Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ценности как ориентир современного публичного управления



Импульсом к современному этапу развития теории государственного упра­вления послужил кризис традиционной бюрократической модели управления в начале 1980-х гг. Среди причин кризиса были и экономические проблемы, по­разившие страны Запада (повышение цен на нефть, рост безработицы, умень­шение поступления налогов в бюджет и т.д.), и усиление проблем традиционных структур бюрократии. Как известно, при традиционном бюрократическом упра­влении государство не только определяет потребности граждан в предоставлении публичных услуг, но и берет на себя роль измерителя их качества и количества, а мнение граждан, выступающих простыми потребителями, мало учитывается. Этот тип управления и сегодня сохраняет устойчивость в странах с высокой сте­пенью патернализма в политической культуре.

Кризисные тенденции возникли, прежде всего, поскольку при доминирова­нии бюрократической модели управления правительство не успевало реагиро­вать на изменяющиеся требования общества: потребности граждан росли, мно­жились противоречия, но руководящие органы были способны только сглажи­вать их, а не решать. Кроме того, система предоставления услуг являлась крайне затратной и была прямо связана с повышением налоговых сборов.

В поисках способов повышения эффективности государственного управле­ния западноевропейские исследователи обратили внимание на бизнес, который, стремясь к своей финансовой выгоде, в первую очередь ориентировался на же­лания клиентов и в соответствии с их запросами выстраивал свою форму орга­низации. Так ответом на назревшие проблемы стало новое направление, полу­чившее название «Новый государственный (публичный) менеджмент» (NPM). Его основная идея состояла в том, что в структуру публичного управления начали встраиваться рыночные установки, а люди из потребителей превращались в кли­ентов. На наш взгляд, наиболее удачно принципы новой системы отображены в книге Д. Осборна и Т. Гэблера «Переосмысливая управление. Как дух предприни­мательства трансформирует публичный сектор»[55]. Государству, по их мнению, не­обходимо было стать полноценной частью информационного общества, отойти от излишней централизации, мешающей адекватно принимать решения. Начать ориентироваться на результаты, ввести гибкую систему оплаты труда с учетом его особенностей — вот основные задачи правительственных структур, которые должны повернуться в сторону гражданина, ценного клиента, смыслового цен­тра системы управления. Увлечение концепцией NPM имело поистине мировой масштаб, но в настоящее время эта концепция подвергается серьезной критике.

Последние десятилетия показали, что административные реформы, проводи­мые в странах Запада на основе концепции «нового государственного менедж­мента», повышавшие, как казалось сначала, эффективность государственного управления за счет перехода к понятию «качество государственных услуг», обо­стрили в конечном итоге отношения государства и общества по вопросам доверия и ответственности, поскольку ставили на первое место индивидуалистические интересы каждого отдельного гражданина (потребителя), а понятие «публичное благо» практически исчезло. Кроме того, сегодня NPM обвиняют в излишней экономичности, в ориентации на минимальное использование ресурсов. Так, к примеру, Л.В. Сморгунов выделяет три основные причины, по которым идеоло­гия не соответствует требованиям общества:

1) Клиентоориентированный подход далеко не всегда может решить вопросы, возникающие в публичной сфере, так как здесь важнее принятие решений в ре­зультате коллективных обсуждений и в опоре на гражданские добродетели.

2) Принцип ориентации на экономический успех может вступать в конфликт с более важными принципами публичной жизни, например, такими как спра­ведливость.

3) Также при использовании NPM в управлении подрывается публичная цен­ность публичных услуг, так как государство становится одним из провайдеров услуг[56].

Критика экономического подхода привела к новому направлению админи­стративных реформ, получившему название «governance», которое иногда пе­реводят как «со-управление», подразумевая под этим новый режим управления, основанный на связи государства и общества, когда публичное управление ста­новится менее жестким, детализированным и регламентированным, возрастает роль горизонтальных связей между государственными органами, ассоциациями гражданского общества и бизнесом.

Новейшей тенденцией в публичном управлении выступает обращение к «пуб­личным ценностям», прежде всего в рамках концепции «менеджмента публич­ных ценностей» («public value management»), которая возникла под влиянием те­ории политических сетей и «governance».

