Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Управление как социальный феномен



Объект управления – это то, на что направлено управленческое воздействие, в ка­честве объекта управления являются опять-таки отдельный индивид или социальная группа. Субъект и объект образуют систему управления, которая состоит из принципов, функций, методов, целей, и которая выступает предметом такой дисци­плины как менеджмент.

Между объектом и субъектом управления возникают определенные отношения, взаимодействия, которые принято называть управленческими отношениями.Так как управлен­ческие взаимодействия возникают в основном между людьми (руководителем и подчиненным), то можно говорить о соци­альном управлении. Под социальным управлением понимает­ся непрерывный процесс воздействия руководителя не просто на группу людей (или одного индивида), а на их деятельность с целью организации и координации их совместных усилий для достижения целей, результатов.

Другой закономерностью является то, что в основе управления лежит цель – как «первый, необходимый и реша­ющий момент управленческой деятельности». Процесс осо­знания цели, обоснование ее необходимости и возможности ее достижения, получил название - целеполагание. В данном процессе система управления обществом (группой) получает свое практическое выражение, которое заключается в том, что социальное целеполагание придает определенную направленность процессу развития социальной системы. От­сюда управление зачастую определяется как целенаправлен­ное воздействие [1, c. 32–35].

Содержание управления составляет регулирование си­стемы (организации, общества) посредством приложения к объекту управления целенаправленных воздействий. В про­цессе регулирования достигается соответствие системы опре­деленным целям. Суть регулирования состоит, во-первых, в поддержании объекта в определенном состоянии; во-вторых, в направленном изменении объекта в соответствии с опреде­ленными целями. Различают внешнее и внутреннее регули­рование. Внешнее осуществляется посредством воздействия на объект управления извне, а внутреннее – это самоуправле­ние системы. Оно присуще только социальным и биологиче­ским системам. Характеризуется оно автономным функцио­нированием данной системы, принятием ею решений по внутренним проблемам.

Существует разнообразие видов управления. Прежде всего, в зависимости от того в какой системе оно происходит, выделяется:

- биологическое – управление процессами, протекающи­ми в живых организмах;

- техническое – управление техническими процессами в машинах и устройствах;

- социальное – управление обществом, социальными процессами, деятельностью людей.

Именно последний вид управления является объектом изучения общественных наук.

В свою очередь управление обществом различается на экономическоеуправление, политическоеи управление соци­альной сферой [7, c. 65–67]. В рамках управления экономикой предпола­гается управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, финансами и т.д. Политическое управление – это воздействие на внутреннюю и внешнюю политику госу­дарства. И, наконец, управление социальной сферой предпо­лагает целенаправленное воздействие на область жизнедея­тельности человека, в которой реализуются условия труда и быта, здоровья и образования, досуга и т. д.

Таким образом, под управлением в широком смысле слова можно понимать свойство, которое присуще сложноорганизованным системам (обществу, организации, группе), суть которого заключается в том, что оно (данное свойство) упорядочивает, регулирует систему в условиях постоянных изменений, сохраняет ее целостность и устойчивость, а также способствует ее развитию.

Уже говорилось о том, что общественные науки изучают управление в качестве социального феномена. "Пси­хология управления", являясь отраслью общей психологии – науки, которая изучает внутренний мир и духовное развитие человека, пытается обозначить границы своего предмета изу­чения. Односложно указать границы данной дисциплины не­возможно. Современная психология характеризуется процес­сом дифференциации, который порождает разделение данной науки на отдельные отрасли, например:

- психология труда, изучающая психологические осо­бенности и развитие трудовой деятельности человека;

- инженерная психология – посвящена изучению законо­мерностей процесса воздействия человека и современной техники;

- военная психология – изучает поведение человека в бо­евых условиях;

- юридическая психология – изучает особенности пове­дения участников уголовного процесса;

- психология управления.

Эти отрасли отличаются друг от друга, но при этом со­храняют общий предмет исследования – закономерности и механизм психических процессов человека.

