Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стили боксирования по классификации советской школы бокса



 

Типология боксёров в СССР была следующей: техник, игровик, силовик, нокаутёр, темповик, контравик, универсал, самобытный боксёр. Она воплощала собой суть советской школы бокса, идеально ложась в основу системы подготовки бойцов любительского бокса. Эта классификация более детальна, нежели американская, потому не утратила своей актуальности и в наши дни, хоть и несёт в себе изъян отсутствия кристаллизованной категории боксёров-панчеров. На сегодня она находит применение в подготовке боксёров-любителей постсоветских стран и даёт превосходные результаты, приложить которые было бы нелишним и к подготовке отечественных профи. Но так складывается, что любительский бокс в СНГ (особенно – в России) несколько оторван от бокса профессионального, потому максимальный положительный эффект системы подготовки бойцов советской школы в профи еще не раскрыт.

 

Чемпион СССР, Европы и мира в любителях, победитель во всех своих поединках матчевых встреч СССР – США Александр Ягубкин (справа) по американской классификации считался бы классическим боксёром-панчером и имел наилучшие шансы успешно адаптироваться на профиринге. Однако в прошении о выезде за границу в 1987 году Александру было отказано. Вопрос о конкурентоспособности советских бойцов в профи был отложен.

 

Техник – технически искусный боксёр, основой тактики боя которого является победа по очкам. Среди всех типов боксёров техник выделяется наилучшим владением средствами и способами боя и умением боксировать на разных дистанциях. Отличается высоким уровнем мышления на ринге, способностью быстро принимать верные решения по ходу боя, отменной подвижностью, что позволяет ему быстро приспосабливаться к смене боевых ситуаций. Владеет разнообразным техническим арсеналом, организованной защитой, сильной ментальностью. Как правило, техник не обладает нокаутирующим ударом, достаточным для завершения боя досрочно, оттого ставка на победу за счет технического превосходства единственно приемлема. Техник является близким аналогом американской профи-категории боксёров-аутфайтеров.

 

Советский техник Пётр Заев (справа) противостоит легендарному боксёру-панчеру Теофило Стивенсону.

 

Игровик – тип боксёров, выстраивающих бой за счет комбинационной и серийной работы. Это высокотехничный, осторожный стиль боксирования, ориентирующийся на выявление способом разведывательных атакующих действий слабых мест противника, работа по которым является у игровиков основой добычи победы по очкам. Своими действиями игровик просчитывает манеру и дистанцию боя соперника, преимущественно применяемые приёмы и комбинации. Игровики также не отличаются нокаутирующей мощью в ударах, являясь стилевым ответвлением техника. Соответствующая категория отсутствует в Западной классификации. Можно сказать, что игровик как тип боксёров занимает нишу технарей между аутфайтерами и контрпанчерами.

 

Силовик – самый агрессивный и решительный тип боксёров, решительно атакующих с самого начала боя с целью скорейшего завершения боя нокаутом противника. Задачей силовика является донесение нокаутирующего удара до соперника, чтобы либо уложить его с одного удара, либо же потрясти и немедленно добить. Такой тактики обычно придерживаются малоискусные боксёры, имеющие низкое техническое мастерство, но избыток физической и ударной силы. Рассчитывая исключительно на досрочную победу, они не заботятся о сохранении физических кондиций на всю дистанцию, отрешенно атакуя и вкладываясь в каждый удар, при этом не заботясь о защите и технических тонкостях используемых приёмов. Своим безудержным давлением этот тип бойцов способен дезориентировать оппонента и заставить его ошибаться. Аналог западного слаггера.

 

Нокаутёр – тип боксёров, стремящихся завершить бой досрочно победой нокаутом. Опаснейший из стилей боксёров ввиду большой ударной мощи. Обладает ограниченным диапазоном техники, однако твёрдо закреплёнными навыками, необходимыми им в бою. Полагаясь на силу и точность своих ударов, нокаутёр обычно боксирует в размеренном темпе, просчитывая время и дистанцию для нанесения акцентированного удара, своевременно перемещаясь на ударную дистанцию, при этом умело отвлекая внимание противника от начала своей атаки и раскрывая его защиту. Ставка «на удар» влечет нокаутёра к обострению для завершения боя раньше отведённого времени. Это очень инициативный тип боксёров, действующих самостоятельно и провоцирующих на ответные действия оппонентов. Нокаутёр является близким стилевым аналогом западных свормеров.

 

В лучшем голливудском спортивном блокбастере «Рокки» верх над советским нокаутёром Иваном Драго взял американец Рокки Бальбоа (слева), в реальности же всё сложилось иначе (Олег Маскаев и Хасим Рахман справа).

Темповик – тип боксёров, отличающихся высокими темпом и плотностью ведения поединка, действующих в агрессивной атакующей манере. Можно назвать темповиков «дюрасельными» свормерами. Быстроту темпа и высокую интенсивность действий основывает на исключительной выносливости, живом темпераменте и волевых качествах. Всё время находясь в сфере действия ударов противника, темповик стремится подавить его инициативу непрерывным наступлением. Однако, в отличие от нокаутёров, темповики, как правило, не обладают сильным ударом, больше полагаясь на количество выброшенных панчей. Предсказуемы и однообразны, однако берут своё за счет неспособности большинства боксёров выдержать их ураганный темп и поливку ударами. Несмотря на отсутствие в западной классификации этого стиля, классическим темповиком был британец Джо Кальзаге. Темповики более свойственны любительскому боксу, чем профирингу, держать ураганный темп на котором требуется не 3, а 12 (а ранее и 15) раундов.

 

Контравик – технически искусный тип боксёров, исповедующих защитную манеру ведения боя. Полагаясь на свою высокоорганизованную защиту, контравик отдаёт инициативу в руки своему сопернику. С помощью оборонительных навыков заставляя противника промахиваться, он умело использует потерю соперником равновесия и координации вследствие неточных ударов, на что реагирует встречными и ответными контратаками. Такая тактика рассчитана на победу по очкам. Недостатком является неважное умение вести бой первым номером и, зачастую, отсутствие у контравика сильного удара. Чрезвычайно эффективный стиль боксирования против технически слабо подготовленных оппонентов. Аналог контрпанчера по западной классификации.

 

Универсал – категория многоплановых боксёров, способных боксировать в разной манере, более являющаяся комплиментом высокотехничным бойцам, нежели полновесным стилем. Однако же в теории под универсалами понимаются разнообразные боксёры, способные работать на разных дистанциях в атаке, контратаке и защите, которые в состоянии как перебоксировать противника по очкам, так и завершить поединок досрочно, варьируя тактику и темп ведения боя, действуя непредсказуемо и непринуждённо. Во многом это эталон, видение идеального боксёра, однако не лишенные практических проявлений. Универсальность, как и в случае термина hybrid boxers из западной стилевой классификации, скорее является превосходным качеством отдельно взятого мастера.

