Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предпосылки Земской реформы 1864 года



Промышленное предпринимательство в Сибири достаточно успешно справлялось с потребностями населения и казны. Оно было готово к технической модернизации производства, но развитие золотодобычи в начале XIX в., вызвавшее колоссальный отток капиталов и рабочих рук в эту отрасль, затормозило общее перевооружение промышленности

8.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II, И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НАЧАЛА XIX В.

Вторая половина XVIII в. и начало XIX в. - этоболее чем 60-летний период правления четырех российских монархов Петра III (1761-1762), Екатерины II (1762-1796), Павла (1796-1801) и Александра I (1801-1825). Двое из них, Петр III и Павел стали жертвой дворцовых переворотов, а остальные двое, Екатерина II и Александр I оказались на престоле в результате также дворцовых переворотов.

Петр III был совершенно не готов к управлению государством. Окружил себя голштинцами, стал переделывать русские войска на прусский и голштинский лад, смеялся над всем русским.Своих гвардейцев называл янычарами, изматывал их ученьями по немецкому образцу. Поэтому гвардия чувствовала себя оскорбленной и была недовольна правлением нового императора.Отказался от всех завоеваний в Пруссии и вступил с королем Пруссии в невыгодный для России Союз. Прусское влияние при русском дворе было всемогуще. И личная жизнь Петра III возбуждала общее недовольство:был постоянно пьян, день заканчивал шумными пирушками, свою жену Екатерину ненавидел и нередко оскорблял ее. Поэтому вполне закономерно, что деятельность и личность Петра вызывали народное негодование, и одновременно росла популярность его жены.

А завершилось все тем, что в среде близких к Екатерине гвардейских офицеров созрел заговор. В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина была провозглашена императрицей, а Петр III 29 июня подписал отречение от престола и под охраной отправлен в охотный дворец на мысе Ропша. Здесь 6 июля 1762г. бывший император был убит участниками заговора во время подстроенной пьяной драки.

Началось 34-летнее правление Екатерины II, женщины не только умной и с тактом, но чрезвычайно талантливой, на редкость образованной, развитой и весьма деятельной.

6 ноября 1796г. Екатерина II внезапно скончалась, и императором стал ее сын Павел. Его правление было недолгим;в результате последнего в истории России дворцового переворота он был убит в ночь на 11 марта 1801г. в своей спальне в Михайловском замке. На другой день 12 марта 1801г. на престол вступил 24-летний сын Павла Александр I, который умер своей смертью 18 ноября 1825 г. в Таганроге.

После смерти Александра I престол в декабре 1825 г. занял его брат Николай Павлович, известный в истории как Николай I. Он умер 18 февраля 1855г., тридцать лет управляя Российской империей.

Таков краткий календарь сменявшихся в течение почти 60 лет императоров России от кончины Екатерины II и до вступления на престол Александра II, с царствования которого начинается новый период российской истории.

Вернемся теперь к изучению экономической политики и, главным образом, к знакомству с процессом развития предпринимательства в период царствования Екатерины II, а также в первые десятилетия XIX века.

9.ИДЕИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ А.П.ВОЛЫНСКОГО И В.Н.ТАТИЩЕВА.

