Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Порядок организации и проведения референдумов в демократических странах.



Организация и проведение референдума. Референдум проводится по установленным законом правилам, нормам. Право участия в рефе­рендуме, как правило, имеют все, кто обладает избирательными права­ми. Инициатива проведения общенационального референдума обычно принадлежит некоторым высшим и региональным государственным органам, группам депутатов и определенному числу избирателей. Во Франции — это президент; в Италии — не менее 5 из 20 областных советов или полмиллиона избирателей, поставивших свои подписи под соответствующим требованием; в Венгрии — президент, правительст­во, не менее 50 депутатов или 50 тыс. избирателей, хотя решение о проведении общенационального референдума принимает парламент — Государственное собрание; в Болгарии решение о проведении такого референдума принимает парламент — Народное собрание, а дату после этого определяет президент; в Словакии соответственно — президент, если имеется решение Национального совета, принятое по инициативе правительства или депутатов, или требование не менее 350 тыс. изби­рателей.

Для нормального проведения референдума очень важно правильно определить его предмет и корректно поставить вопрос для голосования. В одних странах (например, в Швейцарии) практически нет ограниче­ний круга вопросов, которые могут выноситься на референдум; в дру­гих — такие ограничения имеются (например, в ч. 2 ст. 75 Конституции Италии говорится, что «референдум не допускается в отношении зако­нов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, об одобрении ратификации международных договоров»). Обычно на референдум не выносятся вопросы бюджета, кадров, общественного порядка, здравоо­хранения, а также те, ответы на которые заранее очевидны (например, о повышении заработной платы, пенсий, стипендий или понижении налогов). Не проводятся референдумы о мерах чрезвычайного, военно­го и осадного положения. На референдум могут выноситься как один, так и два или несколько вопросов.

Сама постановка вопросов на референдуме может носить двоякую форму («формула референдума»): в первой перед голосующим ставит­ся вопрос о его согласии или несогласии, например, с предлагаемым законопроектом или его частью, тем или иным решением, мероприяти­ем и т.д., на который он должен ответить «да» или «нет»; во второй —голосующему предлагается выбрать из двух или более вариантов реше­ния вопроса один, за который он высказывается, либо отвергнуть все (в ряде случаев более мягкий вариант, когда разрешается давать поло­жительный ответ на два или более вопроса, а одобренным признается вариант, получивший относительное или абсолютное большинство го­лосов).

Условия и порядок проведения референдума в целом совпадает с условиями и порядком проведения выборов. Подведение итогов рефе­рендума также связано прежде всего с признанием их действительны­ми. Для этого необходимо отсутствие таких нарушений закона, кото­рые способны существенно повлиять на результаты референдума, обес­печение установленного уровня участия избирателей в референдуме (обычно большинство две трети или даже три четверти зарегистриро­ванных избирателей), но иногда и получение необходимого числа го­лосов (чаще всего абсолютного или относительного большинства) для принятия положительного или отрицательного решения.

Высоко оценивая место и роль референдума в демократической системе, нельзя и преувеличивать, и тем более абсолютизировать их. Референдум, всенародные опросы и обсуждения, в отличие от выборов, не являются универсальными, всеобщими институтами демократии. С одной стороны, существует немало стран с развитой демократичес­кой системой, в которых референдумы вовсе не проводятся либо про­водятся крайне редко (Нидерланды, Бельгия, Великобритания). В США референдумы никогда не проводились на федеральном уровне. С другой — референдум, проводимый вне свободы и гласности, реального политического и идеологического плюрализма не может служить формой и показателем действительного волеизъявления народа. В своих антидемократических целях референдумы могут использовать и авторитарные, и тоталитарные режимы, что и имело место, в частнос­ти, в фашистской Германии. Говоря о месте и роли референдума и некоторых других форм волеизъявления народа, нельзя также не учи­тывать, что далеко не все вопросы общественной и государственной жизни целесообразно выносить на референдум, ибо от широких масс избирателей нельзя требовать, чтобы они были компетентными в при­нятии решений по многим сложным и специальным вопросам.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.