Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пещерный город Тепе-Кермен



Бахчисарай - путешествие в историю Крыма

Бахчисарай — город в предгорном районе Крыма, в балке, защищенной от ветров, был основан ханом Менгли-Гиреем в начале 6 века. Название его означает «цветущий сад». После Кырк-Ора (Чуфут-Кале) он стал столицей Крымского ханства. Главное, что привлекает в Бахчисарай — памятники истории и культуры, которыми он так богат. Главная достопримечательность города — уникальный памятник архитектуры 16-18 веков ханский дворец (Хан-Сарай). Экскурсия знакомит с ханским дворцом, гаремом, соколиной башней, садом и кладбищем династии Гиреев, а также воспетым А.С. Пушкиным «Фонтаном слез».

Экскурсионный маршрут включает осмотр древней стоянки человека и средневековой крепости Чуфут-Кале. Она находится в 3 км. от Бахчисарая — это наиболее сохранившийся из пещерных городов Крыма, возник предположительно в 6 веке и стал исторической вотчиной караимов.

Экскурсия также знакомит с Успенским монастырем — одним из пещерных монастырей Крыма, основным центром православия на полуострове в период Крымского ханства. Расположен в отвесной скале недалеко от Бахчисарая, основан в 8 веке византийскими греками и назван в память Успения Пресвятой Богородицы. Ряд церквей Успенского монастыря поражают своими акустичес - кими свойствами, в храме Константина и Елены алтарь находится в акустическом фокусе, так что при богослужении звук, отражаясь от стен пещеры не только распространялся направленно, но и усиливался, а доходя до скал Чуфут-Кале, звуковые волны попадали в рупорообразные пещеры, и отражаясь возвращались в Успенский монастырь, создавая впечатление, что молитвы читают все скалы округи.

 

Бахчисарай — город в предгорном районе Крыма, в балке, защищенной от ветров, был основан ханом Менгли-Гиреем в начале 6 века. Название его означает «цветущий сад». После Кырк-Ора (Чуфут-Кале) он стал столицей Крымского ханства. Главное, что привлекает в Бахчисарай — памятники истории и культуры, которыми он так богат. Главная достопримечательность города — уникальный памятник архитектуры 16-18 веков ханский дворец (Хан-Сарай). Экскурсия знакомит с ханским дворцом, гаремом, соколиной башней, садом и кладбищем династии Гиреев, а также воспетым А.С. Пушкиным «Фонтаном слез».

Успенский монастырь

Один из наиболее известных и посещаемых — Успенский монастырь, возникший в конце VIII — начале IX в. близ Бахчисарая. Это было незащищенное прискальное поселение, где жилые и хозяйственные пещеры дополнялись наземными постройками, часовнями, усыпальницами и другими принадлежностями монастыря.

От монастыря сохранился дом настоятеля у дороги и руины небольшой часовни, пещеры хозяйственные и культового назначения, пещерные кельи, гостиный дом. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому кладбищу и в пещерную церковь с колоннами и остатками росписи.

В конце XV в. Успенский монастырь стал центром православия в Крыму. Он был резиденцией митрополита. Здесь иногда присутствовали на богослужении пленники-христиане, а случалось, и русские послы.

Чтобы привлечь местное население христиан на свою сторону, закрепить политическое влияние на него, русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом говорят грамоты царя Федора Иоанновича (1595 г.) и Бориса Годунова (1599 г.).

В годы дипломатической борьбы России за Крым, чтобы ослабить экономику Крымского ханства, русское правительство добилось переселения христиан в Северное Приазовье. Духовенство Успенского монастыря сыграло главную роль в идеологической подготовке православного населения полуострова к переселению. Организация переселения была поручена А. В. Суворову. Благодаря его умелым действиям в 1778 г. 31 тысяча человек — основная масса земледельцев, скотоводов и ремесленников — переселилась на берег Азовского моря. Жители греческой деревушки Мариамполь, которая находилась напротив монастыря, основали город Мариуполь.