Первая четверть XVIII в. была периодом самого активного перехода к петровскому реформированию управления эконо­микой как на макро-, так и на микроуровне. После кончины Петра 1 в 1725 г. продолжение курса реформ стало носить проти­воречивый характер. В целом созданная им система управления была уже необратимой. Но относительно отдельных позиций и способов регулирования хозяйства его преемники вносили из­менения и поправки, соответствующие их образу мысли, а чаще всего соответствующие интересам их иностранного окру­жения.За 37 лет после смерти Петра Великого на российском троне побывало 6 царских особ, и толькоЕкатерина II (1729— 1796), которая находилась у власти почти всю вторую половину XVIII в. (с 1762 по 1796 гг.),оставила значительный след в ис­тории России и развитии ее экономики.В постпетровский период в российской экономике развива­лись 2 противоположные тенденции:ослабление и отмена крепост­ного права, сдерживавшего развитие капиталистических отно­шений; усиление крепостничества и укрепление дворянства.Среди дворян-идеологов первой половины XVIIІ в. видное место занимал Артемий Петрович Волынский(1689—1740), происхо­дивший из старинного дворянского рода.В 1738 г., в правление Анны Ивановны, он был назначен кабинет-министроми про­явил весьма незаурядные способности в области улучшения го­сударственного управления. Но его активная деятельность на этом высоком посту была не по душе немецкому окружению царицы во главе с Э. Бироном, которое демонстративно оттесняло рус­ских от управления государством.Волынский стремился огра­ничить влияние иностранцев при дворе и возглавил оппозицию против них. Но вследствие происков всесильного в то время Биронав 1740 он был арестован, обвинен в подготовке государствен­ного переворота, взяточничествеи многих других тяжких пре­ступленияхи в том же году казнен.В царствование Анны Ивановны Волынский составил обстоя­тельный проект «Генеральное рассуждение о правлении госу­дарственных дел», в центре которого были экономические воп­росы. Ноперед его арестом этот проект был уничтожен; о его содержании известно лишь из показаний на следствии других чиновников, обвиненных вместе с Волынским.Сохранилась лишь «Инструкция» А.П. Волынского своему дворецкому относитель­но управления хозяйством. В ней обобщены отношения между помещиком и крепостным. Волынский приказывает дворецкому отбирать по деревням де­сятников, в обязанность которых входил бы строгий контроль за крестьянами своей десятки, обязанными находиться все вре­мя на работе и отлучаться только с разрешения приказчика. Даже на торжке крестьяне должны были находиться под наблюдени­ем кого-либо из десятских своей деревни. Последовательным идеологом крепостничества был и Васи­лий Никитич Татищев (1686—1750), выходец из знатного, но обедневшего дворянского рода.В 1719 г. по поручению Петра 1 Татищев занялся географическим описанием и исследованием истории России. В то время не существовало отечественной ис­тории и географии, написанных русскими авторами, а в сочи­нениях иностранцев, по оценке Татищева, множество факти­ческих ошибок.В начале 30-х гг. Татищев был главным управляющим горных заводов в Сибирской и Ка­занской губерниях. Но его деятельность была не по душе Бирону и другим иностранным чиновникам, которые добивались пе­редачи казенных заводов в частные руки. ПоэтомуТатищева пе­ревели в Оренбург, а в 1741 г. назначили астраханским губерна­тором. Однако недоброжелатели и здесь не оставили его в по­кое, ив 1745 г. Татищев вновь подвергся опале и был отдан под суд.Последние годы он жил в подмосковном Болдино и полно­стью сосредоточился на занятиях наукой.Здесь он завершил большой труд по отечественной истории и сделал обобщение своих работ и размышлений по экономическим вопросам в записке «, Например, представление о купечестве и ремеслах».Анализируя экономическую политику,Татищев осуждал пре­емников Петра 1.Роль Мануфактур-коллегии и Коммерц-коллегии была резко снижена, многие заводы разорены, уставы и учреждения отринуты или изменены. Он одобрял политику Ели­заветы Петровны, которая вновь ввела петровские уставы и вос­становила учрежденные им органы управления торговлей и промышленностью.Татищев считал полезным дальнейшее со­вершенствование экономической политики Петра. Он совето­вал Елизавете сохранить основу петровской политики. Будучи меркантилистом, Татищев, так же, как и Посошков, главным источником богатства считал торговлю, которая, по его мнению, имеет такое же значение для экономики, как сердце для человека.Он высоко оценивал роль реформ Петра 1 в развитии русской торговли и создании системы уп­равления ею.Татищев настоятельно рекомендовал добиваться активного торгового баланса, превышения экспорта над импортом.С этой целью он предлагал изменить таможенный тариф и ввести специальные тарифы для отдельных портов и городов.Весьма актуальным для современной экономической поли­тики вспомнить советы Татищева, не допускать к вывозу за гра­ницу золото и серебро в слитках, монете и посуде, а разрешать вывоз лишь таких изделий, в цене которых стоимость обработ­ки составляет не менее половины. Импорт же золота и серебра в слитках он предлагал ос­вободить от пошлин, так же, как и импорт недостающего в России сырья для развития промышленности, чтобы «фабрики россий­ские могли размножаться».

