Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отмена валютных ограничений и введение обратимости валют.

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА

(англ. currency policy) - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютно-экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими задачами страны. Направлена на достижение основных целей глобальной экономической политики: обеспечить устойчивыйэкономический рост, сдержать увеличение безработицы и инфляции; поддержать равновесие платежного баланса (см. Глобализация мировой экономики). Направление и формы Валютной политики определяются валютно-экономическим положением страны, тенденциями в развитии мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных этапах выдвигаются конкретные задачи Валютной политики: преодоление валютного кризиса, обеспечение валютно-экономической стабилизации; валютные ограничения, либерализация валютных операций; переход к конвертируемости валюты и т.д. Обоснованием Валютной политики страны служит определённая теория, возведённая в ранг официальной догмы. Юридически Валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями-двусторонними и многосторонними - между государствами по валютным проблемам. Одним из средств реализации Валютной политики является валютное регулирование. Валютная политика определяет подготовку, принятие иконтроль за реализацией решений по валютным проблемам. В зависимости от целей и форм Валютной политики подразделяют на структурную и текущую. Структурная Валютная политика направлена на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ и оказывает влияние на текущую Валютную политику, ориентир, на выполнение краткосрочных мер. Применяются следующие основные формы Валютной политики: дисконтная; девизная; регламентация режима валютных паритетов и валютных курсов; валютные ограничения; валютная интеграция. Дисконтная политика (см. Учетная политика) - изменение учетной ставки центр, банка, направленный на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупногоспроса (см. Спрос совокупный) - с другой. Например, при пассивном платежном балансе и снижении курса национальной валюты повышение процентной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая ставка, и сдерживать отлив капиталов, что способствует улучшению баланса международных расчетов и повышению курса валюты. В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась прежде всего в связи с противоречивостью ее внешней и внутренней целей. Кроме того, изменение процентной ставки не всегда определяет направление международного движения капиталов в силу многофакторности этого процесса. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, периодически порождает войну процентных ставок, т.к. другие страны вынуждены изменять процентные ставки вопреки национальным интересам. Девизная политика (см. Девизы) - метод воздействия на курс национальной политики путем купли-продажи иностранной валюты - проводится преимущественно в форме валютной интервенции. Диверсификация валютных резервов происходит в результате включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных рисков (см. Риски валютные). Эта Валютная политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также покупки валют, необходимых для международных расчетов. Одной из форм Валютной политики является регламентация режима валютных паритетов и валютных курсов. В 1-й половине 70-х гг. в Бельгии, Италии, Франции практиковалась Валютная политика в форме двойного валютного рынка: по коммерческим операциям применялся заниженный курс национальной валюты в целях стимулирования экспорта; по финансовым операциям - рыночный курс для привлечения иностранных капиталов и кредитов. Двойной валютный рынокобеспечил некоторую экономию валютных резервов, т.к. уменьшилась потребность в валютной интервенции. С переходом к плавающим валютным курсам он был ликвидирован и сохранился лишь в некоторых развивающихся странах. Традиционный метод Валютной политики - девальвация и ревальвациявалюты. Как форма Валютной политики периодически используются валютные ограничения - ограничения операций с валютными ценностями. При переходе к конвертируемости валют страны разрабатывают определённый вариант Валютной политики, регламентируя: выбор момента и темп введенияобмена национальной валюты на иностранную; очередность обмена (для резидентов и нерезидентов); вид операций (текущие или финансовые) платежного баланса. Для стран-членов ЕС характерна Валютная политика в форме валютной интеграции и создания Европейского экономического, валютного и политического союза. Развивающиеся страны используют общепринятые формы Валютной политики в целях ослабления валютно-экономической зависимости от более развитых стран и создания условий для развития национальной экономики.

 

В качестве одной из форм валютной политики периодически ис пользуются валютные ограничения - законодательное или ад министративное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валют ными ценностями. Это составная часть валютного контроля, ко торый обеспечивает соблюдение валютного законодательства пу тем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов. При валютных ограничениях в процессе валютного контроля проверя ется наличие лицензий и разрешений, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и от четности по валютным операциям. При валютных ограничениях функции валютного контроля возлагаются обычно на централь­ный банк, а в некоторых странах создаются специальные органы (например, во Франции после второй мировой войны). В России этими органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ, а в роли агентов валютного контроля выступают Федеральная служба России по валютному и экспорт ному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет, федеральные органы налоговой полиции и др. Непосредственные исполнители валютного контроля - уполномоченные коммерчес кие банки, подотчетные Банку России.

Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели: 1) выравнивание платежного ба ланса; 2) поддержание валютного курса; 3) концентрация ва лютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач. Во время подготовки и ведения войн валютные ограничения используются военно-промышленными комплексами для импорта военно-стратегических товаров за счет лимитирования ввоза предметов гражданского назначения. Ва лютные ограничения отличаются дискриминационным характе ром, так как способствуют перераспределению валютных цен ностей в пользу государства и крупных предприятий за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к ино странной валюте. Поэтому немонополизированный сектор обы чно выступает против их введения. Валютные ограничения обычно являются составной частью политики протекционизма и диск риминации торговых партнеров. Немаловажную роль в их ре ализации играют политические мотивы.

