Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Спасо-Суморин монастырь

(историческая справка)

 

Эта обитель основана преподобным Феодосием, Тотемским чудотворцем. Первоначальник её - преподобный Феодосий был постриженником Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. У раки преподобного Димитрия возносил он к Богу горячие молитвы в судьбоносные моменты своей жизни и принял дух его и принес на тотемскую землю, где просиял подвигом и упокоился своими святыми мощами. Дни памяти по новому стилю: 10 февраля (день успения) и 15 сентября (обретение святых мощей).

Монастырь получил свое название от главной в нем Спасо-Преображенской церкви и фамилии основателя его преподобного Феодосия Суморина. Род Сумориных происходил из Вологды, где и родился преподобный в годы царствования великого князя Василия Ивановича (царствовал с 1505 г. 27 окт. по 1533 г. 4 дек.).

Отрок по летам, Феодосий казался мудрым и сдержанным подобно старцу, не выходя из повиновения своим родителям, он думал об угождению Богу. В XVI веке окрестности Вологды были наполнены иноческими обителями, которые привлекали юношу, склонному к монашеству по своему характеру и воспитанию. Но исполняя Божественную заповедь о почитании родителей, он вступил в брак, где вскоре родилась дочь Марина. Однако семейная жизнь с её попечениями не изменила глубокое внутреннее стремление к иноческой жизни. Вскоре по смерти родителей и супруги преподобный Феодосий смог его исполнить. Все свое имение он передал родственникам, на попечении которых осталась его дочь, и принял постриг от игумена Спасо-Прилуцкого монастыря.

Исполнив свое сердечное желание, новый инок с великой радостью проходил все монастырские послушания: рубил дрова, носил воду, молол муку, пек хлебы, трудился на поварне. Он старался во всем подражать преподобному Димитрию, также как он употреблял в пищу только хлеб и воду, и то в малом количестве. В это время Прилуцкий монастырь, как сказано в житии преподобного, "в великом расхищении бысть от нахождения" казанских татар, что случилось, по местной Вологодской летописи, в конце лета 1539 года. Пострадали и окрестные монастырские села, на их устройство и был послан преподобный Феодосий. За этим занятием провел он около трех лет ("многое время пребысть безо всякого преслушания"). Затем, "видя его прилежание к делу разумна и великие труды неотложны", игумен и братия Прилуцкого монастыря решили послать Феодосия против его желания "на службу на приказ во град глаголемую Тотму, на строение там своего соляного промысла", разоренного татарами тоже в конце лета 1539 года.

После продолжительной, усердной молитвы при гробе преподобного Димитрия, преподобный Феодосий отправился в Тотьму, где с великим усердием принялся за исполнение порученному его дела. Управление его было таково, что никогда Спасо-Прилуцкий монастырь не получал от варниц столько выгоды, как при нем. При этом также и рабочие были обеспечены и довольны, за что они глубоко почитали нового управителя.

В Тотьму преподобный Феодосий прибыл не позднее января 1543 года, еще в то время, когда оставшиеся в живых жители решились, наконец, возобновить город, устроив вокруг его новый посад, в который переселялись и жители из старого посада от варниц. "Посад, и церкви Божий, и всякое строения в нем еще не исполнилось".

Преподобный Феодосий поселился "во граде", то есть в крепости, где была осадная изба Прилуцкого монастыря, и отсюда в первое время ходил на Варницы для наблюдения за работами, а затем, когда был возобновлен там монастырский двор "для приезду на приказ монастырских старцев и служек", переселился в старый посад. Здесь преподобный Феодосий наблюдал в первое время за устройством варниц и деревень Прилуцкого монастыря, а потом - за солеварением, прожил всего около десяти лет.

Но не хозяйственная жизнь занимала все помыслы преподобного Феодосия, глядя на пылающий огонь и кипящий рассол говорил он сам себе: «Феодосии, терпи этот жар и огонь, чтобы избежать огня геенского, трудись в поте лица над солью вещественной, чтобы иметь в себе соль духовную и сохраниться от тления греховного».

