Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пещерный город Тепе-Кермен



Бахчисарай - путешествие в историю Крыма

Бахчисарай — город в предгорном районе Крыма, в балке, защищенной от ветров, был основан ханом Менгли-Гиреем в начале 6 века. Название его означает «цветущий сад». После Кырк-Ора (Чуфут-Кале) он стал столицей Крымского ханства. Главное, что привлекает в Бахчисарай — памятники истории и культуры, которыми он так богат. Главная достопримечательность города — уникальный памятник архитектуры 16-18 веков ханский дворец (Хан-Сарай). Экскурсия знакомит с ханским дворцом, гаремом, соколиной башней, садом и кладбищем династии Гиреев, а также воспетым А.С. Пушкиным «Фонтаном слез».

Экскурсионный маршрут включает осмотр древней стоянки человека и средневековой крепости Чуфут-Кале. Она находится в 3 км. от Бахчисарая — это наиболее сохранившийся из пещерных городов Крыма, возник предположительно в 6 веке и стал исторической вотчиной караимов.

Экскурсия также знакомит с Успенским монастырем — одним из пещерных монастырей Крыма, основным центром православия на полуострове в период Крымского ханства. Расположен в отвесной скале недалеко от Бахчисарая, основан в 8 веке византийскими греками и назван в память Успения Пресвятой Богородицы. Ряд церквей Успенского монастыря поражают своими акустичес - кими свойствами, в храме Константина и Елены алтарь находится в акустическом фокусе, так что при богослужении звук, отражаясь от стен пещеры не только распространялся направленно, но и усиливался, а доходя до скал Чуфут-Кале, звуковые волны попадали в рупорообразные пещеры, и отражаясь возвращались в Успенский монастырь, создавая впечатление, что молитвы читают все скалы округи.

 

Бахчисарай — город в предгорном районе Крыма, в балке, защищенной от ветров, был основан ханом Менгли-Гиреем в начале 6 века. Название его означает «цветущий сад». После Кырк-Ора (Чуфут-Кале) он стал столицей Крымского ханства. Главное, что привлекает в Бахчисарай — памятники истории и культуры, которыми он так богат. Главная достопримечательность города — уникальный памятник архитектуры 16-18 веков ханский дворец (Хан-Сарай). Экскурсия знакомит с ханским дворцом, гаремом, соколиной башней, садом и кладбищем династии Гиреев, а также воспетым А.С. Пушкиным «Фонтаном слез».

Успенский монастырь

Один из наиболее известных и посещаемых — Успенский монастырь, возникший в конце VIII — начале IX в. близ Бахчисарая. Это было незащищенное прискальное поселение, где жилые и хозяйственные пещеры дополнялись наземными постройками, часовнями, усыпальницами и другими принадлежностями монастыря.

От монастыря сохранился дом настоятеля у дороги и руины небольшой часовни, пещеры хозяйственные и культового назначения, пещерные кельи, гостиный дом. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому кладбищу и в пещерную церковь с колоннами и остатками росписи.

В конце XV в. Успенский монастырь стал центром православия в Крыму. Он был резиденцией митрополита. Здесь иногда присутствовали на богослужении пленники-христиане, а случалось, и русские послы.

Чтобы привлечь местное население христиан на свою сторону, закрепить политическое влияние на него, русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом говорят грамоты царя Федора Иоанновича (1595 г.) и Бориса Годунова (1599 г.).

В годы дипломатической борьбы России за Крым, чтобы ослабить экономику Крымского ханства, русское правительство добилось переселения христиан в Северное Приазовье. Духовенство Успенского монастыря сыграло главную роль в идеологической подготовке православного населения полуострова к переселению. Организация переселения была поручена А. В. Суворову. Благодаря его умелым действиям в 1778 г. 31 тысяча человек — основная масса земледельцев, скотоводов и ремесленников — переселилась на берег Азовского моря. Жители греческой деревушки Мариамполь, которая находилась напротив монастыря, основали город Мариуполь.

Вместе с прихожанами ушли и монахи. Монастырь опустел и частично разрушился. В середине XIX в. он был восстановлен, его стали называть Успенским скитом. Во время первой героической обороны Севастополя 1854–1855 гг. в кельях, гостином дворе размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище и напротив скита внизу, где до сих пор сохранились надгробья.

Успенский скит был закрыт в 1921 г. В настоящее время Успенский монастырь — это памятник истории и археологии.

Успенский монастырь

Один из наиболее известных и посещаемых — Успенский монастырь, возникший в конце VIII — начале IX в. близ Бахчисарая. Это было незащищенное прискальное поселение, где жилые и хозяйственные пещеры дополнялись наземными постройками, часовнями, усыпальницами и другими принадлежностями монастыря.

От монастыря сохранился дом настоятеля у дороги и руины небольшой часовни, пещеры хозяйственные и культового назначения, пещерные кельи, гостиный дом. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому кладбищу и в пещерную церковь с колоннами и остатками росписи.

В конце XV в. Успенский монастырь стал центром православия в Крыму. Он был резиденцией митрополита. Здесь иногда присутствовали на богослужении пленники-христиане, а случалось, и русские послы.

Чтобы привлечь местное население христиан на свою сторону, закрепить политическое влияние на него, русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом говорят грамоты царя Федора Иоанновича (1595 г.) и Бориса Годунова (1599 г.).

В годы дипломатической борьбы России за Крым, чтобы ослабить экономику Крымского ханства, русское правительство добилось переселения христиан в Северное Приазовье. Духовенство Успенского монастыря сыграло главную роль в идеологической подготовке православного населения полуострова к переселению. Организация переселения была поручена А. В. Суворову. Благодаря его умелым действиям в 1778 г. 31 тысяча человек — основная масса земледельцев, скотоводов и ремесленников — переселилась на берег Азовского моря. Жители греческой деревушки Мариамполь, которая находилась напротив монастыря, основали город Мариуполь.

