Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, Ты Явный и нет ничего над Тобой, Ты Тайный и нет ничего под Тобой» [Муслим].
Аль-Хафиз ибн аль-Хусейн аль-Байхаки (ум. 458), сказал в своей книге «аль-Асмау ва ас-Сифат»: «Этот хадис приводят как доказательство, что Аллах не занимает места и не имеет направления. Если над Аллахом нет ничего, и под Ним нет ничего, – значит, Он существует вне места».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Был Аллах, и не было ничего». [Бухари]
Аль-Хафиз, имам, Шейхуль-Ислам Ахмад ибн Хусейн аль-Байхаки, сказал в своей книге «аль-Итикад», разъясняя смысл этого хадиса: «Этот хадис указывает на то, что не было ничего, ни воды, ни Арша, ничего, кроме Аллаха». Значит, не было ни места, ни направления. А те, кто утверждают, что Аллах после сотворения Арша или небес стал находиться сверху, утверждают тем самым, что Аллах изменяется, а такое убеждение – мерзкий куфр!»
Это убеждение всех пророков и посланников уже более 14-ти веков хиджры передают ученые Ахлю-с-Сунна из поколения в поколение, начиная от сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Первый век хиджры
Светоч Единобожия, великий сподвижник, праведный халиф и наш господин Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) (ум. 40 г.) сказал: «Кто заявит, что его Господь ограничен, то он невежественен в отношении Творца»2. [«Хулья аль-авлия», том 1, стр. 73].
2 Похожие слова также передаются от имама Али (да будет доволен им Аллах): «Был Аллах и не было места, и Он сейчас так же, как был [до cотворения всего]», - то есть Аллах существует без места. Привел эти слова Абу Мансур аль-Багдади в «аль-Фарк байна аль-Фирак».
3 Что касается возражений, что эта книга молитв Зайнуль-Абидина (да будет доволен им Аллах) известна среди шиитов и что у этой книги нет иснада, то Муртаза аз-Забиди, рахимахуллах, в «Итхафе» приводит иснад к этой книге. См.: том 4, стр. 380
4 «Фикх аль-Абсат», тахкык аль-Кавсари, стр. 20.
Сказал великий табиин, имам Зайнуль-Абидин Али ибн аль-Хусейн ибн Али (да будет доволен им Аллах) (ум 94): «О Аллах! Тебя не охватывает место». [ас-Сахифа ас-Саджадия]3.
Второй век хиджры
Имам Джафар ас-Садык (да будет доволен им Аллах) (ум. 148) сказал: «Кто утверждает, что Аллах в чем-то, или из чего-то, или над чем-то - он совершил ширк. Если бы Аллах был над чем-то, то Его бы кто-то держал, если бы был в чем-то, то был бы ограничен, если бы был из чего-то, то был бы сотворенным». Приводит имам аль-Кушайри.
Имам аль-Муджтахид Абу Ханифа ан-Нуман бни ас-Сабит (да будет доволен им Аллах) (ум. 151) сказал в «Аль-фикх аль-абсат»: «Был Аллах, и не было места до того, как Он сотворил. Был Аллах, и не было «где», не было ничего, и Он Творец каждой вещи».
Также передают от имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах): «Если скажут: «Где Аллах?» - то скажи: «Аллах был, и не было места, до того как Аллах все сотворил. Был Аллах, и не было «где», творений, не было ничего. И Аллах - Творец каждой вещи»4.
Третий век хиджры
Имам аль-Муджтахид Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) (ум. 204) сказал: «Был Аллах, и не было места, и сотворил Аллах место, а Он предвечен своими неизменяемыми атрибутами, так же, как был и до творения места, и невозможно изменение ни в Его сущности, ни в Его атрибутах». Это от имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) передает аз-Забиди5.
5 «Ихтаф ас-садат аль-мутакин», [2\20].
6 Эти слова от него приводит имам аль-Хафиз ибн Джавзи аль-Ханбали в «Даф` шубха ат-ташбих».
Имам аль-муджтахид Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах) (ум. 241) сказал: «Мы не говорим о том, что у Творца есть направление»6.
Четвертый век хиджры
Имам, факих Абу Джафар ат-Тахави (да будет доволен им Аллах) (ум. 321) сказал в «Акыда ат-Тахавийя»: «Аллах превыше того, чтобы быть каким-то образом ограниченным. Он превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части, конечности или органы. Он не находится в шести сторонах света, в отличие от всего сотворенного».