Ценности были предметом исследования философии с периода античности, но только в начале XX столетия термин «аксиология», введенный французским философом П. Лапи, а затем и Э. фон Гартманом, закрепился за специальной дисциплиной, исследующей категорию «ценность», характеристики, структу­ры и иерархии ценностного мира, способы его познания и онтологический ста­тус, а также природу и специфику ценностных суждений. Начало века («класси­ческий период» аксиологии) было ознаменовано подлинным «аксиологическим бумом», когда ценностная проблематика была едва ли не преобладающей в евро­пейской мысли[57]. Сегодня впору говорить об увлечении ценностной проблемати­кой, о «ренессансе» аксиологической науки, в том числе в связи с масштабным переосмыслением теории и практики публичного управления.

Следует отметить, что внимание к аксиологии со стороны современных уче­ных во многом связано с попытками внедрения синтетических методологий: ис­следования на стыке аксиологии и политологии, аксиологии и юриспруденции, аксиологии и социологии рассматриваются как возможный выход из методоло­гического тупика[58].

Потенциал аксиологической науки видится, в том числе, и в ее способности выполнять функцию теоретической «экспертизы» общества по критериям нрав­ственно совершенного, предлагать определенные нравственные ориентиры и идеалы. Предложение В.В. Ильина «детализировать интуитивные представления порядка связи аксиологии и общественно-исторического процесса»[59] представля­ется весьма актуальным. Обращаясь к его концепции, следует обратить особое внимание на способность этой науки выполнять важную социальную функцию: сознательное объединение людей в рамках гуманитарных общностей, сбаланси­рование бытия общественного.

Но в данном контексте для разработки методологии анализа систем публич­ного управления еще большим значением обладает регулятивная функция аксио­логической науки: «конституирование социальных форм взаимодействий людей в групповой, "роевой" жизни, налаживание систем "вовлечения", "участия", ценностно, гуманистически регламентирующих обмен деятельностью индиви­дуальных общественных существ. Индивид самостиен, но глубинная настроен­ность на признание, социально удостоверенные стандарты, идеалы, поддержи­вающие Я-концепцию и не ниспровергающие индивида, не низводящие его до ничтожества, предопределяют фигуры персональной мобильности, содержание и форму индивидной и межиндивидной коммуникации, интеракции, циркуля­ции. Во всех ипостасях самоутверждения социум присутствует как аксиологиче­ский фильтр.»[60] Отсюда следует, что аксиологическое, прежде всего ценностное, исследование должно перейти в политико-аксиологическое, то есть сфокусиро­ванное на проблеме формирования публичных ценностей в результате взаимо­действий в публичной сфере, на проблеме реализации публичных ценностей в процессе формирования систем государственного управления.

Изучение менеджмента публичных ценностей в системе публичного упра­вления в западной литературе представлено в трудах таких исследователей? как Марк Мур, Дж. Флинн, Дж. Алфорд, О. Хьюз, И. Вилльямс и Х. Ширер[61]. Пред­ложенная концепция делает акцент на значимости публичных ценностей в кон­тексте современных государственных реформ как фактора, прямо влияющего на эволюцию современного публичного управления.

В определенном смысле концепция менеджмента публичных ценностей выступает логическим продолжением концепции «governance», поскольку сори­ентирована на улучшение взаимодействия с гражданами и повышение качест­ва сотрудничества правительственных организаций, основываясь на публичной ценности услуг. Менеджмент публичных ценностей подчеркивает значимость объекта взаимодействия (сотрудничества) — совместное определение публичных ценностей, политической повестки дня, а единственным способом выделения публичной ценности является демократический политический процесс. Край­не важно, что ценность может артикулироваться не только правительственными организациями, но и частными компаниями, некоммерческими или правите­льственными организациями или различными другими юридическими лицами. Этот процесс может сопровождаться случаями коррупции и прочими нарушени­ями, но все еще является лучшим для представления желаний граждан. М. Мур, говоря о публичной ценности, отмечал, что ее содержание в любом демократиче­ском обществе — предмет для многочисленных обсуждений и дебатов и не может считаться никогда определенным абсолютно окончательно.