 

Самобытный боец – тип боксёров, ставший результатом грамотного индивидуализированного подхода к формированию манеры боксирования у бойцов советской школы. Это выходящие из общепринятых типовых технических и стилевых рамок боксёры, выработавшие свой подход к ведению боя в ринге в результате боевого самоопределения, ставшего следствием физических и психологических особенностей бойца. Это наиболее непредсказуемая, оригинальная, неудобная категория бойцов, не раздавленная в своё время усредняющим типовым катком, а взращенная как самостоятельная стилевая единица. Советская школа бокса славна такими мастерами: Николай Королёв, Виктор Агеев, Валерий Попенченко, Виталий Кличко. Отдельная ниша для самородков присуща именно советской системе подготовки боксёров, тогда как на Западе подобные бойцы являются скорее исключительными случаями, как Рой Джонс.

 

……

Советская школа бокса всегда славилась самобытными бойцами – от Николая Королёва (слева) до Виталия Кличко.

 

* * *

Подводя итоги классификации стилей боксирования в современном боксе, соотнесём в таблице видение типологии боксёров со стороны американской – ныне общепринятой – и советской школ бокса. Как видно ниже, здесь хорошо прослеживается любительское прошлое Союза и приоритет профессионального бокса в Соединённых Штатах:

 

школа бокса США школа бокса СССР
технари
Аутфайтер - Техник Игровик
Контрпанчер Контравик
силовики
Слаггер Силовик
Свормер - Нокаутёр Темповик
отдельные стили
Боксёр-панчер -
Спойлер -
Боец «гибридного» стиля Универсал
- Самобытный боец

 

 

Тактика бокса

 

 

Согласно характеристике М.И. Романенко в учебнике бокса, тактика бокса состоит в «искусстве применения технических средств с учетом своих технико-тактических, морально-волевых и физических возможностей в бою с разными по стилю и манере противниками. Тактика находит свое выражение в атаках и контратаках: умелом использовании способов вызова на атаку, применении защит с последующими активными действиями, в ложных действиях для введения в заблуждение противника, нарушения его планов». Иными словами, тактика – это набор наявных боевых умений, приоритизированных для одержания победы в бою с конкретным противником. Тактика ведения боя и стиль боксирования фактически являются двумя сторонами одной медали, представляя собой воплощение ТТХ боксёра в его реальные боевые действия на ринге. Разница в масштабе тактико-технического «фокусирования». Если стиль боксирования характеризует лишь общую манеру ведения боя безотносительно соперника, то тактика раскрывает её в деталях для каждого частного случая – собственно, поединка с конкретным противником.

 

Тактику каждого бойца определяет общее состояние его боевых умений, безо всяких исключений или оговорок. Тактические возможности боксёра определяются и диапазоном его технического арсенала, как атакующего, так и оборонительного, и развитием его боевого мышления, а также его физиологическими способностями, физической подготовленностью, стойкостью его психики. Как отмечал М.И. Романенко, «Испуг, робость, тревога, подавленность, смятение могут не дать спортсмену реализовать в бою свое техническое мастерство…», в то время как «сознание своей технической и физической подготовленности, опытности положительно сказывается на моральном состоянии боксёра». Естественно, роль первой скрипки в тактической грамотности бойца исполняет его боевой опыт, впитавший путём практической реализации навыков и метода проб и ошибок познания об особенностях боксирования с оппозицией разных стилей и школ. В вопросе развития тактического мастерства бойца ключевое значение имеют встречи с опытными, сильными соперниками, вынуждающие его выступать на пределе собственных возможностей и наличных боевых умений. Слабость и однообразие оппозиции – прямой путь к деградации и в техническом, и в тактическом плане. Другим ключевым моментом тактических возможностей боксёра является его способность по максимуму использовать наявный багаж боевых умений, проявляя тактическую гибкость в ходе изменчивых боевых действий в поединке. Как говорил известный английский тренер Адам Бут, «Настоящее мастерство боксёра — это умение корректировать свои действия, чтобы заставить соперника гадать о том, что он собирается предпринять. Это половина всего боя — заставить соперника задумываться о твоих действиях».

 

Строго говоря, боксёрская тактика соответственно стилевому водоразделу делится на два вида:

 

1) Доминантная;

2) Адаптивная.

 

В первом случае боксёр ведёт бой в свойственной ему манере, принуждая своего противника к ней подстраиваться, во втором – подстраивается под противника сам за неимением возможности навязать ему собственный рисунок боя. К доминантному типу тактик тяготеют наиболее мощные физически боксёры – силовики (слаггеры и свормеры). Своими напором, агрессией, ударной и ломовой силой они вынуждают отступать более слабых и небьющих оппонентов, вести бой от обороны, пятиться назад, вести поединок в условиях дискомфорта. Однако же подобная тактика в исполнении классического силовика не отличается гибкостью ввиду недостаточно развитого технического арсенала, и потому в случаях, когда противник силовика превосходит его в боевых умениях, мышлении, скорости, подвижности, доминантность из диктования условий достаточно быстро регрессирует в аналог мюнхгаузеновской свиньи на верёвочке. Способность навязывать определённые темп и манеру боя благодаря силовому превосходству эффективны в достаточно ограниченной стилевой нише боксёрской элиты.

 

В свою очередь, адаптивный тип тактик в боксе свойственен менее физически одарённым, зато более технически умелым боксёрам – технарям (аутфайтерам и контрпанчерам). Технари берут своё высоким техническим мастерством, тонким мышлением в ринге и большим разнообразием в диапазоне боевых умений. Всё это даёт им возможность просчитывать оппонентов, опережать их действия, переигрывать комбинационно или же на дистанции, приспосабливаться к действиям противников и находить на них контраргументы. Эта картина являет собой тактический ракурс стилевого противостояния по линии силовиков против технарей, точно так же имея и свою золотую тактическую середину – боксёров-панчеров.

 

Классика торжества адаптивной тактики над доминантной в не менее классическом стилевом противостоянии Шугара Рэя Леонарда (белые трусы) и Марвина Хаглера.

 

Боксёры-панчеры являются наиболее тактически универсальным типом боксёров, способным равноценно и с одинаковым успехом (при соответствующем уровне технического мастерства) варьировать свой тактический рисунок боя в зависимости от боевых характеристик противника. Благодаря пропорциональному развитию технической и силовой стороны своих умений, этот тип боксёров способен как эффективно приспосабливаться к тактически агрессивным силовикам и перебоксировать их, так и диктовать свою манеру боксирования уступающим в силе технарям, подавляя их при этом ударной мощью. Подобная тактико-техническая универсальность делает боксёров-панчеров наиболее сбалансированными бойцами, позволяя подбирать ключи к любому виду тактических действий противников – как доминантному, так и адаптивному.