Вместе с прихожанами ушли и монахи. Монастырь опустел и частично разрушился. В середине XIX в. он был восстановлен, его стали называть Успенским скитом. Во время первой героической обороны Севастополя 1854–1855 гг. в кельях, гостином дворе размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище и напротив скита внизу, где до сих пор сохранились надгробья.

Успенский скит был закрыт в 1921 г. В настоящее время Успенский монастырь — это памятник истории и археологии.


Церковь - только часть большого монастырского комплекса, расположенного на шести ярусах. Помещения монастыря соединяются высеченными в скале ступенями с большой лестницей, по

 

Чуфут-Кале— наиболее посе­щаемый и лучше других сохра­нившийся «пещерный город» в 2 км от Бахчисарая. История его, уходящая в глубь веков, до сих пор до конца не изучена. В старину город, расположенный на похожем на полуостров не­большом плато, был населен аланами. Монголы в 1299 г. раз­рушили эту хорошо укрепленную крепость, которая тогда называ­лась Кырк-Ор: кырк — сорок и йэр — берлога, нора, видимо, подразумева­лись пещеры. В XIV в. возникла вторая крепостная стена, отсюда новое название крепости — Джюфт-Кале (двой-

ная), которое трансформиро­валось в Чуфут-Кале (иудейская крепость). Позднее город служил местом заточения знатных пленников. Двадцать один год провел здесь воевода В. Б. Шереметьев, пле­ненный в 1660 г. По свидетельствам путешественников, еще в середине прошлого века здесь жили более полутора тысяч караимов. Но вскоре Чуфут-Кале окончательно опустел, превра­тившись в молчаливый памятник истории Крыма, в одну из самых известных достопримечательнос­тей.

Городище расположено на обрывистом плато в виде мыса. Территория поселения на три четко выраженных части. Бурунчак - обширный пустырь (более 15 га), использовавшийся как выгон для скота, а в XVIII в. даже как ханский зверинец. "Старый город", занимавший самую узкую часть плато, был ограничен с запада невысокой стеной, отделявшей его от Бурунчака, а с востока "Средней" оборонительной стеной, являющейся типичной ранневизантийской фортификационной системой. "Новый город", застроенная территория между "Средней" и "Восточной" стенами. Последняя построена в духе позднесредневековой фортификации с учетом возможностей использования огнестрельного оружия.

За ней, в 300 м к юго-востоку от городища, начинается территория обширного караимского некрополя, занимающего верховья Иософатовой долины. По предварительным оценкам здесь сосредоточено свыше 7 тысяч надгробий. Раскопки здесь впервые были проведены Д.А.Хвольсоном в 1878 и 1881 гг. с целью поиска древних надгробий, необходимых ему как аргумент в полемике с А.И.Гаркави и другими гебраистами, подвергшими сомнению подлинность ряда памятников, опубликованных А.С.Фирковичем.

В 1925-28 гг. раскопки на городище проводились с целью изучения памятников мусульманской культуры. У.Боданинский и О.Акчокраклы исследовали остатки мечети, построенной в 1346 г.

В 50-е гг. широкомасштабные археологические работы были развернуты экспедицией под руководством Е.В.Веймарна (Крымский отдел Института археологии АН УССР). Их главным объектом была "Средняя" стена. На северном фланге этого укрепления был расчищен участок главного рва, вырубленного в материковой скале. Ров перекрывали руины караимской усадьбы, с которой был связан обширный двухэтажный пещерный комплекс, т.н. "Чауш-кобасы", датированный XVII в. С целью поиска археологических материалов, отражающих ранние этапы существования поселения, были сделаны зондажи на различных участках склонов плато. По результатам этих исследований их руководитель пришел к выводу о появлении города в X-XI вв., а расцвет караимской общины в нем отнес к XVI-XVII вв.

В 1983, 1987-88 гг. в Чуфут-Кале работала совместная экспедиция Симферопольского госуниверситета (Герцен А. Г.) и Бахчисарайского историко-архитектурного музея (Могаричев Ю.М., Хоменко В.Н., Чореф М.Я.). Из памятников, отражающих жизнь иудейской общины в "Старом городе", исследовались культурные напластования в районе кенасс и участок руинированной застройки в начале Средней улицы близ ворот Кичик-Капу. В "Новом городе" работы были сосредоточены у тыльной стороны Восточной оборонительной стены. Наиболее важные результаты были получены при исследованиях у ее северного фланга, где были открыты остатки усадьбы предшествовавшей строительству оборонительной линии, и бани, появившейся здесь не ранее конца XVII в. В работе экспедиции принимали участие научные сотрудники Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР Е.Н.Мещерская и А.Л.Хосроев, которые при участии Н.В.Кошовской (соискатель кафедры истории древнего мира и средних веков СГУ) проводили обследование некрополя в Иософатовой долине с целью определения перспективы его дальнейшего комплексного изучения. В настоящее время оно является плановой темой Крымского отделения Института востоковедения НАН Украины.

По результатам многолетних исследований основные этапы истории поселения можно представить следующим образом:

1. VI - Х вв. В начале этого периода создается оборонительная система. Главным ее звеном становится "Средняя" стена со рвом, пересекавшая плато в самом узком месте. Расселины в обрывах были перегорожены короткими стенами. Возле них создавались первые пещерные помещения для укрытия часовых. Вероятно, в крепости была христианская базилика, на что указывают фрагменты ранневизантийских мраморных архитектурных деталей в кладках позднесредневековых построек. На склонах плато известны к настоящему времени три раннесредневековых могильника.

Данные раскопок в сочетании с более поздними письменными источниками свидетельствуют о том, что основным населением этого района были аланы, массовое проникновение которых в Крым началось в середине III в. Материалов этого периода на плато обнаружено мало. Это объясняется тем, что крепость использовалась как убежище на случай военной угрозы, вероятно, постоянно в ней находился лишь небольшой гарнизон. Такое положение сохранялось до середины XIV в., что подтверждается сведениями арабского географа Абульфеды (1321 г.).