В целях давления на другие страны ведущие державы приме няют валютную блокаду.Это экономическая санкция в форме односторонних валютных ограничений одной страны или группы стран по отношению к другому государству, препятствующих использованию его валютных ценностей с целью принудить его к выполнению определенных требований и направленных на под рыв его валютно-экономического положения. Сущность валютной блокады заключается в замораживании валютных ценностей этого государства, хранящихся в иностранных банках, и применении дискриминационных валютных ограничений. Во время и после второй мировой войны Великобритания блокировала банковские счета, на которых хранилась иностранная (в основном английская) валюта стран стерлинговой зоны. Средства с этих счетов могли использоваться только для расчетов между участниками данной валютной группировки. В связи с национализацией Англо-Иранс кой нефтяной компании в начале 50-х годов Банк Англии прекра тил обратимость фунтов стерлингов в доллары для Ирана и реко мендовал Италии и Японии не вести расчеты с этой страной в фунтах стерлингов. В 1956 г. в ответ на национализацию Суэцкого канала банки Великобритании, США и Франции организо вали валютную блокаду в отношении Египта, заморозив его ва лютные счета.

После прихода к власти в Чили в 1971 г. правительства Народ ного единства американские банки блокировали все чилийские авуары в иностранной валюте и организовали кредитную блокаду. В период американо-иранского конфликта в ноябре 1979 г. США блокировали иранские банковские авуары (12 млрд долл.) и ан нулировали некоторые займы, требуя освободить американских заложников, а в конечном счете с целью подрыва экономики страны, которая стала проводить антиамериканскую политику. Во время Фолклендского конфликта 1982 г. Великобритания блокиро вала валютные активы Аргентины, которая затем последовала ее примеру. В январе 1986 г. администрация США объявила валют ную блокаду Ливии, заморозив ее валютные активы в американс ких банках и их филиалах с целью заставить страну отказаться от проводимой ею независимой внешней политики и подчиниться диктату Вашингтона.

Валютные ограничения предусматривают: 1) регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных зна ков и ценных бумаг, 2) запрет свободной купли-продажи иностран ной валюты; 3) концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. В их числе также платеж ные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, драгоценные металлы. В этой связи различаются следующие принципы валютных огра ничений, определяющие их содержание:

  • централизация валютных операций в центральном и упол номоченных (девизных) банках;
  • лицензирование валютных операций - требование предва рительного разрешения органов валютного контроля для приоб ретения импортерами или должниками иностранной валюты;
  • полное или частичное блокирование валютных счетов;
  • ограничение обратимости валют. Соответственно вводятся разные категории валютных счетов: свободно конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным соглашениям, клиринговые, блокированные и др.

Различаются две основные сферы валютных ограничений: теку щие операции платежного баланса (торговые и «невидимые» опе рации) и финансовые (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей).

Формы валютных ограничений отражают их внутреннее содер жание и структуру, различаются по сферам их применения. По текущим операциям платежного баланса практикуются следу ющие их формы:

  • блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоря жаться этими средствами;
  • обязательная продажа валютной выручки экспортеров пол ностью или частично центральному и уполномоченным (девиз ным) банкам, имеющим валютную лицензию центрального банка;
  • ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля). В не которых странах импортер обязан внести на депозит в банк определенную сумму национальной валюты для получения импортной лицензии;
  • ограничения на форвардные покупки импортерами иностран ной валюты;
  • запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;
  • запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностран ной валютой;
  • регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в связи с развитием операций «лидз энд лэгз» в условиях не стабильности валютных курсов. Иногда контролируются авансовые платежи импортеров иностранным экспортерам, устана вливаются ограниченные сроки продажи экспортерами иностран ной валюты на национальную (30 дней), чтобы эти средства не были использованы для спекулятивных операций против на циональной валюты;
  • множественность валютных курсов - дифференцированные курсовые соотношения валют по различным видам операций, товарным группам и регионам.

Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., после отмены золотого монометаллизма и введения валютных ограни чений. Поскольку многие валютные счета были блокированы и степень свободного распоряжения ими была различна, скидки (дисконт) по отношению к официальному курсу валюты колеба лись от 10 до 90% (в Германии).

После второй мировой войны многие страны-члены МВФ в нарушение его Устава практиковали множественность валютных курсов. Во Франции было установлено десять валютных курсов. До середины 60-х годов в Турции наряду с завышенным официальным курсом национальной валюты (1 долл. США = 2,8 лиры) применялись другие дифференцированные курсы: 9 лир по импорту в целях его сдерживания; 4,9 лиры по экспорту меди; 5,6 лиры по экспорту изюма и орехов в целях стимулирования вывоза этих традиционных экспортных товаров страны; 9 лир по вывозу других товаров.

Хотя в большинстве промышленно развитых стран курс валют был унифицирован с введением их конвертируемости, от дельные государства периодически возвращаются к практике множественных валютных курсов в форме двойного валютного рынка.

