Гарантий от повреждений не может быть в принципе. Никто и ничто не может гарантировать, что завтра мы, приняв какую-либо позу, не выйдем из нее, получив ту или иную травму. Но главными принципиальными условиями базовой техники безопасности в хатха-йоге являются 5 правил Ямы и 5 правил Ниямы. Следование этим нормам является возможностью во многом обезопасить себя от различных повреждений. Каждый из 10 принципов можно совершенно конкретно применить и к практике асан.
Ямы:
· ахимса– не причинение вреда, в том числе – самому себе, т.е. отсутствие практики через боль, т.к. боль – это прямой сигнал организма о том, что ему причиняется вред;
· сатья – правдивость по отношению к себе: могу ли я делать эту позу или она пока что объективно для меня недоступна; делаю ли я на коврике все, что могу, или работаю вполсилы;
· астея - не присвоение чужого, в контексте практики асан – отсутствие желания «присвоить» себе асану, выполняемую, к примеру, соседом в зале;
· брахмачарья – воздержание в пище, в чувственных удовольствиях, сбалансированная жизнь очень способствуют более успешной практике;
· апариграха – неприятие даров, нестяжательство. Соблюдающий апариграху приучает свой ум не ощущать нехватки или недостатка в чем бы то ни было. Тогда все, в чем он действительно нуждается, придет к нему само по себе в надлежащее время. В том числе, та или иная сложная асана, недоступная на текущий момент.
Ниямы:
· шауча – чистота, в том числе и помыслов, дабы не порождать неблагоприятную карму, которая может поспособствовать получению травм не только в нынешней жизни, но и в последующих воплощениях.
· сантошу (удовлетворенность) и тапас (подвижничество, горение) можно рассмотреть на примере Хануманасаны: тапас стимулирует человека к совершенствованию в выполнении этой асаны и постепенному углублению формы, а сантоша уберегает от травм, давая понимание, что нет смысла спешить, впереди Вечность. J. Оба этих принципа должны обязательно присутствовать одновременно, в противном случае практика будет менее эффективной, и с большей вероятностью получить травмы;
· свадхьяя – самоизучение: осознанность и внимательность, постоянное отслеживание ощущений внутри себя, постоянный анализ того, что происходит внутри себя, понимание этих процессов, их взаимосвязи с формой асаны, изменением формы асаны и т.д.
· Ишвара пранидхана – смирение, преданность Ишваре. Смирение проявляется в осознании того, что чтобы мы ни делали в йоге в рамках собственной практики или в рамках преподавания, это не может быть нашей личной заслугой. Все то, что мы имеем, все те силы, которые нам даны на то, чтобы практиковать, - это силы, которые к нам пришли свыше. Мы просто с благодарностью реализуем все то, что получили.
Следует регулярно перечитывать «Йога-сутры» Патанджали и комментарии к ним. Это не просто умозрительные философские концепции, возникшие в чуждой нам культуре многие сотни лет назад. Все эти правила напрямую применимы в том числе и к практике асан хатха-йоги.
Есть еще один аспект, который необходимо отметить. Асаны, которые выполняются в хатха-йоге, часто воспринимаются учениками как какие-то препятствия, как стену, которая не дает двигаться дальше, не поддается и сопротивляется. Такой подход вряд ли является корректным и согласующимся в том числе с принципами Ямы и Ниямы. К асанам следует относиться как к реальным живым существам, которые заслуживают нашего внимания, нашего уважения. И чем сложнее поза, тем большего уважения она заслуживает. С нейнадо найти контакт, научиться взаимодействовать с каждым отдельным аспектом этой позы. При этом постепенно будет уходить дуализм: «Есть я и есть мое тело и я хочу это тело «закрутить» в хитрую позу – а телу это абсолютно не нравится и оно сопротивляется». По этой причине возникает огромное количество травм. Когда мы двигаемся вместе, когда мы воспринимаем практику не как соревнование с самим собой, а как путь налаживания коммуникации с самим собой, когда мы не находимся в позиции завоевателя, а пытаемся найти общий язык с интересным нам субъектом (в данном случае – асаной), травм будет на порядок меньше.