1. Критика одной из моделей Университета Нового времени (французская, английская, немецкая)
При написании этой работы возможно строить свою систему критики, используя известные критические тексты М.Вебера, Х.Ортега-и-Гассета и пр. Если вы берете элементы авторской критики, обосновывайте ваше к ней отношение и свой выбор.
2. «Эволюция» идеи Университета
В этой работе ожидается увидеть вашу версию того, как, в результате каких процессов и контекстов сформировались современные представления об идее/миссии Университета сегодня; что «ушло», а что осталось от идей университета как «корпорации» (средневековые университеты), университета Нового времени.
3. «СФУ – Северный. Фундаментальный. Уникальный». «СФУ – Случайный? Формальный? Утилитарный?» (Анализ модели Сибирского федерального университета)
В этой работе предлагается найти в СФУ признаки одной из современных моделей организации Университета (проектный, исследовательский, корпоративный и пр. университет). Обратиться к текстам программы развития и устава СФУ, проанализировать цели и задачи национального проекта, в рамках которого возник проект СФУ.
4. «ПостБолонский мир или К чему приведет Болонский процесс?» - «футуропрактика» (анализ-прогноз).
В данной работе предлагается описать несколько возможных «сценариев» развития системы высшего образования в мире, которые следуют из Болонского процесса.
5. «Студент Университета: условия существования»
В этой работе предлагается ответить на вопросы «Что делает меня студентом?» – найти и описать «студенческую деятельность». «Почему я могу назвать себя студентом, чем может/должен заниматься студент».
6. «Университет для образования»
В этой работе предлагается создать проект собственного образования в университете, ответить на вопросы «какие возможности для образования существуют в университете; как их можно использовать и пр.».
6. Мифы о высшем образовании
Миф о том, что формальное образование ведет к экономическому подъему, увеличивает человеческий капитал, решает социальные задачи, повышает чувство гражданственности, или дает только статус.
7. Университетское студенчество как социальная сила
Студенческие бунты 60х гг. в Западной Европе. Студенческий фольклор. Корпорации студентов. Мини-исследование: феномен общежитие в современном мире.
8. Эссе «Что составляет ценность воспоминаний о «студенческой жизни»
Дружба (межличностный план), походы (отношения, природа, романтика), зачеты и сессии, общежитие – как школа жизни; в чем отличие от политеховской/училища студжизни? Создайте буклет студенческого фольклора ваше группы/факультута/университета. Сделайте сравнение ценностей воспоминаний о студенческой жизни родителей (может быть, родителей родителей), старших братьев и ваших.
9. Корпоративный Университет. Проектный Университет. Исследовательский ун-т
Особенности корпоративного образования, семейные корпорации и корпоративное образование в Японии. Организация некоторых мировых ведущих университетов: содержание образования, научно-исследовательская работа, студенческая жизнь. Национальные особенности университетов. См. тексты из журнала Прогнозис, Вопросы образования.
10. Проблема ценностей высшего образования. Культурная миссия современного университета
11. Подходы к изучению истории: история-повествование и история
Проблема, история фактов, история событий. Постмодернистский подход к изучению истории, история повседневности, история в подходах французской школы «Анналов».
12. Анализ смены поколений университетов
Каковы социально-культурные причины, повлекшие смену поколений университетов. Может ли университет по модели Средневекового появится в настоящее время?
13. Социокультурная ситуация в России первой половины XIX века. Образовательная действительность. Университетские уставы 1804 и 1828гг.
Идея университетского образования в России. Смена требований и появление новых университетов.
Модуль 1. Модели университета. Развитие высшего образования в мире XI-XIX вв
История Средневекового университета
Литература для самостоятельного изучения
1. Абеляр П. История моих бедствий, http://lib.ru/HRISTIAN/ABELAR/abelar.txt
2. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. Долгопрудный, 1997.
3. Пиков Г.Г. Средневековый университет. Публичные чтения по истории средних веков. НГУ, март-май 1998 – http://students.gf.nsu.ru/medieval/index.html
4. Разумовский В.И. Университет начинается с медицинского факультета // Вопросы образования, 2008, №1
5. Хёйзенга Й. Осень средневековья, http://www.mirknig.com/knigi/history/1181431382-osen-srednevekovya.html
6. Честертон Г.К. Святой Фома Аквинский, http://lib.rus.ec/b/27009/read
Задание
1. История средневековых университетов. Подготовить доклады по предложенным темам.
А) Университет как место размышления человека в средние века (П. Абеляр, Г.К. Честертон, Ж. Ле Гофф).
Б) Университет в пространстве культуры средневекового города (Й. Хёйзенга).
В) Университет как социальный институт (Ж. Ле Гофф, В.И. Разумовский).
