Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бокс. Техническая сторона



Боевая стойка

 

 

Согласно характеристике М.И. Романенко в учебнике «Бокс» (1978 год), боевая стойка является универсальным положением, при котором боксёр находится в защите и, вместе с тем, в боевой готовности для нанесения собственных ударов. Стойка позволяет боксёру осуществлять свои боевые намерения и упреждать намерения противника. В дальнейшем, с совершенствованием спортивного мастерства бойца, классическая боевая стойка трансформируется в индивидуальную позицию, наиболее отвечающую его стилю боксирования. Существует три вида боевой стойки:

 

Левосторонняя (ортодоксальная) – положение, при котором левая сторона тела, т.е. и плечевой пояс, и нога, выдвинуты вперёд. Правая нога расположена на полшага – шаг сзади и вправо. Ноги слегка согнуты в коленях, вес тела примерно равномерно распределен на обе ноги, но немного больше нагружена правая, опорная. Левая, согнутая в локте рука, вынесена перед корпусом, при этом локоть опущен, левый кулак находится примерно на уровне плечевого сустава. Правая рука также согнута в локте, и правый кулак находится справа у подбородка и повернут внутрь. Такая стойка используется правшами и скрытыми левшами, предпочитающими левостороннюю стойку.

 

Стоп-кадр.

Леннокс Льюис и Эвандер Холифилд ведут бой в классической ортодоксальной стойке.

 

Правосторонняя (southpaw) – зеркальное отображение левосторонней стойки. Вперёд вынесена правая часть тела, положение рук и ног соответствуют стойке ортодоксальной. Доминирующей, ударной рукой является левая. Эта боевая стойка неудобна для боксёров-правшей и, в случае их недостаточной обученности, составляет левшам преимущество в бою. Её серьёзным недостатком является ведение боя печенью вперёд, поскольку этот нокауто-опасный внутренний орган у нас расположен по правой стороне.

 

Стоп-кадр.

Руслан Чагаев (справа) боксирует в высокой закрытой правосторонней стойке.

 

Фронтальная – положение, при котором одна из сторон тела выдвинута вперёд незначительно, что составляет наибольшее удобство при ведении ближнего боя и поперечных перемещениях по рингу. Фронтальная боевая стойка удобна при активном использовании защиты корпусом, но при этом рискованна своей открытостью, отчего практикуется боксёрами достаточно редко.

 

Стоп-кадр.

Мохаммед Али в открытой фронтальной стойке пританцовывает перед Джо Фрезером, боксирующим в низкой закрытой стойке.

 

Также боевые стойки варьируются в вертикальной плоскости: при ведении боевых действий на дальней дистанции применяется высокая стойка с нормальной высотой подъёма общего центра тяжести (ОЦТ), незначительно согнутыми спиной и плечевым поясом; на средней и ближней дистанциях большую эффективность приносит низкая стойка с подсадкой ОЦТ и ссутуленными спиной и плечевым поясом. Разграничивают стойки и по степени группировки звеньев тела: на открытые, при которых боксёр не применяет плотной ручной защиты, и закрытые, в которых боец активно применят защиту движениями рук, в частности, подставку, отбив или накладку.

 

Джек Джонсон ведёт бой в высокой открытой стойке, прозванной в Америке «крабом».

Использование той или иной боевой стойки непосредственно зависит от стиля боксирования конкретного бойца, его технических, физических и психологических особенностей. Различная степень открытости стойки диктуется преимущественной дистанцией ведения боя, атакующей или оборонительной тактикой. Соответственно этому группируется и осанка боксёра. Например, предпочитающие дальнюю дистанцию и осторожную, техничную манеру боя аутфайтеры ведут боевые действия из высокой и нередко достаточно открытой стойки. Свормеры и слаггеры в силу своей тяги к сближению и силовому контакту с противником вынуждены надёжно перекрываться в закрытой стойке и подсаживаться под противника. Каждая стойка имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому каждый боксёр должен находить для себя то исходное положение, которое в наибольшей степени отвечает его индивидуальным особенностям.

 

Передвижения по рингу

 

 

Используя определение Э. Хейлсета, охарактеризуем передвижения по рингу как способность боксёра легко и эффективно двигаться на ногах по ходу боя без потери равновесия и баланса, что обеспечивает ему возможность атаковать и обороняться. Как отмечал К.В. Градополов: «Боксёр должен уметь маневренно и быстро передвигаться по рингу. Быстрота и точность движений ног, умение рассчитывать время и дистанцию играют главную роль как при ударах, так и при защите. Основное преимущество легко передвигающегося боксёра заключается в том, что он, легко и быстро передвигаясь, дезориентирует противника, не позволяя ему сосредоточиться на том или ином действии, а сам изыскивает нужные дистанции и положения для атакующих и защитных действий». Способность стремительно, грамотно двигаться в ринге, используя для маневра всю площадь арены боя, является тем исходным, априорным требованием, без выполнения которого ни одна атака не будет проведена эффективно и ни одна защита не даст надёжного прикрытия от ударов соперника. Однако при этом нельзя скатываться до суетливой и бесцельной беготни по рингу. В своих передвижениях и переходах от защиты к атаке и обратно боксёру необходимо быть рациональным. Не застаиваться в одной позиции и не выматывать себя чересчур активными движениями ног, чтобы не превращать бой ни в игру в стойкого оловянного солдатика, ни в его противоположность – марафонского бегуна а-ля Дэвид Хэй против Николая Валуева.

 

Выбор передвижений и способы их выполнения, как акцентировал Е.И. Огуренков, зависит от дистанции, на которой находится боксёр от противника, от позиции, из которой нужно сделать передвижения, от тактического плана на поединок, а также от индивидуальных способностей и физических качеств бойца. И если относительно направления движения боксёра передвижения делятся на вертикальные (вперёд – назад) и поперечные (вправо – влево), то технически шаги как воплощение передвижений подразделяются на одиночные, слитные скользящие, мелкие двойные и на скачки. Е.И. Огуренков выделял также подскоки, однако знаменитый советский тренер А.К. Червоненко, воспитавший в олимпийского чемпиона Теофило Стивенсона, логично и обоснованно, с точки зрения автора, критиковал подобный способ передвижения по рингу, так как движение вприпрыжку лишает боксёра точки опоры для нанесения акцентированного удара. К.В. Градополов изображал технику передвижений по рингу следующим образом:

 

 

В свою очередь, Е.И. Огуренков визуализировал передвижения по их направлению:

 

 

Охарактеризуем каждый вид техники передвижений по рингу.

