Импульсом к современному этапу развития теории государственного управления послужил кризис традиционной бюрократической модели управления в начале 1980-х гг. Среди причин кризиса были и экономические проблемы, поразившие страны Запада (повышение цен на нефть, рост безработицы, уменьшение поступления налогов в бюджет и т.д.), и усиление проблем традиционных структур бюрократии. Как известно, при традиционном бюрократическом управлении государство не только определяет потребности граждан в предоставлении публичных услуг, но и берет на себя роль измерителя их качества и количества, а мнение граждан, выступающих простыми потребителями, мало учитывается. Этот тип управления и сегодня сохраняет устойчивость в странах с высокой степенью патернализма в политической культуре.
Кризисные тенденции возникли, прежде всего, поскольку при доминировании бюрократической модели управления правительство не успевало реагировать на изменяющиеся требования общества: потребности граждан росли, множились противоречия, но руководящие органы были способны только сглаживать их, а не решать. Кроме того, система предоставления услуг являлась крайне затратной и была прямо связана с повышением налоговых сборов.
В поисках способов повышения эффективности государственного управления западноевропейские исследователи обратили внимание на бизнес, который, стремясь к своей финансовой выгоде, в первую очередь ориентировался на желания клиентов и в соответствии с их запросами выстраивал свою форму организации. Так ответом на назревшие проблемы стало новое направление, получившее название «Новый государственный (публичный) менеджмент» (NPM). Его основная идея состояла в том, что в структуру публичного управления начали встраиваться рыночные установки, а люди из потребителей превращались в клиентов. На наш взгляд, наиболее удачно принципы новой системы отображены в книге Д. Осборна и Т. Гэблера «Переосмысливая управление. Как дух предпринимательства трансформирует публичный сектор»[55]. Государству, по их мнению, необходимо было стать полноценной частью информационного общества, отойти от излишней централизации, мешающей адекватно принимать решения. Начать ориентироваться на результаты, ввести гибкую систему оплаты труда с учетом его особенностей — вот основные задачи правительственных структур, которые должны повернуться в сторону гражданина, ценного клиента, смыслового центра системы управления. Увлечение концепцией NPM имело поистине мировой масштаб, но в настоящее время эта концепция подвергается серьезной критике.
Последние десятилетия показали, что административные реформы, проводимые в странах Запада на основе концепции «нового государственного менеджмента», повышавшие, как казалось сначала, эффективность государственного управления за счет перехода к понятию «качество государственных услуг», обострили в конечном итоге отношения государства и общества по вопросам доверия и ответственности, поскольку ставили на первое место индивидуалистические интересы каждого отдельного гражданина (потребителя), а понятие «публичное благо» практически исчезло. Кроме того, сегодня NPM обвиняют в излишней экономичности, в ориентации на минимальное использование ресурсов. Так, к примеру, Л.В. Сморгунов выделяет три основные причины, по которым идеология не соответствует требованиям общества:
1) Клиентоориентированный подход далеко не всегда может решить вопросы, возникающие в публичной сфере, так как здесь важнее принятие решений в результате коллективных обсуждений и в опоре на гражданские добродетели.
2) Принцип ориентации на экономический успех может вступать в конфликт с более важными принципами публичной жизни, например, такими как справедливость.
3) Также при использовании NPM в управлении подрывается публичная ценность публичных услуг, так как государство становится одним из провайдеров услуг[56].
Критика экономического подхода привела к новому направлению административных реформ, получившему название «governance», которое иногда переводят как «со-управление», подразумевая под этим новый режим управления, основанный на связи государства и общества, когда публичное управление становится менее жестким, детализированным и регламентированным, возрастает роль горизонтальных связей между государственными органами, ассоциациями гражданского общества и бизнесом.
Новейшей тенденцией в публичном управлении выступает обращение к «публичным ценностям», прежде всего в рамках концепции «менеджмента публичных ценностей» («public value management»), которая возникла под влиянием теории политических сетей и «governance».