Хафиз Мухаммад ибн Хиббан (ум. 354), сказал в известном «Сахих ибн Хиббан»: «Был Аллах, и не было ни времени, ни места».
Пятый век хиджры
Имам Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Фурак (ум. 406), пишет в «Мушкиль аль-хадис»: «Невозможно для Аллаха растворение в каком-либо месте, поскольку невозможно, чтобы Аллах был ограничен, так как это будет означать подобие сотворенному».
Факих шейх Абу Исхак аш-Ширази (ум. 476), пишет в «аль-Ишара иля мазхаб аль-Хакк»: «Был Аллах, и не было места, затем Всевышний сотворил место, и Он сейчас, как был до этого [без изменений]».
Шестой век хиджры
Шейх Абу Хамид аль-Газали аш-Шафии (ум. 505), пишет в «Каваид аль-Акаид»: «Чист Аллах от того, чтобы Его охватывало место, так же, как чист Он от того, чтобы Его ограничивало время, и существовал Он до сотворения времени и места, и сейчас существует так же [без изменений]».
Аль-Кади Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики аль-Андалуси (ум. 543), пишет в толковании на «Муватта» имама Малика: «Чист Всевышний от того, чтобы быть ограниченным направлением».
Седьмой век хиджры
Аль-муфассир Фахруддин ар-Рази (ум. 606), пишет в «Ат-Тафсир аль-Кабир»: «Сказал Всевышний: «Он – Всевышний, Величественный». Нельзя понимать слово «Всевышний» так, будто Аллах имеет направление или занимает место. Тут имеется в виду, что Аллах превыше сходства с творениями и чист от качеств изменяемости».
Султан аль-Уляма Иззуддин ибн Абдуссалям (ум. 660), пишет в «Мульха аль-И'тикад»: «[Аллах] не является телом в виде образа, не является субстанцией, имеющей размер, и не похож Всевышний ни на что, и ничто не похоже на Него, не охватывают Его направления, не находится Он ни на земле, ни на небесах. Он существовал до сотворения всего, и управляет временем. И Он сейчас [существует] так же, как до сотворения всего [без изменений]».
Восьмой век хиджры
Аль-Кади Бадруддин Мухаммад ибн Ибрахим, известный, как Ибн Джамаа (ум. 733), пишет в «Идах ад-далиль»: «Был Аллах, и не было ни времени, ни места, и Он сейчас [существует] так же [без изменений]».
Аль-муфасир ибн Аби Хайян аль-Андалуси (ум. 733), пишет в «Аль-Бахр аль-Мухит»: «Аллах чист от того, чтобы занимать место».
Девятый век хиджры
Хафиз аль-Мухадис Валиуддин Абу Зур`а Ахмад ибн Абд ар-Рахман аль-Ираки (ум. 826), пишет в «Тарх ат-Тасриб фи шар хат-Такриб» при толковании слов Пророка: «И это рядом с Ним над Аршем»: «Аллах чист от того, чтобы находится где-то или растворяться в чем-то. В данном случае «рядом с Ним» не означает близость в пространстве - речь идет о величии и почете».
Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии аль-Аш’ари (ум. 852), пишет в своей известной книге «Фатх уль-Бари» являющейся толкованием на «Сахих аль-Бухари»: «Из-за того, что нахождение Аллаха наверху или внизу невозможно, не означает, что Аллах не может быть описан качеством «улув» (величие), ибо речь идет не о буквальном значении, а о переносном. Невозможно, чтобы Аллах буквально находился в каком-то направлении».
Десятый век хиджры
Хафиз Джалалуддин ас-Суюти аш-Шафии (ум. 911), пишет в «Аль-Иклиль фи истинбат ат-танзиль» в отношении аята «Нет ничего подобного Ему»: «В этом аяте заключается опровержение «мушаббиха» (уподобляющих Аллаха), ибо Аллах не является ни субстанцией, ни телом, ни акциденцией, ни цветом, ни вкусом, не описан ни местом, ни временем».
Шейх Абу аль-Абас Шихабуддин Ахмад ибн Мухаммад аль-Касталяни аль-Мисри (ум. 923), пишет в «Иршад ас-Сари шарх Сахих аль-Бухари»: «Сущность Аллаха чиста от направлений и места».