 

Одиночные шаги – боевое передвижение боксёра во всех направлениях, при котором, выдвигаясь непосредственно из боевой стойки, шаг вперёд делается передней ногой, после чего к ней будто подтягивается задняя нога в положение, аналогичное исходному. Шаг назад выполняется задней ногой, шаг влево – левой, шаг вправо – правой. Следовательно, при передвижениях одиночными шагами первый шаг всегда делается ногой, стоящей ближе к направлению движения. Боксёру также необходимо сохранять необходимое для устойчивости расстояние между стопами и ни в коем случае не перекрещивать ноги. Передвигаясь таким способом, боец всегда может свободно сделать следующий шаг в любую сторону. Стремительности шага, сопряженного с атакующим ударом или защитным движением, боксёр достигает за счет быстрого перемещения тела вослед направлению шага. Каждый шаг должен выполняться так, чтобы его начало не было заметно противнику. Для этого требуется не перемещать предварительно вес тела на ногу, которой боец отталкивается при выполняемом передвижении непосредственно из боевой стойки. Когда боксёр отрывает вышагивающую ногу от пола, равновесие временно теряется. Этот момент практично использовать для увеличения быстроты шага толчок дошагивающей ногой. Равновесие боксёра восстанавливается в момент касания настила ринга вышагнувшей ногой и подтягивания задней, толчковой ноги в положение, аналогичное исходному. Можно назвать этот способ передвижений наиболее распространённым в профессиональном боксе ввиду его практичности и относительной простоты.

 

Стоп-кадр.

Дерек Чисора (справа) сближается с Дэнни Уильямсом классическим одиночным шагом.

 

Слитные скользящие шаги – боевое передвижение боксёра, наиболее эффективное в схватке для восстановления дистанции и нахождения удобных исходных положений для нанесения ударов. Осуществляются лёгкими «скользящими» шагами во все стороны на передней части стоп. Такие шаги позволяют постоянно сохранять в бою равновесие и удобное положение тела. Выполняются в непрерывном следовании друг за другом, также стартуя с ноги, стоящей ближе к направлению движения. Сперва делается полшага вышагивающей ногой, а вослед ей подтягивается и задняя нога, после чего вышагивающая нога завершает начатое движение и движение продолжается. В результате получается непрерывное, словно скользящее передвижение. И хотя такие шаги легче и менее утомительны для организма, позволяют лучше сохранять равновесие, распространены они в основном среди боксёров экстра-класса, тогда как бойцы уровнем ниже чаще применяют одиночные шаги, греша «подвисанием» задней ноги, преждевременным переносом массы тела на вышагивающую ногу, чересчур медленным темпом шага, монотонностью и однообразием своих передвижений по рингу, напоминающих топтание. Передвижение слитным скользящим шагом – визитная карточка мастера. Эталонным это передвижение можно назвать в исполнении Теофило Стивенсона, мягко, пружинисто и стремительно скользившего по рингу.

 

Стоп-кадр.

Теофило Стивенсон (справа) скользящим шагом резко сближается с Крэйгом Пэйном.

Филигранность передвижений Маэстро хорошо прослеживается на фоне рисунка на канвасе.

 

Мелкие двойные шаги – боевое передвижение боксёра, выполняющееся по такому же принципу, что и слитные скользящие шаги, но не широким шагом, а коротким, мелким вышагиванием. При выполнении вместо одного широкого скользящего шага делается два мелких. На них уходит больше работы ног, чем на слитный скользящий шаг, однако же их преимущества аналогичны.

 

Скачки – специальное передвижение боксёра при нанесении боковых ударов в голову соперника, основанных на координации удара со скачком. Как способ передвижения употребляется только в этих целях, поскольку прыжки в ринге сами по себе не практичны. Используется прежде всего невысокими боксёрами в бою с более рослыми как способ нанести акцентированный удар вместе с одновременным сокращением дистанции за счет скачка. Классическими примерами являются Джо Фрезер и Дэвид Туа.

 

Стоп-кадр.

Владимир Кличко выбрасывает нокаутирующий левый хук на скачке в бою с Рэем Остином.

 

Подытоживая тему передвижений по рингу, К.В. Градополов подчеркивал: «Если движения ног выполяются правильно и четко, боксёр всегда находится от противника на таком расстоянии, с которого можно придавать своим ударам достаточную быстроту, резкость и силу. Кроме того, перенося вес тела с ноги на ногу, боксёр создаёт исходные положения для ударов и защит, пользуясь толчками ног, чтобы сделать удары более быстрыми».

 

Ударная техника

 

 

Характеризуя боксёрскую технику в «Современном боксе», ЗМС СССР Е.И. Огуренков отмечал: «В боксе решающее значение имеют удары… Удар является важнейшим компонентом техники современного бокса. Боксёр, который владеет совершенной техникой нанесения удара, как спортивный противник гораздо опаснее боксёра с отлично развитыми физическими качествами, но который технически неправильно выполняет удар, неэффективно, слабо». Для того чтобы выйти победителем из боксёрской схватки, недостаточно крепких мускулов и больших кулаков – требуется адекватный амбициям и возможностям ударный арсенал.

 

Положение кулака при ударе (1) и ударное место перчатки (2).

 

Технический арсенал боксёров включает в себя три основных вида ударов: прямой (джеб, кросс), боковой (хук, свинг) и удар снизу (апперкот). «Каждый из этих ударов можно наносить левой и правой рукой в голову и в туловище. Таким образом, в боксе имеются 12 основных ударов; их структура определяется видом удара (прямой, снизу, боковой), бьющей рукой (левой, правой) и целью (голова, туловище)» (К.В. Градополов). Удары наносятся в атаке (в движении вперёд), при контратаке – навстречу (с опережением в один темп удара противника) и в ответе (сразу после применения защиты от удара соперника), – а также в защите (стоппинг). Удар, выполненный с наибольшим приложением силы, называется акцентированным. Сила удара боксёра измеряется соотношением массы тела, используемой при его нанесении, к скорости движения этой массы по направлению к цели удара. Чем больше вложено в удар массы тела и чем быстрее она доносится до цели, тем более разрушительным выходит акцентированный удар. Согласно исследованиям И.П. Дегтярёва, удар должен длиться в пределах 14-18 миллисекунд. При увеличении времени контакта кулака с ударной плоскостью до 30 миллисекунд удар превращается в толчок.