С целью ограждения отечественной промышленности от иностранной конкуренции Татищев пред­лагал установить высокие пошлины на товары и изделия, кото­рые могли производиться в России. В области системы управления хозяйственными делами Татищев большое значение придавал улучшению финансовой полити­ки и повышению покупательной способности рубля.В противовес политике Петра Татищев предложил повысить стоимость серебряного рубля путем увеличения веса монеты и улучшения про­бы серебра. Онотрицательно относился к бумажным деньгам. Оригинальными по тому времени былирассуждения Татищева об организации банков. Он справедливоотмечал, что у купца не может быть свободных денег, так как большая часть его капита­ла помещена в товары, а у дворянства и духовенства свободные деньги имеются, но давать их взаймы купцам они не желают. Поэтому надо организовать передачу этих денег в кредит куп­цам через создаваемые банки, в чем должны быть заинтересо­ваны все стороны. Анализируя проблемы развития промышленности, онвыде­лял 2 приоритетных направления:во-первых, активное разви­тие отраслей промышленности, связанный с военными потреб­ностями и обеспечением экономической независимости Рос­сии; во-вторых, поощрение мануфактур, производящих изде­лия на экспорт, как весьма важный источник государственного дохода.К таким отраслям он относил прежде всего рудодобывающую, металлургическую и металлообрабатывающую. Он тре­бовал увеличить объем продукции казенных и частных заводов Урала для удовлетворения внутренних потребностей государства в металле и для продажи его другим странам. Заботясь о развитии мелких ремесел и частного предприни­мательства, Татищевпредложил изъять ремесленников из веде­ния Мануфактур-коллегии и передать их городским магистра­там в местное подчинение. Уделяя большое внимание подготов­ке кадров ремесленников, он предлагал магистратам на свои средства создавать школы и технические училища и даженаста­ивал на необходимости открытия в России Академии ремесел.Это предложение было реализовано уже после его смерти и в несколько ином виде: в 1757 г. в Петербурге была открыта Ака­демия трех важнейших художеств, преобразованная в 1764 г. в Российскую императорскую Академию художеств. Татищевбыл откровенным сторонником протекционизма и считал крайне необходимым покровительство отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству. При этом онполагал, что государство обязано не наблюдать за хозяйствен­ными процессами, а активно регулировать их в интересах Рос­сии и поощрять с помощью различных льгот развитие необхо­димых производств. Государство должно давать «побуждение и способы к трудолюбию, ремеслам, промыслам, торгам и земским работам.

Свои планы относительно управления вотчинами и способов повышения их доходности Татищев подробно изложил в 1742 г. в сочинении «Краткие экономические до деревни следующие записи», в котором рассказывает о системах земледелия, садо­водстве, животноводстве, птицеводстве, пчеловодстве, домаш­них промыслах крестьян, об организации сельских магазинов. Он отрицательно относился к управлению поместьем посред­ством наемных приказчиков и управляющих: если помещик живет в городе, он должен применять оброчную систему с раздачей всей земли для обработки в надел крестьянам, что, по мнению Татищева, полезнее, чем держать приказчика. В целом идеи и предложения Татищева, направленные на ак­тивизацию развития производительных сил России, были весь­ма прогрессивными для своего времени.

 

10.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М.В.ЛОМОНОСОВА.