Вопросы для обсуждения
1. Каковы оппоненты и конкуренты средневекового университета.
2. Когда было «средневековье»? Что такое университет в средние века?
3. Какова основная идея университета в Средние века? Какие принципы средневекового университета могут быть выделены Вами в качестве базовых?
4. Какова базовая деятельность преподавателя Средневекового университета? Кто такой студент средневекового университета?
5. Каково место университета в средневековом городе? (раннее средневековье, позднее средневековье)
6. Как формы организации в средневековых университетах соотносятся с содержанием образования?
7. С какими факторами связан расцвет университетов в XIII веке?
Подходы к пониманию истории
Литература для самостоятельного изучения
8. Каррьч Г. Культурные модели университета // Alma mater. - 1996. - №3.
9. Кьосев А. Университет между фактами и нормами // Отечественные записки. – 2002. -№ 2.
10. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета // Отечественные записки. – 2002. - № 2.
11. Посохов С.И. Актовые речи профессоров-иностранцев Харьковского университета первой четверти ХІХ в.: трансфер университетской идеи // Вопросы образования, 2008, №3
12. Ридингс Б. Университет в руинах // Отечественные записки. – 2003. – № 6(15).
13. Сохраняева Т. В. К вопросу о культурной миссии современного университета // Вестник МГТУ, том 9, №1, 2006 г. С.114-119.
14. Строгецкая Е.В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 67-81
15. Хаймпель Г. Вина и задача университета // Отечественные записки. – 2003.- №6.
19. Скиннер К. Коллингвудовский подход к истории политической мысли: становление, вызов, перспективы, http://magazines.russ.ru/nlo/2004/66/skinner4.html
20. История “Новой исторической школы”, http://ethnopsyhology.narod.ru/study/mentality/history.htm
21. Понимание истории, http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st085.shtml
Задание
22. Опишите понятие «понимание»: философское значение. Напишите эссе о феномене собственного понимания.
23. Опишите процесс понимания (прочитав и «поняв» один из текстов обозначенных выше текстов).
24. Подходы к изучению истории. Выберете один из предложенных текстов. Сделайте сообщение на 5–7 минут. В каком из подходов написана история Университетов (на материале текстов разных авторов разных времен см. параграф 1.1, 1.2)? Каковы дефициты/достоинства таких описаний?
Вопросы для обсуждения
25. Выделите в тексте параграфа 1.2. подходы к типологии Университетов. Каковы основания каждой из них?
26. В каком из типов университетов Вы хотели быть студентом и почему?
27. Обозначьте подходы к описанию и пониманию истории Университета вам удалось обнаружить?
Идея классического университета
Литература для самостоятельного изучения
28. Гельмгольц Г. Об академической свободе в немецких университетах // Отечественные записки. – 2003.– №6.
29. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. (Гл. XII), «Школа-Пресс», 1995. – 448с.
30. Гумбольдт В. О принципе подразделения высших научных заведений и их различных видах // Неприкосновенный запас. – 2002. – № 2. С. 10.
31. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов, М.: Логос, 2000. – 431 с. (гл.2.6)
33. Малейчук Г.И. Образования как процесс смены идентичности//Идея университета: парадоксы самоописания: Сб. материалов третьей междунар.конф. «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению»/Центр пробл.развития образ.–БГУ, 2002. – с.43.
34. Фурман М. Вильгельм фон Гумбольдт и Берлинский университет // Вопросы образования, 2010, №3
35. Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. – 2002. – № 5–6(35).
36. Ясперс К. Идея университета. Введение: образ университета. – philos7.narod.ru/Jaspers_University.doc
Задание
37. Прочитайте отрывки из С.И. Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», Ясперс К. «Идея университета. Введение: образ университета». Выделите основные принципы классического университета.
38. Найдите биографию Александра и Вильгельма фон Гумбольдтов. Прочитайте текст С.И. Гессена. Опишите социокультурную ситуацию появления и развития Берлинского университета (университета Гумбольдта).
39. Сравните принципы Британской модели университета и классической модели университета (Л.Г. Ионин, Г. Гельмгольц, Г. Шнедельбах)
40. Сравните британскую, немецкую и французскую модели университета.
41. Подготовьте и прочитайте лекцию в классическом университете.
Вопросы для обсуждения
42. Какова идея и миссия классического университета?
43. Какие принципы лежат в основе проекта классического университета? Какой из них может быть исключён/добавлен?
44. Какова базовая деятельность преподавателя классического университета? Что делает студента классического университета студентом?
45. Как формы организации учебного и внеучебного пространств классического университета соотносятся с содержанием образования?
46. Каковы существенные различия британской, французской и немецкой моделей университетов?