 

Структура ударного арсенала согласно К.В. Градополову такова:

 

 

 

Углы нанесения ударов в боксе можно отобразить следующим образом:

 

 

Где на рис. 1 изображены углы нанесения боковых ударов, а на рис. 2 – прямых. В первом случае цифрой «1» отмечены полухуки, цифрой «2» – хуки и свинги, цифрой «3» – оверхенды. Во втором случае цифра «1» – это апперкоты, а цифра «2» – джебы и кроссы. Всего 5 групп.

 

Классическую «святую троицу» ударной техники бокса «венчают» несколько гибридных ударов: полухук/полуапперкот, боло-панч и оверхенд. «Ноги» у таких ударов растут из индивидуальных особенностей в технике многих мастеров. В этих особенностях, как отмечает тот же Градополов, выражается та самая типовая техника, от которой у того или иного боксёра имеются небольшие индивидуальные отклонения. Подобные отклонения могут относиться к положению кулака при фиксации удара, к манере вращать или наклонять корпус, к привычному себе положению ног и другим особенностям. На выходе получается нестандартное, неудобное сопернику исполнение стандартных приёмов. Ярким примером авторской интерпретации основ ударной техники бокса в современном нам хэвивейте является Виталий Кличко, за внешней корявостью ударов которого кроется его манера подворачивать руку на подходе к голове супостата. Как заключает К.В. Градополов, типовую технику ударов в боксе, в равной степени как и типовую технику защит и контрударов, не следует воспринимать как нечто постоянное и неизменное, закостенелое и забронзовелое. На основе типовой техники можно наработать весьма действенные разновидности ударов, способные приносить результат.

 

Атакуя противника собственными ударами, всегда нужно помнить о защите. Поскольку в боксе на каждую атаку существует отработанная встречная или ответная контратака, выполняемый удар всегда должен быть сопряжен с защитными мерами предосторожности. В.К. Щитов, автор «Основ техники бокса» (2007 г.), выделяет среди них такие: прикрытие челюсти плечом бьющей руки, одновременно сочетаемое с прикрытием свободной рукой подбородка (ладонью) и корпуса (локтем), а также обязательный возврат бьющей руки в исходное положение после завершения нанесения удара. «Возвращение руки, – пишет Щитов, – должно происходить по кратчайшей траектории в положение, способное обеспечивать как выполнение защитных, так и выполнение атакующих действий». Своевременный возврат руки в защитное положение сам по себе делает защиту надёжнее, создавая плацдарм для атаки. Ниже рассмотрим характеристики видов ударов.

 

Прямой удар передней рукой (джеб) – быстрый, прямой удар в голову или, реже, в корпус. При нанесении удара рука полностью разгибается, кулак держится горизонтально, ладонью к земле. Самый универсальный удар в боксе. Джеб используется как стоппинг в защите, как средство для поддержания соперника в постоянном напряжении, для проверки реакции и защитных навыков оппонента, выхода на оптимальную ударную дистанцию, для подготовки атаки с последующим нанесением акцентированного удара, а в отдельных случаях и как полноценное наступательное оружие, как это показывает пример Владимира Кличко, чей джеб, возможно, лучший в истории хэвивейта. Классическими в хэви являются джебы Джо Луиса, Сонни Листона, Мохаммеда Али, Ларри Холмса, Теофило Стивенсона, Феликса Савона, Леннокса Льюиса, Владимира Кличко.

 

Стоп-кадр.

Феликс Савон держит на джебе Шеннона Бриггса (слева) и Себастьяна Кубера (справа).

 

Владимир Кличко проводит джеб с такой силой и жесткостью, с какой другие бойцы пробивают кросс.

 

Прямой удар доминирующей рукой (кросс) – один из наиболее сильных ударов в боксе. Удар наносится вразрез, так, что бьющая рука проходит над рукой соперника (кросс-каунтер, верхний кросс) или под ней, в ответ на удар соперника (кросс-инсайд, нижний кросс). Выполнение кросса начинается с резкого срыва кулака из исходного положения, одновременно производится толчок задней ногой и начинается движение корпуса вперед с переносом массы тела на переднюю ногу. Наиболее разрушительным выходит встречный кросс, как правило наносимый с уклоном корпуса в сторону страхующей подбородок руки. При его выполнении необходимо избегать излишнего отклонения тела от линии удара, чтобы, согласно законам механики, не произошло разложение скоростей, ослабляющее силу удара. Наиболее употребимой ударной комбинацией с участием кросса является «двойка» – джеб-кросс. Кросс можно назвать таранным оружием в схватке на ринге. Левый кросс в исполнении боксёров-левшей составляет большую проблему для правшей (и наоборот), так как наносится в не прикрытую перчаткой часть челюсти. Классические образцы убойных кроссов среди тяжеловесов являют Джо Луис, Теофило Стивенсон, Майк Тайсон, Фрэнк Бруно, Леннокс Льюис, Феликс Савон, Корри Сандерс, Владимир Кличко, Дэвид Прайс.

 

Стоп-кадр.

Владимир Кличко нокаутирует Кэлвина Брока правым кроссом после классической «двойки», в которой левый джеб одновременно выполнил функцию отбива вниз защищавшейся руки противника.

 

Стоп-кадр.

Олег Маскаев вышибает за канаты Хасима Рахмана встречным правым кроссом с уклоном влево.

 

Короткий боковой удар (хук, он же крюк) – резкий, взрывной удар, не требующий для нанесения особого замаха, наносимый согнутой в локте передней или задней рукой на средней и ближней дистанции. Может с равным успехом направляться в голову и в корпус. Ударная сила создаётся за счет резкого поворота корпуса с переносом центра тяжести на опорную переднюю ногу. Левый хук – культовый удар для американской школы бокса. Это чрезвычайно опасный, жесткий удар, при этом один из самых сложных технически, так как, ввиду движения кулака по уходящей траектории от конечной цели, требует высокой точности и прекрасного расчета дистанции и тайминга. Левый хук являлся визитной карточкой многих знаменитых бойцов профиринга США: Джека Демпси, Сонни Листона, Джо Фрезера, Майка Тайсона, Дэвида Туа. Среди современных супертяжей сильнейшим левым хуком владеет Владимир Кличко. В свою очередь, правый хук удобней в применении для боксёров-левшей и в арсенале боксёров-правшей встречается реже. Разновидностью левого хука является т.н. check hook – встречный боковой удар передней рукой с одновременным разворотом корпуса на 180о. Мастером этого удара является Флойд Мэйвезер.

 

Стоп-кадр.