Основой экономических воззрений Ломоносова стало видение России как самобытного образования с богатой культурой (а не отсталого придатка западных держав), которое должно развиваться в направлении формирования сильного государства, проводящего последовательную экономическую политику. Его исходная позиция в данной области была четко сформулирована:"Благополучие, слава и цветущее состояние государства от трех источников происходит. Первое - от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных, второе - от победоносных действий против неприятеля, с заключением придаточного и славного мира, третье - от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами через купечество". При этом ученый разрабатывал готовые для реализации государственными органами методики, использование которых было целесообразно для укрепления экономического потенциала страны.

Процветание России Ломоносов связывал в первую очередь с расширением экономических функций государства(основываясь исключительно на самодержавии). В правильности данного подхода его укрепляло в первую очередь изучение истории XVIII века и в частности деятельности Петра I, все реформы которого, касающиеся промышленности, торговли, наук, просвещения, строительства флота, были проведены "сверху", а при необходимости жестко насаждались силой.

Специальных трудов по экономике у Ломоносова немного, что значительно затрудняет изучение экономических воззрений великого ученого. Вместе с тем исследования по экономическим вопросам содержатся в его философских, исторических, географических и литературных трудах.

Из геологических работ.Возьмем поначалу его обширный труд"Первые основания металлургии или рудных дел" (1763 г.). Здесь геология обретает задачу: обнаружить "минералы в обществе потребные, которые промыслы могут принести не последнюю прибыль" и чтобы соотечественники "вязче вникли разумом и рачением в земные недра, к большому приращению государственной пользы".

В пространном российском государстве, рассуждал ученый, должно быть великое множество разных минералов. "Примеров имеем довольно в Сибири (под ней в те времена понимался и Урал -авт.) ... и в других местах". Да, великий ученыйпроявлял большой интерес к Уралу, его "натуре" - недрам и богатствам, а значит, его хозяйству, экономике. И, возможно, предугадывал, что когда-нибудь Урал в этом смысле станет опорным краем державы...

Из географических работ.В марте 1758 г. президент Петербургской академии наук К.Г. Разумовский назначает Ломоносова главой Географического департамента (взамен акад. Г.Ф. Миллера). На новом поприще ученый приступает, кроме других дел, к организации углубленного обследования страны. Ломоносов участвовал в подготовке "Инструкции географическому департаменту", в задачу которой вводило издание нового исправнейшего "Российского атласа". Под его руководствомбыли составленытак называемыегеографические запросы во все губернии и провинции с 30 пунктами-вопросами, добрая половина которых наполнена экономическим содержанием(о промышленности, сельском хозяйстве, промыслах, торговле, путях сообщения). Ломоносов рассчитывал, что от атласа "неотменно воспоследует не только российской географии превеликая польза, но и экономическому содержанию всего государства".

Многие географические работы ученого также имеют экономическую направленность, в частности "Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию".Основная цель исследования - проложить торговый путь из Архангельска в Тихий океан. Автор использует комплекс добытых данных - географических, археологических, физических, химических и экономических. Отмечается, например, чтоРоссия, "простираясь по великой обширности ... земли", испытывает трудности "купеческого сообщения с восточными народами" и что "все сии трудности прекращены быть могут морским северным ходом".

Свои теоретические изыскания в этой области Ломоносов дополняет практическими предложениями, изложенными в работе "Примерная инструкция морским командующим офицерам, отправляющимся к поискам пути на Восток Северным Сибирским океаном". Но данный проект выходил за рамки реальных возможностей тех времен. И только в 30-е годы XX в. в Советском Союзе была осуществлена эта идея: созданный Северный морской путь стал действующей водной магистралью, проложенной к Дальнему Востоку. Вместе с ним осваивался и Север России.

Заслуживает внимания записка Ломоносова о "Географических экспедициях" (сентябрь 1760 г.). Он считал необходимым снаряжение академических экспедиций, которые позволили бы составить политическое и экономическое описание России.

Из социального трактата.Известно,что экономика любой страны тесно связана с социальной ситуацией. Эти связи можно проследить на примере одного трактата, говоря конкретнее, письма Ломоносова к своему покровителю Ивану Ивановичу Шувалову. Оно вошло в историю под названием "О сохранении и размножении российского народа" (от 1 ноября 1761 г.).