Ценности были предметом исследования философии с периода античности, но только в начале XX столетия термин «аксиология», введенный французским философом П. Лапи, а затем и Э. фон Гартманом, закрепился за специальной дисциплиной, исследующей категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Начало века («классический период» аксиологии) было ознаменовано подлинным «аксиологическим бумом», когда ценностная проблематика была едва ли не преобладающей в европейской мысли[57]. Сегодня впору говорить об увлечении ценностной проблематикой, о «ренессансе» аксиологической науки, в том числе в связи с масштабным переосмыслением теории и практики публичного управления.
Следует отметить, что внимание к аксиологии со стороны современных ученых во многом связано с попытками внедрения синтетических методологий: исследования на стыке аксиологии и политологии, аксиологии и юриспруденции, аксиологии и социологии рассматриваются как возможный выход из методологического тупика[58].
Потенциал аксиологической науки видится, в том числе, и в ее способности выполнять функцию теоретической «экспертизы» общества по критериям нравственно совершенного, предлагать определенные нравственные ориентиры и идеалы. Предложение В.В. Ильина «детализировать интуитивные представления порядка связи аксиологии и общественно-исторического процесса»[59] представляется весьма актуальным. Обращаясь к его концепции, следует обратить особое внимание на способность этой науки выполнять важную социальную функцию: сознательное объединение людей в рамках гуманитарных общностей, сбалансирование бытия общественного.
Но в данном контексте для разработки методологии анализа систем публичного управления еще большим значением обладает регулятивная функция аксиологической науки: «конституирование социальных форм взаимодействий людей в групповой, "роевой" жизни, налаживание систем "вовлечения", "участия", ценностно, гуманистически регламентирующих обмен деятельностью индивидуальных общественных существ. Индивид самостиен, но глубинная настроенность на признание, социально удостоверенные стандарты, идеалы, поддерживающие Я-концепцию и не ниспровергающие индивида, не низводящие его до ничтожества, предопределяют фигуры персональной мобильности, содержание и форму индивидной и межиндивидной коммуникации, интеракции, циркуляции. Во всех ипостасях самоутверждения социум присутствует как аксиологический фильтр.»[60] Отсюда следует, что аксиологическое, прежде всего ценностное, исследование должно перейти в политико-аксиологическое, то есть сфокусированное на проблеме формирования публичных ценностей в результате взаимодействий в публичной сфере, на проблеме реализации публичных ценностей в процессе формирования систем государственного управления.
Изучение менеджмента публичных ценностей в системе публичного управления в западной литературе представлено в трудах таких исследователей? как Марк Мур, Дж. Флинн, Дж. Алфорд, О. Хьюз, И. Вилльямс и Х. Ширер[61]. Предложенная концепция делает акцент на значимости публичных ценностей в контексте современных государственных реформ как фактора, прямо влияющего на эволюцию современного публичного управления.
В определенном смысле концепция менеджмента публичных ценностей выступает логическим продолжением концепции «governance», поскольку сориентирована на улучшение взаимодействия с гражданами и повышение качества сотрудничества правительственных организаций, основываясь на публичной ценности услуг. Менеджмент публичных ценностей подчеркивает значимость объекта взаимодействия (сотрудничества) — совместное определение публичных ценностей, политической повестки дня, а единственным способом выделения публичной ценности является демократический политический процесс. Крайне важно, что ценность может артикулироваться не только правительственными организациями, но и частными компаниями, некоммерческими или правительственными организациями или различными другими юридическими лицами. Этот процесс может сопровождаться случаями коррупции и прочими нарушениями, но все еще является лучшим для представления желаний граждан. М. Мур, говоря о публичной ценности, отмечал, что ее содержание в любом демократическом обществе — предмет для многочисленных обсуждений и дебатов и не может считаться никогда определенным абсолютно окончательно.
