Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гражданское общество глазами воронежцев (по результатам социологического исследования)



В последнее время в зарубежной и особенно в отечественной литературе до­минантной темой была модернизация как технико-технологический, социаль­но-экономический, политический и социокультурный процесс, его различные аспекты, типы и т.д. Инициированная бывшим Президентом РФ Д. Медведевым проблематика модернизации, тем не менее, до недавнего времени слабо касалась такого ее аспекта, как гражданское общество, гражданские инициативы. Как это ни покажется странным, модернизацию, если все-таки исходить из того, что вла­сти говорили о ней всерьез, намеревались провести, как обычно, «сверху», под собственным контролем, при минимальном участии (либо вообще без оного) со стороны гражданских структур. Лишь массовые протесты, охватившие страну после декабрьских парламентских выборов, вызванных, в том числе, и известной рокировкой внутри тандема в сентябре 2011 г., привели к тому, что возвращав­шийся в президентское кресло Владимир Путин не только признал наличие в России гражданского общества, но и констатировал отставание от него государ­ства. «Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным, — заявил В. Путин. — Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они должны "вместить" возросшую общественную активность»1.

Актуальность темы и оценки мониторинга состояния гражданского общества в России возрастает с каждым годом. Это объясняется рядом причин, главной из которых является то, что органы исполнительной власти не справляются с ре­шением острых социальных проблем — в стране усиливается дифференциация населения по уровню доходов, не ослабевает проблема бедности, остается напря­женной ситуация с демографией, усложняются условия для выживания малого бизнеса, актуализируются вопросы реформирования жилищно-коммунальной сферы и т.п. В условиях экономического кризиса начался быстрый рост цен на основные потребительские товары, возрос уровень безработицы, сильно постра­дали предприятия реального сектора экономики, увеличивается число проблем в социальной сфере. «Становится все более очевидной необходимость вовлечения населения и гражданских организаций в сферу предоставления социальных услуг и в осуществление контроля за деятельностью власти. Последние семь лет харак­теризуются тем, что власть ужесточает правила, принимая нормативные акты, ограничивающие проявление и развитие гражданских общественных и деловых инициатив»[271], — считает известный отечественный исследователь проблем граж­данского общества В.Н. Якимец.

В одной из своих последних статей, посвященных анализу природы непод­вижности российского общества, заместитель директора Московского центра Карнеги С. Грин заметил поразительную, на его взгляд, особенность, а имен­но тот факт, что современные дискуссии о России обходят стороной проблемы российского общества. По его мнению, трудности постсоветского развития и провал «демократизации» в России побудили многих изъять общество из целост­ной картины. На взгляд автора, «мода на политическую науку и политэкономию означает, что в более широком контексте исследований России общество почти неизбежно становится зависимой переменной»[272]. Задача же автора заключается в том, чтобы показать, что и социальные факторы могут оказывать воздействие на политику, а сами политические трансформации становятся следствием экономи­ческих и социальных перемен, протекающих в различных общественных сферах.

Большинство ученых, политиков, экспертов, использующих понятие «граж­данское общество», подразумевают под ним социальное пространство, возника­ющее между индивидами, семьями, с одной стороны, и государством — с другой. Речь идет о людях, добровольно объединившихся с целью совместного осущест­вления общественно полезной или благотворительной деятельности. Эти авто­номные, то есть независимые от государства, гражданские объединения обычно рассматриваются как основной элемент гражданского общества. При этом не важно, как именно эти организации институционализированы: объединение не обязательно должно быть юридически оформлено, то есть может функциониро­вать, не получая «добро» от государства.

Для понимания природы гражданского общества принципиально важно подчеркнуть, что оно строится на добровольности, автономно по отношению к государству и принципиально не структурировано; его состав может постоян­но меняться, отчего оно отличается большим разнообразием. Именно гибкость структуры и многообразие интересов гражданских акторов и негосударственных организаций делает их необходимыми политической системе, главным образом, по той причине, что они способны видеть, чувствовать возникающие в общест­ве проблемы раньше государства (если последнее вообще в состоянии эти про­блемы замечать).

Для оценки гражданского общества в регионе недостаточно оценивать его со­стояние лишь при помощи формальных количественных показателей либо экс­пертных оценок. Не менее важным представляется восприятие самого понятия «гражданское общество» и его смысловой нагрузки в политических представле­ниях населения.

Проведенный Центром социально-политических исследований Воронежско­го госуниверситета телефонный опрос[273] помог выявить уровень осведомленно­сти, характер представлений жителей г. Воронежа о состоянии гражданского об­щества, а также степени их политического участия. В целом полученные данные оставляют место для осторожного оптимизма: состояние воронежского социума вполне можно назвать гражданским, хотя и с известными оговорками.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.