Завышение курса национальной валюты по определенным то варам или операциям имеет целью удешевить импорт товаров первой необходимости, уменьшить реальные выплаты по внешнему долгу в данной валюте, уменьшить экспорт определенных товаров. Занижение курса преследует противоположные цели. Курсовая разница выступает как премия или скидка по отношению к официальному курсу. Причем за множественностью валютных курсов нередко скрывается фактическая девальвация (так, введение в Турции многоступенчатого курса лиры в июне 1979 г. обернулось фактическим снижением ее курса к доллару на 43,6%). Лицензионная система по импорту ограничивает возможность ввоза товаров. Несмотря на рекомендации об отмене множественности валютных курсов, включаемые в стабилизационные про граммы МВФ, некоторые развивающиеся страны продолжают использовать их для защиты национальной экономики.

В целях экономии иностранной валюты ограничивается ее об мен для резидентов, выезжающих за границу в качестве туристов. Валютные ограничения распространяются на страхование, лицензионные платежи, гонорары, комиссионные вознаграждения, пере­вод прибылей и процентов и другие «невидимые» операции. Формы валютных ограничений по финансовым операциям зависят от направления регулирования движения капиталов.

При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза и «бегства» капитала, стимулированию притока капитала в целях поддержания курса валюты:

  • лимитирование вывоза национальной и иностранной валю ты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;
  • контроль за деятельностью кредитного и финансового рынков: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при предоставлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом, привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля (в частности, на выпуск облигационных займов), чтобы они не повлияли на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в об ращении;
  • ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов в иностранной валюте;
  • принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продажа на валюту. К этой мере прибегали Германия перед второй мировой войной, Великобритания в период и после войны;
  • полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности или разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу. В период мирового экономического кризиса 30-х годов 25 стран прекратили платежи по внешним долгам, а Германия с 1933 г. погашала стерлинговую и долларо вую задолженность немецкими марками, зачисляемыми на блоки рованные счета без права распоряжения ими и обмена на ино странную валюту.

При чрезвычайных обстоятельствах объектом валютных огра ничений является золото. Во время второй мировой войны рын ки золота были закрыты: во Франции - до 1949 г., Великобрита нии - до 1954 г., в Нидерландах - до 1968 г. В США в течение 40 лет с 1934 г. были запрещены операции с золотом для физических и юридических лиц.

При активном платежном балансе в целях сдерживания как притока капиталов в страну, так и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютных и кредитных ограничений по финансовым операциям:

  • депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков. В ФРГ в 1978 г. мини мальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в центральном банке, были повышены до 100% прироста иностранных обязательств банков. В Японии эта норма была повышена в марте 1978 г. с 50 до 100%, чтобы приостановить приток долларов в страну, а в декабре 1978 г. снижена до 50% после объявления программы США по поддержке доллара, с фев раля 1979 г. отменена, за исключением 0,25%;
  • запрет на инвестиции нерезидентов и продажи националь ных ценных бумаг иностранцам. В Швейцарии в 1972-1974 гг. частично, а с февраля 1978 г. до конца 1979 г. почти полностью была запрещена продажа краткосрочных швейцарских ценных бумаг нерезидентам. В ФРГ в январе 1978 г. была запре щена продажа иностранцам национальных ценных бумаг сро ком от 2 до 4 лет. В Японии запрет на покупки нерезидентами краткосрочных облигаций в иенах был временно введен в марте 1978 г.;
  • обязательная конверсия займов в иностранной валюте в на циональном центральном банке (практиковалась в Швейцарии);
  • запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностран цев в национальной валюте. Подобный запрет действовал в Швей царии с ноября 1974 г. по февраль 1980 г. с целью перераспределе ния капиталов из страны на рынок еврошвейцарских франков и снижения курса национальной валюты;
  • введение отрицательной процентной ставки по вкладам нере зидентов в национальной валюте (от 12 до 40% годовых). При этом проценты платит либо вкладчик банку, либо банк, заин тересованный в привлечении вкладов в иностранной валюте, вы плачивает сам государственному валютному учреждению. Такую меру применяли в разное время Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Швейцария (в 1972-1979 гг.) с целью сдерживания притока капи талов. Так, в Швейцарии в 1978 г. ставка «негативных» процентов составляла 10% в квартал по вкладам нерезидентов в швейцарских франках на сумму свыше 5 млн фр.;
  • ограничение ввоза валюты в страну. Впервые эта мера бы ла введена в Швейцарии в 1976-1977 гг. Затем банковский за кон 1979 г. запретил банкам хранить банкноты в швейцарских франках в сейфах, арендуемых иностранцами, держать чеки на крупные суммы, выписанные на их имя по приказу иностранных клиентов;
  • ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам. В Швейцарии эти ограничения практиковались с но ября 1974 г. по март 1980 г., затем они были смягчены: по продаже франков на срок до 10 дней лимит был увеличен с 20 до 40% от суммы сделки по состоянию на 31 октября 1974 г., по сделкам на более длительный срок - с 50 до 80%;
  • схема принудительных депозитов. Эта мера применялась в ФРГ с марта 1972 г. по сентябрь 1974 г. Фирмы, активно прибегавшие к еврокредитам, по которым ставки были ниже, чем в стране, должны были помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в Немецком федеральном банке.