Общую теорию тактики ведения боя выразил в форме 5 фундаментальных принципов профессор А.В. Дмитриев («О принципах тактики в боксе», 1997 г.):

 

1) Принцип единства атакующих и защитных действий;

2) Принцип соответствия тактических решений физическим, техническим и психическим возможностям боксёра;

3) Принцип выбора тактических решений, затрудняющих действия противника;

4) Принцип соответствия тактических решений и действий правилам соревнований;

5) Принцип подчинения ситуативных тактических решений интересам стратегии поединка.

 

Принцип единства атакующих и защитных действий – состоит в необходимости комбинировать, сочетать собственные атаки со страховочными пассивными защитами, прикрывающими бреши в обороне, открываемые комплексом ударных движений; а также применять во время защиты не только пассивные, но и активные защиты из контрударов, позволяющие перехватить инициативу. Атака с открытым забралом и глухая защита сами по себе результат принести не способны.

 

Принцип соответствия тактических решений физическим, техническим и психическим возможностям боксёра – представляет собой адекватный, реалистичный подбор тактических решений, некая черта, преступление за которую чревато неприятностями. Невозможно строить тактику на том, что ты не способен сделать: подавить силовым превосходством превосходящего в физической силе соперника, вести бой в скоростной манере с более быстрым бойцом, делать акцент на технических приёмах, которыми не владеешь в достаточной степени и т.д.

 

Принцип выбора тактических решений, затрудняющих действия противника – состоит в выборе таких тактических ходов, которые поставили бы противника в неудобное положение, создавали ему препятствие в реализации его тактического плана на бой, не позволяли бы реализовать ему свои сильные стороны. Этот принцип включает в себя конкретные технические приёмы, манеру поведения до и во время боя (провоцирование, психологическое давление), даже размеры ринга в пределах допустимых правилами норм (например, минимального размера ринг в схватке против крупного, маневренного бойца и большой ринг против мелкого и малоподвижного противника).

 

Принцип соответствия тактических решений и действий правилам соревнований – состоит в той или иной «концентрации» нарушений правил бокса, допускаемой по ходу поединка. Грязный бокс, к сожалению, в профессионалах неистребим, равно как и тактика мелкого фола в любом другом виде спорта или единоборств. Оттого разного рода захваты, зажимы, удушения, бодание, попытки утяжеления кулаков за счет примесей в тапировке, удары по почкам, затылку и ниже пояса, тычки в глаза, толчки и симуляция могут иметь место и преднамеренно как часть плана на бой в качестве дополнительного «аргумента» при нехватке честных, технических.

 

Принцип подчинения ситуативных тактических решений интересам стратегии поединка – это так называемая малая жертва во имя большой победы. Состоит в расчетливом, хладнокровном следовании намеченному плану на бой наперекор сиюминутным эмоциям и порывам, а нередко и в ущерб зрелищности самого поединка, от которого публикой требуется кровавой разборки здесь и сейчас. Данный принцип требует не только тактико-технической выучки, но и психологической устойчивости, не позволяющей бойцу потерять голову и допустить фатальную ошибку.

 

Это что до общих, «тектонических» положений боксёрских тактик. Подводя некоторую черту в этой плоскости, проиллюстрируем схему боксёрской тактики, предложенную А.Н. Ковтиком в «Секретах профессионала». Под принципами тактики в ней фигурируют вышеуказанные нами принципы А.В. Дмитриева; под «Индивидуальной МВБ (манерой ведения боя)» подразумевается атакующее, контратакующее или универсальное ведение боя, а не стиль боксирования (таков взгляд автора); под простым действием понимается одиночно выполненный технический приём, под сложным же – выполненный в сочетании с другими приёмами.

 

Схема боксёрской тактики.

 

Переходим непосредственно к характеристикам тактических действий, изложенных в учебнике М.И. Романенко. Они делятся на 3 группы:

 

1) Подготовительные действия;

2) Наступательные действия;

3) Оборонительные действия.

 

Пойдём по порядку. Подготовительные тактические действия осуществляются боксёром при помощи активных передвижений по рингу, маневрирования, атак и контратак «наскоком» одним, двумя или серией ударов, применением разнообразных защит. Это своего рода разведка боем, в задачи которой, в соответствии с классификацией М.И. Романенко, вменяется:

 

Выявление и оценка уровня тактико-технического мастерства противника, его стиля ведения боя, физической готовности, наличия бойцовского характера, коронных приёмов, реакции на пропущенные и на донесённые до цели удары, скоростных и силовых качеств;

Сокрытие своих боевых замыслов с помощью обманных, финтовых движений, вызов на атаку или контратаку для проведения собственных атакующих и контратакующих действий;

Выявления реакции соперника на активные ложные действия: не открывает ли в результате применения обманных действий уязвимые места, не пытается ли применять контрпанчинг, принимая ложное за действительное, финтит ли сам и т.д.;

Создание предпосылок для проведения удачных атакующих действий при помощи активного маневрирования: создания удобных положений для нанесения ударов, удержание противника на выгодной себе дистанции, лишение его пространства для маневра («подрезание углов»).

 

Ларри Холмс (левее) и Оливер Макколл ведут разведку боем с помощью джеба.

 

Всегда следует помнить, что противник зачастую ставит перед собой аналогичные цели, скрывая под завесой подготовительных действий свои план на бой и истинные возможности. Поэтому не стоит спешить с выводами и бросаться сломя голову на соперника, если только такая тактика не соответствует собственному стилю боксирования. Самым фатальным всегда является тот удар, которого не ожидал и не видел – стало быть, одного этого достаточно, чтобы отдать должное организованным подготовительным действиям. Наиболее эффективным «разведывательным» ударным средством, пожалуй, можно считать джеб, позволяющий реализовать бОльшую часть подготовительных тактических действий, одновременно находясь под его же прикрытием. Также большую роль в подготовительных действиях отыгрывает владение обманными движениями – финтами, ложными, отвлекающими ударами. Они позволяют «дёргать» соперника, удерживая его в напряжении при минимальной затрате собственных сил. Этот технический элемент, нужно признать, не очень хорошо поставлен у бойцов советской школы.

 

Базой для подготовительных действий, как мы обнаружили, являются умелые передвижения в ринге, способные в нужный и единственно правильный момент доставить бойца на «линию огня» и вывести его оттуда. Российский тренер И.А. Малышев так характеризует маневрирование на ринге: «Игра ног должна стать для спортсмена высокого класса рефлексом, помогать ему, развивать тактический рисунок боя, устанавливать темп, захватывать инициативу, а в нужный момент и умело отойти от соперника… На передвижении боксёра по рингу строится тактика и рисунок боя… Отличное маневрирование на ринге иногда приносит победу более слабому боксёру. Но следует оговориться: маневренность – это не суетливость, с помощью которой некоторые боксёры пытаются создать темп боя. Маневренность – это рациональное перемещение по рингу, умение занять такую позицию, которая ставила бы противника в невыгодное положение, а самого боксера выводила бы на удобный исходный рубеж для атаки».

