Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Власть кормит и кормится



Каковы возможности власти в пространстве гастрономических практик чело­веческого существования? Для власти гастрономическое становится средством ее реализации и выражения в следующем:

Кормовая функция власти, базирующаяся на том, что власть монополизирует сферу гастрономических практик — продуктов, рецептуры, производства и при­готовления пищи; а также пространство культурной символизации гастрономи­ческого — ее контролирует и насыщает, прежде всего, власть. В свою очередь, кормовая функция власти имеет два значения:

1.1. Кормовая функция власти в ее первичном значении — как регламентация гастрономического режима. В этом контексте власть устанавливает с индивидом особую, так называемую кормовую связь[117], которая обеспечивает их отношения, при которых власть сакральна, обладает тотальным характером и стремится к аб­солютному влиянию на жизнь конкретного человека; и самое главное — человек не может предъявлять к ней никаких требований, в кормлении представлена ло­гика своеобразного обмена — еда обменивается на свободу, которая экспропри­ируется в пользу власти.

1.2. Кормовая функция власти в ее вторичном значении связана с установле­нием особого контроля над содержимым продуктовых подач — эта идея также прослеживается уже в классических социальных утопиях, где не только органи­зация коллективных трапез, но и контроль над содержимым приготавливаемых блюд является важным делом власти. Например, в «Новой Атлантиде» Ф. Бэкона государственный контроль за качеством пищи связан с необходимостью ее обра­ботки с научной точки зрения, дабы еда была усилена привитыми ей лекарствен­ными возможностями; в «Городе Солнца» Т. Кампанеллы пища для коллектив­ной трапезы заказывается поварам Главным врачом, чтобы также инициировать ее приготовление с точки зрения полезности, рациональности и не допустить потенциальной избыточности удовольствия. Такую же функцию, помимо соб­ственно распределения, присваивает себе советская власть в рамках идеологи­ческих риторик касательно преобразования быта в России 1920-1930-х гг. — не только повсеместный контроль посредством установления совместных трапез, но и нормирование в отношении состава блюд и качества питания — установле­ние медикалистских требований и такая рационализация питания, которая бы определяюще сформировала новую телесность строителя коммунизма, к тому же оказав влияние и на его сознание.

Гастрономическое самопрезентирование власти, куда входят практики пре­имущественного гастрономического потребления, с помощью которых власть устанавливает свое отличие. Это потребление, прежде всего, статусное — пищи праздничной, пищи пира, не характерной для повседневного стола даже сред­него класса, но властью используемой в качестве повседневной, так как она ут­верждает свой статус на уровне телесного опыта. Изобилие пира демонстрирует также масштабность, объемы, изысканность пищи, которую может потребить власть. Если грандиозность блюда может выглядеть репрессивной по отношению к обычному человеку, то она, эта грандиозность, вполне приемлема для власти. Необычность и многообразие и даже количество блюд символизируют особую природу власти, ее колоссальную способность к интеграции и переработке иного, которое переставало быть собой и становилось внутренним содержанием власти. Поэтому сопутствующая задача — преодоление действующего гастрономического нормирования (изобилие во время крайнего дефицита либо редкая и недоступ­ная пища)[118]. Ф. Бродель[119] отмечает, что мясо[120] составляло основу практик пита­ния власти, характерную для большинства культур.

Голод является экстремальной формой властного дисциплинирования, созда­ющей тело максимальной лишенности, так называемое тело заключенного, по словам М. Фуко[121], тело с истончающейся плотью, с распадом которой все более проявляется метафизичность души. Исследование феномена голода может стать грандиозной задачей, требующей своего разрешения в рамках междисциплинар­ного подхода — начиная с ключевой философской концептуализации голода и заканчивая осмыслением действия голода в контексте конструирования иден­тичности узника тоталитарного режима[122]. Голод создает тело заключенного — уз­ника власти, которое, в отличие от тела власти, как правило, избыточного, наобо­рот, выражает недостаток власти. Желая подчинить человека способом открытого и жестокого дисциплинирования его на гастрономическом уровне, тоталитаризм, по сути, применил пытку голодом — если обобщить всю совокупность тоталитар­ных стратегий в гастрономической сфере, то они сводятся к голоду, который явля­ется пыточным орудием и способом сконструировать человека, минимизировав его частное присутствие в мире, используя его индивидуальность в качестве стро­ительного материала для решения глобальных задач.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.