Таким образом, валютные ограничения в ряде случаев перепле таются с кредитным и торговым регулированием. Их арсенал разнообразен, неэффективные формы заменяются более приспособленными к особенностям валютно-экономического положения страны и конкуренции на мировом рынке.

Влияние валютных ограничений на валютный курс и МЭО. Оно различно по степени и направленности в зависимости от форм ограничений и валютно-экономического положения отдельных стран и мировой экономики в целом. В ряде случаев это фактор воздействия на конкурентоспособность товаров наряду с ценами, условиями поставки и качеством послепродажного обслуживания. Следствием валютных ограничений является поддержание на определенном уровне официального валютного курса. Однако на свободном рынке устанавливается параллельный, более высокий, чем официальный, курс иностранной валюты, а на нелегальном («черном») - еще более высокий ее курс.

После второй мировой войны, несмотря на жесткие валютные ограничения в ряде стран Западной Европы, курс их валют сни жался. А курс валют Швейцарии, Японии, ФРГ, несмотря на контроль за притоком капиталов, стремительно повышался. От носительно действенным средством сдерживания притока ино странного капитала в Швейцарию оказались ограничения на фор вардные продажи швейцарских франков нерезидентам, а также отрицательные процентные ставки по их счетам. Однако распрост ранение негативных процентов на счета во франках иностранных центральных банков в Швейцарии оказалось неэффективным, по скольку доля швейцарского франка в международной валютной ликвидности невелика. В ФРГ введение отрицательных процент ных ставок не дало значительных результатов, так как рынок ссудных капиталов в этой стране более открытый, чем в Швей царии. Увеличение норм обязательств резервов в 1978 г. до 100% прироста иностранных обязательств банков ФРГ дало возмож ность изъять 1/3 притока иностранных валют.

Программа добровольных ограничений и сменившая ее сис тема регулирования всех форм вывоза капитала из США не приве ли к уменьшению объема зарубежных кредитов американских банков.

Противоречивость валютных ограничений по финансовым опе рациям состоит в одинаковом их воздействии как на нежелатель ное перемещение «горячих» денег, «бегство» капитала, так и на нормальные потоки краткосрочных капиталов.

Лимитирование обмена национальной валюты на иностранную для туристов, отправляющихся за рубеж, стимулирует спекулятив ные операции на «черном» валютном рынке.

Валютные ограничения дают кратковременный положитель ный результат. Так, если отмена валютных ограничений в сентяб ре 1968 г. облегчила «бегство» 15 млрд франц. фр. из Франции, то после их восстановления отлив капиталов резко сократился и саль до движения краткосрочных капиталов стало положительным. В конечном счете валютные ограничения отрицательно влияют на МЭО в целом, в частности затрудняя развитие экспорта. Экспор теры, не имея уверенности в получении иностранной валюты, стремятся уклониться от сдачи валютной выручки девизным бан кам по невыгодному для них официальному курсу национальной валюты посредством:

  • манипулирования ценами в счетах-фактурах (двойной конт ракт). Например, экспортер по договоренности с импортером занижает официальную цену для прохождения таможенного конт роля по сравнению с реальной валютной выручкой. Разница зачис ляется на счет физического лица или подставной фирмы в ино странном банке;
  • продажи товара в третьи страны, чьи валюты не подлежат сдаче;
  • писем адвокатов, которые аргументируют просьбу фирмы-экспортера не сдавать часть валютной выручки государству в свя зи с необходимостью оказать поддержку своему заграничному отделению;
  • взяток, в частности в виде ценного подарка или услуги. Органы валютного контроля строго следят за соблюдением соответствующего законодательства, ценами, счетами, приме няют штрафы и санкции при нарушениях. Однако большин­ство юридических и физических лиц предпочитают подвергаться санкциям, но не потерять выгодного контрагента. Вопреки ва лютным ограничениям государство делает ряд уступок крупным фирмам.

Международные операции ТНК - явные и скрытые - сводят на нет валютные и другие ограничения, поскольку их внутрикор поративный товарооборот развивается вдвое быстрее, чем миро вая торговля.

Валютные ограничения способствуют временному выравнива нию платежных балансов отдельных стран, хотя ограничение об ратимости валют фактически аннулирует принцип наибольшего благоприятствования. Применение множественности валютных курсов усиливает дискриминацию торговых партнеров.

Объективная необходимость снятия валютных барьеров в МЭО порождает тенденцию к межгосударственному регулирова нию валютных ограничений. Однако этому фактору противостоит национальный протекционизм как средство конкуренции, направ ленной против торговых партнеров.

Эволюция валютных ограничений и переход к конвертируемости валют: мировой опыт. Впервые валютные ограничения стали при меняться в годы первой мировой войны в воюющих странах. В период частичной и временной стабилизации в 1924-1928 гг. они были отменены. В условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., особенно с 1931 г., валютные ограничения получи ли широкое распространение в связи с ухудшением платежных балансов многих стран, «бегством» капитала, крушением золотого стандарта, обесценением валют. Введение валютных ограничений в сфере движения капиталов и выплат государственных и частных долгов узаконило банкротство 25 государств-должников. Валют ные ограничения активно использовались странами фашистской оси для концентрации валютных ресурсов в руках государства в целях финансирования подготовки и ведения второй мировой войны.