В нем весьма полно раскрыто социально-экономическое положение России, перед которой тогда стояло немалопроблем: сохранение российского народа, истребление праздности, исправление нравов, народное просвещение, охрана здоровья, улучшение земледелия, умножение внутреннего изобилия, в конечном счете повышение уровня жизни.А основная идея письма выражена следующим тезисом: "Немало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной его обитателей... Умножается народ, и доходы прирастают".

Вообще необходимо отметить, что мысли и рекомендации М.В. Ломоносова весьма оригинальны и практичны, они не только имели важное государственное значение, но и были проникнуты подлинным гуманизмом. Хотя далеко не все мероприятия в тогдашних условиях могли быть осуществлены, они сыграли свою мобилизующую роль и получили дальнейшее развитие в трудах русских ученых.

Из экономических работ.В научном спектре ломоносовских сочинений, писем и документов вопросы экономии занимают особое место. Прежде всего они имеют приоритетное значение для судеб России.

Интерес представляет ломоносовский проект, составленный в 1763 г., под названием "Экономический лексикон российских продуктов...". Задумывался "Лексикон" каксправочное пособие для купечества и торгующего дворянства. Запрашивались с мест сведения о каждом продукте (местность, где продукт родился или производится, его количество и качество ("доброта"), его потребление на месте или продажа, пути продвижения продукта, продажная цена). Ломоносов при этом отмечал, что "материалы к совершению сего дела ... имеем в географических ответах, о которых в скором получении крайне стараться должно". Поступившие данные, оформленные в виде книги, должны были дать ориентир заинтересованному лицу в отыскании ("для удобнейшего на карте сыскания") необходимого продукта (товара).

Надо сказать, что затребованный материал собирался порой медленно, растягиваясь на несколько лет. В ряде случаев поступали неполные данные. Характерно, что после смерти Ломоносова сведения для "Экономического лексикона ..." продолжали поступать в Академию наук. Несмотря на то, что сам "Лексикон" так и не был составлен, собранные материалы в целом представляли собой большую ценность.

Ломоносова интересовали не только промышленность и торговля, но и сельское хозяйство, тем более что еще в эпоху Петра I в эту отрасль начали вводить новшества: новые культуры (табак, виноград, лекарственные травы), уборка хлеба серпом заменилась косьбой, разводились новые породы скота. Одним из проектов ученого, касающимся сельского хозяйства, является "Мнение о учреждении Государственной Коллегии (сельского) земского домоустройства". Этот документ (к сожалению, незавершенный) содержит план, можно сказать, проект организации задуманного учреждения - специальной коллегии, предназначенной прежде всего для изучения как сельского хозяйства, так и самого сельского населения. И опять-таки изложение подкрепляется целым набором конкретных предложений, направленных па улучшение сельского хозяйства по всей стране.В документе отражена забота о развитии земледелия, лесов, дорог и каналов, отмечается значение ремесел в деревне, автор призывает изучать иностранную сельскохозяйственную литературу и учитывать предложения от лиц, занимающихся сельским хозяйством. Для связи же с провинцией считается целесообразным иметь на местах корреспондентов. Должна предусматриваться и опытная база - участок с разными почвами, обрабатываемый крестьянским трудом. По содержанию и направленности запроектированное учреждение явилось прообразом будущего Вольного экономического общества (ВЭО), созданного по приказу Екатерины Великой через несколько месяцев после смерти автора проекта для поощрения в России земледелия и домостройства, отечественного производства (в том числе горного дела и металлургии) и внутренней торговли (в отличие от меркантилистов, ратовавших за внешнюю торговлю). Деятельность именно в этих областях (особенно в земледелии и производстве) экономической жизни страны М.В. Ломоносов считал главными источниками богатства.

