Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Инструментальная диагностика



В диагностике механических повреждений пищевода ведущее место занимают обзорная рентгенография и рентгенологическое исследование с контрастировани­ем пищевода.

Среди рентгенологигеских признаков повреждений пищевода следует различать косвенные и прямые.


Рис. 80-3.Рентгенограммы больных с разрывами пищевода: а — эмфизема мягких тканей шеи; б — эмфизема средостения.

Косвенные признакинаблюдают при полипозиционной рентгеноскопии шеи и грудной клетки, выявленные изменения фиксируют затем на рентгенограммах. Наиболее частый симптом повреждения пищевода — эмфизема околопищевод­ной клетгатки шеи, межфасциальных пространств шеи и подкожной клетчатки (рис. 80-3, а). Обширная эмфизема клетчаточных пространств средостения с отслойкой медиастинальной плевры и околосердечной сумки характерна для перфорации пищевода при попытках фиброэзофагогастроскопии, когда в про-


250 грудная хирургия

свет пищевода в большом количестве инсуффлируется воздух (рис. 80-3, б). Пневмоторакс, гидроторакс или гидропневмоторакс также являются косвенными признаками разрыва пищевода.

Околопищеводная клетчатка шеи и средостения весьма чувствительно реаги­рует на любые повреждения пищевода, как проникающие, так и непроникающие. При непроникающих повреждениях ее реакция ограничивается серозным параэ-зофагитом, который на рентгенограммах в боковой проекции проявляется в виде расширения пространства между пищеводом и предпозвоночной фасцией.

При проникающих повреждениях околопищеводное пространство не только расширяется, но и уплотняется. При значительном инфильтрате тень трахеи сме­щается кпереди и просвет ее деформируется. Инфильтрация верхнего средостения нередко распространяется на околопищеводную клетчатку шеи, что хорошо видно на рентгенограммах в боковой проекции. Повреждение клетчатки нижнего сре­достения проявляется веретенообразной тенью над диафрагмой и ограничением ее дыхательных движений. При перфорации нижней трети грудного или абдоми­нального отдела пищевода с ложным ходом в брюшную полость, полость малого сальника или забрюшинную клетчатку в брюшной полости определяется свобод­ный газ, а в забрюшинной клетчатке — эмфизема.

Прямым признаком разрыва пищеводаслужит затекание контрастного веще­ства, принятого через рот, за пределы стенок пищевода. При исследовании пище­вода с контрастным веществом обращают внимание на следующие признаки:

• повреждения слизистой оболочки (уровень, локализацию, направление сса­
дин и протяженность повреждений);

• затекание контрастного вещества за контуры пищевода (уровень; по какой
стенке — левой, правой, задней; величину депо контрастного вещества и его
опорожняемость при глотках воды; длину и ширину ложного хода в околопи­
щеводной клетчатке, его отношение к продольной оси пищевода, медиасти-
нальной плевре, диафрагме, забрюшинному пространству).

Кроме того, необходимо получить информацию о наличии жидкости в плев­ральных полостях, полости перикарда и о состоянии легочной ткани.

Обычно используют взвесь бария сульфата различной консистенции. Масляные контрастные растворы из-за высокой вязкости не всегда проникают в узкий перфо­рационный ход в стенке пищевода и не позволяют диагностировать повреждение. Водорастворимые контрастные препараты также уступают по информативности взвеси бария сульфата, так как при глотании быстро продвигаются в желудок, не обладают способностью импрегнации поврежденной слизистой оболочки пищево­да и быстро всасываются из околопищеводной клетчатки.

В то же время взвесь бария сульфата отчетливо контурирует инородные тела, импрегнирует ссадины слизистой оболочки и глубокие карманы подслизисто-го слоя, создает депо контрастного вещества в клетчатке, прилежащей к месту перфорации инородным телом, и контрастирует на всю длину ложный ход, воз­никающий вследствие продолжения поступательного движения травмирующего инструмента через дефект стенки пищевода. Характер затекания контрастно­го вещества, выявленный при рентгенологическом исследовании, имеет решающее значение для определения лечебной тактики.В частности, длина ложного хода определяет показания к консервативному или оперативному методу лечения, уровень и сторона повреждения — вид хирургического доступа.

В большинстве случаев по характеру затекания контраста можно судить о меха­низме разрыва пищевода.

• Повреждениям инородным телом свойственно небольшое депо контрастного
вещества в околопищеводной клетчатке (рис. 80-4).

• Повреждения эзофагоскопом сопровождаются образованием длинного лож­
ного хода (рис. 80-5, а).


ПОВРЕЖДЕНИЯ ПИЩЕВОДА 251



,-,


Рис. 80-4.Рентгенограмма пациентки с перфорацией пищевода инородным телом: определяется депо контрастной массы в параэзофагеальной клетчатке.


Рис. 80-5.Рентгенограммы пациентов с перфорацией пищевода инструментами: а — фиброгастро­скопом с образованием ложного хода от входа в пищевод до диафрагмы; б — бужом при попытке бужирования послеожоговой рубцовой стриктуры.


252 грудная хирургия

• При перфорации бужом ложный ход имеет вид узкой полоски, направленной
под острым углом к продольной оси пищевода (рис. 80-5, б).

• При перфорации рубцово измененного пищевода склерозированная клетчат­
ка сохраняет форму ложного хода, проделанного инструментом.

• При больших перфорациях нижнегрудного отдела пищевода контрастное
вещество, заполнив нижние отделы заднего средостения и достигнув диафраг­
мы, может подняться выше места перфорации.

Быстрое поступление контрастного вещества из просвета пищевода в ложный ход, проделанный инструментом, может привести к неправильному заключению о более низком уровне перфорации, чем на самом деле. Такое заключение, в свою очередь, приводит к выбору ошибочного хирургического доступа: в иностранной литературе опубликовано несколько наблюдений выполнения торакотомии, в то время как разрыв локализовался в шейном отделе пищевода. Поэтому контра­стирование просвета пищевода следует проводить не только жидкой, но и густой взвесью сульфата бария и в горизонтальном положении пациента, когда прохож­дение контрастного вещества замедлено. При сомнениях в определении уровня повреждения пищевода необходима эзофагоскопия металлическими приборами Брюннингса или Мезрина, исключив инсуффляцию газа в просвет пищевода.

Отсутствие затекания контрастного вещества при однократном исследовании не исклюгает полностью повреждения пищевода, поэтому больные с подозрением на перфорацию пищевода должны быть подвергнуты повторному рентгенологи­ческому исследованию через 6-12 ч при динамическом наблюдении в условиях хирургического стационара.

Несмотря на большую диагностическую ценность, фиброэзофагоскопия при перфорации пищевода (или при подозрении на нее) строго противопоказана. Это связано с тем, что нагнетание воздуха в просвет пищевода неизбежно приведет к распространению воздуха через дефект стенки пищевода по всей клетчатке средо­стения с быстрой генерализацией гнойного процесса. Если эзофагоскопия необхо­дима, ее выполняют под наркозом на операционном столе, при этом используют приборы для ригидной эзофагоскопии (Брюннингса или Мезрина), которые не нуждаются в нагнетании воздуха. Эзофагоскопию применяют в случаях хирурги­ческого лечения для уточнения уровня перфорации, а также для выполнения таких лечебных мероприятий, как санация ложного хода в средостении и проведение под визуальным контролем зонда в желудок для питания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.