 

Стоп-кадр.

Одланьер Солис (справа) вызывает Султана Ибрагимова на атаку ложными движениями.

 

Стоп-кадр.

Грамотное маневрирование под прикрытием джеба помогло Теофило Стивенсону выйти на удобную позицию для нанесения нокаутирующего удара по Джону Тейту.

 

Наступательные тактические действия выражаются в атаках и контратаках. Если атака – это собственная наступательная инициатива, то контратаки бывают встречными (с опережением атакующих действий противника), ответными (в ответ после его атакующих действий), а также повторными (в ответ на контратаку противника).

 

Атака – лучшее тактическое средство ведения боя для достижения победы. Для наибольшей её эффективности атака должна проводится своевременно и неожиданно для противника. Это даёт атакующему некоторое тактическое преимущество перед обороняющимся соперником, так как инициатором действий, проводимых подготовлено и в удобный момент, является именно он. Потому-то атаку необходимо готовить: уметь раскрыть защиту соперника ложными действиями, отвлечь его внимание от выбранной для удара цели, создать максимально удобное положение для нанесения удара. Атака является основой стиля боксирования боксёров-силовиков, а также в значительной степени определяет тактический рисунок боя для стиля боксёров-панчеров. Менее физически мощные технари в основном отдают предпочтение контратакующим действиям, что позволяет им высокий уровень технического мастерства, составляющий основу их тактических действий.

 

Разнятся атаки и в зависимости от процентного соотношения динамита в перчатках – то есть от наличной ударной мощи. Боксёры с хорошо поставленным, сильным ударом исходят из нужды проводить его в цель, что превращает неакцентированные удары во вспомогательные и отвлекающие. Обязательная постановка акцентированного удара является, в частности, сильной стороной советской школы бокса. Те же боксёры, кто не может похвалиться наявностью в своём техническом арсенале жесткого удара, вынуждены исходить прежде всего из точности и, скажем, кучности собственных панчей, уповая на победу за счет большего количества донесённых в цель ударов. Такой подход можно назвать любительским по аналогии с принятой системой оценки в боях любителей «Количество бьёт качество». Разрыв взаимосвязи между физическим развитием боксёра и постановкой сильного удара является системной ошибкой американской школы бокса, в которой зачастую мышечная масса боксёра наращивается безотносительно развития ломовой силы и силы удара. На выходе это даёт рельефных бодибилдеров без нокаутирующего удара, что обедняет их тактический атакующий потенциал.

 

Атакующая тактика ведения боя способна сделать бойца кумиром публики: Майк Тайсон (вверху)…

…и Рокки Марчиано тому наилучшее подтверждение.

 

Атаки проводятся с дальней, средней и ближней дистанции, каждая из которых имеет свой стилевой акцент в зависимости от характеристик бойца. Атака с дальней дистанции лучше всего подходит высокорослым, длинноруким боксёрам, позволяя им оставаться вне зоны досягаемости контрударов менее рослых противников. Атака на средней дистанции наиболее пригодна для нанесения решительного акцентированного удара по противнику, поскольку проводится с оптимального расстояния, позволяющего в наилучших пропорциях сочетать разгон удара и вкладывание в него массы тела с расстоянием до соперника. Атаки, проводимые в ближнем бою (инфайтинге), строятся на быстрых и коротких ударах, поэтому наиболее удобны для невысоких, ловких бойцов, коротким рукам которых не требуется особой дистанции для разгона своих ударов. Любая атака должна проводиться стремительно и уверенно, чтобы у противника не было достаточно времени для решительных контрдействий.

 

Леннокс Льюис атакует с дальней (слева), средней (в центре) и ближней (справа) дистанции.

 

Контратака является ответом на атакующие действия соперника как средство активной защиты. Поскольку в любом боксёрском поединке, не несущем одностороннего характера, атакующий спортсмен периодически подвергается атакам сам, ему необходимо владеть контрударами: и для перехвата инициативы у противника, и для того, чтобы поединок не принял невыгодный для него односторонний характер – читай избиение. Владение искусством контратаки отличает мастера от ходячей боксёрской груши. Приёмы контратаки, доведенные до совершенства, составляют собой отдельный стиль боксирования – контрпанчеров, тактическую основу боя которых формируют именно искусные, своевременные контрудары. Контратака, проведённая стремительно, грамотно и вовремя, нередко позволяет завершить бой в свою пользу досрочно.

 

Стоп-кадр.

Пример встречной контратаки: Владимир Кличко опережает Сэмюеля Питера молниеносным левым боковым.

 

Стоп-кадр.

Классика ответной контратаки: применив пассивную защиту (нырок) против левого хука Эвандера Холифилда, Майк Тайсон контратакует его собственным левым боковым.

 

Для эффективной контратаки требуется хорошая база из пассивных оборонительных действий – и с помощью рук, и с помощью движений корпусом, и с помощью передвижений на ногах. Всё это позволяет создать себе выгодное положение для нанесения контрударов. Наибольший эффект имеют встречные контрудары, поскольку удар, точно проведённый навстречу, выходит самым сильным и разрушительным. Ответные контрудары хороши по-своему. Не испытывая встречных контрударов, соперник в условиях пассивного сопротивления теряет бдительность, раскрывается, что с успехом можно использовать для проведения ответных контратак одиночными ударами или сериями. В таком же ракурсе хороши и повторные контратаки «вторым темпом», проводимые после контратакующих действий противника. Во всех случаях контрудары наносятся в момент, когда оппонент не в состоянии полноценно применить какую-либо пассивную защиту: встречные контратаки застают бьющего бойца в момент, когда его тело приведено в движение навстречу его противнику нанесением собственных ударов, что выводит его из-под пассивной защиты, а при ответных быстрых контратаках соперник не успевает сгруппироваться и вернуться в исходное положение. В начальной фазе наносимого удара и во время возвращения в исходное положение боксёр наиболее уязвим для контрударов.