2. XI - середина XIV в. Период очень слабо освещенный источниками, археологические материалы этого времени практически не выявлены. Можно полагать, что в районе Южных ворот (Кичик-Капу) в это время формируется христианский пещерный монастырь, предшествовавший Успенскому монастырю в ущелье Марьям-дере.

3. Середина XIV - первая половина XV вв. В начале этого периода крепость была захвачена татарами. Арабский летописец Рукнеддин Бейбарс упоминает ограбление Кырк-Ора (так называлась крепость до начала XVII в.) в 1299 г. войском эмира Ногая. Археологические данные не подтверждают мнения, высказанного рядом исследователей о том, что с этого времени крепость вошла в состав татарских владений. Скорее всего, дело тогда ограничилось не ее захватом, а получением дани с местного населения. Реально же татарская власть была здесь установлена в середине следующего столетия, на что указанием служит дата строительства мечети - 1346 г.

4. Особое значение Кырк-Ор приобретает в период существования независимого Крымского ханства. Во второй половине 30-х гг. XV в. сюда была перенесена из Солхата (Старого Крыма) ставка основателя ханства Хаджи-Гирея. С этого времени на плато появляется массовый археологический материал, в котором хронологическим маркером является глазурованная полихромная керамика. Застраивается территория "Старого города", реконструируется оборонительная система, перестраивается мечеть. Перед "Средней" стеной появляется торгово-ремесленный посад, образованный иудейской общиной. С XV в. в письменных источниках (ханские ярлыки) появляются сведения о сосуществовании в городе трех общин: мусульманской, иудейской и христианской.

5. Середина XVI - вторая половина XIX вв. До археологических исследований 1987-88 гг., проводившихся у Восточной оборонительной стены, считалось, что она была построена на рубеже XIV и XV вв. Основанием для этого предположения было содержание двух эпитафий из Иософатовой долины, опубликованных в "Авнэ-Зиккарон". Одна, с памятника Моше (1396 г.), названного в тексте основателем стены, другая с именем Элвазара, сына Исаака Иерусалими (1433 г.), именуемого начальником двух крепостей, под которыми обычно понимались две оборонительные линии крепости. В караимской историографии, исходя из этого понимания, толкуется происхождение топонима "Чуфут-Кале": не от этнонима "чуфут" - еврей, а от прилагательного "джуфт" - двойной, т. е. в целом - "Двойная крепость". Хотя в разнообразных источниках, в том числе и караимских, с XVII в. название поселения фигурирует только в первом значении.

Еще Д. А. Хвольсон сомневался в реальности существования первой из упомянутых надписей. Обе они до сих пор не обнаружены при обследованиях некрополя, проведенных гебраистами из Санкт-Петербурга и Тбилиси (Н. И. Бабаликашвили).

Раскопки у северного фланга Восточной оборонительной стены установлено, что при ее возведении был уничтожен мусульманский некрополь. В слое строительного мусора, заполнявшего скальную вырубку, было найдено надгробие с датой, соответствующей 1417/18 г. н. э. Очевидно, что оно могло попасть сюда лишь после того, как татары начали покидать крепость в первой половине XVI в., когда в долине р. Чурук-су обосновалась новая ханская ставка, вокруг которой вырос г. Бахчисарай. Следует отметить, что еще А. Л. Бертье-Делагард на основе фортификационных особенностей стены относил ее создание к XVI в., что согласуется с данными новейших раскопок.

К середине XVII в. входит в употребление новое название крепости - Чуфут-Кале. Большинство населения в ней теперь составляли иудеи, преимущественно караимы. С этого времени бурно развивается жилая застройка как ее старой, так и новой части. По свидетельству Эвлии Челеби в 60-х гг. XVII в. здесь насчитывалось 1530 домов, из них 200 в "Новом городе"; в начале XIX в. домов в крепости было 227. Из около 200 пещерных сооружений, известных к настоящему времени, большинство появилось в XVII-XVIII вв., они служили хозяйственными подвалами усадеб. Лучше всего до настоящего времени сохранился комплекс жилой усадьбы А.С.Фирковича. Здесь он скончался в 1874 г. и похоронен в Иософатовой долине. К этому времени поселение почти полностью было оставлено жителями. На кладбище вплоть до начала XX в. продолжали хоронить караимов, выходцев из чуфуткальской общины.

Иософатова долина не только своим названием, но и природными особенностями напоминает верховья Кедрона. Стараниями местных зодчих ей искусственно были приданы дополнительные черты сходства с иерусалимской святыней, например, на южном фланге Восточной стены, выходящем на долину, была создана полукруглая в плане декоративная башенка, имитирующая аналогичную постройку в эпонимной долине. Интересно и такое совпадение, как расположение под Чуфут-Кале мусульманского кладбища и монастыря Успения Богородицы.

 

Сразу уточним, что в Крыму никогда не существовало исключительно караимских по составу поселений. Обычно караимы занимали отдельные кварталы на территории города. Даже в позднесредневековом Чуфут-Кале, считающимся наиболее гомогенным по этническому составу, источники упоминают о проживании христиан православного и армяно-григорианского толков.

Практически все очевидцы, наблюдавшие жизнь караимов до разложения у них традиционной социальной структуры, отмечали, что по своему облику и образу жизни они не отличались от татар. Особенности проявлялись в конфессиональной области и ментальности в целом.

Как известно, на протяжении XIX в. в науке оформились три версии, объяснявших появление караимов в Крыму. Согласно первой, возникшей в караимской среде, караимы являлись потомками израильтян, поселенных на полуострове во времена персидского царя Камбиза II. Во второй половине VI в. до н.э. они основали крепость "Села га Юдим", в дальнейшем именовавшуюся Чуфут-Кале. От них в последствие во второй половине VIII в. тюркоязычные хазары приняли в качестве государственной религии караимизм.