Новизна в понимании ценности, по М. Муру, состоит и в том, что, хотя публичная ценность обращает наше внимание на результат, она не игнорирует сам процесс, входы и выходы из него — иными словами, публичная ценность будет означать наибольшую пользу для общества, возможную в пределах доступных денежных или юридических ресурсов организации.
Задача «публичных менеджеров» состоит в том, чтобы формировать и выносить для суждений обществу и политическим деятелям публичные ценности, определяя, являются ли они административно выполнимыми, и участвовать в стратегическом планировании. К таким общественным менеджерам могут быть отнесены люди, руководящие органами исполнительной власти; люди, занимающиеся публичными услугами в органах правительственных организаций; главы частных компаний, работающие в частном секторе и занимающиеся оказанием публичных услуг; люди, оказывающие такие же услуги в некоммерческих организациях.
Сторонники концепции говорят о том, что в условиях публичной сферы экономические инструменты являются далеко не главными, а эффективность не всегда связана с экономикой. Но самое важное, они актуализировали дискуссию о возможностях аксиологического измерения публичного управления. Так, к примеру, И. Вилльямс и Х. Ширер развивают и уточняют идеи Мура[62]:
1. Правительственные организации должны понимать, артикулировать и пересматривать, если это требуется, публичные ценности.
2. Стратегическое планирование и методы управления должны быть направлены на генерирование публичной ценности.
3. Публичная ценность не должна сводиться исключительно к финансовым понятиям.
4. Публичная ценность должна одобряться как политическими деятелями, так и широкой общественностью в процессе непрерывного диалога и дебатов.
5. Стремление к публичной ценности должно быть увязано с оперативными возможностями и наличием необходимых ресурсов.
6. Эффективность в отношении использования публичных ценностей должна постоянно контролироваться.
7. В рамках описанных ограничений сам подход к публичному управлению должен быть инновационен, гибок и не догматичен.
Таким образом, понятие «публичной ценности» вошло в публичное управление как ориентация на коллективное мнение граждан и как альтернатива экономическим критериям при управлении государством.
Публичная ценность применительно к публичному управлению является результатом коллективного запроса граждан, закладывающих в нее свои значимые предпочтения, оформляющегося в результате публичных обсуждений в рамках нормального демократического процесса. Она может выделяться, но не должна определяться исключительно правительством.
Исходя из концепции М. Мура, можно сформулировать необходимые условия успешной работы государственных ведомств. Во-первых, их работа должна быть направлена на создание публичной ценности; во-вторых, деятельность организации должна быть легитимна и политически устойчива; в-третьих, организация должна быть способна выполнять поставленные перед ней задачи с учетом имеющихся возможностей[63].
Только возникнув, концепция публичной ценности подверглась критике, поскольку существуют опасения, что публичная ценность может быть создана в целях политической выгоды или одномоментных обещаний. Также концепцию публичной ценности обвиняют в том, что ее сторонники могут отказаться от экономических критериев ради не самой определенной общественной перспективы.
К минусам подобного подхода можно отнести то, что, при ориентации государственного аппарата на ценность услуги, вырабатываемое в течение обычно долгого времени доверие к правительству может быть подорвано, например, в ходе выборов или смены в силу разных причин высшего руководства, в результате чего будет проводиться политика другого курса. Такие проблемы могут привести к медленному принятию решений, инерции, замедлению товарооборота или другим негативным факторам[64].
Терпимость и установка на понимание, режим горизонтальной коммуникации и принципиальная открытость, прозрачность принятия решений, способность к кооперации, соучастие — все это относится как к практике организационного управления, так и к «этическому императиву». Благодаря концепции публичных ценностей в публичной сфере открываются новые возможности для развития гражданского общества, преодоления личностной изоляции граждан, фрагментации общества, неразвитости социальных коммуникаций. В широком смысле свою воспитательную функцию гражданское общество выполняет с помощью продуцирования этических норм и правил: оно формирует основные нравственные добродетели людей, способствует выработке цивилизованного поведения и социальной ответственности.