Вместе с прихожанами ушли и монахи. Монастырь опустел и частично разрушился. В середине XIX в. он был восстановлен, его стали называть Успенским скитом. Во время первой героической обороны Севастополя 1854–1855 гг. в кельях, гостином дворе размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище и напротив скита внизу, где до сих пор сохранились надгробья.

Успенский скит был закрыт в 1921 г. В настоящее время Успенский монастырь — это памятник истории и археологии.

Успенский монастырь

Один из наиболее известных и посещаемых — Успенский монастырь, возникший в конце VIII — начале IX в. близ Бахчисарая. Это было незащищенное прискальное поселение, где жилые и хозяйственные пещеры дополнялись наземными постройками, часовнями, усыпальницами и другими принадлежностями монастыря.

От монастыря сохранился дом настоятеля у дороги и руины небольшой часовни, пещеры хозяйственные и культового назначения, пещерные кельи, гостиный дом. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому кладбищу и в пещерную церковь с колоннами и остатками росписи.

В конце XV в. Успенский монастырь стал центром православия в Крыму. Он был резиденцией митрополита. Здесь иногда присутствовали на богослужении пленники-христиане, а случалось, и русские послы.

Чтобы привлечь местное население христиан на свою сторону, закрепить политическое влияние на него, русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом говорят грамоты царя Федора Иоанновича (1595 г.) и Бориса Годунова (1599 г.).

В годы дипломатической борьбы России за Крым, чтобы ослабить экономику Крымского ханства, русское правительство добилось переселения христиан в Северное Приазовье. Духовенство Успенского монастыря сыграло главную роль в идеологической подготовке православного населения полуострова к переселению. Организация переселения была поручена А. В. Суворову. Благодаря его умелым действиям в 1778 г. 31 тысяча человек — основная масса земледельцев, скотоводов и ремесленников — переселилась на берег Азовского моря. Жители греческой деревушки Мариамполь, которая находилась напротив монастыря, основали город Мариуполь.

Вместе с прихожанами ушли и монахи. Монастырь опустел и частично разрушился. В середине XIX в. он был восстановлен, его стали называть Успенским скитом. Во время первой героической обороны Севастополя 1854–1855 гг. в кельях, гостином дворе размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище и напротив скита внизу, где до сих пор сохранились надгробья.

Успенский скит был закрыт в 1921 г. В настоящее время Успенский монастырь — это памятник истории и археологии.


Церковь - только часть большого монастырского комплекса, расположенного на шести ярусах. Помещения монастыря соединяются высеченными в скале ступенями с большой лестницей, по

 

Чуфут-Кале— наиболее посе­щаемый и лучше других сохра­нившийся «пещерный город» в 2 км от Бахчисарая. История его, уходящая в глубь веков, до сих пор до конца не изучена. В старину город, расположенный на похожем на полуостров не­большом плато, был населен аланами. Монголы в 1299 г. раз­рушили эту хорошо укрепленную крепость, которая тогда называ­лась Кырк-Ор: кырк — сорок и йэр — берлога, нора, видимо, подразумева­лись пещеры. В XIV в. возникла вторая крепостная стена, отсюда новое название крепости — Джюфт-Кале (двой-

ная), которое трансформиро­валось в Чуфут-Кале (иудейская крепость). Позднее город служил местом заточения знатных пленников. Двадцать один год провел здесь воевода В. Б. Шереметьев, пле­ненный в 1660 г. По свидетельствам путешественников, еще в середине прошлого века здесь жили более полутора тысяч караимов. Но вскоре Чуфут-Кале окончательно опустел, превра­тившись в молчаливый памятник истории Крыма, в одну из самых известных достопримечательнос­тей.

Городище расположено на обрывистом плато в виде мыса. Территория поселения на три четко выраженных части. Бурунчак - обширный пустырь (более 15 га), использовавшийся как выгон для скота, а в XVIII в. даже как ханский зверинец. "Старый город", занимавший самую узкую часть плато, был ограничен с запада невысокой стеной, отделявшей его от Бурунчака, а с востока "Средней" оборонительной стеной, являющейся типичной ранневизантийской фортификационной системой. "Новый город", застроенная территория между "Средней" и "Восточной" стенами. Последняя построена в духе позднесредневековой фортификации с учетом возможностей использования огнестрельного оружия.