С началом второй мировой войны валютные ограничения рас пространились почти на весь мир. После войны валютные ограни чения отсутствовали лишь в США, Швейцарии, Канаде; некоторые страны Латинской Америки сохранили свободу валютных опера ций под давлением монополий США, заинтересованных в бес препятственном переводе капиталов и прибылей от своих инвести ций в этом регионе.

Новым явлением в послевоенный период стало межгосударст венное регулирование валютных ограничений через МВФ. Опира ясь на Устав МВФ, США добивались от стран-членов отмены валютных ограничений по текущим операциям и введения об ратимости валют. Но в условиях послевоенной разрухи, кризиса платежных балансов, истощения валютных резервов это требова ние встретило противодействие Западной Европы и Японии. Ста тья XIV предусматривает переходный период, в течение которого в стране сохраняются валютные ограничения. Кроме того, Устав Фонда предусматривает возможность и в ряде случаев обязанность стран вводить валютные ограничения по движению капита лов в условиях нестабильности экономики. Более того, возмож ность получения кредита в Фонде поставлена в зависимость от эффективности использования валютных ограничений для вырав нивания платежного баланса страны. Ежегодно проводятся кон сультации экспертов Фонда с соответствующими странами по проблемам валютных ограничений. Это объясняется тем, что страны прибегают к таким ограничениям в целях защиты эконо мики от кризисных потрясений.

Валютные ограничения препятствуют использованию нацио нальных валют в международных расчетных, валютных и кредит ных операциях и свободному обмену их на иностранные валюты. Валюта считается неконвертируемой, если государство-эмитент (или его уполномоченный орган) ограничивает или запрещает ее обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса. Официальное запрещение свободно распоряжаться сред ствами на валютных счетах в банках для достижения определен ных экономических или политических целей называется блоки­рованием счетов. Эта мера применяется при валютных ограниче ниях и в качестве санкции к другим странам, а также по судебному иску к владельцу счета. При валютных ограничениях блокирова ние счетов направлено на сдерживание «бегства» капиталов за границу.

С практикой валютных ограничений связано понятие «блоки рованная валюта» - валюта на счетах в банках, использование которой запрещено или ограничено органами государственной власти. По согласованию с владельцем счета при валютных огра­ничениях устанавливается ограниченный режим использования средств на банковском счете - клиринговом, или счете специаль ного назначения. Для физических и юридических лиц, находящих ся за пределами страны пребывания банка, вводятся внешние счета (для нерезидентов) с особым режимом использования ва лютных средств. В целях воздействия на курс национальной валю ты, на движение капиталов процентные ставки по этим счетам дифференцируются вплоть до установления отрицательных проце нтов.

В первые годы после второй мировой войны только США и Швейцария взяли обязательство поддерживать конвертируе мость своих валют, т.е. свободный обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса. Причем конвертиру­емость их валют распространялась на резидентов (внутренняя) и нерезидентов (внешняя). Внутренняя обратимость валют дает право гражданам и организациям данной страны осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограниче ний. Внешняя конвертируемость валют означает возможность для иностранных граждан и организаций свободно переводить и конвертировать средства в данной валюте. Конвертируемость валю ты - необходимое условие интеграции страны во всемирное хозяйство и международное разделение труда, так как интернаци онализация хозяйственных связей требует взаимосвязи рынков товаров, услуг, капиталов, валют.

Частичная обратимость валют сохраняется и при валютных ограничениях. Это проявляется в наличии валютных счетов с раз ным режимом для резидентов и нерезидентов. Соответственно различаются дифференцированные категории банковских счетов: внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны); по двухсторонним правительственным соглашениям; блокированные; конвертируемые (полностью или частично). Ва люты с промежуточным режимом обмена на иностранные денеж ные единицы называются частично конвертируемыми. В этом случае конвертируемость распространяется на определенных дер жателей данной валюты или имеет региональный характер (огра ничивается определенным кругом стран, например, в валютной группировке - зоне французского франка африканские валюты свободно обмениваются на французскую).

После второй мировой войны Великобритания заключила с ря дом государств соглашения об открытии им переводных счетов, с которых фунты стерлингов переводились на счета только этих государств. В 1954 г. этот режим был распространен на все ино странные государства, что расширило сферу конвертируемости английской валюты. ФРГ (с 1954 г.), Италия, Франция (с 1957 г.), а затем и другие участники ЕПС открыли подобные счета в рамках соглашений о платежах в ограниченно конвертируемой валюте. Под давлением США некоторые страны долларовой зоны вынуж дены были поддерживать конвертируемость своих валют в ин­тересах американских инвесторов. Канада ввела такой тип об ратимости в 1952 г.