Генри Купер левым хуком отправляет в нокдаун Мохаммеда Али, пренебрегавшего ручной защитой.

 

Стоп-кадр.

Леннокс Льюис нокаутирует правым хуком Майка Тайсона.

 

Длинный боковой удар (свинг) – утративший ныне прежние позиции рудимент ударной техники, наибольшую славу переживший в XIX веке. Длинный, размашистый удар в голову, сигнализация о нанесении которого полностью лишает его эффекта неожиданности. Тем не менее, свинг – удар очень сильный, что достигается за счет соединения переноса массы тела на переднюю ногу с широкоамплитудным вращательным движением корпуса. Можно сказать, свинг – идеальный лаки-панч. Технически разделяется на английский (с подворотом кулака к противнику тыльной стороной) и американский (без поворота кисти и с риском нанесения удара внутренней стороной перчатки). Королём свинга был первый общепризнанный чемпион Джон Салливан. В наши дни его используют Сэмюель Питер, Дэвид Хэй (под «вывеской» хука) и сонмище мешков-недоучек.

 

Стоп-кадр.

Трой Робертс не попадает размашистым свингом по Виталию Кличко, прикрывшемуся подставкой плеча.

 

Удар снизу (апперкот) – очень мощный и эффективный удар, наносимый согнутой в локте рукой по внутренней траектории снизу-вверх. Является оружием ближнего боя. Пробивается с обеих рук, но, как правило, выходит сильнее в исполнении задней рукой. Сила апперкота создаётся за счет вращательного развинчивания от бедра и корпуса до плеча, подхватывающего двигательный импульс тела на завершающей фазе. Самыми уязвимыми целями апперкота являются подбородок и область солнечного сплетения. Наличие апперкота в ударном арсенале является своеобразным джокером любого бойца, способным переломить ход поединка и сыграть роль решающего удара в серии. Сильнейшими апперкотами владели такие тяжеловесы, как Джек Джонсон, Джордж Формен, Теофило Стивенсон, Майк Тайсон, Леннокс Льюис. Среди подающих надежды молодых супертяжей наиболее внушительным апперкотом может похвастать Тайсон Фьюри.

 

Стоп-кадр.

Майк Тайсон апперкотом отправляет в нокдаун Бастера Дугласа.

 

Полухук/полуапперкот – гибридный удар, представляющий собой промежуточное звено между траекториями нанесения классических хуков и апперкотов. Это резкий, косой удар, как правило наносимый в сериях. Пробивается под неудобным углом в основном в голову за счет тех самых групп мышц, что при хуках и апперкотах, но с меньшим поворотом корпуса, чем при боковом ударе, и с меньшим вращательным движением бедра и туловища, чем при апперкоте. Полухуки особенно хороши в инфайтинге. Этот удар активно и с успехом применялся Мохаммедом Али, Эвандером Холифилдом и Роем Джонсом, а сейчас, хоть и с меньшим техническим лоском, но ничуть не меньшей эффективностью, и Виталием Кличко.

 

Стоп-кадр.

Мохаммед Али пробивает полухук в голову Джо Фрезера, прикрывающегося подставкой ладони.

 

Боло-панч – гибридный удар, сила которого складывается в эффекте дуги окружности. Вместо классической схемы срыва кулака с исходного положения при исполнении боло-панча рука раскручивается эдаким «чёртовым колесом», выпуская кулак, словно камень из пращи, по совсем непредсказуемой траектории. Это скорее трюк, уловка, способ психологического воздействия на противника, демонстрация уверенности в себе, чем полноценный удар. Боло-панч не изучается в боксёрских школах и залах. Его изобретателем считается чемпион-средневес NYSAC 1939–1940 гг. Сеферино Гарсия, позже к нему прибегали Кид Гавилан, Мохаммед Али и Рэй Леонард.

 

Стоп-кадр.

Шугар Рэй Леонард (слева) в бою с Роберто Дюраном раскручивает против часовой стрелки шоу-удар боло-панч.

 

Оверхенд – гибридный удар, представляющий собой смесь дуговой траектории хука с позицией нанесения кросса. Удар наносится по верховой дуге над руками соперника в голову, обрушиваясь на него под чрезвычайно неудобным углом. Традиционно состоит на вооружении у низкорослых боксёров, позволяя им донести «динамит» своих перчаток до более габаритных оппонентов. Из владевших оверхендом супертяжей выделяются Рокки Марчиано, Тим Уизерспун, Дерек Чисора. Этот удар существует в ударной технике западных школ бокса, хоть и не является классическим, в советской же представлен только в кикбоксинге, где в целом более употребим.

 

Стоп-кадр.

Дерек Чисора проводит оверхенд над руками Тайсона Фьюри.

 

Защитная техника

 

 

Отдавая должное ключевой роли ударной техники в завоевании победы на ринге, Е.И. Огуренков отмечал, что «особое внимание необходимо уделить защитам. Искусство современного боксёра в значительной мере заключается в искусстве защиты, а не только в умении владеть средствами атаки и контратаки… Боксёр не сможет добиться высокого и прочного спортивного мастерства, если он не будет в одинаковой степени отлично владеть защитами на всех дистанциях боя. Рано или поздно недостатки в защите скажутся, и боксёр начнёт терпеть поражения». Современному боксу, исходя из интеграции защитных приёмов, изложенных в работах К.В. Градополова, Е.И. Огуренкова, Э. Хейлсета, а также практики мастеров профиринга, консолидировано известно 4 основных средства защиты от ударов соперника: защита движением рук (подставка предплечий (блокаж) и его вариации перекрёстным блокажем и предплечьем передней руки, подставка плеча, подставка ладони, накладка, отбив), защита корпусом (уклон, нырок, откат), защита движением ног (сайд-степ (уход в сторону), бэк-степ (уход назад), приседание (т.н. защита ку-ку)) и защита сковыванием действий соперника (клинч). При этом наибольший эффект в бою достигается за счет комбинирования защит с одновременным участием ног, рук и корпуса, что значительно затрудняет сопернику нанесение точного удара.