За ней, в 300 м к юго-востоку от городища, начинается территория обширного караимского некрополя, занимающего верховья Иософатовой долины. По предварительным оценкам здесь сосредоточено свыше 7 тысяч надгробий. Раскопки здесь впервые были проведены Д.А.Хвольсоном в 1878 и 1881 гг. с целью поиска древних надгробий, необходимых ему как аргумент в полемике с А.И.Гаркави и другими гебраистами, подвергшими сомнению подлинность ряда памятников, опубликованных А.С.Фирковичем.

В 1925-28 гг. раскопки на городище проводились с целью изучения памятников мусульманской культуры. У.Боданинский и О.Акчокраклы исследовали остатки мечети, построенной в 1346 г.

В 50-е гг. широкомасштабные археологические работы были развернуты экспедицией под руководством Е.В.Веймарна (Крымский отдел Института археологии АН УССР). Их главным объектом была "Средняя" стена. На северном фланге этого укрепления был расчищен участок главного рва, вырубленного в материковой скале. Ров перекрывали руины караимской усадьбы, с которой был связан обширный двухэтажный пещерный комплекс, т.н. "Чауш-кобасы", датированный XVII в. С целью поиска археологических материалов, отражающих ранние этапы существования поселения, были сделаны зондажи на различных участках склонов плато. По результатам этих исследований их руководитель пришел к выводу о появлении города в X-XI вв., а расцвет караимской общины в нем отнес к XVI-XVII вв.

В 1983, 1987-88 гг. в Чуфут-Кале работала совместная экспедиция Симферопольского госуниверситета (Герцен А. Г.) и Бахчисарайского историко-архитектурного музея (Могаричев Ю.М., Хоменко В.Н., Чореф М.Я.). Из памятников, отражающих жизнь иудейской общины в "Старом городе", исследовались культурные напластования в районе кенасс и участок руинированной застройки в начале Средней улицы близ ворот Кичик-Капу. В "Новом городе" работы были сосредоточены у тыльной стороны Восточной оборонительной стены. Наиболее важные результаты были получены при исследованиях у ее северного фланга, где были открыты остатки усадьбы предшествовавшей строительству оборонительной линии, и бани, появившейся здесь не ранее конца XVII в. В работе экспедиции принимали участие научные сотрудники Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР Е.Н.Мещерская и А.Л.Хосроев, которые при участии Н.В.Кошовской (соискатель кафедры истории древнего мира и средних веков СГУ) проводили обследование некрополя в Иософатовой долине с целью определения перспективы его дальнейшего комплексного изучения. В настоящее время оно является плановой темой Крымского отделения Института востоковедения НАН Украины.

По результатам многолетних исследований основные этапы истории поселения можно представить следующим образом:

1. VI - Х вв. В начале этого периода создается оборонительная система. Главным ее звеном становится "Средняя" стена со рвом, пересекавшая плато в самом узком месте. Расселины в обрывах были перегорожены короткими стенами. Возле них создавались первые пещерные помещения для укрытия часовых. Вероятно, в крепости была христианская базилика, на что указывают фрагменты ранневизантийских мраморных архитектурных деталей в кладках позднесредневековых построек. На склонах плато известны к настоящему времени три раннесредневековых могильника.

Данные раскопок в сочетании с более поздними письменными источниками свидетельствуют о том, что основным населением этого района были аланы, массовое проникновение которых в Крым началось в середине III в. Материалов этого периода на плато обнаружено мало. Это объясняется тем, что крепость использовалась как убежище на случай военной угрозы, вероятно, постоянно в ней находился лишь небольшой гарнизон. Такое положение сохранялось до середины XIV в., что подтверждается сведениями арабского географа Абульфеды (1321 г.).

2. XI - середина XIV в. Период очень слабо освещенный источниками, археологические материалы этого времени практически не выявлены. Можно полагать, что в районе Южных ворот (Кичик-Капу) в это время формируется христианский пещерный монастырь, предшествовавший Успенскому монастырю в ущелье Марьям-дере.