Проблема восстановления конвертируемости валют Западной Европы, Японии стала фокусом, в котором сосредоточились по слевоенные валютные противоречия. США настойчиво добивались введения обратимости западноевропейских валют, чтобы содей­ствовать экспансии национальных монополий. Особенно остро стоял вопрос о восстановлении обратимости фунта стерлингов. Под натиском американского капитала Великобритания в качестве платы за заем, полученный от США в 1946 г. (3,7 млрд долл.), в июле 1947 г. восстановила свободный размен фунта стерлингов на доллары, что привело к локальному валютному кризису. Через 35 дней 21 августа 1947 г. в стране были восстановлены еще более жесткие валютные ограничения. Негативный опыт Великобрита нии свидетельствует о необходимости создания условий для пере хода к конвертируемости валюты. Несмотря на нажим США, страны Западной Европы стали постепенно отменять валютные ограничения лишь с конца 1958 г. Этот процесс в ЕС растянулся до 1992 г.

Отмена валютных ограничений и введение обратимости валют.

Мировой опыт перехода к конвертируемости национальной валю ты позволяет выделить узловые проблемы этого процесса:

  • выбор момента и темпа введения обмена валюты;
  • для кого - резидентов или нерезидентов и в какой последо вательности;
  • по каким операциям - текущим операциям платежного баланса или финансовым.

Первая проблема. Истории валютных отношений известны две модели - шоковый и постепенный переход к конвертируемости валюты по мере создания необходимых предпосылок. Первый - волюнтаристский - вариант (Турция, страны Восточной Европы, Россия) сопровождается падением курса национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, так как растет спрос на иностранную валюту. Подобная девальвация удорожает импорт, что усиливает инфляцию и увеличивает валютные потери при погашении внешнего долга в иностранной валюте. Что касает ся стимулирующего влияния девальвации на экспорт, то оно про является лишь при наличии экспортных конкурентоспособных то варов.

Второй вариант, т.е. поэтапный переход к конвертируемости валюты (опыт стран Западной Европы, Японии), имеет преимуще ство перед шоковым вариантом, так как основан на увязке усло вий функционирования национального и мирового рынков, в част­ности ценообразования, и подготовки предпосылок. Основными предпосылками введения обратимости валюты являются: стаби лизация экономики, сокращение дефицита государственного бюд жета, сдерживание инфляции, уменьшение дефицита платежного баланса, урегулирование внешней задолженности страны, накоп ление официальных валютных и золотых резервов, нормализация социально-политической обстановки в стране.

Вторая проблема - определение последовательности введения конвертируемости валюты для резидентов и нерезидентов. Судя по мировому опыту, обычно предпочтение отдается вначале иностранным партнерам с целью заинтересовать их в равноправном сотрудничестве.

Третья проблема касается выбора операций, по которым вво дится обмен валюты. С декабря 1958 г., когда сложились объек тивные экономические предпосылки, страны Западной Европы ввели частичную обратимость валют, отменив валютные огра ничения по текущим операциям платежного баланса для нере зидентов. Технически это было осуществлено путем слияния пе реводных и свободно конвертируемых счетов в одну категорию «внешние счета иностранцев». В феврале 1961 г. эти страны от менили валютные ограничения также для резидентов.

При Бреттонвудской системе валюта считалась конвертиру емой, если страна отменила валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса и не препятствовала ее обмену на другие валюты и использованию в международных расчетах. Тре бования Устава МВФ того периода не распространялись на фина нсовые операции (движение капиталов). Следовательно, домини рующий критерий конвертируемости валюты - отсутствие ва лютных ограничений по текущим операциям.

Лишь с середины 70-х годов постепенно в течение почти 20 лет с определенными интервалами страны распространили конвер тируемость своих валют на финансовые операции. Это объясня ется тем, что международная миграция капиталов, включая прямые и портфельные инвестиции, сделки с ценными бумага ми, кредитные операции, значительно опережает движение то варов и услуг, что оказывает существенное влияние на платежный баланс и валютный курс. Поэтому отмена валютных ограничений по финансовым операциям происходит медленно и неравномер но; периодически они возобновляются с целью защиты нацио нальной экономики. Со второй половины 60-х годов и в 70-80-е годы в условиях переплетения структурных кризисов либерали зация валютных отношений сменилась валютным протекцио низмом в форме барьеров на пути движения товаров и капиталов. Этот процесс отличается неравномерностью, что усиливает межстрановые разногласия. В 1971-1973 гг.ФРГ, Франция, Швей цария, Бенилюкс, Испания ввели валютные ограничения с целью сдерживания притока капиталов. В июне 1972 г. Великобрита ния впервые ввела валютные ограничения по движению капиталов в отношения со странами стерлинговой зоны с целью сдержи вания «бегства» капитала в условиях перехода к режиму пла вающего курса фунта стерлингов. Массовый переход к режиму плавающих валютных курсов с марта 1973 г. означал ослабле ние валютных ограничений и контроля за международными фи нансовыми операциями, хотя при кризисной ситуации он уси ливается.