Особое внимание в те годы требовали к себе лесоводство, рыболовство и коневодство.Всеми этими вопросамистали заниматься помещики-дворяне, для которых весьма кстати пришелся ломоносовский перевод с немецкого сочинения "Лифляндская экономия". Рассматриваемые в данной работе вопросы (о должности крестьянской вообще, труде крестьянском на каждый месяц; об усадьбе, о пахотной работе; разности земель, семенах, времени сева, скоте и птице и др.) характеризовались сугубо сельскохозяйственной направленностью и имели огромное практическое значение.

Как считают российские ученые, текст переведенной работы соответствовал взглядам Ломоносова-ученого в области экономики, особенно сельского хозяйства. Причем Ломоносов-переводчик не ограничился механическим изложением, а привнес в работу свое понимание вопроса о строении хозяйства.

Наиболее ярко, пожалуй,воплотились экономические и художественные идеи Ломоносова в создании заводского производства (Усть-Рудницкая фабрика). К сожалению, в рамках рассмотрения экономических проблем многие специалисты почему-то обходят эту сторону деятельности ученого. По мнению одних исследователей ломоносовского наследия, эта фабрика была связана с мозаичными работами, другие же рассматривали ее как коммерческое предприятие, источник дохода от технологической химической лаборатории.

Видимо, фабрика эта должна быть отнесена к сфере истоков русской техники и рассматриваться в качестве реализации всех его лабораторных трудов как дополнительный фактор широчайшей деятельности ученого. В середине XVIII в., как известно, наблюдался рост промышленности, и Ломоносов стремится практически применить добытые наукой знания, в данном случае промышленное использование готовой рецептуры цветного стекла.И в 1752 г. Сенат разрешил учредить фабрику разноцветных стекол - по сути, совершенно новое для России предприятие.

Обозревая работы Ломоносова в области экономики и по смежным вопросам, можно сказать, что его идеи, замыслы, планы, сочинения(помимо точных, естественных, исторических наук и литературных трудов)обращены к изучению хозяйства России в самом широком спектре.Для пользы общества была выработана целостная экономическая политика государства, сопровождаемая комплексом практических рекомендаций. Многие программы весьма обширны, а порой и грандиозны по своим масштабам. Это ему, Ломоносову, мы обязаны появлениемдисциплины "Экономическая география", то естьнауки, "соединенной с знанием государственной экономии", как отмечал он.

В своей научной деятельности М.В. Ломоносов придерживался традиций русской экономической школы, существенно расширил и подкрепил ее, несмотря на то, что многие важные труды не возымели существенного воздействия на современников. Однако экономические идеи, заложенные в трудах великого ученого, и в наши дни подлежат дальнейшему осмыслению.

11.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Д.А.ГОЛИЦИНА И А.Н.РАДИЩЕВА.

Князь Голицын Д.А. (1734-1803гг.) Круг интересов естествознание, философия, политэкономия. Почетный член ряда академий наук. По мнению Голицына, главную роль в управлении государством должны играть землевладельцы, так как они не имеют ни возможности, ни желания уехать куда-нибудь, когда это вздумается, в отличие от представителей торговли и промышленности, которые с величайшей легкостью могут покинуть родные места и отправиться, куда пожелают. Поэтому управление государством должно быть основано на понимании роли земледелия и желании его процветания. Голицын признавал источником богатства не торговлю, а производство, но ограничивая его сельским хозяйством.

В отличие от представителей консервативных взглядов экономической мысли второй половины XVIII в. Голицын выдвигал предложения, которые, как свидетельствует европейский опыт, в конечном счете объективно должны были способствовать развитию капиталистических отношений. В частности, он предлагал отпускать крестьян на волю за большой выкуп и без наделения землей. Арендатором помещичьей земли должны были стать богатые крестьяне, эксплуатирующие безземельных односельчан.

А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) – наиболее прогрессивный общественный деятель эпохи Екатерины II. Выходец из дворянства. 1766 г. – Окончание Пажеского корпуса Лейпцигский университет для изучения юриспруденции. По возвращению - работа в сенате юристом, управляющим Петербургской таможни и в других должностях.