3. Середина XIV - первая половина XV вв. В начале этого периода крепость была захвачена татарами. Арабский летописец Рукнеддин Бейбарс упоминает ограбление Кырк-Ора (так называлась крепость до начала XVII в.) в 1299 г. войском эмира Ногая. Археологические данные не подтверждают мнения, высказанного рядом исследователей о том, что с этого времени крепость вошла в состав татарских владений. Скорее всего, дело тогда ограничилось не ее захватом, а получением дани с местного населения. Реально же татарская власть была здесь установлена в середине следующего столетия, на что указанием служит дата строительства мечети - 1346 г.

4. Особое значение Кырк-Ор приобретает в период существования независимого Крымского ханства. Во второй половине 30-х гг. XV в. сюда была перенесена из Солхата (Старого Крыма) ставка основателя ханства Хаджи-Гирея. С этого времени на плато появляется массовый археологический материал, в котором хронологическим маркером является глазурованная полихромная керамика. Застраивается территория "Старого города", реконструируется оборонительная система, перестраивается мечеть. Перед "Средней" стеной появляется торгово-ремесленный посад, образованный иудейской общиной. С XV в. в письменных источниках (ханские ярлыки) появляются сведения о сосуществовании в городе трех общин: мусульманской, иудейской и христианской.

5. Середина XVI - вторая половина XIX вв. До археологических исследований 1987-88 гг., проводившихся у Восточной оборонительной стены, считалось, что она была построена на рубеже XIV и XV вв. Основанием для этого предположения было содержание двух эпитафий из Иософатовой долины, опубликованных в "Авнэ-Зиккарон". Одна, с памятника Моше (1396 г.), названного в тексте основателем стены, другая с именем Элвазара, сына Исаака Иерусалими (1433 г.), именуемого начальником двух крепостей, под которыми обычно понимались две оборонительные линии крепости. В караимской историографии, исходя из этого понимания, толкуется происхождение топонима "Чуфут-Кале": не от этнонима "чуфут" - еврей, а от прилагательного "джуфт" - двойной, т. е. в целом - "Двойная крепость". Хотя в разнообразных источниках, в том числе и караимских, с XVII в. название поселения фигурирует только в первом значении.

Еще Д. А. Хвольсон сомневался в реальности существования первой из упомянутых надписей. Обе они до сих пор не обнаружены при обследованиях некрополя, проведенных гебраистами из Санкт-Петербурга и Тбилиси (Н. И. Бабаликашвили).

Раскопки у северного фланга Восточной оборонительной стены установлено, что при ее возведении был уничтожен мусульманский некрополь. В слое строительного мусора, заполнявшего скальную вырубку, было найдено надгробие с датой, соответствующей 1417/18 г. н. э. Очевидно, что оно могло попасть сюда лишь после того, как татары начали покидать крепость в первой половине XVI в., когда в долине р. Чурук-су обосновалась новая ханская ставка, вокруг которой вырос г. Бахчисарай. Следует отметить, что еще А. Л. Бертье-Делагард на основе фортификационных особенностей стены относил ее создание к XVI в., что согласуется с данными новейших раскопок.

К середине XVII в. входит в употребление новое название крепости - Чуфут-Кале. Большинство населения в ней теперь составляли иудеи, преимущественно караимы. С этого времени бурно развивается жилая застройка как ее старой, так и новой части. По свидетельству Эвлии Челеби в 60-х гг. XVII в. здесь насчитывалось 1530 домов, из них 200 в "Новом городе"; в начале XIX в. домов в крепости было 227. Из около 200 пещерных сооружений, известных к настоящему времени, большинство появилось в XVII-XVIII вв., они служили хозяйственными подвалами усадеб. Лучше всего до настоящего времени сохранился комплекс жилой усадьбы А.С.Фирковича. Здесь он скончался в 1874 г. и похоронен в Иософатовой долине. К этому времени поселение почти полностью было оставлено жителями. На кладбище вплоть до начала XX в. продолжали хоронить караимов, выходцев из чуфуткальской общины.