Тяготясь своими совершенно мирскими занятиями и видя, что в окрестностях нет монастыря, преподобный Феодосий решился отказаться от наблюдения за солеварением, удалиться в окрестные леса и построить там монастырь. Эта мысль зародилась у него вскоре же по прибытии в Тотьму, но общая разруха и сложные работы, возложенные на него монастырским послушанием, надолго затянули исполнение ее. В окрестных лесах, в двух верстах от города, ему понравился мыс между двух речек, Ковдой и Песьей Деньгой, где он и решил построить монастырь. Это место, по названию пустошь Симакинская, принадлежало вдове Марье Григорьевой Киселевой, рожденной Истоминской, к которой преподобный Феодосий и обратился с просьбой уступить ему это место под постройку монастыря. Последняя, благодаря усиленным просьбам преп. Феодосия, согласилась отдать ему пустошь со всеми угодьями. 10-го августа 1553 года написала ему "данную" от своего имени и детей на владение пустошью с тем условием, что он устроит здесь монастырь, в противном же случае пустошь снова переходит к ней во владение.

Заручившись таким документом, Преподобный поспешил в Прилуцкий монастырь, испросил у игумена увольнение и благословение на устройство нового монастыря. Игумен дал ему благословление на создание новой иноческой обители, преподал ему некоторые духовные наставления от Божественного Писания и отпустил с миром. Получив благословение игумена, Преподобный поспешил в церковь преподобного Димитрия и с сердечными слезами и теплою молитвой испрашивал у чудотворной его раки незримого благословения на предлежащий подвиг.

Осенью того же он года возвратился в Тотьму рекою Сухоною. По прибытии на место сначала преподобный Феодосий устроил временный шалаш, а потом для зимы поставил деревянную келью, в которой и поселился. Посадские жители, осведомленные о намерении преподобного Феодосия, помогли ему в исполнении его: от имени всех горожан написали прошение царю, в котором просили государя разрешить старцу Феодосию Суморину построить вблизи города Тотьмы монастырь и строительствовать в нем, мотивируя свою просьбу тем, "что на Тотьме и во всем Тотемском уезде монастыря нет, и кто их при старости и при смерти захощет пострищись, иноде ему пострищись негде, и в том им бываеть нужда великая", и послали в Москву с прошением самого Феодосия. По этому прошению старец Феодосии в Москве 20-го февраля 1554 г., с благословления Митрополита Макария, получил от царя разрешение на устройство монастыря и грамоту, освобождавшую монастырь от податей и пошлин и от подсудности местному наместнику. Из Москвы преподобный Феодосий отправился в Ростов к архиепископу, во владении которого в то время находилась Тотьма. От Ростовского архиепископа Феодосий получил благословленную грамоту по устройству церкви в честь Преображения Господня и антиминс для нее и возвратился в Тотьму.

На обратном преподобный Феодосий не мог миновать в Прилуцкий монастырь, чтобы снова испросить благословения великого угодника Божия преподобного Димитрия, у мощей которого он так любил молиться, на свое предприятие, и здесь получил в благословение от обители икону Божией Матери, известную впоследствии под названием Суморинской и стоявшей пред ракой Преподобного. На окладе этой иконы, на основании старых монастырских записей, была сделана надпись, указывающая время возвращения преподобного Феодосия в Тотьму: "В Спасо-Суморинскую обитель сей святой образ принесен руками преподобного Феодосия, Тотемского новаго чудотворца из Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря в 1554 г. июня 29 дня".

По возвращении из путешествия, как видно из грамоты 1555 г., уже к марту 1555 г. Преподобный устроил церковь во имя Преображения Господня и монастырь: "От города (т. е. от крепости) две версты, меж речками Ковды и Песьи Денги" и собрал братию: "священник черной да шесть братьев чернецов, а приходу и доходу у того монастыря нет ни которого, а кормятся де они секут дрова да у соли продают, а с опричь де им дров прокормиться нечем, и в том де им нужда великая, и впредь де им прожити немочно». Ввиду такой крайней нужды преподобный Феодосий просил царя дозволение иметь на тотемских солеварнях монастырския трубы и добываемую соль продавать безпошлинно в пользу обители. Царь милостиво отнесся к просьбе уважаемого старца и 1555 г. дал ему свою царскую грамоту, которой ему дозволялось безоброчно устроить в Тотемском усолье трубу и добывать соль, а попудную пошлину с проданной соли платить наместнику "по уставно грамоте Тотемской".

Около 1560 г. по указу архиепископа Ростовского и Ярославского Преподобный возобновил в Тотемском уезде, на речках Реже и Ваге, Спасо-Николаевскую Ефремову пустынь и собрал в ней братию. С того до преставления преподобного Феодосия, как видно из завещания его, Режская пустынь и состояла во владении Спасо-Суморина монастыря, но потом, неизвестно с какого года, перешла в управление Николо-Угрешского монастыря.