Особая роль психологии управления связана с тем, что на рубеже 19–20 -го веков глубинные трансформации обще­ства и различных его аспектов, таких как, производство, эко­номика, управление, перенесли фокус внимания с чисто эко­номико-производственных вопросов на проблемы социально- психологические: взаимодействия общества и личности, ру­ководителя и подчиненного, индивида и группы. В ходе ис­следования новых проблем выяснилось, что помимо фор­мальных взаимоотношений между руководителем и подчи­ненным возникают неформальные, так называемые межлич­ностные отношения, которые окрашены психологическими характеристиками, качествами личности управленца и работ­ника и, которые во многом определяют эффективность управления.

Под влиянием личностных факторов происходит перерас­пределение функций руководства, прав, обязанностей и от­ветственности. Отсюда необходимо в управлении учитывать индивидуальные особенности работника. Психологические аспекты взаимодействий в управленческой деятельности. Изучением названных проблем и призвана научная дисци­плина – психология управления.

Термин психология управления стал употребляться в России еще в 20-е годы прошлого столетия в связи с распро­странением так называемой научной организацией труда (НОТ). На тот момент психология управления должна была решать две основных задачи:

а) подбор сотрудников к зада­чам производства в соответствии с их индивидуальными ка­чествами;

б) воздействие на активность работников посред­ством системы стимулирования. Уже в трудах отечественных исследователей 20-30-х годов 20 века (А. К. Гастева, П. М. Керженцева, С. С. Чахотина и др.) появляются темы, свя­занные с психологическими проблемами управления.

Но в самостоятельную научную отрасль психология управления выделилась в 60-е годы 20 столетия и связан этот факт с именами Е. Е. Вендрова и Л. И. Уманского [10, c. 82–85].

Основными задачами того времени были:

- проблемы производственных групп и коллективов,

- психология личности руководителя,

- подготовка и подбор управленческих кадров.

Таким образом, четко сформировались проблемы психологии управленческой деятельности.

К концу 20-го века психология управления – это интен­сивно развивающееся научное направление, которое можно охарактеризовать следующими особенностями:

- прикладной характер разрабатываемых проблем;

- интеграция психолого-управленческих знаний, осу­ществляемая путем объединения достижений различных наук;

- рассмотрение управления в сфере бизнеса и деловых отношений.

Психологический подход направлен на выявление соци­ально-психологической сущности управленческой деятельно­сти, на выявление управления как способа организации сов­местной деятельности людей. Интерес к данному подходу обусловлен двумя моментами: психология, с одной стороны, может пролить свет на закономерности отдельных элементов управленческой деятельности и, с другой - помочь в решении практических задач управления, посредством использования методов психологической науки (психологической диагно­стики) [12, c. 54–56].

Объ­ектом психологии управленияявляется организованная дея­тельность людей, отношений людей в организации в услови­ях, когда действия каждого индивида определены общими правилами.

Предметом психологии управленияявляются управлен­ческие взаимодействия, которые складываются в системе управления, а также способы управленческой деятельности как особого вида взаимодействий и связей между людьми. Возникают управленческие отношения только в рамках орга­низованной деятельности, которая всегда подчинена опреде­ленным нормам и правилам.

Проблематика данной дисци­плины обширна:

a взаимодействие формальной системы отно­шений и стихийного поведения людей;

a роль руководителя в построении неформальных отношений;

a стиль руководства; мотивационные и коммуникативные механизмы взаимодей­ствия руководителя и подчиненного;

a организационная куль­тура как система ценностей и норм коллективного поведения и т. д.

Определенные отношения и связи в организации в про­цессе управления окрашены психологическими особенностя­ми, ибо они (эти отношения) возникают между людьми. По­иском и изучением данных особенностей занимается психо­логия управления.

Под управленческими отношениями понимается взаимо­действие людей участвующих в процессе целенаправленного воздействия, т. е. в процессе управления. Эти отношения воз­никают между управляющей и управляемой подсистемами (между субъектом и объектом управления). Они являются разновидностью общественных отношений, то есть, включе­ны в структуру связей, формирующихся в соответствии с ви­дами деятельности. Управленческие отношения проявляются в управленческой деятельности [14, c. 75–78].

