Педагог, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, один из теоретиков «коммунарского движения», вдохновитель и разработчик «педагогики поддержки». Поэт и музыкант, один из первых директоров всероссийского пионерского лагеря «Орленок» и подмосковного экспериментального лагеря «Маяк», где положения педагогики поддержки проверялись на практике. В последние годы руководил лабораторией Центра педагогических инноваций РАО.
Педагогика поддержки возникла в продолжение дискуссии 80-х гг. в широких педагогических кругах о необходимости ограничения авторитарной педагогики в сторону предоставления большей свободы для «самостроительства» личности ребенка. Дискуссия отражала кризис образования, связанный с «застойными» явлениями в обществе тех лет. О.С. Газман стал одним из когорты ведущих педагогов, связывающих утрату тогдашней моделью образования прогностических функций и подавления экспериментальности в обучении с господствовавшей идеологией «обслуживания» государственных установок.
О.С. Газман последовательно проводил постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самореабилитации, самоопределении и самоорганизации ребенка. «Растить в себе человека можно только помогая другому быть человеком», - говорил О.С. Газман.
Он предлагал индивидуализировать процесс воспитания, для чего педагогу и школьнику необходимо вместе пройти пять взаимосвязанных этапов:
Реализация этого поэтапного сотрудничества в массовой школе, по мнению, О.С. Газмана, должна привести к гуманизации воспитания, которое соответствовало бы общественной необходимости в строительстве демократического правового государства. «Педагогика поддержки» стала одной из ярких инновационных идей в педагогике конца XX века.
Сталь Анатольевич Шмаков (игра)
Его основные идеи:
Ø Разработана теория досуга молодежи
Ø Создана теория КТД
Ø Изучено использование ролевой игры во время урока
Ø Придуманы творческие сборы и традиционные праздники
Шмаков Сталь Анатольевич
(1931—2001 гг.)
Выдающийся ученый и педагог, профессор, академик Академии образования Российской Федерации
С.А. Шмаков родился 17 января 1931 года в городе Новосибирске, в семье служащих (экономистов). В 1944 г. в возрасте 13 лет по иронии судьбы стал старшим вожатым пионерского лагеря им. К. Заслонова, затем – старшим вожатым школы № 30 г. Новосибирска.
В 1948 г. окончил школу № 7 (ныне школа № 1) города Новосибирска. В этом здании в настоящее время расположен Новосибирский городской дом учителя, а зал, в котором висит портрет Сталя Анатольевича, в те годы был его классной комнатой.
После окончания школы Сталь Шмаков поступил на факультет русского языка и литературы Новосибирского государственного педагогического института, окончил его экстерном и перевелся на факультет истории и психологии.
С 1952 по 1955 гг. работал преподавателем русского языка, литературы, истории, психологии, логики, завучем и директором средней школы Северного района Новосибирской области. В эти годы появились первые педагогические творческие работы
С.А. Шмакова, в 1954 году вышла его первая книга «Использование наследия А.С. Макаренко».
В 1955 году Сталь Шмаков поступил в аспирантуру под руководством ректора Новосибирского пединститута, члена-корреспондента Академии педагогических наук РСФСР, профессора Юрия Владимировича Шарова, защитил диссертацию по проблеме «Ролевые игры в деятельности пионерской организации», еще аспирантом в 1957 г. разработал проект и концепцию Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок». Затем в 1961 г. его пригласили в Финляндию для работы по созданию пионерской организации «Молодая Трава Суоми».
С 1963 г. С.А. Шмаков работал в Липецком государственном педагогическом институте доцентом, деканом, заведующим кафедрой, профессором. С 1958 по 1992 гг. был членом редколлегии журнала ЦК ВЛКСМ "Вожатый». С 1963 по 1993 г.г. руководил педагогическим клубом студентов и учителей Липецкой области «Радуга». С 1974 г. работал в средней школе № 24 г. Липецка учителем специальных предметов, с 1976 по 1991 гг. руководил лабораторией «Досуг школьника» на базе школы № 24. На материалах экспериментальной работы школы защищено 5 кандидатских диссертаций (В.В. Дружинин, Ю.П. Канищев, О.А. Панченко, Л.И. Иванова, Л.А. Затуливетер), 12 дипломных работ (Н. Воронина, И. Апет и другие). С 1985 г. С.А. Шмаков заведовал кафедрой теории и методики воспитательной работы, социальной педагогики ЛГПИ.
Имя С.А. Шмакова не случайно ставят в один ряд с выдающимися русскими и, шире, – мировыми педагогами. Ученый и Учитель, профессор, академик, Сталь Анатольевич Шмаков (1931–2001) был одним из тех, чьи идеи легли в основу стратегии фонда «Социально-духовное развитие».
Педагогические открытия – явление редкое. Сталь Анатольевич сделал несколько таких открытий, вошедших в сокровищницу идей педагогического мастерства.
С 1996 г. был председателем экспертного совета Госкомитета России по делам молодежи по вопросам организации отдыха, оздоровления детей, подростков, молодежи, поддержки инновационных программ и проектов.
За активную работу по воспитанию подрастающего поколения С.А. Шмаков был награжден 48 правительственными и ведомственными наградами, в том числе медалями Чехии, Польши, ГДР. Он лауреат премии В. Скороходова в области журналистики (1984 г.), Я. Корчака (1988 г.), К.Д. Ушинского (1991 г.), А.С. Макаренко (1988 г.).
В 1991 г. С.А. Шмакову было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель России».
Л.И. Новикова -Основатель Центра теории воспитания, основоположник одной из ведущих научных школ (детский коллектив)