Во второй половине XIX в. разрабатывается версия о происхождении караимов преимущественно от хазар. В настоящее время она считается наиболее респектабельной и чаще всего приводится в научно-популярной и справочной литературе.

Весьма представительным является "скептическое" направление, первые представители которого, П.И.Кеппен, А.А.Куник, А.И.Маркович, А.И.Гаркави, А.С.Дубнов и другие, склонны были относить появление караимов в Крыму к ХIII-ХIV вв.

Ключевым моментом всех версий является отношение авторов к материалам собранным и частично опубликованным А.С.Фирковичем. В нашу задачу не входит рассмотрение этой весьма запутанной проблемы в целом. В предлагаемом докладе мы остановимся лишь на археологическом контексте истории двух наиболее известных средневековых поселений: Мангупа и Чуфут-Кале. В последние четверть века в их изучении принимает участие археологическая экспедиция Симферопольского госуниверситета и Крымского отделения Института востоковедения НАН Украины. О появлении, развитии и угасании этих "пещерных городов" можно судить по массовым археологическим находкам, позволяющим реконструировать основные этапы истории поселений в целом и иудейских анклавов на их территории в частности.

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале — один из хорошо сохранившихся и наиболее известных «пещерных городов». Он расположен близ Бахчисарая на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Природа сама позаботилась о неприступности этого города, человек усилил естественную защиту крепостными сооружениями.

О времени возникновения городища у исследователей нет единого мнения. Одни считают, что это византийская крепость, основанная в VI в. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв.

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы — самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. Занимались они земледелием, животноводством, ремеслом. Согласно точке зрения археолога Е. В. Веймарна, производившего в 50–60-е гг. раскопки некоторых участков городища, здесь была не только крепость, но прежде всего торгово-ремесленный центр. В письменных источниках он упоминается в XIII в. под названием Кырк-Ор (Сорок укреплений). Это название существовало до середины XVII в. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон.

На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.

По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу — Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

В конце XV в. здесь был заточен литовский посол Лез, в середине XVII в. — польский гетман Потоцкий. В застенках Кырк-Ора томились и русские послы, и видные политические деятели — любимец Ивана Грозного Василий Грязной, русский посол Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII в. в Крым для заключения мирного договора. Однако самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы В. Б. Шереметева. Он провел в татарской неволе 21 год (с 1660 по 1681 годы).

В середине XVII в. татары покинули Кырк-Ор, остались жить там только караимы — потомки древних тюрко-язычных хазар, в состав государства которых (Хазарский каганат) в VII–X вв. входила и часть Крыма. В VIII в. в Хазарском каганате была принята иудейская религия. Татары считали караимов евреями, поэтому город стали называть Чуфут-Кале, что в переводе с тюркского языка означает «Иудейская крепость». После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии (Пятикнижия Моисея), но при этом отрицали талмуд. Со временем слово «караим» стало этнонимом — названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство предоставило караимам некоторые привилегии. Они могли теперь жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покадили плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. К середине XIX в. город прекратил свое существование.

На Чуфут-Кале сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города. Самый древний из них — оборонительная стена, построенная в X–XI вв., возможно вместе с городом, и пересекающая плато с севера на юг. Конструкция оборонительной стены характерная для раннесредневековой фортификации. Стена как бы трехслойная, лицевая и тыльная ее стороны выложены из правильных, хорошо отесанных блоков, а внутри между панцирями заложен ломаный необработанный камень, скрепленный известковым раствором.

Для защиты от тарана, самого страшного врага древних укреплений до изобретения огнестрельного оружия, перед стеной в толще скалы был пробит ров глубиной до 2 метров. Особенно ответственное место любой крепости — ворота. В период осады они становились, как правило, главным объектом штурма, поэтому их защита продумывалась особенно тщательно. Ворота древней оборонительной стены (Орта-Капу) сохранили арочное перекрытие. Они были двустворчатыми, их дубовые полотнища запирали тяжелым засовом, который заводился в специальный паз, хорошо сохранившийся до наших дней.

Во время археологических раскопок 1958 г. были обнаружены остатки водопровода. Нитка водопровода, составленная из керамических гончарных труб, проходила через проем ворот. Это открытие осветило загадку водоснабжения города. Вода поступала в крепость из находившихся за пределами города источников. Эта вода использовалась для питься. Для хозяйственных целей жители города собирали и хранили в пифосах и цистернах атмосферную влагу.

Древняя оборонительная стена, достигшая пятиметровой толщины, служила главным защитным рубежом города до конца XIV в. Она потеряла свое значение, когда впереди возникла новая (караимская) часть города с другой крепостной стеной (восточной). Караимы построили стену в конце XIV — в начале XV в. для защиты новой части города. В XVI в. ее, вероятно, перестраивали. В стене большие ворота: сохранились полуразрушенные южная и две северные башни с ружейными бойницами, а также орудийная амбразура, ныне заложенная. Древняя стена стала средней и отделяла старый город от нового. В старой части города, не доходя средней оборонительной стены, можно осмотреть руины мечети, возведенной в первой половине XIV в.

Напротив мечети высится хорошо сохранившийся восьмигранный в плане мавзолей XV в. под шатровой черепичной крышей. На его портале искусно вырезана надпись на арабском языке, напоминающая издали причудливый орнамент. Внутри мавзолея установлена гробница дочери хана Тохтамыша Джаныке-ханым, скончавшейся в 1437 г.

Кроме того, из наземных построек в старой части города сохранились два караимских молитвенных дома — кенасы, огороженные каменным забором. Кенаса напротив входа во дворик, украшенная аркадой из тесаных камней, предположительно датируется XIV в. Другая, справа, более скромная, появилась в конце XVIII в. Вероятно, она была построена караимами, переселившимися в это время с Мангупа.

