Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приложение 3. Темы рефератов



1. Критика одной из моделей Университета Нового времени (французская, английская, немецкая)

При написании этой работы возможно строить свою систему критики, используя известные критические тексты М.Вебера, Х.Ортега-и-Гассета и пр. Если вы берете элементы авторской критики, обосновывайте ваше к ней отношение и свой выбор.

2. «Эволюция» идеи Университета

В этой работе ожидается увидеть вашу версию того, как, в результате каких процессов и контекстов сформировались современные представления об идее/миссии Университета сегодня; что «ушло», а что осталось от идей университета как «корпорации» (средневековые университеты), университета Нового времени.

3. «СФУ – Северный. Фундаментальный. Уникальный». «СФУ – Случайный? Формальный? Утилитарный?» (Анализ модели Сибирского федерального университета)

В этой работе предлагается найти в СФУ признаки одной из современных моделей организации Университета (проектный, исследовательский, корпоративный и пр. университет). Обратиться к текстам программы развития и устава СФУ, проанализировать цели и задачи национального проекта, в рамках которого возник проект СФУ.

4. «ПостБолонский мир или К чему приведет Болонский процесс?» - «футуропрактика» (анализ-прогноз).

В данной работе предлагается описать несколько возможных «сценариев» развития системы высшего образования в мире, которые следуют из Болонского процесса.

5. «Студент Университета: условия существования»

В этой работе предлагается ответить на вопросы «Что делает меня студентом?» – найти и описать «студенческую деятельность». «Почему я могу назвать себя студентом, чем может/должен заниматься студент».

6. «Университет для образования»

В этой работе предлагается создать проект собственного образования в университете, ответить на вопросы «какие возможности для образования существуют в университете; как их можно использовать и пр.».

6. Мифы о высшем образовании

Миф о том, что формальное образование ведет к экономическому подъему, увеличивает человеческий капитал, решает социальные задачи, повышает чувство гражданственности, или дает только статус.

7. Университетское студенчество как социальная сила

Студенческие бунты 60х гг. в Западной Европе. Студенческий фольклор. Корпорации студентов. Мини-исследование: феномен общежитие в современном мире.

8. Эссе «Что составляет ценность воспоминаний о «студенческой жизни»

Дружба (межличностный план), походы (отношения, природа, романтика), зачеты и сессии, общежитие – как школа жизни; в чем отличие от политеховской/училища студжизни? Создайте буклет студенческого фольклора ваше группы/факультута/университета. Сделайте сравнение ценностей воспоминаний о студенческой жизни родителей (может быть, родителей родителей), старших братьев и ваших.

9. Корпоративный Университет. Проектный Университет. Исследовательский ун-т

Особенности корпоративного образования, семейные корпорации и корпоративное образование в Японии. Организация некоторых мировых ведущих университетов: содержание образования, научно-исследовательская работа, студенческая жизнь. Национальные особенности университетов. См. тексты из журнала Прогнозис, Вопросы образования.

10. Проблема ценностей высшего образования. Культурная миссия современного университета

11. Подходы к изучению истории: история-повествование и история

Проблема, история фактов, история событий. Постмодернистский подход к изучению истории, история повседневности, история в подходах французской школы «Анналов».

12. Анализ смены поколений университетов

Каковы социально-культурные причины, повлекшие смену поколений университетов. Может ли университет по модели Средневекового появится в настоящее время?

13. Социокультурная ситуация в России первой половины XIX века. Образовательная действительность. Университетские уставы 1804 и 1828гг.

Идея университетского образования в России. Смена требований и появление новых университетов.

Модуль 1. Модели университета. Развитие высшего образования в мире XI-XIX вв

История Средневекового университета

Литература для самостоятельного изучения

1. Абеляр П. История моих бедствий, http://lib.ru/HRISTIAN/ABELAR/abelar.txt

2. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. Долгопрудный, 1997.

3. Пиков Г.Г. Средневековый университет. Публичные чтения по истории средних веков. НГУ, март-май 1998 – http://students.gf.nsu.ru/medieval/index.html

4. Разумовский В.И. Университет начинается с медицинского факультета // Вопросы образования, 2008, №1

5. Хёйзенга Й. Осень средневековья, http://www.mirknig.com/knigi/history/1181431382-osen-srednevekovya.html

6. Честертон Г.К. Святой Фома Аквинский, http://lib.rus.ec/b/27009/read

 

Задание

1. История средневековых университетов. Подготовить доклады по предложенным темам.

А) Университет как место размышления человека в средние века (П. Абеляр, Г.К. Честертон, Ж. Ле Гофф).

Б) Университет в пространстве культуры средневекового города (Й. Хёйзенга).

В) Университет как социальный институт (Ж. Ле Гофф, В.И. Разумовский).

Вопросы для обсуждения

1. Каковы оппоненты и конкуренты средневекового университета.

2. Когда было «средневековье»? Что такое университет в средние века?

3. Какова основная идея университета в Средние века? Какие принципы средневекового университета могут быть выделены Вами в качестве базовых?