Иософатова долина не только своим названием, но и природными особенностями напоминает верховья Кедрона. Стараниями местных зодчих ей искусственно были приданы дополнительные черты сходства с иерусалимской святыней, например, на южном фланге Восточной стены, выходящем на долину, была создана полукруглая в плане декоративная башенка, имитирующая аналогичную постройку в эпонимной долине. Интересно и такое совпадение, как расположение под Чуфут-Кале мусульманского кладбища и монастыря Успения Богородицы.

 

Сразу уточним, что в Крыму никогда не существовало исключительно караимских по составу поселений. Обычно караимы занимали отдельные кварталы на территории города. Даже в позднесредневековом Чуфут-Кале, считающимся наиболее гомогенным по этническому составу, источники упоминают о проживании христиан православного и армяно-григорианского толков.

Практически все очевидцы, наблюдавшие жизнь караимов до разложения у них традиционной социальной структуры, отмечали, что по своему облику и образу жизни они не отличались от татар. Особенности проявлялись в конфессиональной области и ментальности в целом.

Как известно, на протяжении XIX в. в науке оформились три версии, объяснявших появление караимов в Крыму. Согласно первой, возникшей в караимской среде, караимы являлись потомками израильтян, поселенных на полуострове во времена персидского царя Камбиза II. Во второй половине VI в. до н.э. они основали крепость "Села га Юдим", в дальнейшем именовавшуюся Чуфут-Кале. От них в последствие во второй половине VIII в. тюркоязычные хазары приняли в качестве государственной религии караимизм.

Во второй половине XIX в. разрабатывается версия о происхождении караимов преимущественно от хазар. В настоящее время она считается наиболее респектабельной и чаще всего приводится в научно-популярной и справочной литературе.

Весьма представительным является "скептическое" направление, первые представители которого, П.И.Кеппен, А.А.Куник, А.И.Маркович, А.И.Гаркави, А.С.Дубнов и другие, склонны были относить появление караимов в Крыму к ХIII-ХIV вв.

Ключевым моментом всех версий является отношение авторов к материалам собранным и частично опубликованным А.С.Фирковичем. В нашу задачу не входит рассмотрение этой весьма запутанной проблемы в целом. В предлагаемом докладе мы остановимся лишь на археологическом контексте истории двух наиболее известных средневековых поселений: Мангупа и Чуфут-Кале. В последние четверть века в их изучении принимает участие археологическая экспедиция Симферопольского госуниверситета и Крымского отделения Института востоковедения НАН Украины. О появлении, развитии и угасании этих "пещерных городов" можно судить по массовым археологическим находкам, позволяющим реконструировать основные этапы истории поселений в целом и иудейских анклавов на их территории в частности.

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале — один из хорошо сохранившихся и наиболее известных «пещерных городов». Он расположен близ Бахчисарая на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Природа сама позаботилась о неприступности этого города, человек усилил естественную защиту крепостными сооружениями.

О времени возникновения городища у исследователей нет единого мнения. Одни считают, что это византийская крепость, основанная в VI в. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв.

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы — самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. Занимались они земледелием, животноводством, ремеслом. Согласно точке зрения археолога Е. В. Веймарна, производившего в 50–60-е гг. раскопки некоторых участков городища, здесь была не только крепость, но прежде всего торгово-ремесленный центр. В письменных источниках он упоминается в XIII в. под названием Кырк-Ор (Сорок укреплений). Это название существовало до середины XVII в. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон.

На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.

По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу — Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

В конце XV в. здесь был заточен литовский посол Лез, в середине XVII в. — польский гетман Потоцкий. В застенках Кырк-Ора томились и русские послы, и видные политические деятели — любимец Ивана Грозного Василий Грязной, русский посол Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII в. в Крым для заключения мирного договора. Однако самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы В. Б. Шереметева. Он провел в татарской неволе 21 год (с 1660 по 1681 годы).