Кенасы возвышаются над ущельем, в верховьях которого находится Иосафатова долина, где расположено караимское кладбище. Некогда на кладбище росли вековые дубы, рубить которые считалось великим грехом. Татары называли это кладбище Балта-Тиймез (топор не коснется). Кладбище довольно обширно, здесь сохранились старинные «однорогие» и «двурогие» надгробия из известняка, памятники из мрамора с эпитафиями на иврите, которым караимы пользовались, совершая религиозные обряды.

В новой части Чуфут-Кале интерес вызывает сохранившаяся усадьба XVII в. Она дает представление о конструкции жилых домов жителей города. Дома были обычно двухэтажными, с балкончиками и окнами, выходящими во двор. Верхний этаж предназначался для жилья, а нижний — для содержания скота и хранения хозяйственного инвентаря. Двускатные или односкатные крыши покрывались черепицей. Для отопления служили очаги и жаровни, утроенные в земляных полах, в некоторых домах были печи. Для хранения пищевых припасов под домами в скале врубались подвалы. Во дворе строили сарайчики, навесы для скота. Все эти сооружения огораживались высоким каменным забором с небольшими калитками. Такие застройки были типичны и для других поселений горного Крыма.

Сохранившаяся усадьба принадлежала известному караимскому ученому А. С. Фирковичу (1887–1874 гг.), знатоку древних рукописей и надгробных надписей средневековья. Он много путешествовал по Крыму, Кавказу, Египту, Палестине, Турции в поисках рукописей и сведений о своем народе.

Его уникальная коллекция рукописей хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Чуфут-Кале (Иудейская крепость) расположен в окрестностях Бахчисарая.

"Воздушный город" - так назвал Чуфут-Кале один из современников А.С.Пушкина. Кажется, что дома и крепостные стены этого средневекового города, подобно орлиным гнездам, прилепились прямо на неприступной отвесной скале,расположенной на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.

В XIII в. в крепости жили аланы - самое могущественное из племен иранского происхождения. Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами.

На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. Однако вскоре татарские войска Золотой Орды захватили крепость; мужчин-воинов, как обычно, истребили, остальное население обратили в рабство. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон и назвали его по-своему - Кырк-Ор ("Сорок укреплений"). По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил ее в свою укрепленную резиденцию, создав надежное убежище в период борьбы ханов с Золотой Ордой за самостоятельность.

После переселения крымских ханов в новую столицу - Бахчисарай, - Кырк-Ор оставался цитаделью столицы и местом заточения знатных пленников. В разное время в тюремных застенках здесь томились литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной.

По три года провели в ханской тюрьме русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы, любимца царя Алексея Михайловича, Василия Шереметева. Двадцать один год провел Шереметев в темнице, четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, однако пленник отказался купить свободу дорогой для России ценой - за него требовали города Казань и Астрахань. Только мужество, непреклонная воля и любовь к России помогли перенести патриоту долгие годы тяжкой неволи. Выкупленный в 1681 г. родственниками, беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметев на родину.

С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает "Еврейская крепость". И караимы прожили здесь еще более двух столетий.

После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами, и вскоре царское правительство признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи.

С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 г. с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.

Чуфут-Кале (Иудейская крепость) расположен в окрестностях Бахчисарая.

 

 


"Воздушный город" - так назвал Чуфут-Кале один из современников А.С.Пушкина. Кажется, что дома и крепостные стены этого средневекового города, подобно орлиным гнездам, прилепились прямо на неприступной отвесной скале,расположенной на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.

В XIII в. в крепости жили аланы - самое могущественное из племен иранского происхождения. Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами.

На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. Однако вскоре татарские войска Золотой Орды захватили крепость; мужчин-воинов, как обычно, истребили, остальное население обратили в рабство. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон и назвали его по-своему - Кырк-Ор ("Сорок укреплений"). По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил ее в свою укрепленную резиденцию, создав надежное убежище в период борьбы ханов с Золотой Ордой за самостоятельность.

После переселения крымских ханов в новую столицу - Бахчисарай, - Кырк-Ор оставался цитаделью столицы и местом заточения знатных пленников. В разное время в тюремных застенках здесь томились литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной.

По три года провели в ханской тюрьме русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы, любимца царя Алексея Михайловича, Василия Шереметева. Двадцать один год провел Шереметев в темнице, четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, однако пленник отказался купить свободу дорогой для России ценой - за него требовали города Казань и Астрахань. Только мужество, непреклонная воля и любовь к России помогли перенести патриоту долгие годы тяжкой неволи. Выкупленный в 1681 г. родственниками, беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметев на родину.

С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает "Еврейская крепость". И караимы прожили здесь еще более двух столетий.

После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами, и вскоре царское правительство признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи.

С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 г. с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.

 

 

Звездное небо Крыма

Крымская астрофизическая обсерватория – самое большое астрономическое учреждение Украины, организовано в 1945 г. на базе Симеизского отделения Пулковской обсерватории и расположена в поселке Научный ( 12 км. от г. Бахчисарая) на высоте 600 метров над уровнем моря.

 

 

МАНГУП. Самая большая по площади (0,9 кв. км) крепость средневековой Юго-Западной Таврики, расположенная на столообразном плато с обрывистыми труднодоступными склонами. Археологические исследования здесь впервые были начаты графом А.С.Уваровым в 1853 г. Однако, еще в 1833 г., по свидетельству П.И.Кеппена, на иудейском некрополе в ущелье Табана-дере караимским раввином Мортхаем Султанским обследовались надгробия, наиболее раннее из которых было определено 5034 г. (1274 г.н.э.). В дальнейшем А.С.Фирковичем в "Сефер Авнэ-Зиккарон" (Вильно, 1872) были опубликованы эпитафии с Мангупа с датами от 866 до 1777 г.

В 1890 г. на Мангупе работала экспедиция скандинавоведа Ф.А.Брауна, поставившего целью поисков следов пребывания готов. Раскопкам подверглись цитадель и большая базилики, в дальнейшем получившая в литературе название "брауновской". Одновременно на некрополе в Табана-дере вела раскопки группа караимов из Симферополя и Феодосии. По свидетельству Ф.А.Брауна ими были обнаружены семь памятников с датами от 875 до 983 г.н.э.

