7. Из каких языков заимствованы следующие слова? С какими причинами могло быть связано заимствование этих слов? Выделите слова, в которых иноязычное происхождение обнаруживает себя а) фонетически; б) орфографически; в) морфологически; г) семантически. В отдельную группу выделите слова, полностью ассимилировали: кафе, абстракция, импорт, артист, верстак, колибри, бордо, вино, монах, горизонт, пианино, микроскоп, фреска, арбуз, волейбол, улус, шторм, режиссер, мундштук, тайм, тетрадь, республика, сарай, зулус, собака, коктейль, юрист, гараж, парашют, синхрония, анатомия, вальс, меню, авиация, бунгало, апельсин, чай, блиндаж, боа, антракт, велюр, ваза, шнур, тарелка, винт, крахмал, кегли, лейтмотив, рама, вестибюль, галета, канал, аксельбант, валторна, гастроль, гейзер, камбуз, каламбур, трюмо, диктант, альков, субъект, котлета, карнавал, будуар, чулок, чердак, фиалка, панихида, башмак, фельдшер, карандаш, рагу, жираф, арена, вымпел.
8. Объясните, как сделан перевод данных иностранных слов на русский язык. Как называется такой способ перевода: с английского: ввоз (import), вывоз (export); с немецкого: представление (Vorstellung), мировоззрение (Weltanschauung); с французского: впечатление (impression), влияние (influence), трогательный (touchant), сосредоточить (concentrer).
9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными, какие – нет? Ответы аргументируйте:
10. Укажите, какие виды переноса наблюдаются в выделенных словах:
1) Едва заняли места и расположили вещи в общей каюте второго класса, как Павлик, разморенный духотой и дорогой, стал клевать носом. (В. Катаев)
2) Однако в третьем классе ездить считалось «неприлично» в такой же мере, как в первом классе «кусалось». (В. Катаев)
3) Был как раз горячий сезон помидоров и винограда. (В. Катаев)
4) Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)
5) Я три тарелки съел!
– И полно, что за счёты! (И. Крылов)
6) В воде шла мраморная перекличка красок. (К. Федин)
11. Ниже выписаны группы слов, обозначающих сходные или даже одинаковые предметы: плетень – частокол – ограда; перчатки – рукавицы; клюв – рыло; сад – роща; постель – логово.
12. Разделите следующие словосочетания но свободные и устойчивые, расположив их в две колонки. К устойчивым подберите слова-эквиваленты: толочь воду в ступе; хранить тайну; морской волк; морской воздух; попасть в переплет; северный олень; начало века; хранить зерно; пирог с изюмом; дать по шапке; чувство локтя; белая бумага; девушка с изюминкой; медвежий угол; навострить лыжи; жить своим трудом; строить дорогу; гулять по лесу; лезть на рожон; новости дня; шелест леса; строить воздушные замки; голубое небо; крепкий орешек; игра в мяч; попасть впросак; стучать топором; лезть в окно; крепкий сон; палка о двух концах.
13. Каковы значения следующих выражений? Установите источники их происхождения: прокрустово ложе; игра не стоит свеч; при царе Горохе; и ты, Брут?; узы Гименея; зарыть талант в землю; три кита; козёл отпущения; Тришкин кафтан.