 

Своя специфика имеется при контратаках на разных дистанциях ведения боя. Наиболее сложной является контратака на дальней дистанции. К умению маневрировать и грамотно передвигаться по рингу прилагается требование уметь применять обманные (ложные) удары и движения, чтобы вызывать ими противника на проведение атаки. Нельзя назвать эти умения сильной стороной для бойцов советской школы, которым зачастую не хватает пластичности, хитрости, выдумки, столь присущих лучшим мастерам американского профиринга и кубинских любителей. Контратаки с дальней дистанции преимущественно встречные, поскольку это оптимальная дистанция для того, чтобы успеть и вытянуть соперника на себя, и выбросить встречный удар. Контратака на средней дистанции имеет свои характерные черты. Бой на средней дистанции ведётся на ограниченном пространстве, не дающем столько возможностей для манёвра, как на дальней дистанции. Тактика боя здесь сводится к нанесению одиночных и серийных ударов, наиболее акцентированных по сравнению с боксированием на других дистанциях, под прикрытием пассивной защиты, а также проведению встречных и ответных контратак. Особую важность на средней дистанции обретают оборонительные навыки боксёра, служащие базой для контрударов. Наиболее плотным поединок становится на ближней дистанции – в инфайтинге. Переводу боевых действий в инфайтинг могут способствовать как конкретная боевая ситуация, так и стилевое стремление одного из боксёров вести бой вблизи, помноженное на неспособность противника разорвать дистанцию. Инфайтинг – наиболее силовая часть боевых действий на ринге, в которой особое значение имеют ловкость, выносливость, физическая сила бойца, его волевые качества. Контратака в ближнем бою всегда отталкивается от способности боксёра нивелировать удары противника пассивной защитой – в особенности защитой ручной и умелыми движениями корпуса, – и преимущественно является ответной. Основными контрударами в инфайтинге являются хуки, апперкоты и полухуки.

 

Третьей составляющей тактических действий являются оборонительные действия. Защита – это одновременно и способ избегания ударов противника, и средство для притупления бдительности оппонента, и способ выявления его уязвимых мест и слабых сторон в технике. Оборонительные действия подразумевают хорошее владение приёмами пассивной и активной защиты: умение при атаках блокировать удары, уклоняться и уходить от них, а при контратаках – наносить точные контрудары. Пассивные защитные действия помогают измотать, утомить оппонента, заставить его вымахаться, открывать свои уязвимые места. «Крайнее» средство пассивных оборонительных действий – клинч – позволяет обороняющемуся бойцу выиграть необходимые на восстановление секунды после пропущенного акцентированного удара, «связать» и обезвредить классического свормера, чьей стихией является агрессивный прорыв обороны в ближнем бою. Квинтэссенцией оборонительных действий является тактика глухой защиты «rope-a-dope», т.е. виса на канатах, при которой обороняющийся боец использует динамическую силу канатов ринга для гашения силы ударов соперника и придания собственным контрударам дополнительного двигательного импульса. Автором своеобразного боксёрского аналога футбольного «катеначчо» стал близкий к закату Мохаммед Али, утративший способность «порхать» по рингу на протяжении всего боя.

 

Стоп-кадр.

Мохаммед Али против Джорджа Формена: «rope-a-dope» в действии.

 

Оборонительные действия разделяются на преднамеренные и непреднамеренные, которые также можно назвать инстинктивными. К первым относятся инициированные боксёром, управляемые защитные действия против ударов, заранее отработанные и подготовленные. При выполнении преднамеренных защит обороняющийся должен быть предельно сконцентрирован, внимателен и бдителен, быть способным отличить обманные, финтовые действия соперника от реальных угроз. Непреднамеренными оборонительными действиями называют защитные реакции застигнутого врасплох боксёра. Его защита выполняется почти непроизвольно, с минимальным контролем над сознанием, на уровне инстинктов как непосредственная реакция на неожиданно нанесённый удар или серию ударов. В таких ситуациях способность действовать «на автомате», выработанная на упорных тренировках многократным повторением необходимых движений и приёмов, реально может быть равноценной победе в схватке. Ничто не должно пускаться на самотёк, на произвол естественных реакций, способных как помочь, так и навредить. Тщательные, усердные занятия на тренировках – единственный путь к победе. Хороший ответ на потребность уметь действовать правильно даже на уровне инстинктов найден в системе формализованной последовательности движений (ката) японского каратэ, придающих рефлекторным порывам бойца нужную форму. Необходимо также заметить, что оборонительные действия не должны занимать главенствующее место в тактике ведения боя боксёра, рассчитывающего на победу, поскольку не приносят ни очков, ни шанса на досрочное завершение поединка в свою пользу.

 

Главной задачей тактической подготовки боксёра, следуя М.И. Романенко, является правильное планирование боя и реализация плана на бой. В планировании боя с конкретным противником соотносятся собственные боевые умения, физические и психологические качества с аналогичным набором ТТХ (тактико-технических характеристик) противника, стилевая составляющая схватки. Центральным моментом в процессе тактической подготовки к поединку является всесторонний анализ сильных и слабых сторон конкретного соперника для поиска «противоядия» от первых и максимально эффективного использования в свою пользу вторых. Активно используется в этих целях вся доступная визуальная информация о сопернике: личный просмотр поединков, видео из открытых источников, инсайдерская информация из лагеря противника. Адекватная оценка силы соперника – ключевой фактор в составлении успешного плана на бой. Его недооценка чревата расхлябанностью в процессе подготовки и в самом бою, переоценка – поражением еще до выхода в квадрат ринга. Характерные примеры и того, и другого можно привести из карьеры нынешнего лидера хэвивейта Владимира Кличко, пагубно недооценившего панчера Корри Сандерса и явно переоценившего уступавшего тому в ударной мощи Султана Ибрагимова. Это привело Кличко к оглушительному апсету в бою с Сандерсом, стоившему ему мегафайта с Ленноксом Льюисом, и к невзрачной «шахматной» победе в унификации титулов с Ибрагимовым, стоившей Владимиру популярности в США. Оттого и не подлежит переоценке значение тактико-технического анализа не только при составлении тактического плана на бой, но и в выстраивании стратегии поведения в ринге исходя из долгосрочных перспектив и амбиций. Ведь бокс – не только спорт, но еще и зрелище для придирчивой публики, и чем шире тактические возможности боксёра, тем больше он показывает в ринге и тем больше имеет шансов покорить зрительское сердце.

 

Подводя определённую черту под развитием тактического мастерства боксёра, М.И. Романенко подытоживает первоочерёдные задачи в этом направлении. Боксёр должен научиться:

 

1) эффективно применять для определенных тактических целей средства техники, которыми он овладевает в ходе обучения;

2) строить планы боя в соответствии с особенностями противника, обстановкой конкретного боя;

3) с самого начала своей спортивной деятельности придавать тактический смысл каждому техническому действию: где, когда и при каких условиях применять изучаемый удар или защиту, контрудары в ответной или во встречной форме, особенности передвижений по рингу в условиях боя на разных дистанциях и т.д.

 

Стоп-кадр.

Редкая картина: тактическое противостояние двух левшей – Султана Ибрагимова (в синем) и Руслана Чагаева.

 

Особую нишу в мире бокса занимают боксёры-левши, подобная физическая особенность коих накладывает отпечаток как на их собственную подготовку, так и на подготовку к противоборству с ними их соперников-правшей. Существование «южнолапых», как называют левшей в Америке, предопределено самой природой. Как известно из анатомии человека, у каждого человеческого существа доминирующим является одно из полушарий головного мозга, в которых находятся центры движения конечностей: правое полушарие отвечает за левые конечности, левое же – за правые. У большинства людей доминирует левое полушарие, отчего более сильной в организме является правая половина тела с её конечностями. Правши правят бал. Однако встречаются среди нас и «дети» правого полушария – левши. И если по жизни многих из них принято почитать за гениев, в боксе их отличительной чертой являются неудобства, причиняемые ими большинству бойцов, боксирующему в левосторонней стойке.