4. Какова базовая деятельность преподавателя Средневекового университета? Кто такой студент средневекового университета?

5. Каково место университета в средневековом городе? (раннее средневековье, позднее средневековье)

6. Как формы организации в средневековых университетах соотносятся с содержанием образования?

7. С какими факторами связан расцвет университетов в XIII веке?

 

Подходы к пониманию истории

Литература для самостоятельного изучения

8. Каррьч Г. Культурные модели университета // Alma mater. - 1996. - №3.

9. Кьосев А. Университет между фактами и нормами // Отечественные записки. – 2002. -№ 2.

10. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета // Отечественные записки. – 2002. - № 2.

11. Посохов С.И. Актовые речи профессоров-иностранцев Харьковского университета первой четверти ХІХ в.: трансфер университетской идеи // Вопросы образования, 2008, №3

12. Ридингс Б. Университет в руинах // Отечественные записки. – 2003. – № 6(15).

13. Сохраняева Т. В. К вопросу о культурной миссии современного университета // Вестник МГТУ, том 9, №1, 2006 г. С.114-119.

14. Строгецкая Е.В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 67-81

15. Хаймпель Г. Вина и задача университета // Отечественные записки. – 2003.- №6.

16. Филюшкин А.И. «Постмодернистский вызов», «лингвистический поворот» и историческая наука, http://www.history.pu.ru/struct/cathed/russian/prof/fil/nii/7.htm

17. Филюшкин А.И. Историческая наука в ХХ в. http://www.history.pu.ru/struct/cathed/russian/prof/fil/nii/1.htm

18. Филюшкин А.И. Историческая антропология http://www.history.pu.ru/struct/cathed/russian/prof/fil/nii/2.htm

19. Скиннер К. Коллингвудовский подход к истории политической мысли: становление, вызов, перспективы, http://magazines.russ.ru/nlo/2004/66/skinner4.html

20. История “Новой исторической школы”, http://ethnopsyhology.narod.ru/study/mentality/history.htm

21. Понимание истории, http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st085.shtml

Задание

22. Опишите понятие «понимание»: философское значение. Напишите эссе о феномене собственного понимания.

23. Опишите процесс понимания (прочитав и «поняв» один из текстов обозначенных выше текстов).

24. Подходы к изучению истории. Выберете один из предложенных текстов. Сделайте сообщение на 5–7 минут. В каком из подходов написана история Университетов (на материале текстов разных авторов разных времен см. параграф 1.1, 1.2)? Каковы дефициты/достоинства таких описаний?

Вопросы для обсуждения

25. Выделите в тексте параграфа 1.2. подходы к типологии Университетов. Каковы основания каждой из них?

26. В каком из типов университетов Вы хотели быть студентом и почему?

27. Обозначьте подходы к описанию и пониманию истории Университета вам удалось обнаружить?

 

Идея классического университета

Литература для самостоятельного изучения

28. Гельмгольц Г. Об академической свободе в немецких университетах // Отечественные записки. – 2003.– №6.

29. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. (Гл. XII), «Школа-Пресс», 1995. – 448с.

30. Гумбольдт В. О принципе подразделения высших научных заведений и их различных видах // Неприкосновенный запас. – 2002. – № 2. С. 10.

31. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов, М.: Логос, 2000. – 431 с. (гл.2.6)

32. Куренной В. Университетская корпорация // Отечественные записки. – 2003. – № 6(15).

33. Малейчук Г.И. Образования как процесс смены идентичности//Идея университета: парадоксы самоописания: Сб. материалов третьей междунар.конф. «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению»/Центр пробл.развития образ.–БГУ, 2002. – с.43.

34. Фурман М. Вильгельм фон Гумбольдт и Берлинский университет // Вопросы образования, 2010, №3

35. Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. – 2002. – № 5–6(35).

36. Ясперс К. Идея университета. Введение: образ университета. – philos7.narod.ru/Jaspers_University.doc

Задание

37. Прочитайте отрывки из С.И. Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», Ясперс К. «Идея университета. Введение: образ университета». Выделите основные принципы классического университета.

38. Найдите биографию Александра и Вильгельма фон Гумбольдтов. Прочитайте текст С.И. Гессена. Опишите социокультурную ситуацию появления и развития Берлинского университета (университета Гумбольдта).

39. Сравните принципы Британской модели университета и классической модели университета (Л.Г. Ионин, Г. Гельмгольц, Г. Шнедельбах)

40. Сравните британскую, немецкую и французскую модели университета.

41. Подготовьте и прочитайте лекцию в классическом университете.

Вопросы для обсуждения

42. Какова идея и миссия классического университета?

43. Какие принципы лежат в основе проекта классического университета? Какой из них может быть исключён/добавлен?

44. Какова базовая деятельность преподавателя классического университета? Что делает студента классического университета студентом?

45. Как формы организации учебного и внеучебного пространств классического университета соотносятся с содержанием образования?

46. Каковы существенные различия британской, французской и немецкой моделей университетов?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.