Привлечение общественных структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики предполагает не только согласование интересов, формирование общей системы ценностных ориентиров, но и совместную ответственность. Этот принцип сегодня реализуется при осуществлении экспертизы готовящихся законов, правительственных решений, организации общественных слушаний.
У похода к публичному управлению с позиции «публичных ценностей» есть «потенциал, чтобы побудить различные способы мышления». А категория «Публичные ценности» предлагает более целостное мышление о цели и эффективности государственной политики. Это теория, которая работает комфортно рядом с системным мышлением и стратегическим менеджментом, управлением по результатам. Но достижение «публичных ценностей», по мнению авторов аналитического доклада, требует серьезных качественных и количественных исследований. Существуют трудности при оценке таких характеристик, как честность, доверие и участие[65].
K. Морель, выступая с критикой «модного, но расплывчатого термина "публичные ценности"» и идеи М. Мура о том, что публичные ценности могут выступать руководящими принципами при принятии решений в государственном управлении, пишет: «.хотя термин имеет четкое происхождение и изобретателя, в нем нет ясности. В результате — это чрезвычайно гибкая концепция»[66]. Тем не менее он призывает к поиску теоретического обоснования термина и разработки соответствующей методологии, пытается уточнить методику «оценки управления и общественного блага», опираясь на идеи Аристотеля, и предлагает добавить к концепции «общественного блага» и «публичных ценностей» временные параметры.
Для преодоления господства сциентистских ориентаций в процессе познания социальных явлений сетевого взаимодействия необходима разработка «мягких», «качественных» подходов к анализу политической сферы. Политико- аксиологический подход как методология исследования публичного управления включает ряд характеристик, принципиально важных для исследования публичного взаимодействия (синтетический характер, интерпретационность, ориентация на целостность исследуемых феноменов и т.д.). Ниже перечислим еще некоторые методологические установки данного подхода.
Ориентация на исследование процесса формирования ценностей в сфере публичной политики и управления. Столкновение и согласование различных политических позиций, интересов в процессе сетевого взаимодействия создают новые представления и ценности. Ценности, разделяемые обществом, представляют собой убеждения людей относительно целей, к которым должны стремиться, и основных средств их достижения.
Таким образом, публичные ценности создаются обществом в процессе его развития, но они же затем и определяют развитие этого общества, и жизнь социума начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей.
М. Вебер, опираясь на опыт исследований неокантианской школы, предлагал разграничивать отнесение к ценности и оценку: если первое превращает наше индивидуальное впечатление в объективное и общезначимое суждение, то второе не выходит за рамки субъективности. Он полагал, что наука о культуре, обществе и истории должна быть так же свободна от оценочных суждений, как и наука естественная. М. Вебер трактует ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса. «Интерес эпохи — это нечто более устойчивое и объективное, чем просто частный интерес того или иного исследователя, но в то же время нечто гораздо более субъективное, чем надысто- рический интерес, получивший у неокантианцев название "ценностей"»[67]. Воплощение в жизнь конкретной политики не может быть эффективным без учета данных о структуре базовых ценностных ориентаций в сфере политики, без опоры на данные о соотношении этих ценностей среди различных социальных групп.
Индетерминизм. Еще накануне ХХ века детерминизм в науке начал заменяться «закономерным индетерминизмом». Индетерминизм (нелинейный характер связей) в своих исходных предпосылках представляет собой множественность (поливариантность) возможностей. Возникает необходимость не одного, а нескольких альтернативных путей развития, которые можно подразумевать, но заранее точно предсказать, какие из них и в какой форме реализуются, просто невозможно. Практически любой момент времени может быть представлен как набор альтернативных путей развития, с выбором какого-либо осуществляется переход к следующей ситуации выбора и т.д. Данный принцип в наибольшей степени работает, когда мы исследуем сетевое взаимодействие в публичной сфере, где в условиях «руководства», а не жесткого «управления» вырабатываются публичные решения, формируются публичные ценности, которые затем реализуются в структурах государственного управления.
