Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школы и семьи, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей.
Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eгоприродосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.
Задачи взаимодействия семьи и школы.
1.Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2.Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Семья – социальный институт (определение, функции семьи, типы семей, социальный статус семьи). Содержание семейного воспитания.Семья – социальный институт (определение, функции семьи, типы семей, социальный статус семьи). Содержание семейного воспитания.
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.
Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:
репродуктивную— биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
воспитательную— духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;
хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;
экономическо-материальную— поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
функцию организации досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
функцию социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Функции семьи.(Раскрытие понятий)
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Типы семей
В зависимости от количества детей:
· бездетная, или инфертильная семья;
· однодетная семья;
· малодетная семья;
· среднедетная семья;
· многодетная семья.
Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
· матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
· патриархат - во главе стоит мужчина;
· эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
Выделяют четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьиуспешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
Семьи группы рискахарактеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно.
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.
Учеными доказано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы, характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени.
Социальный статус представляет собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. При этом в числе индивидуальных характеристик членов семьи следует назвать социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых и особенности развития ребенка (возраст, интересы, способности, поведенческие отклонения, патологические привычки, речевые и психические нарушения, уровень интеллектуального, психического и физического развития в соответствии с возрастом ребенка, успешность общения и обучения и др.).
Содержание семейного воспитания
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформировать не могут. Кроме того, семья осуществляет, социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья – таково общество.
Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Существенное влияние семья оказывает на выбор будущей профессии.
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.
Составными компонентами содержания семейного воспитания являются:
физическое – основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т.д.;
интеллектуальное – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
эстетическое – призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
трудовое – закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни.
12. Сущность и понятие педагогической технологии. Содержание и критерии педагогической технологии.
Понятие «педагогическая технология» появилось в США в начале 60-х годов. Существуют три подхода к определению данного понятия: 1) синоним понятий «методика» и «форма организации обучения»; 2) совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств, форм обучения»; 3) совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить результат с заданными свойствами;
Сущность педагогической технологии состоит в полной управляемости учебного процесса, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла, детальном определении конечного результата и его точном достижении.
Г.К. Селевко выделяет в педагогической технологии 3 аспекта:
1) научный – область пед. науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения и проектирующая пед. процессы (ученый методолог);
2) процессуально-описательный – алгоритм процесса, т.е. совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения (ученый-методист);
3) процессуально-действенный – осуществление педагогического процесса (учитель).
Педагогическая технология рассматривается на 3-х иерархически соподчиненных уровнях:
1. Общепедагогический –педагогическая технология – синоним педагогической системе (совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов образовательного образовательного процесса). Например, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения ит.д.
2. Частнометодический (предметный) – разрабатывается в рамках одной методики преподавания. Например, технология преподавания математики, естествознания в начальной школе.
3. Локальный – направлена на решение частной дидактической задачи. Например, технология урока, самостоятельной работы, повторения и контроля знаний.
Структура педагогической технологии (по Г.К. Селевко):
I. Концептуальные основы – теоретические идеи, составляющие основу технологии.
II. Содержательная часть:
- цели обучения (общие и конкретные);
- содержание учебного материала.
III. Процессуальная часть:
- организация учебного процесса;
- методы и формы работы учителя;
- методы и формы деятельности учащихся;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
По В.П. Беспалько:
1. Диагностика обученности детей;
2. Целеполагание – цель ставится диагностично (очень точно); детальное писание прогнозируемого результата и критериеа его оценки;
3. Проектирование дидактического взаимодействия – мысленное представление и фиксирование на бумаге его хода и деталей.
4. Организация взаимодействия.
5. Анализ его результативности.
6. Коррекция процесса и результатов дидактического взаимодействия – деятельность по устранению пробелов в обученности школьников; внесение изменений в проект.
2. Критерии технологичности:
1. Концептуальность – опора на определенную научную концепцию (философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое достижение образовательных целей).
2. Системность – целостность, логика процесса, взаимосвязь всех частей.
3. Управляемость – возможность целеполагания, планирования, проектирования, диагностики с целью коррекции результатов.
4. Эффективность – гарантированность достижения образовательного стандарта, оптимальность по затратам и эффективность по результатам.
5. Воспроизводимость – возможность применения др. субъектами, в других образовательных учреждениях.