В середине XVII в. татары покинули Кырк-Ор, остались жить там только караимы — потомки древних тюрко-язычных хазар, в состав государства которых (Хазарский каганат) в VII–X вв. входила и часть Крыма. В VIII в. в Хазарском каганате была принята иудейская религия. Татары считали караимов евреями, поэтому город стали называть Чуфут-Кале, что в переводе с тюркского языка означает «Иудейская крепость». После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии (Пятикнижия Моисея), но при этом отрицали талмуд. Со временем слово «караим» стало этнонимом — названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство предоставило караимам некоторые привилегии. Они могли теперь жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покадили плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. К середине XIX в. город прекратил свое существование.

На Чуфут-Кале сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города. Самый древний из них — оборонительная стена, построенная в X–XI вв., возможно вместе с городом, и пересекающая плато с севера на юг. Конструкция оборонительной стены характерная для раннесредневековой фортификации. Стена как бы трехслойная, лицевая и тыльная ее стороны выложены из правильных, хорошо отесанных блоков, а внутри между панцирями заложен ломаный необработанный камень, скрепленный известковым раствором.

Для защиты от тарана, самого страшного врага древних укреплений до изобретения огнестрельного оружия, перед стеной в толще скалы был пробит ров глубиной до 2 метров. Особенно ответственное место любой крепости — ворота. В период осады они становились, как правило, главным объектом штурма, поэтому их защита продумывалась особенно тщательно. Ворота древней оборонительной стены (Орта-Капу) сохранили арочное перекрытие. Они были двустворчатыми, их дубовые полотнища запирали тяжелым засовом, который заводился в специальный паз, хорошо сохранившийся до наших дней.

Во время археологических раскопок 1958 г. были обнаружены остатки водопровода. Нитка водопровода, составленная из керамических гончарных труб, проходила через проем ворот. Это открытие осветило загадку водоснабжения города. Вода поступала в крепость из находившихся за пределами города источников. Эта вода использовалась для питься. Для хозяйственных целей жители города собирали и хранили в пифосах и цистернах атмосферную влагу.

Древняя оборонительная стена, достигшая пятиметровой толщины, служила главным защитным рубежом города до конца XIV в. Она потеряла свое значение, когда впереди возникла новая (караимская) часть города с другой крепостной стеной (восточной). Караимы построили стену в конце XIV — в начале XV в. для защиты новой части города. В XVI в. ее, вероятно, перестраивали. В стене большие ворота: сохранились полуразрушенные южная и две северные башни с ружейными бойницами, а также орудийная амбразура, ныне заложенная. Древняя стена стала средней и отделяла старый город от нового. В старой части города, не доходя средней оборонительной стены, можно осмотреть руины мечети, возведенной в первой половине XIV в.

Напротив мечети высится хорошо сохранившийся восьмигранный в плане мавзолей XV в. под шатровой черепичной крышей. На его портале искусно вырезана надпись на арабском языке, напоминающая издали причудливый орнамент. Внутри мавзолея установлена гробница дочери хана Тохтамыша Джаныке-ханым, скончавшейся в 1437 г.

Кроме того, из наземных построек в старой части города сохранились два караимских молитвенных дома — кенасы, огороженные каменным забором. Кенаса напротив входа во дворик, украшенная аркадой из тесаных камней, предположительно датируется XIV в. Другая, справа, более скромная, появилась в конце XVIII в. Вероятно, она была построена караимами, переселившимися в это время с Мангупа.

Кенасы возвышаются над ущельем, в верховьях которого находится Иосафатова долина, где расположено караимское кладбище. Некогда на кладбище росли вековые дубы, рубить которые считалось великим грехом. Татары называли это кладбище Балта-Тиймез (топор не коснется). Кладбище довольно обширно, здесь сохранились старинные «однорогие» и «двурогие» надгробия из известняка, памятники из мрамора с эпитафиями на иврите, которым караимы пользовались, совершая религиозные обряды.