Новизна в понимании ценности, по М. Муру, состоит и в том, что, хотя пуб­личная ценность обращает наше внимание на результат, она не игнорирует сам процесс, входы и выходы из него — иными словами, публичная ценность будет означать наибольшую пользу для общества, возможную в пределах доступных де­нежных или юридических ресурсов организации.

Задача «публичных менеджеров» состоит в том, чтобы формировать и выно­сить для суждений обществу и политическим деятелям публичные ценности, определяя, являются ли они административно выполнимыми, и участвовать в стратегическом планировании. К таким общественным менеджерам могут быть отнесены люди, руководящие органами исполнительной власти; люди, занима­ющиеся публичными услугами в органах правительственных организаций; главы частных компаний, работающие в частном секторе и занимающиеся оказанием публичных услуг; люди, оказывающие такие же услуги в некоммерческих орга­низациях.

Сторонники концепции говорят о том, что в условиях публичной сферы эко­номические инструменты являются далеко не главными, а эффективность не всегда связана с экономикой. Но самое важное, они актуализировали дискуссию о возможностях аксиологического измерения публичного управления. Так, к примеру, И. Вилльямс и Х. Ширер развивают и уточняют идеи Мура[62]:

1. Правительственные организации должны понимать, артикулировать и пе­ресматривать, если это требуется, публичные ценности.

2. Стратегическое планирование и методы управления должны быть направ­лены на генерирование публичной ценности.

3. Публичная ценность не должна сводиться исключительно к финансовым понятиям.

4. Публичная ценность должна одобряться как политическими деятелями, так и широкой общественностью в процессе непрерывного диалога и де­батов.

5. Стремление к публичной ценности должно быть увязано с оперативными возможностями и наличием необходимых ресурсов.

6. Эффективность в отношении использования публичных ценностей долж­на постоянно контролироваться.

7. В рамках описанных ограничений сам подход к публичному управлению должен быть инновационен, гибок и не догматичен.

Таким образом, понятие «публичной ценности» вошло в публичное управле­ние как ориентация на коллективное мнение граждан и как альтернатива эконо­мическим критериям при управлении государством.

Публичная ценность применительно к публичному управлению является ре­зультатом коллективного запроса граждан, закладывающих в нее свои значимые предпочтения, оформляющегося в результате публичных обсуждений в рамках нормального демократического процесса. Она может выделяться, но не должна определяться исключительно правительством.

Исходя из концепции М. Мура, можно сформулировать необходимые усло­вия успешной работы государственных ведомств. Во-первых, их работа должна быть направлена на создание публичной ценности; во-вторых, деятельность ор­ганизации должна быть легитимна и политически устойчива; в-третьих, органи­зация должна быть способна выполнять поставленные перед ней задачи с учетом имеющихся возможностей[63].

Только возникнув, концепция публичной ценности подверглась критике, поскольку существуют опасения, что публичная ценность может быть создана в целях политической выгоды или одномоментных обещаний. Также концепцию публичной ценности обвиняют в том, что ее сторонники могут отказаться от эко­номических критериев ради не самой определенной общественной перспективы.

К минусам подобного подхода можно отнести то, что, при ориентации госу­дарственного аппарата на ценность услуги, вырабатываемое в течение обычно долгого времени доверие к правительству может быть подорвано, например, в ходе выборов или смены в силу разных причин высшего руководства, в резуль­тате чего будет проводиться политика другого курса. Такие проблемы могут при­вести к медленному принятию решений, инерции, замедлению товарооборота или другим негативным факторам[64].

Терпимость и установка на понимание, режим горизонтальной коммуникации и принципиальная открытость, прозрачность принятия решений, способность к кооперации, соучастие — все это относится как к практике организационного управления, так и к «этическому императиву». Благодаря концепции публичных ценностей в публичной сфере открываются новые возможности для развития гражданского общества, преодоления личностной изоляции граждан, фрагмен­тации общества, неразвитости социальных коммуникаций. В широком смысле свою воспитательную функцию гражданское общество выполняет с помощью продуцирования этических норм и правил: оно формирует основные нравствен­ные добродетели людей, способствует выработке цивилизованного поведения и социальной ответственности.