Эволюция валютных ограничений по финансовым операциям США также отражает переплетение противоположных тенденций. В начале 60-х годов в связи с ухудшением платежного баланса и позиций доллара США ввели ограничения на вывоз капитала в следующих формах:

  • «уравнительный» налог (1963 г.) на доходы американских граждан и фирм от инвестиций в иностранные ценные бумаги, предназначенный для уравнивания их с доходами от американских ценных бумаг с целью ограничить вывоз капитала. Здесь валют ные ограничения переплелись с налоговым регулированием;
  • программа «добровольного ограничения» международных кредитов американских банков в пределах 5% их годового роста (1965 г.). С 1968 г. эта программа была заменена контролем над всеми формами вывоза капитала из США.

В 1976-1978 гг. была принята поправка к Статье IV Устава МВФ, которая зафиксировала, что одной из задач мировой валют ной системы является обеспечение свободного движения капита лов. С переходом к Ямайской валютной системе (1976-1978 гг.) в измененном Уставе МВФ введено новое понятие «свободно используемая валюта», т.е. валюта, широко применяемая в меж дународных расчетах и операциях мировых валютных рынков. МВФ отнес к этой категории доллар, марку, иену, фунт стер лингов и французский франк, которые входят в валютную корзину СДР.

США первыми начали дерегулирование (либерализацию) де нежного, кредитного, валютного, финансового рынков, чтобы по высить престиж доллара и привлечь иностранных инвесторов. С 1974 г. США отменили контроль за вывозом капитала и не восстанавливали его даже в период ухудшения позиций доллара. США активно использовали либерализацию движения капиталов в условиях повышения процентных ставок и курса доллара для привлечения иностранных капиталов в ущерб своим торговым партнерам.

По Римскому договору (1957 г.) либерализация валютных операций была обязательной в той мере, в какой она необходима для нормального функционирования «Общего рынка». Поэтому к 1989 г. - моменту принятия «плана Делора» лишь в Великоб ритании и ФРГ валютные ограничения отсутствовали. ФРГ, от менив валютные ограничения в начале 60-х годов, практически избежала их последние 40 лет. Глобальная либерализация 80-х годов охватила и ее. С 1984 г. были отменены ограничения на валютные операции банков: немецким банкам разрешены опера ции «своп» и сделки в ЭКЮ, отменен налог на проценты по немецким облигациям, принадлежащим нерезидентам.

Валютные ограничения в Великобритании, введенные в 1939 г., постепенно (с конца 1958 г.) были в основном ликвидированы к концу 1979 г. В ответ на возросшую американскую конкуренцию в 80-х годах был совершен «большой лондонский скачок»: широ кая либерализация финансового рынка с целью привлечения ино странного капитала.

Во Франции, несмотря на введение конвертируемости франка в 1958-1961 гг., традиционно сохранялась государственная рег ламентация международных валютных, кредитных, финансовых операций. Попытки их дерегулирования (в 1967 г., начале 70-х годов и особенно в 1978-1980 гг.) были безуспешны в силу внутренних и международных событий. В связи с ухудшением валютно-экономического положения страны в 1981 г. восстановле ны, а в 1983 г. усилены валютные ограничения с целью сокращения дефицита торгового баланса и сдерживания отлива капитала. С ноября 1984 г. они были постепенно ослаблены. К 1989 г. во Франции, Италии, Дании, несмотря на ослабление валютных ба рьеров, сохранялись ограничения на открытие банковских счетов за границей. В Бельгии и Люксембурге практиковался двойной валютный курс (для коммерческих и финансовых сделок). В Испа нии, Португалии, Греции, Ирландии также существовали валют ные ограничения.

План создания экономического и валютного союза (1989 г.) предусматривал полную либерализацию движения капиталов в Европейском союзе (ЕС). Франция, Италия, Дания, Нидерланды отменили в 1990-1992 гг. практически почти все валютные огра ничения, а Бельгия и Люксембург - двойной валютный курс. Ослаблены валютные ограничения в Испании. Поэтапная либера лизация валютного режима в Ирландии, Португалии, Греции в основном завершилась в 1994 г. в соответствии с Маастрихтским соглашением о создании Европейского союза, вступившим в силу в ноябре 1993 г.

Японский опыт перехода к конвертируемости валюты отлича ется тщательной подготовкой предпосылок, осторожностью и прагматизмом. Жесткие послевоенные валютные ограничения были постепенно отменены лишь к 1980 г. в основном по текущим операциям, но сохранены по финансовым. Для выпуска еврооб лигаций в иенах и сделок на рынке капиталов требуется разреше ние министерства финансов. Резиденты обязаны сообщать орга нам валютного контроля сведения о международных кредитах, гарантиях, прямых иностранных инвестициях, продаже и эмиссии ценных бумаг за границей. Министерство финансов имеет право в течение 20 дней рекомендовать изменить условия сделки или аннулировать ее. Участие японских банков в международных бан ковских консорциумах по предоставлению евродолларовых креди­тов также подлежит регламентации. Несмотря на либерализацию валютных операций, сохраняются резервные протекционистские меры, которые японские фирмы добровольно используют.