 

Боксёр-левша для правши представляется его зеркальным отражением, плюс к тому, ввиду немногочисленности левшей, весьма непривычным в ведении боя. У левшей в плане практики боксирования с бойцами-ортодоксами ситуация много проще – те составляют собой абсолютное большинство мира кулачного боя. Количество, конечно, отнюдь не всегда означает качество, но что касается количества выдающихся леворуких мастеров бокса, то имён их несоизмеримо меньше, нежели боксёров-правшей. Знаменательными левшами в боксе СССР были А. Шоцикас, О. Фролов, Й. Чепулис, Р. Тамулис, Д. Позняк. Профирингу Запада, в случае королевского тяжелого дивизиона, например, таких имён известно также немного. Лишь в последнее десятилетие ХХ века чемпионский титул в хэвивейте дался в руки Майкла Мурера, почин которого поддержали Крис Бёрд, Корри Сандерс, Руслан Чагаев и Султан Ибрагимов. С другой стороны, величайший боксёр современности Манни Пакьяо – именно левша.

 

В тактическом плане боксёрам-левшам их правосторонняя стойка удобна и привычна, действия в ней уверенны, исходные положения для нанесения ударов доминирующей левой рукой находятся ими так же привычно, как и боксёрами-ортодоксами правой. Однако защитные действия в бою между левшой и правшой затрудняются для обоих. Джеб утыкается в джеб, левша оказывается открытым и уязвимым слева под удар правой, а правша – справа под удар левой, т.е. сильнейшие руки оппонентов находятся в наиболее выгодном положении для достижения цели удара. Если для левши такая ситуация обыденна и привычна, то большинство правшей испытывают большой дискомфорт от подобных условий ведения боя. Еще одно преимущество левшей состоит в том, что их правая рука зачастую развита лучше, чем у правшей левая, так как трудовая и различная бытовая деятельность приспособлена под правшей и левшам волей-неволей приходится к этому адаптироваться, развивая более слабую руку. Всё это приводит к необходимости корректив тактического плана на бой с участием левши, внесение которых по силам лишь высококлассным мастерам кожаной перчатки. Отдельным подтипом левшей являются т.н. скрытые левши, то есть боксёры с более сильной левой рукой, но боксирующие из ортодоксальной стойки. В их манере ведения боя появляются нехарактерные для боксёров-правшей положения для нанесения ударов, специфическая манера защищаться, повышенная опасность от передней руки.

 

Виталий Кличко, Анджей Голота и Джамиль Макклайн (слева-направо) на примере Криса Бёрда убеждаются в том, насколько неудобно боксировать против хорошо обученного левши.

 

Для того, чтобы рассчитывать на успех в бою с левшой, необходимо усвоить несколько базовых позиций в противоборстве с ним. Во-первых, двигаться главным образом в левую сторону, чтобы «закручивать» левшу и лишать его удобных положений для нанесения удара. Во-вторых, хорошо оберегать челюсть – как от ударов справа, так и слева. Акцентированные удары левши наносят с другой стороны, потому нужно быть особенно бдительным, в т.ч. во время собственной атаки во избежание разящих контрударов с непривычных позиций. В-третьих, следует как можно более активно использовать переднюю левую руку для нанесения ударов через правую руку левши, что поможет сковать его ударную левую руку. В-четвёртых, хороший эффект приносит применение отбивов правой руки левши собственной левой, выводящих его из равновесия и создающих себе условия для контратаки ударной рукой. В-пятых, в бою с левшой нужно активизировать правую руку для атак прямыми и боковыми в голову и корпус с уклоном влево. Эти удары будут держать левшу «в тонусе», не давая забыть о защите уязвимых мест и несколько ослабляя его активность. В-шестых, нужно стараться загонять левшу в невыгодное положение на ринге и сковывать его действия повторными атаками во избежание встречных ударов. Одним словом, при подготовке к противостоянию с левшой каждый аспект боксёрской тактики должен быть интерпретирован в контексте дискомфортной анатомической особенности левши.

 

Бойцовская иерархия

 

 

Кроме стилевой классификации разнообразие современного бокса составляет иерархическая, в которой боксёры ранжируются не по манере боксирования, а согласно уровню собственной конкурентоспособности на профиринге, определяющей место каждого боксёра на нём. Подобная иерархия является производной от уровня технического мастерства бойца, его силы и класса: чем они выше, тем ближе боец к рейтинговым верхушкам, тем более серьёзные бои с его участием заключаются, принося большее количество нулей в гонорар, тем ближе чемпионский Олимп. В принципе, здесь мы имеем дело с вариацией классической социальной лестницы, повышение по которой повышает и уровень достатка спортсмена. Этот фактор играл ключевую роль в период наибольшей популярности бокса в той же Америке в не самые её благополучные экономически времена, особенно – в первые две трети прошлого века. В пору безработицы и безденежья бокс становился тем источником дохода, который позволял содержать семью и вырваться из бедности. Потому и мотивация тренироваться с максимальной отдачей была чрезвычайно высокой, давая на выходе насыщенную конкурентоспособными, голодными до побед парнями иерархию бойцов. Естественным ограничителем служили врождённые способности, трудолюбие в тренировочном процессе, характер и целеустремлённость бойца, а также качество преподаваемой ему школы. Но времена меняются, а с ними и приоритеты с интересами, до неузнаваемости изменяя ландшафт профиринга, а наработанная предшественниками иерархия остаётся прежней.

 

Итак, в зависимости от уровня конкурентоспособности боксёров делят на такие категории:

 

Мешок – абсолютно неконкурентоспособный тип боксёров, названный так в честь жаргонного наименования боксёрской груши, не способной дать сдачи. Уровень навыков близок к нулю. Его основной задачей является: предоставление молодым боксёрам боевой практики, придающей им уверенности в себе, практической наработки тактико-технических умений, получение стартовых положительных записей в рекорд (баланс побед, поражений и ничьих за карьеру). Также в чести у дутых проспектов и претендентов, т.н. мешкобойцев, набивающих себе на мешках неимоверно крутые рекорды. Характеризуется резко отрицательным балансом побед-поражений в рекорде. Имя им – мешочный легион, оттого примеры неуместны.

 

Горький хлеб мешков.