Привлечение общественных структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики предполагает не только согласование интересов, формирование общей системы ценностных ориентиров, но и совместную ответ­ственность. Этот принцип сегодня реализуется при осуществлении экспертизы готовящихся законов, правительственных решений, организации общественных слушаний.

У похода к публичному управлению с позиции «публичных ценностей» есть «потенциал, чтобы побудить различные способы мышления». А категория «Пу­бличные ценности» предлагает более целостное мышление о цели и эффектив­ности государственной политики. Это теория, которая работает комфортно ря­дом с системным мышлением и стратегическим менеджментом, управлением по результатам. Но достижение «публичных ценностей», по мнению авторов анали­тического доклада, требует серьезных качественных и количественных исследо­ваний. Существуют трудности при оценке таких характеристик, как честность, доверие и участие[65].

K. Морель, выступая с критикой «модного, но расплывчатого термина "пу­бличные ценности"» и идеи М. Мура о том, что публичные ценности могут вы­ступать руководящими принципами при принятии решений в государственном управлении, пишет: «.хотя термин имеет четкое происхождение и изобретателя, в нем нет ясности. В результате — это чрезвычайно гибкая концепция»[66]. Тем не менее он призывает к поиску теоретического обоснования термина и разработ­ки соответствующей методологии, пытается уточнить методику «оценки управ­ления и общественного блага», опираясь на идеи Аристотеля, и предлагает доба­вить к концепции «общественного блага» и «публичных ценностей» временные параметры.

Для преодоления господства сциентистских ориентаций в процессе позна­ния социальных явлений сетевого взаимодействия необходима разработка «мяг­ких», «качественных» подходов к анализу политической сферы. Политико- аксиологический подход как методология исследования публичного управления включает ряд характеристик, принципиально важных для исследования публич­ного взаимодействия (синтетический характер, интерпретационность, ориента­ция на целостность исследуемых феноменов и т.д.). Ниже перечислим еще неко­торые методологические установки данного подхода.

Ориентация на исследование процесса формирования ценностей в сфере публич­ной политики и управления. Столкновение и согласование различных политиче­ских позиций, интересов в процессе сетевого взаимодействия создают новые представления и ценности. Ценности, разделяемые обществом, представляют собой убеждения людей относительно целей, к которым должны стремиться, и основных средств их достижения.

Таким образом, публичные ценности создаются обществом в процессе его развития, но они же затем и определяют развитие этого общества, и жизнь соци­ума начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей.

М. Вебер, опираясь на опыт исследований неокантианской школы, предла­гал разграничивать отнесение к ценности и оценку: если первое превращает наше индивидуальное впечатление в объективное и общезначимое суждение, то второе не выходит за рамки субъективности. Он полагал, что наука о культуре, обществе и истории должна быть так же свободна от оценочных суждений, как и наука есте­ственная. М. Вебер трактует ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса. «Интерес эпохи — это не­что более устойчивое и объективное, чем просто частный интерес того или иного исследователя, но в то же время нечто гораздо более субъективное, чем надысто- рический интерес, получивший у неокантианцев название "ценностей"»[67]. Во­площение в жизнь конкретной политики не может быть эффективным без учета данных о структуре базовых ценностных ориентаций в сфере политики, без опо­ры на данные о соотношении этих ценностей среди различных социальных групп.

Индетерминизм. Еще накануне ХХ века детерминизм в науке начал заменять­ся «закономерным индетерминизмом». Индетерминизм (нелинейный характер связей) в своих исходных предпосылках представляет собой множественность (поливариантность) возможностей. Возникает необходимость не одного, а нес­кольких альтернативных путей развития, которые можно подразумевать, но зара­нее точно предсказать, какие из них и в какой форме реализуются, просто невоз­можно. Практически любой момент времени может быть представлен как набор альтернативных путей развития, с выбором какого-либо осуществляется переход к следующей ситуации выбора и т.д. Данный принцип в наибольшей степени работает, когда мы исследуем сетевое взаимодействие в публичной сфере, где в условиях «руководства», а не жесткого «управления» вырабатываются публич­ные решения, формируются публичные ценности, которые затем реализуются в структурах государственного управления.