Это особый вид отношений, характеризующийся тем, что в результате управленческих отношений не создаются непо­средственно ни материальные, ни духовные ценности. Но они являются необходимым условием их производства. В зави­симости от сферы (экономика, политика, культура и т. д.), где протекают управленческие отношения, они приобретают экономическую, политическую, идеологическую направлен­ность. Управленческие отношения присутствуют в этих сфе­рах, но сохраняют специфический характер.

Они отличаются от других отношений (экономических, политических и т. д.), прежде всего, по цели. Например, цель экономических отношений –создание продукта труда, цель управленческих – организация деятельности людей по созда­нию данного продукта. Отличаются также по содержанию, например, содержание производственного процесса – произ­водственно-технологический цикл (он может быть разнооб­разным); содержание управленческого процесса – управлен­ческий цикл, который всегда включает в себя определенные стадии: выбор целей, постановку задач и их реализацию.

Следующая особенность управленческих отношений – они всегда осознаются людьми, проходят через их сознание. Они создаются в результате сознательной деятельности лю­дей. Экономические, политические отношения зачастую во­обще не осознаются людьми.

Далее, управленческие отношения подвижны. Экономи­ческие, политические, духовные – сохраняют свою сущность длительное время, (пока существует тип общества), управ­ленческие - постоянно меняются.

Управленческие отношения могут рассматриваться в двух аспектах:

а) как отношения между людьми по поводу упорядочения, организации совместной деятельности (между субъектом и объектом управления);

б) как результат управ­ленческой деятельности (между субъектом и субъектом управления).

Виды управленческих отношений многообразны: субор­динация, координация, самостоятельность, дисциплина и инициатива. Отношения субординации выражают непосред­ственное подчинение одних людей другим. Эти отношения выстраиваются по вертикали между высшими и низшими звеньями управления. Субординация указывает приоритет общих целей управления над частными. Складываются от­ношения субординации между руководителями разного уровня, а также между руководителем и подчиненными. Вы­ражены они в административных актах, приказах или устных распоряжениях [12, c. 84–88].

Отношения координации являются согласованием дея­тельности субъектов в ходе реализации неких целей, а также проявлением самостоятельности субъектов. Характеризуются данные отношения горизонтальными связями и устанавлива­ются между отделами, службами, руководителями одного управленческого уровня. Психологи считают, что отношения координации зависят в большей степени от социально- психологических факторов, в основе которых лежит восприя­тие человека человеком.

Отношения дисциплины проявляются через соблюдение всеми работниками (и руководителем) норм и правил, кото­рые касаются сторон деятельности использования материаль­ных, технических и финансовых ресурсов. Отношения ини­циативы предполагают, что при соблюдении норм, указаний человек должен действовать не автоматически, а обдуманно.

Таким образом, управленческие отношения – это отно­шения определенной зависимости между субъектом и объек­том управления, и выражаются они в терминах «подчинения» и «руководства». Возникают они вследствие объективной необходимости выполнения определенных управленческих функций (целеполагания, планирования, организации, моти­вации и контроля). Управленческие отношения проявляются и как психологические, поскольку в их рамках происходит волевое воздействие на психику, хотя и не исчерпываются ими. Управленческие отношения ставят человека в положе­ние либо объекта, либо субъекта управления. Все виды управленческих отношений проявляются в организации [15, c. 65–68].

Основная проблематика психологии управления: психо­логические факторы эффективности управленческой дея­тельности; межличностное общение; межгрупповые и меж­личностные конфликты в организации, психологические осо­бенности процесса принятия решений; проблемы лидерства; психологический климат организации; оценка личности ру­ководителя и подчиненного и т. д.

Таким образом, данная отрасль научного знания призва­на обеспечить подготовку менеджера, сформировать и раз­вить социально-психологическую культуру, создать предпо­сылки понимания важнейших проблем управления: понима­ние природы управленческих процессов, представления об ответственности руководителя, знание способов повышения эффективности управления, умение строить отношения с людьми в организации.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.