Соединение статики и динамики при анализе публичных ценностей. Излагая принципы аксиологической теории, М.С. Каган уделил особое внимание совмещению синхронического и диахронического рассмотрения аксиосферы[68]. Под ним он подразумевал неразрывность анализа формирования и изменения системы ценностей. Политическая культура не является чем-то изначально заданным, неизменным феноменом. Ее устойчивые характеристики (такие, например, как массовые политические ориентации) способны изменяться в соответствии с социальной практикой. С другой стороны, в периоды кризисов традиции способны обеспечивать целостность общества, сохраняя его своеобразие. В соответствии с современными трактовками публичной сферы, предметом исследования должны быть не быстро меняющиеся установки, а фундаментальные представления, составляющие основу политической культуры.
Поиск многообразия. Политическая культура общества может считаться однородной только относительно, поскольку всегда существуют различные социальные группы, в той или иной степени представляющие характерные для данной культуры признаки. Особенно четко это проявляется в периоды кризисов, когда наряду с быстро меняющимися массовыми настроениями мы можем наблюдать проявление глубинных основ. В то же время, если говорить о национальном характере, то и он не является чем-то неподвижным, однородным. Кроме того, в сетевых структурах и взаимодействиях в обществе можно наблюдать столкновение различных групп интересов.
Таким образом, в условиях общего современного методологического кризиса политической науки, поиска новых подходов к изучению политической реальности и проблем публичного управления, особую роль приобретают междисциплинарные подходы. Применение качественных интерпретационных подходов обусловлено и спецификой публичной политики как поля столкновения интересов, неразрывно связанных с понятиями «цель», «ценность». Именно публичные ценности, возникающие в результате свободной публичной дискуссии, выступают объединяющим началом социума.
Развитие теории и практики публичного управления в России идет с ориентацией на западноевропейские и американские исследования. Публичные ценности не могут сформироваться без участия государства, при условии, что оно не навязывает обществу свои приоритеты, а привлекает граждан к сотрудничеству. Основная сложность состоит в том, что роль государства в политике развития в России традиционно высока, а значит сегодня, качественные изменения невозможны без корректировки самих государственных институтов в направлении политики сотрудничества и согласования интересов государства и гражданского общества. Это означает, что при осуществлении политики становятся важны коллективные обсуждения и принятие обоснованных решений на основе гражданских добродетелей. Если попытаться выявить перечень тех публичных ценностей, которые активно дискутируются в России при активном участии государства, то, на наш взгляд, это «гражданственность», «ответственность» и «доверие».
Традиционные представления о гражданственности отражают взаимоотношения граждан с государством, но сегодня гражданственность все чаще понимается в контексте межчеловеческих отношений и публичных ценностей. Она выступает как набор идеальных качеств гражданина и конкретизируется способностью к социальному взаимодействию на разных уровнях (межличностном, общественном), к ответственному участию в публичной сфере.
Ответственность может выступать условием гражданственности, поскольку трактуется как мотивация личности и результат внешних требований, предъявляемых со стороны государства, но может пониматься и как принятие личностью своей зависимости от публичных целей и ценностей.
Доверие (как готовность сотрудничать и обмениваться значимой информацией) возникает в результате приобретения положительного опыта межличностного или межинституционального общения и выступает основой сетевого взаимодействия в публичной политике.
Современное публичное управление — это результат действий не только центрального правительства, но и влияний всех органов местной власти и гражданского общества, которые вступают во взаимодействие, руководствуясь существующими интересами и ценностями.
Но если в странах Запада восприятие человека как носителя определенных моральных норм и ценностей становится важным ресурсом совершенствования публичного управления, то в России «низовое сотрудничество как сетевое взаимодействие, принуждающее власть считаться с правами граждан, постепенно дополняется взаимодействиями граждан и социальных групп с властными институтами»[69]. Расширение участия граждан оказывает влияние на системы оценки политики управления, и недостаточность экономического мышления становится постепенно все более очевидной.