Свои взгляды изложил в книге “Путешествие из Петербурга с Москву”, где реалистически изложил разные стороны русской жизни (1790 г.), различные сословия, рассмотрел политические, социальные, экономические и другие проблемы действительности.

Его вывод: единственная возможность изменить существующее положение вещей – разрушить самодержавный крепостнический строй путем народной революции.

По велению Екатерины II арестован. Сенат вынес смертельный приговор. Екатерина II заменяет Радищеву приговор ссылкой в Сибирь на 10 лет. Потом он был возвращен в свою деревню Калужской губернии. Александр I вернул его на государственную службу в комиссию по составлению законов. Вышло много его работ. В них высоко оценил реформы Петра по развитию промышленности и торговли, отметил их недостатки и противоречия, наиболее значительные из них, по его мнению, было то, что прогрессивные преобразования основывались на старой крепостнической основе. Развитие мануфактур и ремесел Радищев рассматривал на основе ликвидации крепостнического строя и образования в обществе слоя мелких товаропроизводителей. Радищев первый из российских экономистов дал анализ бумажноденежного обращения, показал негативные последствия выпуска необеспеченных бумажных денег. Оригинальны его мнения о налоговой системе, которая, по его убеждению, или стимулирует, или сдерживает развитие экономики. Он предлагал облагать налогом все слои населения с учетом их имущественных доходов, поскольку чрезмерно высокие налоги приведут к обнищанию не только населения, но и страны в целом

12.ПРЕОБРАЗОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I/

1) Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников — М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществленные при Александре I:

— Указ «О вольных хлебопашцах»;

— министерская реформа;

— подготовка плана реформ М. Сперанским;

— дарование Конституций Польше и Бесарабии;

— подготовка проекта российской Конституции и программы от­мены крепостного права;

— учреждение военных поселений.

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.

2) Александр I пришел к власти в результате дворцового перево­рота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла 1 от екатерининских по­рядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I — старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам — праздности и вседозволенности дворянства — было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

3) Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники — «молодые друзья» Александра I:

— Н. Новосильцев;

— А. Чарторыйский;

— П. Строганов;

— В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 — 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, — с другой.

Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками ко­торой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого, императором в 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

— министерская реформа — вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;

— реформа Сената — Сенат стал судебным органом;

— реформа образования — было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

4) В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому — заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «консти­туционного» внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

— при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

— для этого создать выборный парламент — Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

— Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

— разделить все население России на три сословия — дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);

— наделить избирательным правом только дворян и представите­лей «среднего состояния»;

— ввести систему местного самоуправления — в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу — исполнительный орган;

— Сенат — высший судебный орган — формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;

— Кабинет министров из 8 — 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

— связующим звеном между тремя ветвями власти — Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган — Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;

— на вершине всей системы власти должен был стоять император — наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

— в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

— в это же время усовершенствована министерская реформа — все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

5) Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия — единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири — фактически отправлен в почетную ссылку.

6) После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

— совершенствование национально-государственного устройства;

— подготовка проекта Конституции России. В рамках первого направления:

— Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;

— была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ — «Устав образования Бессарабской области».

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект — Государственная уставная грамота Российской Империи"— содержал следующие основные положения:

— в России устанавливалась конституционная монархия;

— учреждался парламент — Государственный Сейм, состоящий из двух палат — Сената и Посольской палаты;

— Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;

— Сенат полностью назначался императором;

— инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;

— император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;

— Россия делилась на 10 — 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;

— наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;

— закреплялись основополагающие гражданские свободы — свобода слова, печати, право частной собственности;

— о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.

— в 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;

— в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;

— прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;

— освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства. 7. В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название «аракчеевщина». Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества — военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

— поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на «самофинансирование»;

— для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;

— привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями — военными поселениями;

— военные поселения были разбросаны по всей России;

— в данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени — сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;

— в военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

— отмены крепостного права;

— принятия Конституции;

— демократизации страны.

13.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.М.СПЕРАНСКОГО.