Устрояя и обогащая обители земные, временные, преподобный Феодосий еще более заботился об уготовлении себе и другим обители вечной на небесах - по мере умножения числа братии, он увеличивал и заботы о них, непрестанно поучал и назидал их словом, а особенно собственным своим примером, отказывая себе во всем и провождая жизнь самую строгую и подвижническую: тело изнурял трудами, постом и всенощными стояниями, душу же укреплял молитвою и не давал себе ослабы, и не изменял своего правила до самой своей блаженной кончины. Келейные подвиги Преподобного были ведомы только Богу. Только после смерти узнала братия, что он носил на своем теле вериги, врезавшиеся в плоть и жесткую власяницу, до крови терзавшую тело. В то же время преподобный Феодосий не показывал и виду страданий, всегда со всеми был радушен и приветлив.

Около тринадцати с половиной лет преподобный Феодосии управлял своей обителью; предчувствуя приближение смерти, написал завещание 19 декабря 1567 года и 28 января 1568 года скончался. Мощи его были обретены в 1796 году 2-го сентября, и указом Святейшего Синода от 30 сентября 1798 г. установлено празднование преподобному Феодосию совершать 28 января (10 февраля по новому стилю).

Мощи преподобного Феодосия Тотемского в летнее время открыто покоились под балдахином в серебряной раке, устроенной в 1809 году, в холодной Вознесенской церкви под аркой, соединяющей ее с левым приделом. На зиму рака и мощи преподобного Феодосия переносились в Преображенскую церковь. Пред ракою Преподобного находилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Суморинской. В настоящее время икона утрачена, имеется список написанный с иконы преподобного Феодосия, где имеется её изображение.

В 1919 году мощи преподобного Феодосия Тотемского, несмотря на протесты христиан, были вскрыты и выставлены на всеобщее обозрение. Опасаясь дальнейшего возмущения, власти Тотьмы отправили вскрытые мощи в Вологду для выставления их в антирелигиозном музее. С 1920-х по 1988 год они хранились в запасниках Вологодского музея-заповедника. В 1988 году в честь 1000-летия Крещения Руси мощи были переданы музеем в Лазаревскую Горбачевскую церковь Вологды. 12 сентября 1994 года состоялось торжественное перенесение мощей в Троицкий храм города Тотьмы, где они помещены в раку. С 2001 года мощи находятся в храме Рождества Христова Тотьмы.

В июле 2014 года указами епископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия было образовано Архиерейское подворье «Спасо-Суморин монастырь» города Тотьмы и назначен его настоятель иеромонах Феодосий (Писарев). С указанного времени обитель возрождается: проводятся регулярные богослужения, начиная с марта 2015 года совершается Божественная литургия. В настоящее время восстановлены два престола: всех Вологодских чудотворцев в нижнем теплом храме и Вознесения Господня в верхнем летнем храме Вознесенского собора. В юго-западной башне монастырской ограды оборудована колокольня. Своими силами созданы необходимые условия для жизни монастыря: отопление, трапезная, просфорня, келии для проживания.


 

Храмы и престолы Спасо-Суморина монастыря:

 

1.Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа -1555 год, первоначально деревянный, каменный храм строился в период с 1623 по 1689 годы.

1689г . -каменная церковь с приделом Введения (с севера).

1801 году -придел во имя Александра Невского (с юга).

 

2.Введения во храм Пресвятой Богородицы - не позднее 1623г. (деревянный)

 

3.Вознесения Господня - не позднее 1679г. (деревян.)

1757 год - заложена каменная и в 1764 году освящена.

1796-1825 год - построен Вознесенский собор, имеющий 8 престолов:

главный престол - Вознесения Господня, южный в честь иконы Тихвинской Божией Матери, северный - во имя преподобного Феодосия. В трапезе два придела: направо - во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, налево - в честь святителя Петра, митрополита Московского. На хорах в 1866 году - храм во имя святителя Тихона Задонского. В нижнем этаже под Вознесенским храмом - храм в честь Киевопечерских чудотворцев, в 1844 году над местом, где были обретены мощи преподобного Феодосия - церковь во имя всех Вологодских чудотворцев.

4.Во имя святителя Иоанна Златоуста - стояла отдельно, с 1844-45гг. на втором этаже колокольни.

5.Успения Пресвятой Богородицы - 1870г. (перестроена в церковь башня с восточной стороны).


