Объект управления – это то, на что направлено управленческое воздействие, в качестве объекта управления являются опять-таки отдельный индивид или социальная группа. Субъект и объект образуют систему управления, которая состоит из принципов, функций, методов, целей, и которая выступает предметом такой дисциплины как менеджмент.
Между объектом и субъектом управления возникают определенные отношения, взаимодействия, которые принято называть управленческими отношениями.Так как управленческие взаимодействия возникают в основном между людьми (руководителем и подчиненным), то можно говорить о социальном управлении. Под социальным управлением понимается непрерывный процесс воздействия руководителя не просто на группу людей (или одного индивида), а на их деятельность с целью организации и координации их совместных усилий для достижения целей, результатов.
Другой закономерностью является то, что в основе управления лежит цель – как «первый, необходимый и решающий момент управленческой деятельности». Процесс осознания цели, обоснование ее необходимости и возможности ее достижения, получил название - целеполагание. В данном процессе система управления обществом (группой) получает свое практическое выражение, которое заключается в том, что социальное целеполагание придает определенную направленность процессу развития социальной системы. Отсюда управление зачастую определяется как целенаправленное воздействие [1, c. 32–35].
Содержание управления составляет регулирование системы (организации, общества) посредством приложения к объекту управления целенаправленных воздействий. В процессе регулирования достигается соответствие системы определенным целям. Суть регулирования состоит, во-первых, в поддержании объекта в определенном состоянии; во-вторых, в направленном изменении объекта в соответствии с определенными целями. Различают внешнее и внутреннее регулирование. Внешнее осуществляется посредством воздействия на объект управления извне, а внутреннее – это самоуправление системы. Оно присуще только социальным и биологическим системам. Характеризуется оно автономным функционированием данной системы, принятием ею решений по внутренним проблемам.
Существует разнообразие видов управления. Прежде всего, в зависимости от того в какой системе оно происходит, выделяется:
- биологическое – управление процессами, протекающими в живых организмах;
- техническое – управление техническими процессами в машинах и устройствах;
- социальное – управление обществом, социальными процессами, деятельностью людей.
Именно последний вид управления является объектом изучения общественных наук.
В свою очередь управление обществом различается на экономическоеуправление, политическоеи управление социальной сферой [7, c. 65–67]. В рамках управления экономикой предполагается управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, финансами и т.д. Политическое управление – это воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государства. И, наконец, управление социальной сферой предполагает целенаправленное воздействие на область жизнедеятельности человека, в которой реализуются условия труда и быта, здоровья и образования, досуга и т. д.
Таким образом, под управлением в широком смысле слова можно понимать свойство, которое присуще сложноорганизованным системам (обществу, организации, группе), суть которого заключается в том, что оно (данное свойство) упорядочивает, регулирует систему в условиях постоянных изменений, сохраняет ее целостность и устойчивость, а также способствует ее развитию.
Уже говорилось о том, что общественные науки изучают управление в качестве социального феномена. "Психология управления", являясь отраслью общей психологии – науки, которая изучает внутренний мир и духовное развитие человека, пытается обозначить границы своего предмета изучения. Односложно указать границы данной дисциплины невозможно. Современная психология характеризуется процессом дифференциации, который порождает разделение данной науки на отдельные отрасли, например:
- психология труда, изучающая психологические особенности и развитие трудовой деятельности человека;
- инженерная психология – посвящена изучению закономерностей процесса воздействия человека и современной техники;
- военная психология – изучает поведение человека в боевых условиях;
- юридическая психология – изучает особенности поведения участников уголовного процесса;
- психология управления.
Эти отрасли отличаются друг от друга, но при этом сохраняют общий предмет исследования – закономерности и механизм психических процессов человека.
Особая роль психологии управления связана с тем, что на рубеже 19–20 -го веков глубинные трансформации общества и различных его аспектов, таких как, производство, экономика, управление, перенесли фокус внимания с чисто экономико-производственных вопросов на проблемы социально- психологические: взаимодействия общества и личности, руководителя и подчиненного, индивида и группы. В ходе исследования новых проблем выяснилось, что помимо формальных взаимоотношений между руководителем и подчиненным возникают неформальные, так называемые межличностные отношения, которые окрашены психологическими характеристиками, качествами личности управленца и работника и, которые во многом определяют эффективность управления.
Под влиянием личностных факторов происходит перераспределение функций руководства, прав, обязанностей и ответственности. Отсюда необходимо в управлении учитывать индивидуальные особенности работника. Психологические аспекты взаимодействий в управленческой деятельности. Изучением названных проблем и призвана научная дисциплина – психология управления.
Термин психология управления стал употребляться в России еще в 20-е годы прошлого столетия в связи с распространением так называемой научной организацией труда (НОТ). На тот момент психология управления должна была решать две основных задачи:
а) подбор сотрудников к задачам производства в соответствии с их индивидуальными качествами;
б) воздействие на активность работников посредством системы стимулирования. Уже в трудах отечественных исследователей 20-30-х годов 20 века (А. К. Гастева, П. М. Керженцева, С. С. Чахотина и др.) появляются темы, связанные с психологическими проблемами управления.
Но в самостоятельную научную отрасль психология управления выделилась в 60-е годы 20 столетия и связан этот факт с именами Е. Е. Вендрова и Л. И. Уманского [10, c. 82–85].
Основными задачами того времени были:
- проблемы производственных групп и коллективов,
- психология личности руководителя,
- подготовка и подбор управленческих кадров.
Таким образом, четко сформировались проблемы психологии управленческой деятельности.