 

Комбинирование разных приёмов защиты в одно тактико-техническое действие повышает его эффективность, при этом понижая степень предсказуемости поведения бойца в ринге. Сочетание разных защитных приёмов не является отдельным, особым видом защитной техники, равно как и комбинирование разных ударов в серийной работе не есть самостоятельной единицей ударной техники. В боксе комбинационность является, прежде всего, показателем способности боксёра мыслить в ринге, адаптироваться к конкретному противнику, уровня технического мастерства. Классическим примером комбинационных действий в защите являются полусредневес Флойд Мэйвезер и его более тяжеловесный соотечественник Джеймс Тони. Также необходимо заметить, что защиты делятся на пассивные, предназначенные для блокировки и избегания ударов, и более динамичные активные, применяемыми с целью перехвата инициативы у противника в момент его атаки, а именно – контрудары. Контрудары, как отмечает К.В. Градополов, наносятся в момент атаки противника, для чего используются все основные удары, известные в боксёрской технике. Контрудар всегда соединяется с каким-либо пассивным видом защиты во избежание атакующего удара противника. В качестве контрударов в ближнем бою применяются только короткие удары – будь то прямые, боковые или удары снизу. Соединение комбинированной пассивной защиты с активной защитой из контрударов существенно усиливает эффект от оборонительных действий.

 

Рассмотрим каждый из видов защиты.

 

Защита движением рук. В схематическом отображении:

 

В характеристиках:

 

Подставка предплечий (блокаж) – применяется в конечной фазе удара противника. Под кулак подставляются плотно прикрывающие голову и солнечное сплетение предплечья, развёрнутые либо рёбрами ладоней к сопернику (blocking в США), либо ладонями к своему лицу (cover-up), вне зависимости от того, какой удар наносится по защищаещемуся бойцу. Это самый закрытый, «глухой» вид защиты движением рук. Подставкой предплечий удобно и надёжно защищаться от всех ударов противника на любой из дистанций, как в голову, так и в корпус. Эта оборона в соединении с джебом являет собой почти безальтернативный вариант защиты в технически бедной немецкой школе бокса. С успехом её применяли такие боксёры, как Аксель Шульц, Тимо Хоффманн, Луан Красники, Артур Абрахам, Феликс Штурм. Подставка предплечий составляет собой основу оборонительного редута при использовании тактики виса на канатах (rope-a-dope), классическими примерами чего являлись Мохаммед Али и Рой Джонс.

 

Стоп-кадр.

Мохаммед Али (слева) использует классический блокаж, а Майк Тайсон (справа) – т.н. cover-up, то есть покрытие.

 

Разновидностью этой подставки является перекрёстный блокаж (cross armed), при котором руки группируются не вертикально, а горизонтально, накрест, параллельно плечевому поясу. Судя по всему, перекрёстный блокаж как вид защиты возник путём «спрессовывания» высокой открытой стойки, именуемой в США «крабом». Нижняя рука подтягивается от поясницы к грудной клетке, верхняя накладывается сверху для придания перекрёстному блокажу прочности. Его изъяном является открытый корпус, преимуществом – его надёжность при прямых ударах и апперкотах. Последнее делает перекрёстный блокаж эффективнейшим средством защиты при ведении боя в инфайтинге, где удары снизу особенно опасны, так как наглухо перекрывает апперкотам доступ к подбородку. Присущ американской школе. Умело применялся Джо Фрезером, Кеном Нортоном, поздним Джорджем Форменом, Эвандером Холифилдом, Айком Ибеабучи, Дэвидом Туа.

 

Стоп-кадр.

Перекрёстный блокаж в исполнении Кена Нортона (слева), Дэвида Туа (в центре) и Эвандера Холифилда (справа).

 

Другой разновидностью подставки предплечий является подставка предплечья передней руки, которой уделялось мало внимания в классике советской школы (у тех же К.В. Градополова и Е.И Огуренкова), однако интеграция в мир профибокса её актуализовала. Согласно Э. Хейлсету такая подставка выполняется в двух вариантах: the forearm block (собственно подставка предплечья) и the inside forearm block (внутренняя подставка предплечья). В обоих случаях она применяется в противовес боковым ударам. В первом варианте вес тела переносится на переднюю ногу с одновременным поднятием вверх согнутой в локте руки, разноименной бьющей руке соперника, прикрывающей находящуюся под ударом часть головы. Во втором варианте к аналогичному движению добавляется откат корпуса по траектории удара соперника.

 

Подставка предплечья передней (правой) руки, проиллюстрированная в «Азбуке бокса» Амана Атилова.

 

Подставка плеча – применяется при нанесении правого или левого прямого или бокового удара в голову в конце движения. Плечо приподнимается и выводится наперёд, прикрывая подбородок. Одновременно боксёр страхует подбородок подставкой ладони с другой стороны, поворачивает корпус по направлению траектории удара и переносит вес тела на дальнюю ногу. Эта подставка весьма популярна как в советской, так и в американской школах бокса, однако в американской подставка плеча используется в основном в комбинировании с защитой корпусом. Эта подставка является частью такого вида защиты корпусом при ударах в голову, как откат.

 

Стоп-кадр.

Ричард Тауэрс применяет подставку плеча во время спарринга.

 

Подставка ладони – применяется рукой, находящейся на траектории следования бьющей руки соперника. Ладонь плотно прикрывает челюсть, выполняя функцию «защитной подушки» против удара в голову. Применяется в основном против прямых ударов, поскольку боковые эффективнее отражаются подставкой плеча. Под прямые акцентированные удары подставляется только правая ладонь, независимо от того, какой рукой был нанесён удар. Подставку ладони целесообразно дополнять переносом массы тела на заднюю ногу с одновременным движением назад для максимального ослабления силы удара. Эта подставка также служит хорошим плацдармом для контратаки. Пренебрежение этим видом защиты является серьёзной дырой в обороне любого боксёра, поскольку ладонь, не прикрывающая собой челюсть, оставляет её открытой для удара. Подставка ладони входит в «обязательную программу» защиты любого боксёра.

 

Стоп-кадр.

Подставка ладони оберегает челюсть бойцов в поединке Руслана Чагаева и Николая Валуева.

 

Стоп-кадр.

Том Даллас (справа) в бою с Дэвидом Прайсом наглядно демонстрирует, к чему приводит плохо поставленная защита подставкой ладони. Не опустись ниже положенного правая перчатка – не было бы и нокаута.

 

Отбив – применяется преимущественно против прямых ударов. Рука противника отбивается в сторону от линии её движения к цели. Отбив выполняется толчком кисти в предплечье или локтевую часть бьющей руки: ладонью – внутрь или вниз, тыльной стороной перчатки – наружу или кверху. Правильно делать отбив разноименной, т.е. находящейся напротив бьющей, рукой. Это позволяет сохранить свободной другую руку, создавая предпосылки для контратаки и для отражения возможных следующих, серийных ударов соперника. Все защиты отбивами логично стремиться развить в активные контратакующие действия, поскольку в их результате противник либо временно разбалансируется, либо получает прореху в защите. Классическим можно назвать отбив в исполнении таких американских тяжеловесов, как Ларри Холмс, Крис Бёрд, Эвандер Холифилд, Тони Томпсон, или бойцов советской школы Руслана Чагаева или Владимира Кличко. Сочетание отбива с накладкой является эффективным средством обезвреживания передней руки противника в поединке между левшой и правшой, поскольку их передние руки перекрещиваются между собой подобно шпагам у фехтовальщиков.

