Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Заложение учетных маршрутов и учетной площадки



ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Изучение численности птиц различными методами

Данное пособиесодержит описание трех методик количественного учета птиц: а) маршрутного учета, б) учета на точках, в) учета на постоянной площадке. Сутью работы является одновременное и на единой территории проведение учетов этими тремя методиками с последующим сравнением результатов. Описывается общая схема организации исследования, включая подготовку к учетам (заложение маршрутов и площадок), технику проведения учетов, ведения записей и обработки материалов.

Введение

В настоящее время в большинстве стран мира применяются следующие три основные группы методикучета птиц:

- методики линейных трансектов (маршрутные учеты),

- методики точечных учетов (точечные учеты),

- методики картирования территорий (площадочные учеты).

Эти три группы методик одобрены Международным комитетом по учетам птиц и для них выработаны международные стандарты.

Каждая из этих трех основных методик применяется в зависимости от целей исследования, особенностей местности, в которой проводится учет, сезона года и численности птиц, наличия времени и трудовых ресурсов.

Маршрутный метод используется чаще всего для получения приблизительныхданных о численности (относительной плотности) населения птиц в разных биотопахпри их небольшой мозаичности силами ограниченного числа хорошо знающих птиц наблюдателей. Преимуществами данного метода является широкий охват территории, сезонная и биотопическая универсальность (учеты можно проводить в любой сезон года и в любом биотопе). Недостатками – невысокая точность данных о плотности населения, повышенные требования к квалификации учетчиков. Напомним, что исследование с применением данной методики было предложено учащимся на одном из предыдущих занятий (осенний сезон, занятие №7).

Метод точечных учетов применяется для регулярного слежения за изменениямичисленности разных (модельных) видов в очень мозаичномландшафте, в том числе силами орнитологов-любителей, не очень хорошо знающих птиц. Преимуществами данного метода являются методическая простота проведения учета, возможность пользования простейшими транспортными средствами, невысокие требования к квалификации учетчиков. Недостатки – низкая точность данных о плотности населения птиц, необходимость точного соблюдения множества стандартов при проведении учета.

Метод картирования территорий применяется при необходимости получить точныеданные об абсолютнойчисленности (плотности) населения разных видов птиц на данном конкретном участке территории. Преимуществом данного метода является высокая точность данных о плотности населения птиц, возможность попутного изучения территориального поведения птиц. Недостатком этого метода является большая трудоемкость, небольшая величинаохватываемой территории, временная ограниченность применения (в основном, в гнездовой сезон).

На данном учебном занятии школьники познакомятся с этими тремя методиками учета, проводя их одновременнона единой территории. Это позволит не только научиться проводить учеты и получить данные о численности птиц, но и сравнить эффективность, т.е. результативность, точность и трудоемкость разных методик учета.

 

Общие вопросы организации исследовательской работы

Территория учетов

Для проведения данной исследовательской работы подходит любая залесённаятерритория: густые лесные массивы, сады и парки, кустарниковые заросли, как в горах, так и на равнине. Густые леса на крутых склонах, а также полностью открытое пространство или водные объекты затруднятпроведение полевых работ.

Для проведения исследования желательно выбрать массив растительности минимально затронутый деятельностью человека площадью не менее 1 км2. Это связано с необходимостью проведения маршрутного и точечного учетов птиц, для которых требуются протяженныеучастки (площадочный учет можно провести и на ограниченном «пятачке» леса). Желательно организовать проведение работ по данному заданию на том жеучастке, на котором проводились маршрутные учеты птиц осенью(осенний сезон, занятие №7). Это позволит попутно сравнить характеристики населения птиц во внегнездовой и гнездовой периоды.

Подготовка к учетам

При проведении любых количественных учетов птиц от учетчиков требуется умение определятьптиц по внешнему виду и голосу, оценивать числовстреченных особей (в том числе на значительном расстоянии и по голосам ), определять дистанциидо птиц и расстояния, пройденные с учетом. Поэтому, при подготовке к выполнению данной работы следует уделить особое внимание подготовке учетчиков.

Самое сложное в проведении учетов - определение видов, поэтому приступать к практическому обучениюучетной работе следует заранее. Можно порекомендовать обучать школьников голосам птиц в течение всей весны – на любых экскурсиях, прогулках в лес, в походах и т.п., таким образом, чтобы к концу весны, т.е. периоду, наиболее благоприятному для проведения учетов, учащиеся знали основные виды и могли определять их по голосам. Научиться этому может каждый, используя, в первую очередь, помощь преподавателя, определители, записи голосов птиц.

Некоторое время также потребуется для приобретения основных технических навыковпроведения учетов. В первую очередь это определение числавидимых или слышимых птиц. Достигается это также тренировками, наблюдениями за птицами в природе, особенно наблюдениями за мелкими стайками в лесу.

Научиться определять расстояния на местности проще. Для выработки этих навыков требуется один раз разметить стометровый отрезок в лесу, например бумажками через каждые десять метров (на ветвях и стволах деревьев), а после этого многократно тестироватьдетей на любых экскурсиях в природу по определению на глаз расстояний в диапазоне до 100 метров.

Важным этапом подготовки к работе является выбор территории, на которой будут проводиться учеты. Как было сказано выше, желательно, чтобы лесной массив, где будет сосредоточена работа, был размером не менее 1 км2. Желательно также, чтобы массив был разделен просеками или дорогами (тропами) и на него имелась бы топографическая карта(план местности).

Заложение учетных маршрутов и учетной площадки

На выбранной территории перед началом учетных работ закладывают учетный маршрут и учетную площадку.