Настоятели Спасо-Суморина монастыря:

 

Первоначально настоятелями в Спасо-Суморином монастыре были строители. Первым строителем был преподобный Феодосий. Братии при нем в 1555 году, в первый год существования монастыря, было всего семь человек: один иеромонах и шесть чернецов. Затем в рукописном житии Преподобного сказано, что братия в монастыре постепенно умножилась, но до какого числа доходила при жизни Преподобного, неизвестно. За последующее время с кончины преподобного Феодосия (в 1568 г.) до 1620 г. о числе братии в монастыре тоже не сохранилось никаких сведений. За этот период из приписок к духовному завещанию преподобного Феодосия (на обратной стороне) известны только имена трех строителей монастыря: Исайя, дядя Преподобного и его преемник (1568-1571), преемники Исаи - Леонид и Тихон, пострижники Преподобного и упомянутые еще в самом завещании.

С 1620 г. и до момента закрытия монастыря, число братии в монастыре то увеличивалось, то уменьшалось, что зависело от внешних условий и благосостояния монастыря. По переписи 1620 года в Спасо-Суморине монастыре записаны старец Герасим, как управляющий монастырем, и шесть старцев, да "монастырские детеныши", т. е. послушники. В перепись 1623-1625 гг. в монастыре жили строитель Антоний и четыре старца-черноризца, в избах при конюшенном дворе и коровьем дворе - монастырские детеныши. Первым игуменом был Галактион, и затем, начиная с него и до 1683 г., настоятелями монастыря были уже все игумены. Из них за это время известны только пять: Корнилий (1644 г.), Ферапонт (1646 г.), Трифон (1653-1654гг.), Иона (1676-1679гг.) и Зосима(1681 -1683 гг.).

С 1683 г. и по 1764 г. настоятелями были большею частью архимандриты. В это время состояние монастыря значительно улучшилось, а вместе с этим и число братии увеличилось. Были годы, когда число одних иеромонахов доходило до девяти, а всей братии числилось около 40-50 человек. Первым архимандритом был Игнатий (с 1683 г.).

В 1764 году при введении духовных штатов Тотемский Спасо-Суморин монастырь был оставлен за штатом. При этом все деревни и прочие владения были отобраны от монастыря в экономическое ведомство, монастырь и братия, которой было положено только семь человек, оставлены на своем содержании. Положение монастыря было очень плохое: содержался он только на подаяния местных жителей. С этого времени состояние обители с каждым годом стало ухудшаться, а вместе с тем и число братии уменьшалось. В 1796 году, в год обретения мощей преподобного Феодосия, в монастыре был только один старец строитель и два послушника. С этого же года число братии в монастыре стало постепенно возрастать, строитель Израиль в 1797 году был возведен в сан игумена, и настоятельство игуменское продолжалось до 1844 г., когда настоятель монастыря игумен Нафанаил был посвящен в архимандриты. При нем в 1850 году братии числилось, кроме архимандрита и 2 игуменов, 35 человек.

С 20 октября 1866 г. указом Священного Синода после архимандрита Нафанаила настоятелем монастыря был определен уволенный за болезнею от управления Вятской епархией преосвященный Христофор, бывший раньше епископом Вологодским. В 1872 году 11 авг. преосвященный Христофор скончался и был погребен в Введенской церкви монастыря.

С 1873 г. и по 1914 год настоятелями в монастыре были архимандриты: Феодосий (в мире протоиерей Павел Петрович Арсеньевский), Афанасий и Игнатий. При архимандрите Афанасии в 1896 году было празднование столетия обретения мощей преп. Феодосия. В это время братии в монастыре, со всеми бельцами, было 120 человек: архимандрит Афанасий, игумен Феодосий, живший на покое, 6 иеромонахов, один белый священник, 4 иеродиакона, 13 мантейных монахов, 2 рясофорных, 22 послушника из духовного звания и 70 послушников-рабочих. Кроме того, в это же время в монастыре жил на покое преосвященный Нафанаил, бывший епископ Архангельский.

В 1914 году 4 октября настоятелем монастыря определен иеромонах Кирилл, который управлял монастырем до его закрытия. В 1918 году 19 мая настоятель Кирилл был возведен в сан игумена. В этом году братии было: настоятель, 7 иеромонахов, 3 иеродиакона, 12 мантейных монахов, 5 рясофорных, 11 послушников, 15 клиросных послушников и 45 послушников-рабочих, а всего 99 человек.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.