Местечко Версаль, распологалось недалеко от Парижа.
На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с архитекторами Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк - 6600 га.
Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории - осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади.
Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. В ассортименте из лиственных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный, из хвойных - тис и ель, из плодовых - яблоня, груша, вишня.
Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса.
В основе реализации идей лежали следующие принципы:
• развитие пространства по главной продольной оси, подчиняющей поперечные оси, уравновешивающие композиции, и концентрирующей вокруг себя боскеты;
• создание обширных открытых партерных пространств вокруг дворца, подчеркивающих его главенство и раскрывающих архитектуру;
• создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы;
• введение диагональных лучевых дорог, идущих от лесных массивов через парк и сходящихся к дворцу;
• учет особенностей оптического восприятия пространства.
Знакомство с Версалем начинается с площади Армий, одной из крупнейших в Европе. К ней ведут три лучевые аллеи из города. На площади перед дворцом установлена конная статуя Людовика XIV. В парадной части раскинулось партерное открытое пространство, где главный элемент – два зеркальных бассейна, в которых отражается дворец.
Далее к западу территория слева и справа от основной оси разбита на квадраты – боскеты. Есть здесь фонтаны, скульптуры, грот, колоннада, театр и многое другое.
Фонтаны– это гордость парка, их здесь насчитывается около двух тысяч. Система снабжения фонтанов водой считалась самым настоящим прорывом в технике семнадцатого века.
фонтан Нептуна, вода в нем разделена на 99 струй. Были установлены три скульптурные группы, которые были отлиты из свинца.
Здание оранжереи находится в южной части водного партера. Около оранжереи раскинулся парк тропических растений с посаженными в кадках цитрусовыми деревцами. Такие деревья вошли в моду во Франции в конце семнадцатого века.За оранжереей можно увидеть искусственное Озеро швейцарцев. Такое название водоем получил потому, что при закладке озера в работах принимали участие швейцарские гвардейцы короля.
Версальский парк имеет еще одну особенность-Это боскеты.Боскеты – это запутанные лабиринты, которые образованы часто посаженными кустарниками и деревцами. В разных углах лабиринта находились фонтаны, маленькие бассейны, садики, а также, гроты.
Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением каждый боскет получил название (Лабиринт, Большой зал. Королевский остров). Одним из особенно красивых можно назвать боскет «Бальный зал», «Зал раковин». В нем проходили пиршества под открытым небом. Версальском парке очень много скульптур, поэтому, он больше напоминает музей под открытым небом. Очень многие скульптуры — это герои древнегреческих и древнеримских мифов.
Основные черты парка:
- наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;
- размещение на плоском рельефе;
- ярко выраженное осевое построение;
- симметричность композиции по отношению к центральной оси;
- центральной доминантой композиции является здание (дворец);
- использование трех лучевой композиции;
- применение растений, хорошо поддающиеся стрижке и долго сохраняющие форму
- применение трельяжных конструкций (беседок, арок, оград);
- интенсивное обводнение;
- центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стриженными стенами боскетов;
- использование изысканных партеров – «вышивок» или «вырезного» газона с использованием цветного песка, гравия, украшенного скульптурами и декоративными вазонами.
При планировке Версальского парка Ленотр пользовался всеми достижениями науки того периода, к примеру, он использовал эффект оптической иллюзии. Если смотреть на канал с террасы дворца, то он кажется расположенным гораздо ближе, чем на самом деле.