В новой части Чуфут-Кале интерес вызывает сохранившаяся усадьба XVII в. Она дает представление о конструкции жилых домов жителей города. Дома были обычно двухэтажными, с балкончиками и окнами, выходящими во двор. Верхний этаж предназначался для жилья, а нижний — для содержания скота и хранения хозяйственного инвентаря. Двускатные или односкатные крыши покрывались черепицей. Для отопления служили очаги и жаровни, утроенные в земляных полах, в некоторых домах были печи. Для хранения пищевых припасов под домами в скале врубались подвалы. Во дворе строили сарайчики, навесы для скота. Все эти сооружения огораживались высоким каменным забором с небольшими калитками. Такие застройки были типичны и для других поселений горного Крыма.

Сохранившаяся усадьба принадлежала известному караимскому ученому А. С. Фирковичу (1887–1874 гг.), знатоку древних рукописей и надгробных надписей средневековья. Он много путешествовал по Крыму, Кавказу, Египту, Палестине, Турции в поисках рукописей и сведений о своем народе.

Его уникальная коллекция рукописей хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Чуфут-Кале (Иудейская крепость) расположен в окрестностях Бахчисарая.

"Воздушный город" - так назвал Чуфут-Кале один из современников А.С.Пушкина. Кажется, что дома и крепостные стены этого средневекового города, подобно орлиным гнездам, прилепились прямо на неприступной отвесной скале,расположенной на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.

В XIII в. в крепости жили аланы - самое могущественное из племен иранского происхождения. Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами.

На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. Однако вскоре татарские войска Золотой Орды захватили крепость; мужчин-воинов, как обычно, истребили, остальное население обратили в рабство. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон и назвали его по-своему - Кырк-Ор ("Сорок укреплений"). По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил ее в свою укрепленную резиденцию, создав надежное убежище в период борьбы ханов с Золотой Ордой за самостоятельность.

После переселения крымских ханов в новую столицу - Бахчисарай, - Кырк-Ор оставался цитаделью столицы и местом заточения знатных пленников. В разное время в тюремных застенках здесь томились литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной.

По три года провели в ханской тюрьме русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы, любимца царя Алексея Михайловича, Василия Шереметева. Двадцать один год провел Шереметев в темнице, четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, однако пленник отказался купить свободу дорогой для России ценой - за него требовали города Казань и Астрахань. Только мужество, непреклонная воля и любовь к России помогли перенести патриоту долгие годы тяжкой неволи. Выкупленный в 1681 г. родственниками, беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметев на родину.

С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает "Еврейская крепость". И караимы прожили здесь еще более двух столетий.

После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами, и вскоре царское правительство признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи.

С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 г. с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.

Чуфут-Кале (Иудейская крепость) расположен в окрестностях Бахчисарая.

 

 


"Воздушный город" - так назвал Чуфут-Кале один из современников А.С.Пушкина. Кажется, что дома и крепостные стены этого средневекового города, подобно орлиным гнездам, прилепились прямо на неприступной отвесной скале,расположенной на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.

В XIII в. в крепости жили аланы - самое могущественное из племен иранского происхождения. Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами.

На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. Однако вскоре татарские войска Золотой Орды захватили крепость; мужчин-воинов, как обычно, истребили, остальное население обратили в рабство. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон и назвали его по-своему - Кырк-Ор ("Сорок укреплений"). По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил ее в свою укрепленную резиденцию, создав надежное убежище в период борьбы ханов с Золотой Ордой за самостоятельность.

После переселения крымских ханов в новую столицу - Бахчисарай, - Кырк-Ор оставался цитаделью столицы и местом заточения знатных пленников. В разное время в тюремных застенках здесь томились литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной.

По три года провели в ханской тюрьме русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы, любимца царя Алексея Михайловича, Василия Шереметева. Двадцать один год провел Шереметев в темнице, четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, однако пленник отказался купить свободу дорогой для России ценой - за него требовали города Казань и Астрахань. Только мужество, непреклонная воля и любовь к России помогли перенести патриоту долгие годы тяжкой неволи. Выкупленный в 1681 г. родственниками, беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметев на родину.

С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает "Еврейская крепость". И караимы прожили здесь еще более двух столетий.

После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами, и вскоре царское правительство признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в част