Соединение статики и динамики при анализе публичных ценностей. Излагая принципы аксиологической теории, М.С. Каган уделил особое внимание сов­мещению синхронического и диахронического рассмотрения аксиосферы[68]. Под ним он подразумевал неразрывность анализа формирования и изменения сис­темы ценностей. Политическая культура не является чем-то изначально задан­ным, неизменным феноменом. Ее устойчивые характеристики (такие, например, как массовые политические ориентации) способны изменяться в соответствии с социальной практикой. С другой стороны, в периоды кризисов традиции спо­собны обеспечивать целостность общества, сохраняя его своеобразие. В соответ­ствии с современными трактовками публичной сферы, предметом исследования должны быть не быстро меняющиеся установки, а фундаментальные представле­ния, составляющие основу политической культуры.

Поиск многообразия. Политическая культура общества может считаться од­нородной только относительно, поскольку всегда существуют различные соци­альные группы, в той или иной степени представляющие характерные для дан­ной культуры признаки. Особенно четко это проявляется в периоды кризисов, когда наряду с быстро меняющимися массовыми настроениями мы можем на­блюдать проявление глубинных основ. В то же время, если говорить о нацио­нальном характере, то и он не является чем-то неподвижным, однородным. Кро­ме того, в сетевых структурах и взаимодействиях в обществе можно наблюдать столкновение различных групп интересов.

Таким образом, в условиях общего современного методологического кризиса политической науки, поиска новых подходов к изучению политической реально­сти и проблем публичного управления, особую роль приобретают междисципли­нарные подходы. Применение качественных интерпретационных подходов об­условлено и спецификой публичной политики как поля столкновения интере­сов, неразрывно связанных с понятиями «цель», «ценность». Именно публичные ценности, возникающие в результате свободной публичной дискуссии, выступа­ют объединяющим началом социума.

Развитие теории и практики публичного управления в России идет с ориен­тацией на западноевропейские и американские исследования. Публичные цен­ности не могут сформироваться без участия государства, при условии, что оно не навязывает обществу свои приоритеты, а привлекает граждан к сотрудничеству. Основная сложность состоит в том, что роль государства в политике развития в России традиционно высока, а значит сегодня, качественные изменения не­возможны без корректировки самих государственных институтов в направлении политики сотрудничества и согласования интересов государства и гражданско­го общества. Это означает, что при осуществлении политики становятся важны коллективные обсуждения и принятие обоснованных решений на основе граж­данских добродетелей. Если попытаться выявить перечень тех публичных цен­ностей, которые активно дискутируются в России при активном участии государ­ства, то, на наш взгляд, это «гражданственность», «ответственность» и «доверие».

Традиционные представления о гражданственности отражают взаимоотно­шения граждан с государством, но сегодня гражданственность все чаще пони­мается в контексте межчеловеческих отношений и публичных ценностей. Она выступает как набор идеальных качеств гражданина и конкретизируется способ­ностью к социальному взаимодействию на разных уровнях (межличностном, об­щественном), к ответственному участию в публичной сфере.

Ответственность может выступать условием гражданственности, поскольку трактуется как мотивация личности и результат внешних требований, предъяв­ляемых со стороны государства, но может пониматься и как принятие личностью своей зависимости от публичных целей и ценностей.

Доверие (как готовность сотрудничать и обмениваться значимой информаци­ей) возникает в результате приобретения положительного опыта межличностно­го или межинституционального общения и выступает основой сетевого взаимо­действия в публичной политике.

Современное публичное управление — это результат действий не только цен­трального правительства, но и влияний всех органов местной власти и граждан­ского общества, которые вступают во взаимодействие, руководствуясь существу­ющими интересами и ценностями.

Но если в странах Запада восприятие человека как носителя определенных моральных норм и ценностей становится важным ресурсом совершенствова­ния публичного управления, то в России «низовое сотрудничество как сетевое взаимодействие, принуждающее власть считаться с правами граждан, постепен­но дополняется взаимодействиями граждан и социальных групп с властными институтами»[69]. Расширение участия граждан оказывает влияние на системы оценки политики управления, и недостаточность экономического мышления становится постепенно все более очевидной.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.