Таким образом, валютные ограничения - составная часть общеэкономической и валютной политики. При переходе к конвер тируемости валюты большинство стран предпочли вариант, кото рый обеспечивает ее стабилизацию, а не стремительное падение курса. Постепенно расширяется число стран, присоединившихся к Статье VIII Устава Фонда: в 1965 г. - 27, в 1978 г. - 46, (1/3 стран - членов МВФ), в 1985 г. (апрель) - 60 (40%), в 1994 г. (апрель) - 88 (49%), в 1999 г. - 147 (80%), в том числе Россия с июня 1996 г. В этом проявляется ориентация современной ва лютной политики развитых стран на рыночный механизм конкуренции и регулирования валютных операций. Дерегулирование валютных операций сочетается с сохранением валютного конт роля для надзора и учетно-статистических функций.

Расширение Центробанком РФ плавающего коридора бивалютной корзины до 4 рублей фактически не окажет влияния на волатильность курса рубля, поскольку обычное колебание стоимости корзины в течение дня составляет всего 7-11 копеек. Об этом говорится в еженедельном обзоре Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (ЦЭИ МФПА).

Напомним, что с 13 октября для повышения гибкости курса Банк России изменил параметры курсовой политики, расширив, в частности, плавающий коридор бивалютной корзины до 4 рублей (по 50 копеек в обе стороны). Теперь диапазон колебаний курса рубля составляет от 32,9 до 36,9 рубля за бивалютную корзину (то есть 0,55 доллара и 0,45 евро).

Авторы обзора напоминают, что помимо плановых интервенций, которые ориентируются на цену на нефть и благодаря которым в стране растет денежное предложение (в сентябре 2010 года в рамках таких интервенций ЦБ продал $1,17 млрд и 207,7 млн евро), Банк России внутри коридора проводит также другие типы интервенций, направленные на сглаживание колебаний до того, как курс столкнется с границей коридора. «Именно они определяют волатильность курса рубля», — подчеркивают экономисты ЦЭИ МФПА.

«Банк России не готов (да ему и не разрешат) допустить суточное изменение курса сразу на 4 рубля от одной границы коридора к другой, — говорится в обзоре. — В 2010 году максимальное колебание, которое Банк России посчитал допустимым, составило 77 копеек. Да и то столь большое значение компенсировало продолжительные праздники с 1 по 11 января. Нормальное среднерыночное колебание стоимости бивалютной корзины варьируется в диапазоне от 7 до 11 копеек. По этой причине объявленное расширение интервала колебаний играет номинальную роль».

Фактический рост волатильности рубля начнется только после пересмотра параметров интервенций внутри коридора, отмечают авторы обзора. «С одной стороны, это приблизит искусственную динамику курса рубля к реалиям свободного рынка, — прогнозируют они. — С другой стороны, волатильность останется на приемлемом уровне. Регулярное обновление параметров интервенций и коридора совместно с развитием рынка валютных производных инструментов позволят через пару лет отказаться от концепции коридора и перейти к политике нерегулярных дискреционных интервенций».

    Банк России признался в новом сдвиге плавающего коридора бивалютной корзины, что стало сюрпризом для дилеров, и заверил, что, несмотря на текущее ослабление рубля, вероятность его укрепления выше, чем снижения. "Вчера в результате накопления 650 млн долл. объема продаж валюты Банк России сдвинул границы плавающего коридора на 5 копеек вверх", - сообщил сегодня на пресс-конференции член совета директоров Центробанка Сергей Швецов, сообщает Reuters. Таким образом, теперь границы плавающего коридора Банка России находятся теперь, по оценкам дилеров, на уровне 32,85-36,85 руб. Дилеры отмечают, что таким образом регулятор пытается либерализовать курсовую политику, сделать свои операции менее очевидными для рынка и в то же время повысить волатильность курса рубля. При этом эксперты отмечают, что признание регулятора о расширении на 5 копеек коридора корзины стало полной неожиданностью для игроков, не заметивших этого сдвига. "Снова никто не понимает схему, почему раньше он продавал и покупал на границах, а теперь речь идет о накопленных интервенциях", - отмечает аналитик банка "Зенит" Александр Карпов. Некоторые аналитики вообще увидели в действиях Банка России завуалированное участие в мировых валютных войнах. "Чем чаще они повторяют, что не участвуют в валютных войнах, тем больше сомнений закрадывается", - отмечает дилер крупного банка. Правда, представители российского регулятора это опровергают. "В последнее время в связи с оттоком капитала и расширением волатильности в мире, идет ослабление рубля в реальном выражении. Если условно говорить о валютных войнах, пока Россия в них не участвует, но тем не менее наша валюта ослабляется, - отметил сегодня С.Швецов. - Относительно дальнейшего потенциала ослабления рубля, я бы сказал, что скорее есть потенциал к укреплению, нежели к ослаблению". Говоря о дальнейшей курсовой политике, представитель Банка России снова повторил, что в планах Центробанка - сокращать объем накопленных интервенций. "Дальнейшие перспективы валютной политики на три года - расширение коридора, снижение объема накопленных интервенций для сдвига интервала на 5 копеек", - отметил С.Швецов, добавив, что регулятор готовит систему к повышению волатильности валютного курса", - сказал он.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.