Дальнейшие исследования Мангупа велись в 1912-14 гг. Р.Х.Лепером, директором Херсонесского музея. Кроме цитадели, базилики, княжеского дворца и двух небольших церквей, он провел расчистку остатков синагоги (кенасы) в верховьях Табана-дере и раскопал несколько погребений на некрополе в средней части ущелья. В краткой информации, опубликованной накануне октябрьского переворота, сообщалось о находках в могилах монет и керамики позднеримского времени. Любопытно, что одна стертая монета, вероятно Менгли-Гирея I, была найдена в положении обола Харона. Очевидно, что упомянутые ранние артефакты имели отношение не к погребениям, а к культурному слою, в котором выкапывались могильные ямы.

Интерпретация результатов исследований вызвала бурную дискуссию в тогдашней местной прессе, в которой участвовали представители караимской и раббинитской общин. Спор вызвала эти окон фессиональная принадлежность кладбища. Включившийся в полемику Р.Х.Лепер, высказался в пользу последних, поскольку в мангупской синагоге был обнаружен сливной желоб, истолкованный как свидетельство существования здесь миквы.

Следует отметить, что миква действительно существовала, но не во дворе синагоги, а в 30 м к западу от нее. Она представляла искусственное пещерное сооружение в виде камеры с бассейном, в которую вел люк Г-образной в плане формы с лестничным спуском. Пока это единственная средневековая миква, известная в Крыму.

В советское время раскопки караимских памятников проводились в 1972-74 гг. экспедицией Уральского госуниверситета. Ею были исследованы остатки двух усадеб к югу от "брауновской" базилики, а экспедиция Симферопольского госуниверситета исследовала позднесредневековую усадьбу в верховьях Гамам-дере (1974-77 гг.). В 1986 г. Она приступила к раскопкам на территории некрополя в Табана-дере. В начале 80-х гг. самостоятельные исследования памятников кладбища проводил М.Н.Макушкин из Ленинграда.

Многолетними археологическими исследованиями к настоящему времени установлены основные этапы истории Мангупа.

1. III - первая половина VI в., на плато существует неукрепленное поселение, занимавшее в основном верховья ущелий Гамам-дере и Капу-дере.
2. Вторая половина VI - конец VIII в., создается и существует мощная византийская крепость для федератов, готов и аланов, оборонявших от нападений степняков приморские владения империи в Таврике.
3. IX - Х вв., крепость захвачена хазарами, владевшими ею около полстолетия, однако население ее в основном остается тем же, сохраняя культурную ориентацию на византийский Херсон. С созданием на полуострове фемы Мангуп, вероятно, включается в ее территорию.
4. XI - XIII вв., после какой-то природной или военной катастрофы поселение приходит в упадок.
5. XIV - третья четверть XV в., на плато формируется город Феодоро - столица одноименного христианского княжества, занимавшего значительную часть Юго-Западного Крыма.
6. Последняя четверть XV - конец XVIII в., после захвата крепости турками (1475 г.) христианское население быстро сокращается, полностью исчезая к середине XVII в.

Небольшая иудейская община появляется здесь еще в середине XV в., значительный рост ее приходится на следующее столетие. Она застраивает обширный пустырь вокруг руин большой базилики и верховья ущелья Табана-дере, где строится синагога. Важно отметить, что в западной части плато позднесредневековая застройка сформировалась именно после разрушения базилики, т.е. после 1475 г.

Во второй половине XVII в., по данным Эвлии Челеби, в городе остается преимущественно караимское население. В 1791-92 гг. оно покидает Мангуп, частью перебравшись в Чуфут-Кале. Здесь рядом с кенасой местной общины была построена новая, для пришельцев.

Как показали раскопки, постройки усадеб позднесредневекового периода были сложены из бутового необработанного и тесаного камня, взятого из более ранних разрушенных зданий. Обычно дома были двухкамерными. В помещениях и во дворах под навесами находились тандыры, купольные печи для выпечки лепешек и обогрева; они типичны для традиционного горно-крымского жилища, хорошо известного по этнографическим данным. Массовый археологический материал показывает, что функционировали эти комплексы в XVI-XVIII вв.

До появления некрополя дно ущелья было разбито на участки, разделенные каменными оградами. Очевидно, эта часть плато использовалась как сельскохозяйственная территория. Подтверждением этому является сведения, содержащиеся в стихотворном описании города Феодоро, составленном в середине 90-х гг. XIV в. иеромонахом Матфеем. Им упоминаются сады на территории города, которые орошались водой из выше расположенного источника, что полностью соответствует ситуации в Табана-дере, где в верховьях находятся три источника, вода из которых образует ручей в настоящее время протекающий по тальвегу и исчезающий в почве невдалеке от укрепления А.XI.

Раскопки в тальвеге ущелья Табана-дере позволили установить стратиграфическую шкалу данного района. Выяснилось, что иудейский некрополь, на котором зарегистрировано чуть более тысячи надгробий, начал формироваться не ранее середины XV в. По определению Н.В.Кошовской, пока известно только одно надгробие с достоверной датой, относящейся к этому времени - памятник Ефросиний возле внешней оборонительной стены, перегораживавшей ущелье ("Укрепление А.XI" по номенклатуре элементов крепостного ансамбля Мангупа), датированной строительной надписью 1503 г.

Остальные памятники с обозначенными в эпитафиях датами в диапазоне IX-XIII вв., расположенные вперемешку с многочисленными надгробиями XVI-XVIII вв., не отличающиеся от них по сохранности, стилю и почерку надписей, вызывают сомнения с точки зрения хронологии их текстов.