 

Стоп-кадр.

Крис Бёрд отбивает внутрь джеб Виталия Кличко (слева), а Владимир Кличко – наружу удар Султана Ибрагимова.

 

Накладка (остановка) – остановка удара соперника в начальной стадии путём наложения руки на его кулак, предплечье или плечо. Против ударов левой рукой применяется только накладка правой рукой, против ударов правой – своей левой. Это условие соблюдается для того, чтобы у соперника не возникало свободного пространства для удара и, соответственно, свободной руки. Накладка особенно удобна в бою на ближней и средней дистанции. Она создаёт возможность для сковывания атакующих действий соперника путём упора собственных ладони или предплечья на его бьющую конечность. Накладка достаточно сложный приём ручной защиты, требующий от боксёра прекрасных реакции, координации движений и оборонительных навыков. Среди бойцов хэвивейта наиболее знамениты владением этим видом защиты Джек Джонсон и Крис Бёрд, также накладка успешно применялась молодым Джорджем Форменом.

 

Стоп-кадр.

Джордж Формен сковывает накладкой обе руки Мохаммеда Али (слева), а Крис Бёрд останавливает в зародыше удар Виталия Кличко.

 

Защита корпусом. В схематическом отображении:

 

 

В характеристиках:

 

Уклон – состоит в движении, наклоне корпуса, отводящем голову от линии удара противника. Применяется исключительно против ударов в голову. От прямых ударов уклоны производятся в стороны, от боковых и апперкотов – главным образом назад (отклоны). Уклоны хорошо сочетать с соответствующими движению туловища защитами движением ног. Так, отклон назад идеально дополняется бэк-степом, уклон влево или вправо – сайд-степом. Также уклон весьма эффективно дополняется соответствующими активными движениями головой, как то делали Рэй Леонард, Майк Тайсон, Крис Бёрд или Дэвид Хэй. Уклон – самая практичная защита, поскольку оставляет руки свободными для нанесения ударов. Одновременно с уклоном можно контратаковать соперника резким встречным кроссом, используя динамику от движения корпусом для разгона собственного контрудара. Защита уклонами является визитной карточкой американской школы бокса, однако её с не меньшим успехом применяли и боксёры из других школ: Николай Королёв, Валерий Попенченко, Виталий Кличко, Теофило Стивенсон, Феликс Савон, Одланьер Солис.

 

Нырок – основная защита от боковых ударов в голову. Также активно используется в противовес джебам соперника. Состоит в быстрой группировке тела («подныривании») для защиты головы. Боксёр в нырке выполняет быстрое слитное движение, как бы описывая головой полукруг: слегка приседая, наклоняет голову и корпус вниз, в сторону бьющей руки оппонента, с последующим за этим выпрямлением. Кулак противника пролетает над затылком бойца по уходящей траектории, лишая его возможности сдвоить удар этой же рукой и изматывая самими промахами. На выходе из нырка удобно нанесение боковых контрударов. Защищаясь с помощью нырка, боксёр должен находиться в устойчивом положении, чтобы иметь возможность быстро вернуться в исходную позицию в боевой стойке или нанести контрудар. Опять же, до идеала защита нырком доведена стараниями мастеров американской школы бокса. В частности, на маятникообразных нырковых движениях основывается тактика ведения боя, получившая название пик-а-бу, удары в которой наносятся на выходе из нырков и уклонов. Основателем пик-а-бу, категорически не принявшим это наименование, был знаменитый тренер Кас Д’Амато, а ярчайшими представителеми стиля стали его лучшие воспитанники – Флойд Паттерсон и Майк Тайсон.

 

Стоп-кадр.

Одланьер Солис в бою с Романом Романчуком нырком вниз избегает правого бокового…

…и уклоном назад (отклоном) уходит от левого бокового.

 

Стоп-кадр.

Теофило Стивенсон выполняет классический уклон влево от левого джеба Алекса Гарсии.

 

Откат (rolling) – технический элемент защиты корпусом, активно используемый американской школой бокса. Согласно характеристике Э. Хейлсета, откат состоит в нивелировании силы удара вращательным смещением корпуса по траектории наносимого удара. Прямые удары ослабляются откатом назад, апперкоты – назад и в сторону, боковые – в соответствующую траектории сторону (против левого – влево, против правого – вправо). При выполнении откатов руки группируются вплотную к корпусу, плечо прижимается к подбородку, корпус прокручивается бедром от переднего плеча по траектории удара. Подобные откатные движения лишают удары жесткости, присущей ударам в мишень, пребывающую в статике или движущуюся навстречу. Откаты практикуются высокотехничными боксёрами и представляют собой практически неразрешимую задачу для новичков и бойцов, не знакомых с этой защитой. В отточенном исполнении эта техника практически идеальна против любого вида ударов. Откат как вид защиты корпусом отсутствует в советской школе бокса, что является и недостатком для защитной техники её воспитанников, и проблемой при попытках преодолеть первоклассно выстроенную и отточенную защиту бойцов США. Фактически, противопоставить откату за неимением собственного опыта в его выполнении можно только высочайшие тайминг и расчет дистанции, в противном случае кулаки будут скользить по вёрткому сопернику, не неся ему особой угрозы. Характерными примерами можно назвать Джеймса Тони, Кевина Джонсона и Флойда Мэйвезера.

 

Стоп-кадр.

Кевин Джонсон выполняет откат вправо, гася правый кросс Виталия Кличко прокручиванием корпуса по направлению удара в сочетании с подставкой плеча.