 

Джорнимен – тип крепких середняков, в задачу которым вменяется быть «тестовым заданием» для успешно прошедших т.н. мешочную диету проспектов. Джорнимены представляют из себя достаточно опытных профи с базовыми тактико-техническими навыками, достаточными как для проверки на прочность более перспективных боксёров. Как правило, они наделены более-менее организованной защитой и неплохой стойкостью, однако ущербны в атакующем потенциале. На порядок выше мешков, но классом ниже элиты. Эдакая первая лига. Нередки случаи поражений джорнименам со стороны весьма талантливых, но еще «сырых» проспектов. Характеризуется в целом преобладанием побед над поражениями либо незначительной разницей между ними. Из наиболее известных джорнименов на слуху Эверетт Мартин, Росс Пьюритти и Седрик Филдс.

 

Стоп-кадр.

Виталий Кличко проходит тест джорнименом Джулиусом Френсисом.

 

Гейткипер (он же привратник) – тип опытных, крепких бойцов, подпирающих собой текущую элиту и как бы охраняющих ворота в основные рейтинги от рвущихся туда проспектов. Обычно представляют собой стойких и достаточно умелых бойцов, которым либо недостаёт класса для борьбы за титулы, либо физических возможностей для её продолжения. Во втором случае в этот тип боксёров входят состарившиеся вчерашние представители элиты. Они являются своего рода экзаменаторами для проспектов на право вхождения в элитную когорту бойцов, претендующих на титул и занимающих собой «проходную» часть рейтингов. Характеризуются преобладанием побед над поражениями, обычно соотносящихся примерно 3/1. Известными гейткиперами в наши дни являлись Паоло Видоц, Мэтт Скелтон, Джон Макдермотт и поздний Леймон Брюстер.

 

Проспект – тип бойцов, претендующих на вхождение в элиту и признаваемых перспективными. Ранняя стадия развития карьеры любого элитного бойца, на которой он доказывал своё право на высокие притязания, поэтапно проходя все предваряющие элитный типы боксёров. Обыкновенно в проспекты зачисляются либо добившиеся успехов в любителях и переходящие в профи бойцы, либо заявившие о себе первыми яркими победами в профи молодые профессионалы. Грамотный менеджмент на этой стадии карьеры, способный избежать засидки на мешочной диете или же слишком раннего перевода на элитную оппозицию, равняется будущему проспекта. Как правило, в проспектах ходят не далее как до 30 лет, однако, благодаря примеру Александра Поветкина, в их полку прибыло дядьками за тридцатник. О современных проспектах отдельный разговор.

 

Британский проспект Тайсон Фьюри проходит крепкого гейткипера Джона Макдермотта.

 

Элитный боец – наиболее конкурентоспособный тип боксёров, находящихся в борьбе за титулы. Боец, обладающий всеми необходимыми качествами, требуемыми для завоевания чемпионства, и пребывающий в оптимальном возрасте. Элита элите рознь в зависимости от боксёрской школы. Так, наиболее «местечковой», провинциальной и непритязательной в плане соперников является элита профиринга Германии. Наиболее высококлассной, амбициозной и зрелищной до недавнего времени была элита американская, подкошенная кадровым кризисом американской школы бокса. Отвоевавшая себе у американцев сияющие высоты элита выпускников советской школы также выделяется классом и амбициями, однако значительно уступает в зрелищном аспекте, вдобавок еще и подпадая под негативные влияния того же немецкого профиринга по факту места ПМЖ. В последние два десятилетия значительно выросла элита британская, будто стаей голодных волков пополняя своими проспектами элиту современного хэвивейта. Подробнее также в своё время.

 

Вот она, элита.

Каждый, кто занимается боксом не спустя рукава, может дорисовать лицо самостоятельно.

 

Panem et circenses

Хлеба и зрелищ

 

 

После всех вышеприведённых тактико-технических выкладок остаётся сказать несколько слов о тех, ради кого, собственно, бокс и существует. О зрителях и болельщиках – и их требованиях к культовому кулачному спорту. Годы тренировок, самоограничений и высочайшего напряжения нервов мастеров кожаной перчатки в конечном счете отдаются на суд единственного в этом мире неподкупного судьи – зрительской аудитории. И от её вердикта зависит будущее любого бойца. В их, в наших глазах все боксёры начинают как равные нам простые смертные, но находятся в их числе и те, чьи имена обретают бессмертие еще при их жизни. Покидая пределы ринга под наши аплодисменты или разочарованный свист, нашими эмоциями в наших же умах избранные нами боксёры возводятся в ранг Живых Богов, на поколения вперёд определяя критерии, по которым перманентно разрастающийся кулачный пантеон будет пополняться новыми именами. Тем же, кому угодить нам не удалось, останется лишь незаметно уйти в никуда, проделав в фигуральном смысле обратный путь из праха в прах. Мы хотим Зрелища! Вот о том, что подразумевается под этим достаточно расплывчатым понятием, перенятым нами, постсоветской публикой, вместе с самим боксом из никак не желающего догнивать Запада, и пойдёт речь в данном разделе.

 

Мир профессионального бокса окончательно и бесповоротно изменился 22 января 1973 года под треск безжалостного свержения с чемпионского Олимпа «Куряги» Джо Фрезера «Большим» Джорджем Форменом. Этот скоротечный брутальный замес, не продлившийся и 5 минут, стал первым в истории прямым эфиром для революционной программы «HBO Boxing» кабельного телегиганта HBO. Он не просто установил некий стандарт зрелищности чемпионского поединка, а совершил переворот в индустрии кулачного боя, став первым шагом к переходу боксёрского спорта на рейки системы платных телетрансляций pay-per-view (PPV). «Плати и смотри» вдруг в один момент перевела телезрителя из разряда стороннего наблюдателя в законодателя кулачных «мод». Очень скоро бюджет боксёрских «ивентов» в центре мирового профиринга – США – стал в значительной степени состоять из абонентских поступлений желающих приобщиться к показу заинтересовавшего поединка. А получив возможность в прямом смысле покупать себе зрелище, зритель получил и право диктовать то, как оно должно выглядеть. Улыбчивые, воспитанные и сдержанные в быту, у канатов ринга и телеэкранов американцы проявляют свою подавляемую условностями цивилизации натуру. Их воинственность, азарт, авантюрность, нелюбовь к разного рода компромиссам, впитанные на генетическом уровне от отцов-основателей этой необычной и неоднозначной нации и спроецированные на бокс, окончательно структурировали такое понятие, как «true»-зрелищность кулачного боя. Зритель решает, как боксировать «правильно», а как нет.