Итак, археологические исследования Мангупа и Чуфут-Кале показывают необходимость соспоставления их материалов с данными письменных источников, в частности с эпиграфическими. В связи с ускорением в последнее время процесса разрушения некрополя в Иософатовой долине, актуальной является разработка конкретных мер, направленных на сбережение уникального памятника. Для воссоздания объективной картины жизни крымского островка средневековой иудейской диаспоры необходимо интенсивное комплексное изучение всего комплекса памятников Чуфут-Кале объединенными усилиями гебраистов, археологов, искусствоведов, представителей других наук. Стоит вспомнить слова Баал Шем Това, близкие сердцу каждого археолога, о том, что истина вырастает из земли и нужно только захотеть ее поднять.

Экскурсионный маршрут включает осмотр древней стоянки человека и средневековой крепости Чуфут-Кале. Она находится в 3 км. от Бахчисарая — это наиболее сохранившийся из пещерных городов Крыма, возник предположительно в 6 веке и стал исторической вотчиной караимов.

Экскурсия также знакомит с Успенским монастырем — одним из пещерных монастырей Крыма, основным центром православия на полуострове в период Крымского ханства. Расположен в отвесной скале недалеко от Бахчисарая, основан в 8 веке византийскими греками и назван в память Успения Пресвятой Богородицы. Ряд церквей Успенского монастыря поражают своими акустичес - кими свойствами, в храме Константина и Елены алтарь находится в акустическом фокусе, так что при богослужении звук, отражаясь от стен пещеры не только распространялся направленно, но и усиливался, а доходя до скал Чуфут-Кале, звуковые волны попадали в рупорообразные пещеры, и отражаясь возвращались в Успенский монастырь, создавая впечатление, что молитвы читают все скалы округи.

Мангуп-Кале расположен в 20 км к югу от Бахчисарая.

В раннесредневековое время в Крыму возникают так называемые "пещерные города", расположенные в труднодоступных, защищенных самой природой местах Внутренней гряды Крымских гор. Одним из таких городов является Мангуп-Кале - столица политически самостоятельного княжества Феодоро. Город был расположен на большой столообразной горе Баба-Даг ("отчая гора") в юго-западной части предгорья. Его территория была защищена стенами и башнями и представляла мощный оборонительный узел. Римский военный теоретик и историк Вегеций Флавий Ренат (IV-V вв.) в своем трактате "Краткое изложение военного дела" приводит ряд требований, каким, по его мнению, должен отвечать укрепленный город: "Города и крепости обладают укреплениями или природными, или созданными человеческой рукой,...что делает их особенно сильными. Можно считать, что город укреплен природой, если он стоит на возвышенном месте, на обрыве...". Мангуп отвечает всем этим требованиям. Здесь в полной мере сочетаются природные условия с укреплениями, созданными руками человека. Вертикальные обрывы скал исключали возможность применения при штурме крепости стенобитных и метательных орудий, подвижных башен. В то же время господствующая высота, на которой располагался город, позволяла из обычного лука простреливать все подступы к нему.

В том же труде Вегеций писал: "Великим преимуществом пользуется город, если внутри его стен имеются неиссякаемые источники. Если природа этого не дала, нужно выкопать колодцы, как бы глубоко ни пришлось их рыть... Не так легко победит жажда тех, кто находится в осаде, если они за это время могут пользоваться хотя бы незначительным количеством воды, пусть только для питья...". На Мангупе имеются два никогда не пересыхающих источника и искуственный колодец, выкопанный внутри цитадели. Все это делало Мангуп городом, способным противостоять любому противнику того времени.

Археологические раскопки дали обильный материал, свидетельствующий о развитии ремесла и торговли в княжестве Феодоро и его столице. Большое количество ключей, замков, ножей, орудий труда говорит о развитии кузнечного ремесла. Керамика, среди которой есть и херсонесская,- доказательство интенсивной торговли княжества. Но его интересы сталкивались с интересами итальянских купцов из Венеции и Генуи, основавших в XIII в. на побережье Крыма свои торговые фактории.

Московское государство, заинтересованное в борьбе с татарами и генуэзцами, пыталось установить связи с княжеством Феодоро. Из дошедших до нас письменных источников известно, что в 1475 г. между Иваном III и мангупским князем Исааком шли переговоры: Иван III сватал за своего сына дочь мангупского князя. Браку помешало вторжение турок в Крым.

Летом 1475 г. многочисленная армия турок высадилась у Кафы (Феодосии) и после трехдневной осады заняла город. Скоро все побережье Крыма было захвачено турками. Их армия подошла к столице княжества Феодоро - Мангупу. Шесть месяцев стояли турки у неприступной крепости, шесть раз шли на приступ города, применив против осажденных новинку тех дней - пушки, но так и не смогли его взять. Изнуренные голодом и болезнями, феодориты сдались на милость турецкого паши, обещавшего пощадить защитников Мангупа. Паша не сдержал слово: почти все жители, в том числе старики и дети, были зверски истреблены или угнанны в рабство, город сожжен.

 

Эски-Кермен - один из крупных "пещерных городов" Крыма, расположен в 20 км к юго-западу от Бахчисарая. Сейчас покинутый и безмолвный, он в годы средневековья занимал доминирующее положение в хозяйственной жизни близлежащих поселений, был крупным центром торговли и ремесел.

Эски-Кермен основан на труднодоступном плато в начале VI века; по предположению, скифо-сарматами. Его название в переводе с татарского означает "Старая Крепость". Эски-Кермен был хорошо укреплен.Над обрывами тянулись оборонные стены из крупных блоков известняка толщиной в 2 метра и высотой до 3,5 метров. Башни-казематы были высечены в скалах или сложены из камня.

На случай осады был был вырублен глубокий колодец на 70 кубометров воды. Большая часть территории крепости была незастроенной - как резерв защищенной площади и убежище для жителей долины на случай военной опасности.

Жилой город занимал площадь 10 га и почти сплошь был застроен двухэтажными домами, покрытыми черепицей. Первый каменный этаж с вырубленными в скале подвалами служил для хозяйственных нужд; второй - жилой - был деревянным и, как правило, с балконами.