 

Вообще же, техника защиты корпусом развита в виртуозное искусство, равное технике работы с мячом в бразильском футболе, мастерами американской школы. Бойцы из США комбинируют все существующие виды соответствующей защиты в единое, слитное движение, плавно и легко перетекающее из одной исходной позиции в другую. Откаты уместно соединяются с подставкой плеча, пластично переходя в маятник из нырков и уклонов, а также соответствующих обманных движений головой, что сбивает с цели непривычных к такой ловкости европейских боксёров. Высокая культура защиты корпусом позволяет менее физически сильным и даже практически безударным бойцам конкурировать на равных с самыми бьющими оппонентами. Естественно защиту корпусом дополняет грамотная работа ног, также являющаяся сильной стороной американской школы, и умелое использование всех видов защиты движениями рук, что всё вместе выгодно отличает классическую американскую школу и от сильнейшего её конкурента на современном профиринге – школы советской, и от более прямолинейной школы английской, и, что совершенно очевидно, от деревянной и технически бедной немецкой. Пример Криса Бёрда, поставившего в тупик своей высокоорганизованной защитой таких бьющих бойцов, как Виталий Кличко, Дэвид Туа и Эвандер Холифилд, говорит сам за себя.

 

Защита движением ног. В схематическом отображении:

 

 

В характеристиках:

 

Сайд-степ (уход в сторону) – защита путём ухода из сферы действия ударов соперника одним или несколькими шагами влево или вправо. Основана на быстроте и подвижности ног. Ничем не отличается от обычных передвижений по рингу, однако требует более точного расчета времени и дистанции. Передвигаясь лёгкими и быстрыми шагами, боец должен в кратчайшие сроки занять исходное положение для контратаки. Сайд-степ построен на широком движении, выводящем боксёра с огневого рубежа противника (рич), и ориентирован не столько на непосредственную защиту от какого-либо одного удара, сколько на избежание его атаки в целом. Особенно ценится в противостоянии с инфайтерами – боксёрами, делающими ставку на ближний бой. Составляет основу стиля боксирования боксёров-аутфайтеров, в меньшей степени – боксёров-панчеров, при этом вне привязки к конкретной школе бокса. В совершенстве сайд-степом владели тяжеловесы Джим Корбетт, Джин Танни, Мохаммед Али, Теофило Стивенсон, Феликс Савон, сейчас хорош в этом компоненте Виталий Кличко. Вообще, нужно заметить, что поперечное движение возведено в искусство всё теми же американцами, чья манера легко, быстро, непредсказуемо перемещаться по периферии с взрывными наскоками стала подлинной классикой со времён Рэя Робинсона.

 

Стоп-кадр.

Феликс Савон уходит от атаки Дэнелла Николсона шагом вправо в сочетании с уклоном вправо.

 

Бэк-степ (уход назад) – защита способом ухода из зоны действия ударов противника одним или несколькими шагами назад. Главным отличием от сайд-степа является вертикальное направление движения уходящего от атаки боксёра, а не продольное. Бэк-степ выполняется для увеличения расстояния до противника вне зависимости от наносимого им удара. Как и сайд-степ, уход назад – органичная часть передвижений по рингу, позволяющая рвать дистанцию с противником при его атаках. Кроме того, бэк-степ естественно проистекает из инстинкта самосохранения, который срабатывает в момент получения нервной системой человека угрожающих сигналов, выражаясь в рефлекторном стремлении отпрянуть от опасности. Бэк-степ эффективен в сочетании с уходом в сторону, поскольку продолжительное отступление назад по прямой линии чревато опасностью быть настигнутым затяжной атакой. Если сайд-степ считается высшим пилотажем передвижений по рингу, то бэк-степ не привлекает к себе столько внимания, оставаясь, несмотря на это, весьма действенным видом защиты, что подтверждает пример тех же братьев Кличко. Движения вперёд-назад в целом отработаны советской школой на порядок лучше, чем поперечные.

 

Стоп-кадр.

Мохаммед Али уходит от атаки Сонни Листона шагами назад в сочетании с отклоном корпуса.

 

Приседание («защита ку-ку») – статичный вид защиты движением ног, состоящий в приседаниях под траекторию ударов противника, подобным сжатиям пружины, с последующим «разжатием» с выбросами контрударов. Главными «потребителями» являются низкорослые боксёры. Защита производится в конце удара при помощи равномерного приседания на обе ноги, при котором масса тела переносится на ногу, соответствующую бьющей руке готовящегося контрудара. При выполнении приседания тело боксёра группируется аналогично защите нырком. Это достаточно редкий вид защиты в тяжелых весовых категориях ввиду своей большой энергозатратности, при этом наиболее ярким примером его успешного применения является тяжеловес Майк Тайсон.

 

Стоп-кадр.

Майк Тайсон демонстрирует высший пилотаж «защиты ку-ку» в бою с Джеймсом Тиллисом.

 

Защита сковыванием действий соперника:

 

Клинч – сковывание атакующих действий противника путём «связывания» его рук и плечевого пояса, наваливания на него массой своего тела. Имеет две главных задачи: непосредственного препятствия ударам противника и изматывания его физически. Самый неэстетичный элемент в технике бокса, призванный не помочь уйти от атаки или заблокировать её, а не дать предпринять сопернику вообще никаких атакующих действий. Потому расценивается правилами как захват и удержание, борцовский приём в ринге, из-за чего пресекается рефери по факту применения, но не карается никакими штрафными санкциями в случае подчинения командам рефери разойтись. С наибольшим эффектом применяется крупными, длиннорукими, массивными боксёрами, своей силой и массой связывающими путём клинчевания атакующие намерения оппонентов. В случаях форс-мажора вроде пропущенного акцентированного удара своевременный клинч способен дать потрясённому боксёру необходимые секунды на восстановление. С наибольшей пользой для себя клинчевание во многих схватках использовали те же Леннокс Льюис и Владимир Кличко. Клинч как приём отсутствовал в ориентированной на любительский ринг советской школе, поскольку является эдакой «отрыжкой» профессионального пугилизма, неведомого восточным славянам. Умение грамотно клинчевать развилось у наших бойцов после интеграции в мир профибокса.

 

Стоп-кадр.

Эвандер Холифилд (справа) гасит клинчеванием атакующую активность Майка Тайсона.

 

P.S.

Помимо вышеприведённых средств защиты в боксе существует еще один способ минимизации ущерба от ударов противника, о котором обыкновенно принято умалчивать и никак не касаться в публикациях на боксёрскую тематику. Это наименее гуманный, но никоим образом не наименее эффективный способ уберечься от знакомства с настилом ринга. И состоит он не в избегании или блокировании выбрасываемых противником ударов, а в нивелировании силы пропускаемых в самое «нокаутогенное» место ударов – в челюсть. Пропуск ударов в голову в боксе неизбежен в принципе – даже в случаях боксёров с самой совершенной защитой, как то показал относительно недавний пример короля защиты современного бокса Флойда Мэйвезера в бою с Шейном Мосли. Оттого боец, переступая канаты ринга, должен быть во всеоружии.

