1. Количество слайдов в презентациях должно быть не менее 10 - 12.
2. Должны быть представлены графика (изображения), текст, источники.
3. Презентации создаются для демонстрации в аудитории, то есть участники круглого стола должны владеть материалом.
4. Это творческая работа со свободным выбором плана работы, материалов, методов их отбора и представления, то есть обращаем внимание на то, что найти готовые ответы в Интернете нельзя – это работа-исследование.
1.Провозглашенные в 1988г. М.С. Горбачевым идеи “нового политического мышления” во внешней политике строились на следующих замыслах:
• деидеологизация межгосударственных отношений: сотрудничество социалистических и капиталистических стран в развитии экономики, культуры, оказание взаимной помощи в развитии государств (отказ от вывода о разделе мира на две системы);
• приоритет общечеловеческих (а не классовых) ценностей: снятие формулы XX съезда КПСС (1956г.) о том, что мирное сосуществование – “форма классовой борьбы” (отказ от принципа пролетарского интернационализма);
• признание общепринятых норм морали как обязательного критерия всякой политики (признание невозможности применения силы для решения международных проблем);
• необходимость поиска компромиссов, взаимовыгодных решений, учитывающих интересы всех народов и государств (отказ от “холодной войны”).
2.Диалог с Западом (проблема разоружения и исключение рисков ядерной войны, интеграция в Европу).
4.Восточно – азиатское направление внешней политики СССР (расширение сотрудничества, нормализация советско-китайских отношений, вывод войск из Монголии, установление дипломатических отношений с Южной Кореей, Израилем, прекращение поддержки политических режимов Ливии и Ирака, признание территориальной проблемы между СССР и Японией (четыре острова Южно- Курильской гряды).
5.Взаимоотношения со странами социализма (отказ от “доктрины Брежнева” и провозглашение “свободы выбора”, вывод войск из стран Восточной Европы, ликвидация СЭВ и ОВД, объединение Германии, сокращение безвозмездной помощи Кубе, Вьетнаму, КНДР и другим политическим союзникам).
Задачи
1.Дать название проекту, составить компьютерную презентацию.
2.Представить проект.
3.Поддержать проект в виде четких доводов, почему могло быть только то, что было (тупиковость и опасность нереализованных альтернатив в условиях гонки вооружений, технологического отставания, роста социально – экономических проблем, зависимости от сырьевого экспорта, нарастания напряжённости между США и СССР как “империй зла”).
Проекты
Внешнеполитического курса СССР на 1985-1990гг., альтернативные “новому политическому мышлению” М.С.Горбачева
Группа авторов №2
Примерное содержание
1.Демонтаж двухполюсной модели мира в результате реализации концепции “нового политического мышления” М.С.Горбачева сопровождается формированием нового клубка международных противоречий:
• в условиях глобализации возникает угроза унификации многообразного мирового сообщества по единому западному образцу, пренебрежение спецификой различных стран и народов;
• вместо создания многополярной системы международных отношений началась замена биполярного мира однополярным;
• мир не становится безопаснее, широко применяются силовые сценарии, вооруженные вмешательства во внутренние дела, появляются новые угрозы, в том числе – международный терроризм;
• США и их союзники по НАТО, на словах признавая смену парадигм в мировой политике (перестройку международных отношений на основе общечеловеческой ценностей, а не баланса сил), приветствуя окончание “холодной войны”, не отказываются от достижения своих стратегических задач в практической деятельности, стремятся использовать новую международную обстановку для радикального изменения глобальной ситуации в свою пользу.
2. Односторонний характер уступок Западу в дипломатии М.С.Горбачева, Э.А. Шеварднадзе, А.Н.Яковлева и ослабление геополитических позиций СССР – России в мире (распространение в части российского общества “синдрома поражения”, конспирологических теорий “мирового заговора” по развалу СССР и России, идеи “упущенной выгоды”, необходимость разработки новой внешнеполитической стратегии России на основе доктрин национальной безопасности и информационной безопасности).
3.Разблокирование региональных конфликтов в мире.
4.Потеря СССР стратегических партнеров на восточно–азиатском направлении внешней политики, в Латинской Америке.
5.Потеря СССР традиционных позиций в Восточной Европе в результате процессов дезинтеграции в социалистическом лагере (созданы условия для распространения в будущем НАТО на Восток).
Задачи
1.Дать название проекту, составить компьютерную презентацию.
2.Представить проект.
3.Поддержать проект в виде четких доводов, что всё могло быть иначе и мог реализоваться более оптимальный вариант, противоположный действительному прошлому (проанализировать упущенные выгоды, возможности стать выгодополучателем при реализации в будущем нереализованных альтернатив, предложить принципы политики по достижению нереализованных в прошлом целей; вместо замены биполярной модели мира однополярной, ослабления геополитических позиций СССР – создание многополярной модели, укрепление геополитических позиций).
Репортерская группа
Актуализация на примере перестройки в СССР научно-исторической проблемы бифуркационных точек (развилок) в истории, когда дальнейшее развитие общества рассматривается как реализация одной из нескольких возможных альтернатив.
Сравнительный анализ имиджа представителей власти, консервативной оппозиции в обществе, радикальной оппозиции (“прорабов перестройки”) в СССР во второй половине 1980-х годов.
Информирование преподавательского и студенческого сообщества колледжа об итогах деловой игры.
Научный, объективный характер содержания, поиск творческих форм.
Задачи
1.Интервью у авторов альтернативных внешнеполитических проектов.
2.Ведение дебатов по альтернативным проектам.
3.Проведение голосования по дебатам.
4.Статья - репортаж (с фотографиями) о виртуальном Музее истории перестройки.