в позиции завоевателя, а пытаемся найти общий язык с интересным нам субъектом (в данном случае – асаной), травм будет на порядок меньше.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.