 

Зазевавшийся Флойд Мэйвезер пропускает сокрушительный удар в челюсть от Шугара Шейна Мосли.

 

Амортизация пропускаемых ударов (в челюсть) – способ гашения силы пропускаемого удара за счет расслабления мышц шеи, фиксирующих голову в определённом статичном положении, и удержания в расслабленном состоянии собственно челюсти, в «стиснутом» виде усиливающей эффект от удара, в сочетании со стандартными амортизационными движениями техники бокса: отводом тела и головы по траектории удара. Дело в том, что нокаут в его биомеханическом выражении зачастую становится следствием не столько т.н. «хрустального подбородка», сколько сочетания силы удара с плотным, жестким контактом перчатки бьющей руки с челюстью боксёра, «зафиксированной» сковывающим напряжением мышц шеи и жевательной мышцы челюсти. Подобная статическая работа мышц является управляемой, и у большинства бойцов в момент пропускаемого удара имеется пагубная привычка буквально сжиматься в сплошной мышечный комок, создавая тем самым все условия для максимально плотного контакта летящего в цель кулака с челюстью. И чем плотнее контакт челюсти с ударом – тем больший ущерб от удара. Отсюда и нокауты. При амортизации ударов с помощью расслабления шейных и жевательных мышц плотный контакт устраняется и удар теряет значительную часть своей разрушительной силы. При выполнении такого «приёма» шея удерживается в расслабленном состоянии, подбородок отводится к груди, голова поворачивается по траектории удара. Хорошим дополнением является откатное движение корпусом. Перчатка бьющей руки противника просто «прокручивает» расслабленную шейно-челюстную мышечную массу вместо того, чтобы жестко с ней соприкоснуться и сообщить максимальную кинетическую энергию от ударного комплекса движений. «Классикой жанра» можно назвать пример средневеса Рикардо Майорги.

 

Стоп-кадр.

Рикардо Майорга амортизирует мощнейший правый боковой в челюсть от Фернандо Варгаса и выходит без потерь из ситуации, в которой многие бы не поднялись с пола.

 

Безусловно, в ходе поединка боксёр обязан сделать всё от него возможное, чтобы защитить своё здоровье и свести к минимуму ущерб от наносимых противником ударов, применяя весь наявный технический арсенал бокса. Однако же в случаях, когда техника оказывается бессильной, боец всегда должен иметь в запасе хотя бы еще один аргумент, добавляющий ему шансов устоять на ногах. И амортизация пропускаемых ударов в челюсть, как показывает пример Рикардо Майорги, приходится в критических ситуациях как нельзя кстати. Ибо полагаться исключительно на свою способность выдержать любой пропущенный удар, никак ему не противодействуя – последнее дело. Еще не родился человек, чья челюсть в буквальном смысле была бы отлита из бетона.

 

Карта боевых умений

 

 

Для суммирования вышеуказанных элементов боксёрской техники, степень овладения которыми и составляет собой уровень, класс боксёра, наиболее рациональным является применение Карты боевых умений. Она включает в себя максимально полный круг тактико-технических средств, которые определяют успех в поединке против боксёра любой школы и стиля, в частности умение боксировать в широком тактическом диапазоне на любой дистанции. Это своего рода матрица, воплощающая на практике структуру и задачи аналитического вывода. Она выявляет широту диапазона тактико-технических умений бойца и уровень его технического, исполнительского мастерства. В отечественном боксе Карта боевых умений нашла своё применение при работе советской тренерской делегации со сборной Кубы по любительскому (профи там табу и по сей день) боксу как средство анализа тактико-технического мастерства кубинских спортсменов, что имело место в начале 1970-х гг. Её исходное содержание, отвечавшее представлению советских специалистов о требованиях к мастерам международного класса в любителях, представлено в томе V. Здесь же, основываясь на требованиях современного нам профиринга, используем нижеследующий образец. Оценка тактико-технического мастерства по этой Карте составит собой фундамент оценки всех бойцов, чей уровень имелась возможность лицезреть визуально.

 

В графе «Умение» представлен собственно набор необходимых боксёрских умений, разделённый на 4 категории и включающий 57 пунктов.

Категория физиологических и общих умений оценивается так: 0 баллов – плохо, 1 – средне, 2 – отлично.

Категория ударных и защитных умений оценивается так:

а) в графе «1» оценивается частота использования умений, показывающая диапазон тактико-технического мастерства боксёра: 0 баллов – не используется, 1 – используется редко, 2 – используется часто. Суммируется количественно.

б) в графе «2» оценивается качество исполнения умений, показывающее уровень исполнительского мастерства бойца: 0 баллов – выполняется очень слабо/отсутствует, 1 – выполняется неуверенно/посредственно, 2 – выполняется в совершенстве. Суммируется сложением общей суммы баллов.

 

Умение
1. Физиологические
Физические данные  
Атлетическая подготовка  
Функциональная подготовка  
Работоспособность в ринге (воркрейт)  
Уровень реакции на действия противника  
Ручная скорость  
Стойкость (способность держать удар)  
Владение сильным нокаутирующим ударом  
Всего  
2. Общие
Инициатива и решительность в боевых действиях  
Волевые качества  
Умение перестраиваться по ходу боя  
Умение стремительно и неожиданно атаковать  
Умение действовать серийно и комбинационно  
Умение добить потрясённого соперника  
Умение финтить  
Вертикальные передвижения по рингу  
Поперечные передвижения по рингу  
Расчет действий во времени (тайминг)  
Расчет дистанции  
Умение боксировать на ближней дистанции  
Умение боксировать на средней дистанции  
Умение боксировать на дальней дистанции  
Всего  
 
3. Ударные
Прямой удар передней рукой в голову в атаке с шагом вперёд (джеб)    
Прямой удар передней рукой в голову навстречу (стоппинг)    
Прямой удар передней рукой в голову в ответе    
Прямой удар передней рукой в корпус    
Прямой удар доминирующей рукой в голову в атаке с шагом вперёд    
Прямой удар доминирующей рукой в голову навстречу    
Прямой удар доминирующей рукой в голову в ответе    
Прямой удар доминирующей рукой в корпус    
Левый боковой удар    
Правый боковой удар    
Боковой удар в голову с шагом вперёд или на скачке    
Боковой удар в голову навстречу    
Боковой удар в голову в ответе    
Боковой удар в корпус    
Апперкот в голову с шагом вперёд    
А

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.