Приведем пример:Изделия N1 и N2 изготовляются на фрезерных станках. Для их изготовления есть 100 кг металла. Затрата металла на изготовление одного изделия N1 составляет 2 кг, а на N2-4кг. Трудоемкость изготовления 100 и 120 станкогодин соответственно для изделий N1 и N2. Мощность фрезерных станков 2000 станкогодин на период, который рассматривается. Составить план производства, которое обеспечивает получение наибольшей выручки от продажи изделий, если отпускная цена одного изделия N1 установлена 3 грн, а изделию N2-2 грн, причем , причем изделий N1 нужно изготовить не больше 40 штук, а изделий N2-не больше 20 штук.
Построим модель данной задачи: Обозначим через х1- объем выпуска изделия №1, а через х2 –объем выпуска изделия №2. Тогда модель имеет вид:
Приведем модель к каноническому виду:
Построим модель двойственную к данной:
Решаем исходную задачу симплекс-методом:
Баз.перем.
Решение
А1
А2
А3
А4
А5
А6
Х3
Х4
100
Х5
Х6
-3
-2
Вводим элемент х1. А выводим - х4. Строим новую симплекс таблицу.
Баз.перем.
Решение
А1
А2
А3
А4
А5
А6
Х3
Х1
Х5
Х6
Получили решение задачи: Хопт=(20,0,60,0,20,20) и Zmax=60.
Решим двойственную задачу.
. Fmin=60.
Проанализируем полученные решения.
1) Дефицитные ресурсы.
Дефицитными являются те ресурсы, для которых оптимальное значение двойственной переменной отлично от нуля. У нас у2 = отличен от нуля, значит дефицитен второй ресурс.
В исходной задаче остаткам ресурсов соответствуют дополнительные переменные, т.е. х3,х4,х5,х6. У нас х4=0, значит дефицитен второй ресурс.
2)Рентабельность изделий.
Если при оптимальных значениях двойственных переменных некоторое ограничение превращается в строгое неравенство ,то на производство продукции затрачивается больше, чем получаемая от нее прибыль и продукция не рентабельна.
В данных условиях рентабелен выпуск первого изделия.
В оптимальном плане прямой задачи также предусмотрен выпуск только первого изделия (х1=20, х2=0)
3)Чувствительность.
Значение двойственных переменных показывает, на сколько изменится величина прибыли от изменения на единицу количества соответствующего ресурса. Наша задача чувствительна к изменению количества второго ресурса. (у2= )
ЛЕКЦИЯ 7.
Транспортная задача линейного
Программирования.
Это отдельный вид задачи ЛП. Экономически эта задача формулируется так: Есть пунктов производства, на которых изготавливается однородный продукт в объеме на каждом. Есть также пунктов потребления, которые потребляют эту продукцию. Обьем потребления в каждом пункте единиц. Известна стоимость перевозки единицы продукции из любого пункта производства в любой пункт потребления - Необходимо определить объемы перевозок так, чтобы минимизировать транспортные расходы.
Обозначим через - обьем перевозки из -го пункта производства в -ый пункт потребления. Тогда целевая функция будет иметь вид:
(10)
Система ограничений состоит в том ,что вывоз продукции ограничен объемом производства, а доставка объемами потребления. Система ограничений зависит от соотношения суммарного объема производства к суммарному объему потребления. Возможны три случая:
В первом случае вся продукция из пунктов производства вывозится и доставляется потребителям в необходимом объеме. Ограничения записываются в виде равенств, т.е.
(11)
Транспортная задача в постановке 10 – 11 называется сбалансированной задачей, а вид записи – каноническим.
Во втором случае изготавливается продукции больше, чем потребляется. Т.е. ,часть продукции остается не потребленной. Ограничения задачи записываются так:
(12)
ТЗ в постановке 10, 12 называется несбалансированной, случай перепроизводства.
В третьем случае продукции, которая производится недостаточно для удовлетворения спроса. Т.е. не все потребители получат достаточное количество продукции. Ограничения задачи запишутся так:
(13)
ТЗ в постановке 10, 13 называется несбалансированной, случай недопотребления.
Любая несбалансированная задача может быть приведена к сбалансированной. Для случая перепроизводства вводится фиктивный потребитель, который заберет весь остаток не потребленной продукции. А практически это означает, что продукция останется на складах предприятий производителей.
Для случая недопроизводства вводится фиктивный производитель, который условно дает всю не достающую продукцию. А практически это означает, что потребители не дополучили продукцию. Ввод фиктивного потребителя или фиктивного производителя это абсолютно математический прием, который нужен для возможности решения задачи.
Таким образом, если
1) , то вводим фиктивного потребителя
2) , то вводим фиктивного производителя
И так чтобы начать решение транспортной задачи мы должны представить ее в сбалансированном виде ( каноническом виде).
Планом ТЗ будет матрица, в которой соблюдается баланс строк и столбцов.
Начальный опорный план может быть определен разными способами. Наиболее распространенными из них являются метод северо – западного угла и метод наименьшего элемента. Рассмотрим на примере эти два метода.
Пример:
Задача не сбалансирована. Случай перепроизводства. Вводим фиктивного потребителя. . Получаем сбалансированную задачу.
Построим начальный опорный план методом северо-западного угла:
Построим начальный опорный план методом минимального элемента:
Решить транспортную задачу можно используя метод потенциалов или используя программу Excel.
Проанализируем план ТЗ построенный методом минимального элемента.