К концу 20-го века психология управления – это интенсивно развивающееся научное направление, которое можно охарактеризовать следующими особенностями:
- прикладной характер разрабатываемых проблем;
- интеграция психолого-управленческих знаний, осуществляемая путем объединения достижений различных наук;
- рассмотрение управления в сфере бизнеса и деловых отношений.
Психологический подход направлен на выявление социально-психологической сущности управленческой деятельности, на выявление управления как способа организации совместной деятельности людей. Интерес к данному подходу обусловлен двумя моментами: психология, с одной стороны, может пролить свет на закономерности отдельных элементов управленческой деятельности и, с другой - помочь в решении практических задач управления, посредством использования методов психологической науки (психологической диагностики) [12, c. 54–56].
Объектом психологии управленияявляется организованная деятельность людей, отношений людей в организации в условиях, когда действия каждого индивида определены общими правилами.
Предметом психологии управленияявляются управленческие взаимодействия, которые складываются в системе управления, а также способы управленческой деятельности как особого вида взаимодействий и связей между людьми. Возникают управленческие отношения только в рамках организованной деятельности, которая всегда подчинена определенным нормам и правилам.
Проблематика данной дисциплины обширна:
a взаимодействие формальной системы отношений и стихийного поведения людей;
a роль руководителя в построении неформальных отношений;
a стиль руководства; мотивационные и коммуникативные механизмы взаимодействия руководителя и подчиненного;
a организационная культура как система ценностей и норм коллективного поведения и т. д.
Определенные отношения и связи в организации в процессе управления окрашены психологическими особенностями, ибо они (эти отношения) возникают между людьми. Поиском и изучением данных особенностей занимается психология управления.
Под управленческими отношениями понимается взаимодействие людей участвующих в процессе целенаправленного воздействия, т. е. в процессе управления. Эти отношения возникают между управляющей и управляемой подсистемами (между субъектом и объектом управления). Они являются разновидностью общественных отношений, то есть, включены в структуру связей, формирующихся в соответствии с видами деятельности. Управленческие отношения проявляются в управленческой деятельности [14, c. 75–78].
Это особый вид отношений, характеризующийся тем, что в результате управленческих отношений не создаются непосредственно ни материальные, ни духовные ценности. Но они являются необходимым условием их производства. В зависимости от сферы (экономика, политика, культура и т. д.), где протекают управленческие отношения, они приобретают экономическую, политическую, идеологическую направленность. Управленческие отношения присутствуют в этих сферах, но сохраняют специфический характер.
Они отличаются от других отношений (экономических, политических и т. д.), прежде всего, по цели. Например, цель экономических отношений –создание продукта труда, цель управленческих – организация деятельности людей по созданию данного продукта. Отличаются также по содержанию, например, содержание производственного процесса – производственно-технологический цикл (он может быть разнообразным); содержание управленческого процесса – управленческий цикл, который всегда включает в себя определенные стадии: выбор целей, постановку задач и их реализацию.
Следующая особенность управленческих отношений – они всегда осознаются людьми, проходят через их сознание. Они создаются в результате сознательной деятельности людей. Экономические, политические отношения зачастую вообще не осознаются людьми.
Далее, управленческие отношения подвижны. Экономические, политические, духовные – сохраняют свою сущность длительное время, (пока существует тип общества), управленческие - постоянно меняются.
Управленческие отношения могут рассматриваться в двух аспектах:
а) как отношения между людьми по поводу упорядочения, организации совместной деятельности (между субъектом и объектом управления);
б) как результат управленческой деятельности (между субъектом и субъектом управления).
Виды управленческих отношений многообразны: субординация, координация, самостоятельность, дисциплина и инициатива. Отношения субординации выражают непосредственное подчинение одних людей другим. Эти отношения выстраиваются по вертикали между высшими и низшими звеньями управления. Субординация указывает приоритет общих целей управления над частными. Складываются отношения субординации между руководителями разного уровня, а также между руководителем и подчиненными. Выражены они в административных актах, приказах или устных распоряжениях [12, c. 84–88].
Отношения координации являются согласованием деятельности субъектов в ходе реализации неких целей, а также проявлением самостоятельности субъектов. Характеризуются данные отношения горизонтальными связями и устанавливаются между отделами, службами, руководителями одного управленческого уровня. Психологи считают, что отношения координации зависят в большей степени от социально- психологических факторов, в основе которых лежит восприятие человека человеком.
Отношения дисциплины проявляются через соблюдение всеми работниками (и руководителем) норм и правил, которые касаются сторон деятельности использования материальных, технических и финансовых ресурсов. Отношения инициативы предполагают, что при соблюдении норм, указаний человек должен действовать не автоматически, а обдуманно.
Таким образом, управленческие отношения – это отношения определенной зависимости между субъектом и объектом управления, и выражаются они в терминах «подчинения» и «руководства». Возникают они вследствие объективной необходимости выполнения определенных управленческих функций (целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля). Управленческие отношения проявляются и как психологические, поскольку в их рамках происходит волевое воздействие на психику, хотя и не исчерпываются ими. Управленческие отношения ставят человека в положение либо объекта, либо субъекта управления. Все виды управленческих отношений проявляются в организации [15, c. 65–68].
Основная проблематика психологии управления: психологические факторы эффективности управленческой деятельности; межличностное общение; межгрупповые и межличностные конфликты в организации, психологические особенности процесса принятия решений; проблемы лидерства; психологический климат организации; оценка личности руководителя и подчиненного и т. д.
Таким образом, данная отрасль научного знания призвана обеспечить подготовку менеджера, сформировать и развить социально-психологическую культуру, создать предпосылки понимания важнейших проблем управления: понимание природы управленческих процессов, представления об ответственности руководителя, знание способов повышения эффективности управления, умение строить отношения с людьми в организации.