 

Для большей ясности позволим себе небольшое теоретическое отступление. Вообще категория «правильности» вершимого действия формулируется в двух плоскостях: логико-математической (прагматической) и абстрактной (идеалистической). В первом случае правильным считается наиболее эффективное действие, не зависящее от его внешнего восприятия и приносящее самый высокий результат. Симпатиков подобного рода жизненной философии величают прагматиками, реалистами и даже (в особых случаях) циниками. В боксе к прагматикам можно отнести бойцов, ведущих продуманный, осторожный, грамотный бой, соревнующихся умом, а не эмоциями. Во втором случае к правильным относят действия, продиктованные некими неписанными канонами, принципами, представлениями (морали, этики, фэйр-плей, шоу-бизнеса) без прямой причинно-следственной привязки к результату. Людей, руководствующихся в своих поступках таким вот пониманием «правильности», зовут романтиками, идеалистами, а в боксе – и мачо. Это именно та когорта боксёров, что руководствуется в не меньшей степени категориями «крутизны» в глазах зрительской аудитории, чем, собственно, тактическими соображениями. Это Джек Демпси и Майк Тайсон, Мохаммед Али и Рой Джонс. Именно их образы стали основой для «канонизации» «правильного», настоящего боксёрского Зрелища. Присмотримся к критериям зрелищного бокса, культивируемым американской публикой и охотно воспринятым по остальным городам и весям современного профиринга:

 

Бой на встречных курсах;

Т.н. размен ударами;

Решительное добивание противника (т.н. инстинкт убийцы);

Агрессивный инфайтинг;

Жесткий контрпанчинг;

Эффектное исполнение технических приёмов вплоть до позёрства и пижонства.

 

Всё вместе это составляет плотный, динамичный, насыщенный боевыми действиями поединок. Безусловно, схватка, отвечающая всем названным критериям, не даст челюсти тянуться в зевке. Но: бой, сотканный преимущественно из таких компонентов, позволяет выявить скорее степень крепости подбородка обоих бойцов, содержания динамита в их перчатках и силу их характера, чем определить реальный уровень тактико-технического мастерства боксёров. Сочетание и того, и другого возможно, но достаточно редко. Любимый боксёрский «жанр» американцев – это экшн, драма, триллер. Не научно-популярный мастер-класс по ТТХ бойцов и, тем более, не «шахбокс». Как отмечал в одном из своих интервью последний бог американского хэвивейта Майк Тайсон, американцы хотят быть шокированными, они хотят видеть, как ради их развлечения бойцы идут на риск, а не просто грамотно боксируют. И чем выше в боксёрской табели о рангах продвигается боксёр, чем популярнее его дивизион, тем большие ожидания налагаются на него публикой. Как уже не раз говорилось, особым почетом в США всегда пользовался титул в тяжелом весе – титул, фактически созданный в Америке. И в его соискании и защите штатовский зритель ждёт от всех представителей хэвивейта не только самых больших габаритов, но и самого большого Зрелища.

 

Артуро Гатти и Микки Уорд (слева) и Леннокс Льюис с Виталием Кличко в качестве наочного примера зрелищного боя по-американски.

 

Оттого-то вершины народной боксёрской любви в США прочно занимают парни вроде Демпси, Марчиано, Листона, Фрезера или Формена. Они были способны дать публике то, чего она хочет, вне зависимости от реального уровня их боксёрского мастерства. Весьма ограниченного, к слову. Подобные «безбашенные» супергерои с высоты их народного обожания нередко позволяют себе поворчать в адрес более прагматичных коллег по цеху, вроде Джорджа Формена в случае братьев Кличко (особенно – Владимира). И мнение публики на их стороне, несмотря на то, что, с точки зрения собственно боксёрских умений, Большой Джордж Стальному Молоту явно проигрывает. Пнуть «незлим тихим словом» менее зрелищного коллегу в наши дни стало удивительно модным и востребованным занятием, что нередко грешит против здравого смысла. Ярким примером здесь служит Леннокс Льюис, чьё поведение в ринге никогда не было лишено доли здорового цинизма. Однако же, если подобное можно простить общепризнанному Великому, то включение в обряд ритуального хаяния «плохого и неугодного» бойца лиц, чьи достижения и спортивные качества несопоставимы с теми, на кого направлена их критика, может вызвать разве что сочувствие.

 

Дополнительными критериями в вопросе зрелищности поединка в Америке служат шоуменские способности бойцов, их артистизм и харизма. Эдакая «вишенка» на «торте» бескомпромиссного кулачного «замеса», позволяющая упиваться нагнетанием страстей до боя, игрой на нервах и на публику по его ходу и ритуальными плясками на «костях» поверженного супостата по окончанию схватки. Совмещение одних только этих качеств в одном бойце способно принести ему намного больше признания и симпатий болельщицкой среды, чем сами по себе такая-растакая тактическая грамотность и безукоризненный технический вышкол. Мохаммед Али и Рой Джонс практически не владели ручной защитой и часто действовали за пределами здравой логики, но они делали шоу и их боготворили. Майк Тайсон и Манни Пакьяо нередко совсем уж забывали о защите, атакуя очертя голову, но они делали шоу и их обожали. Джеймс Тони и Рикардо Майорга перегибали палку буквально во всём, где только можно было, но они не бросали слов на ветер и делали шоу – и внимание публики всегда было с ними. Дать американцам то, чего они хотят, значит намного больше, чем показать всё, что ты умеешь, если эти величины не совпадают. Такова Америка.

 

Стоп-кадр.

Слева-направо: Мохаммед Али развлекает публику «чертовым колесом», Рэй Леонард – бравадой с выпяченным незащищенным подбородком, а Рой Джонс – танцами.

 

Поэтому выглядит невыполнимой миссией покорение звёздно-полосатых сердец с их кошельками типовыми воспитанниками рациональной, грамотной, чисто соревновательной советской школы, лишенной визуальных эффектов и культа «инстинкта убийцы». Особенно, если все достоинства таких боксёров прошли процедуру «асфальтирования» на немецком профиринге – тактически однообразном, технически бедном и аляповато-топорном в сфере шоу-бизнеса. Пример братьев Кличко здесь наиболее красноречив. Совершенно несвойственно для многих других чемпионов с немецкой «пропиской» отказавшись от второсортной оппозиции (в большей степени это касается Владимира) и безальтернативно выкосив практически всю современную тяжеловесную элиту, они так и не подобрали ключики к привередливым сердцам американской публики. Прокрустово ложе неписаных «канонов» боксёрской зрелищности, накрепко установленных недавней заокеанской законодательницей мод, не зачтёт украинским братьям их несомненные спортивные заслуги, оставив их на суд Международного зала боксёрской славы (IBHOF). Избирательная память американцев сохранит главным образом досаду от того, что доминирующие чемпионы культового хэвивейта так и не дали им повода сорвать голоса от брутального кулачного блокбастера (здесь сказанное в меньшей степени касается Виталия Кличко времён до 2005 года). Братья-Абсолюты ограничиваются убедительным тактико-техническим мастер-классом, деклассируя в таком стиле и вчера еще непобедимых американских супертяжей. А для Америки это не зрелище. Оценивая такое положение вещей, лучший российский комментатор бокса Владимир Гендлин-старший заключил: «Братья Кличко не нравятся очень многим за излишне осторожный подход к бою. Но заче

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.