Учетный маршрутзакладывается для одновременного проведения по нему маршрутного и точечного учетов. Проложить его следует, по возможности, по прямой(пользуясь, например, лесоустроительными просеками) или слегка извилистой линии (например, по лесной дороге или тропе).

Для целей данного учебного занятия желательно заложить кольцевой маршрутпо тропам или просекам - это существенно снизит физические затраты учетчиков.

Нежелательно, чтобы маршрут проходил по границам биотопов, например, по опушке леса. Проведение учета на таких участках намного сложнее из-за обилия птиц и их активных перемещений. В крайнем случае, маршрут может проходить в глубине леса на расстоянии не ближе 100 метров от опушки.

Протяженностьмаршрута для обоих способов учета (маршрутного и точечного) одинакова. Для целей данного учебного занятия достаточно, если суммарная длина учетного хода по выбранной территории будет составлять 2-3 км. Для расчета плотности населения птиц по данным маршрутного учета следует подсчитать протяженность маршрута – шагами или по топографической карте, с точностью до 100 м.

Заложение учетной площадки– процедура достаточно сложная и трудоемкая, поэтому начинать разметку площадки следует заранее.

Учетная площадка представляет собой участок территории размером от 200 до 500 м в поперечнике с нанесенной сеткойориентиров. Удобнее заложить площадку внутри естественных границ– например взять за основу лесной квартал, ограниченный просеками, или прямоугольник, ограниченный дорогами.

Поскольку одной из задач данного учебного занятия является сравнение эффективности различных методик учета птиц на одной и той же территории, расположитьплощадку следует внутри массива, по которому проложен маршрутточечного и маршрутного учетов. Идеально, если линия маршрута будет проходить прямо черезплощадку. В крайнем случае, площадка одной из своих сторон должна выходить на линию маршрута.

Размер площадкизависит от ряда факторов. Во-первых, от численностиптиц на изучаемой территории. Чем больше численность, тем площадка может быть меньше. В среднем, для целей данного учебного задания, желательно, чтобы территория площадки «накрывала» 5-7 пар гнездящихся птиц. Спланировать и провести рекогносцировочное обследование места будущей площадки должен специалист (учитель).

Во-вторых, размер площадки зависит от рельефаи характера растительностина выбранном участке. Чем рельеф положе и растительность реже, тем больше можно сделать площадку. При сильно пересеченном рельефе и очень густой растительности проведение учета на большой по размерам площадке будет очень трудоемким.

Наконец, размер площадки зависит от количества «трудовых ресурсов», т.е. числа участвующих в выполнении данной работы школьников. Так, например, группа учащихся в 10-15 человек может разметить площадку 300 х 300 м на 1,5 – 2 часа, а вдвоем, втроем эта работа займет целый день.

Для условий растительности средней полосы Европейской части России (Подмосковье) для учетов в весенне-летний сезон группой учащихся 10 чел. Оптимальныйразмер площадки составляет 300 х 300 метров (9 гектар).

Форма площадкиможет быть произвольной, но удобнее (как для ее разметки, так и для проведения учетов на ней), сделать ее квадратной или хотя бы прямоугольной. Поскольку учетчику во время учета птиц на площадке необходимо постоянно определять с достаточной точностью свою позицию и позицию увиденной или услышанной им птицы в любой точке площадки, внутри площадки наносят сетку ориентиров.

Это самый трудоемкий отрезок подготовительной работы. Самый простой способ нанести ориентиры – проложить внутри площадки параллельные ходычерез равные расстояния, обозначив их, например, буквами. Временно промаркировать ходы можно листками бумаги, закрепленными на ветвях или стволах деревьев. Проложение параллельных ходов производится строго по компасу(данная процедура технически аналогична процедуре картирования лесных фитоценозов (занятие №4, зимний сезон)). Затем производится разбивка ходов на пикеты. По линии каждого хода с помощью рулетки (менее точно – шагами) на деревьях или ветвях через равные расстояния оставляют метки. Пикеты обозначают цифрами. Таким образом вся площадка оказывается покрыта сетью ориентиров, обозначенных буквенно-цифровыми символами (как шахматная доска).

Расстояниямежду ходами и пикетами должны быть равными. Это расстояние выбирается в пределах от 30 до 50 метров, опять же в зависимости от условий местности и характера птичьего населения. В лесу с очень густой растительностью (т.е. там, где птиц плохо видно и слышно), расстояния между ходами и пикетами следует делать меньше. Если на изучаемой территории преобладают «громкоголосые» птицы, а лес хорошо просматривается – расстояния можно сделать больше. Главное, чтобы всёпространство площадки просматривалось и, как минимум, прослушивалось, чтобы на ней не было «белых пятен», недоступных учетчику.

Маркироватьпикеты можно разными способами. Самый простой способ – листками бумаги с написанными на них буквенно-цифровыми обозначениями. Это быстро, но недолговечно. После первого же дождя с ветром пикетов не останется.

Гораздо надежнее наносить пикеты краскойна коре деревьев. Это дольше, но эстетичнее и долговечнее. Такая площадка прослужит несколько лет, а если ее регулярно подновлять – несколько десятилетий. Перед проведением учетов заготавливают схемуили картуплощадки. Схема – это сетка ориентиров с буквенно-цифровыми обозначениями пикетов, линиями параллельных ходов и контуром площадки. Лучше составить карту, т.е. нанести на схему основные природные ориентиры, если они есть - просеки, дороги, тропы, водоемы, границы растительных сообществ и т.п. (см. рис. 3). Карт потребуется столько, сколько планируется провести учетов на площадке.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.