В городе имелись водопровод из гончарных труб, подводивших воду от родников соседней возвышенности за четыре километра; несколько культовых сооружений, некрополь.

Склоны Эски-Кермена изрезаны пещерами. Их около 350 и относятся они большей частью к XII-XIII вв. Пещеры служили помещениями для скота, ремесленными мастерскими, давильнями винограда и резервуарами для виноградного сока.

В судьбе крепости было много тяжелых испытаний. Первый разгром Эски-Кермена произошел в VIII веке. Окончательно город перестал существовать в конце XIII века; в 1299 году он был сожжен ордами Ногая.

 

Пещерный город Тепе-Кермен

Одинокая конусовидная гора, на которой расположен "пещерный город", напоминает по форме вулкан. В геологическом прошлом гора Тепе-Кермен была составной частью Внутренней гряды, но в результате эрозии обособилась и превратилась в классический останец. Абсолютная высота Тепе-Кермена - 543 метра. С плато открывается великолепная панорама. В ясную погоду отсюда хорошо видны Бахчисарай и Симферополь.

Подъем на Тепе-Кермен идет по северо-восточной стороне останца по раздваивающейся тропе. По южному и юго-западному склонам подъем труден и неудобен.

Крепость была построена в VI веке. Древние зодчие перекрывали стенами только небольшие, доступные для штурма участки горы, укрепляя оборону выдолбленными в камне казематами. На юго-западном выступе плато высечено караульное помещение, возможно служившее основанием дозорной башни.

Для пополнения водных запасов на плато городища были созданы водосборные цистерны для дождевой воды. На поверхности скалы повсюду можно заметить высеченные в камне желобки. Отсутствие колодцев и небольшая, равная 1,4 га, площадь плато определяли назначение цитадели как чисто стратегическое -население окрестностей не могло скрыться в крепости. Эти же факторы определили и относительно непродолжительный период существования цитадели после нашествия Ногая.

В городище ученые насчитывают около 250 скальных помещений различного назначения, расположенных на шести ярусах. Здесь встречаются как одиночные, так и многокомнатные скальные сооружения, состоящие из двух, трех или четырех помещений овальной, квадратной и прямоугольной формы высотой от 1,3 до 5 метров. Среди них - оборонительные, дозорные, жилые, складские, хозяйственные, культовые и погребальные сооружения. В верхнем ярусе расположены подвалы жилых домов и цистерны для хранения воды. В нижнем - большинство пещер было предназначено для хозяйственных нужд. Многие помещения нижнего яруса вытесаны в естественных гротах.

На плато сохранились немногочисленные фундаменты наземных построек длиной от 1 до 6 м и шириной от 1,5 до 12 метров. Застройка жилых кварталов довольно плотная. В центральной части городища в ходе раскопок были вскрыты фундаменты большого дома из четырех помещений с коническими вырубками для установки глиняных бочек (пифосов), датируемых IX-X веками. При раскопках здания XII в. была найдена пластина с изображением святых. В настоящее время развалины домов заросли кустарником и деревьями.

К северо-востоку от Дозорной башни, о которой мы уже упоминали, в скале высечена нижняя часть небольшой церкви с апсидой. Археологи нашли здесь браслет из синего стекла, датируемый IX-XI вв., керамику XII-XIII вв. и два креста-энколпиона.

Наиболее посещаемый объект на городище - скальная церковь, полностью высеченная в северо-восточном обрыве скалы. Время ее постройки - VIII век. Храм имеет прямоугольную форму с округленными углами, плоским потолком и полукруглой алтарной частью. Уникальность этого памятника заключается в том, что помещение церкви имеет поперечное расположение, вынесенный внутрь алтарь и крещальню (баптистерий). В крымской скальной архитектуре храмы с подобным решением отсутствуют. Наиболее близкая аналогия этой церкви - храм Судилище на Эски-Кермене.

Церковь - только часть большого монастырского комплекса, расположенного на шести ярусах. Помещения монастыря соединяются высеченными в скале ступенями с большой лестницей, по которой можно спуститься к подошве скалы.

В шестом ярусе размещена церковь - мемория. В юго-западном ее углу находится гробница, которая перекрыта тяжелой каменной плитой. Во время раскопок ученые обнаружили здесь обломки дубового иконостаса, предметы одежды и нащечную пряжку от конской сбруи IV в. до н. э. в виде стилизованного изображения барана. Эта пряжка из скифского кургана, вероятно, служила амулетом для жителя Тепе-Кермена.

В пятом ярусе видны ризница и большая четырехкомнатная трапезная. В четвертом ярусе видны остатки склепа с небольшой нишей для крепления иконки.

На третьем ярусе расположена небольшая четырехугольная часовенка с округленными углами. Юго-восточная стена разделена двумя полукруглыми колонками иконостаса. В стене видна ниша, из которой бил маленький источник. Вода сочилась через тонкую трещинку в скале, расширенную строителями, и накапливалась в водосборнике. Над источником видны три ниши для икон. Во втором ярусе высечена церковь с ризницей. Это простой одноапсидный храм подковообразной формы площадью 4,9 х 2,2 м, высотой 2,1 метра. В полу апсиды видна вырубка для престола. В северной и южной стенах устроены жертвенник и дьяконник. Тут же, в конце алтарной части, можно увидеть греческую надпись. Вдоль стен с западной и южной сторон высечена скамья высотой 0,43 метра. В южной стене вырублена могила, а над ней три ниши. Рядом с последней вырезаны два концентрических круга с четырьмя спицами. В нижней части прочерчены четыре буквы древнееврейского алфавита. В полу - две могилы с пазами для каменного перекрытия. Вход в храм прямоугольный, с пазами для дверной коробки.

К востоку от комплекса сохранились остатки еще одной церкви: два яруса гротов и две стены. На южной стене высечены две прямоугольные ниши, в одной из которых вырезана греческая надпись. С южной стороны церкви вырублена небольшая ризница.
Добираться к городищу можно вдоль долины речки Качи.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.