Каковы возможности власти в пространстве гастрономических практик человеческого существования? Для власти гастрономическое становится средством ее реализации и выражения в следующем:
Кормовая функция власти, базирующаяся на том, что власть монополизирует сферу гастрономических практик — продуктов, рецептуры, производства и приготовления пищи; а также пространство культурной символизации гастрономического — ее контролирует и насыщает, прежде всего, власть. В свою очередь, кормовая функция власти имеет два значения:
1.1. Кормовая функция власти в ее первичном значении — как регламентация гастрономического режима. В этом контексте власть устанавливает с индивидом особую, так называемую кормовую связь[117], которая обеспечивает их отношения, при которых власть сакральна, обладает тотальным характером и стремится к абсолютному влиянию на жизнь конкретного человека; и самое главное — человек не может предъявлять к ней никаких требований, в кормлении представлена логика своеобразного обмена — еда обменивается на свободу, которая экспроприируется в пользу власти.
1.2. Кормовая функция власти в ее вторичном значении связана с установлением особого контроля над содержимым продуктовых подач — эта идея также прослеживается уже в классических социальных утопиях, где не только организация коллективных трапез, но и контроль над содержимым приготавливаемых блюд является важным делом власти. Например, в «Новой Атлантиде» Ф. Бэкона государственный контроль за качеством пищи связан с необходимостью ее обработки с научной точки зрения, дабы еда была усилена привитыми ей лекарственными возможностями; в «Городе Солнца» Т. Кампанеллы пища для коллективной трапезы заказывается поварам Главным врачом, чтобы также инициировать ее приготовление с точки зрения полезности, рациональности и не допустить потенциальной избыточности удовольствия. Такую же функцию, помимо собственно распределения, присваивает себе советская власть в рамках идеологических риторик касательно преобразования быта в России 1920-1930-х гг. — не только повсеместный контроль посредством установления совместных трапез, но и нормирование в отношении состава блюд и качества питания — установление медикалистских требований и такая рационализация питания, которая бы определяюще сформировала новую телесность строителя коммунизма, к тому же оказав влияние и на его сознание.
Гастрономическое самопрезентирование власти, куда входят практики преимущественного гастрономического потребления, с помощью которых власть устанавливает свое отличие. Это потребление, прежде всего, статусное — пищи праздничной, пищи пира, не характерной для повседневного стола даже среднего класса, но властью используемой в качестве повседневной, так как она утверждает свой статус на уровне телесного опыта. Изобилие пира демонстрирует также масштабность, объемы, изысканность пищи, которую может потребить власть. Если грандиозность блюда может выглядеть репрессивной по отношению к обычному человеку, то она, эта грандиозность, вполне приемлема для власти. Необычность и многообразие и даже количество блюд символизируют особую природу власти, ее колоссальную способность к интеграции и переработке иного, которое переставало быть собой и становилось внутренним содержанием власти. Поэтому сопутствующая задача — преодоление действующего гастрономического нормирования (изобилие во время крайнего дефицита либо редкая и недоступная пища)[118]. Ф. Бродель[119] отмечает, что мясо[120] составляло основу практик питания власти, характерную для большинства культур.
Голод является экстремальной формой властного дисциплинирования, создающей тело максимальной лишенности, так называемое тело заключенного, по словам М. Фуко[121], тело с истончающейся плотью, с распадом которой все более проявляется метафизичность души. Исследование феномена голода может стать грандиозной задачей, требующей своего разрешения в рамках междисциплинарного подхода — начиная с ключевой философской концептуализации голода и заканчивая осмыслением действия голода в контексте конструирования идентичности узника тоталитарного режима[122]. Голод создает тело заключенного — узника власти, которое, в отличие от тела власти, как правило, избыточного, наоборот, выражает недостаток власти. Желая подчинить человека способом открытого и жестокого дисциплинирования его на гастрономическом уровне, тоталитаризм, по сути, применил пытку голодом — если обобщить всю совокупность тоталитарных стратегий в гастрономической сфере, то они сводятся к голоду, который является пыточным орудием и способом сконструировать человека, минимизировав его частное присутствие в мире, используя его индивидуальность в качестве строительного материала для решения глобальных задач.