Сперанский получил широкую известность благодаря своим многочисленным реформам, которые носили всеобъемлющий характер. Сперанский не был сторонником монархического строя, он полагал, что государство должно давать всем гражданам одинаковые права, а власть должны быть поделена, однако, в то же время, он был уверен, что Россия пока не готова к столь радикальным переменам, поэтому предлагал, как ему казалось, более подходящий вариант. По приказу Александра 1 Сперанский разработал программу реформ, которые должны были помочь России выбраться из кризиса.

Сперанский предлагал следующие идеи:

  • Получение гражданами, вне зависимости от сословия, равных гражданских прав;
  • Существенное сокращение всех расходов на деятельность государственных органов и чиновничества, а также установление жесткого контроля над бюджетом;
  • Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, перестройка системы министерств и изменение их функций;
  • Создание более современных судебных органов, а также написание нового законодательства, которое учитывало бы потребности новой системы управления;
  • Обширные преобразования во внутренней экономике, введение налогов.

Основная идея реформ Сперанского заключалась в том, чтобы создать демократичную модель управления, в которой будет монарх, но власть не будет принадлежать ему единолично, а общество будет уравнено перед законом. По проекту Россия должны была стать полноценным правовым государством.

Реформы Сперанского не были приняты дворянством, которое боялось потерять свои привилегии, поэтому проект был выполнен не полностью – в жизнь были воплощены лишь некоторые его пункты.

Итоги деятельности Сперанского

Итоги деятельности Спиранского:

  • Значительный рост внешней торговли за счет повышения экономической привлекательности России в глазах иностранных инвесторов;
  • Модернизация системы управления государством. Реформирование армии чиновников и сокращение расходов на их содержание;
  • Появилась мощная экономическая инфраструктура, которая позволяла экономике саморегулироваться и быстрее развиваться;
  • Создание современной правовой системы. Сперанский стал автором-составителем «Полного собрания законов Российской империи»;
  • Создание теоретической основы современного законодательства и права.

 

14.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Н.С.МОРДВИНОВА.

По своим убеждениям Мордвинов был монархистом, и в связи с этим все предлагаемые им мероприятия он мыслил осуществить в рамках самодержавия. Более того, он стремился еще больше усилить роль дворянства в управлении государством. Но как патриот, высокоодаренный ученый и имеющий большой практический опыт государственный деятель он понимал, что процветание России и ее международный авторитет находятся в прямой зависимости от экономической мощи государства. Для этого он считал необходимым "ᴨȇременить систему российского хозяйства, т.е. "вывести Россию из земледельческого хозяйства в рукодельное и промышленное". Понимая важное значение сельского хозяйства, он в отличие от многих политиков и ученых своего времени понимал и всемерно стремился убедить всех в том, что без быстрого развития промышленности Россия не сможет преодолеть однобокий аграрный путь развития, следовательно, и свою экономическую отсталость. Именно с этих позиций он и предлагал свой протекциоʜᴎϲтский запретительный тариф, который, по его мнению, является мощным рычагом защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции.

Высоко оценивая идеи А. Смита, изложенные в его книге "Исследование о природе и причинах богатства народов", Мордвинов решительно выступил против неограниченной свободы международной торговли. Поддерживая идею Смита о разделении труда, он был против такого международного разделения труда, при котором Россия была бы обречена на земледелие. Задолго до Ф. Листа, которого обычно считают классиком протекционизма, Мордвинов научно обосновал политическую и экономическую необходимость проведения такой политики. Критикуя догматический подход к применению теорий и жизни, он писал, что "никакое правило отвлеченное не может служить верным и неизменным руководством ни в управлении, ни в устроении. Каждый народ имеет обособленную свою стеᴨȇнь просвещения, деятельность и дух собственный: все сие недолжно забываемо быть, когда рассуждают о каком-либо правиле отвлеченном, сколько бы оно ни важную заключало в себе истину умственную, могущую правильно быть в общем током соображении". Идеи Мордвинова тогда получили широкое распространение в западноевроᴨȇйских государствах, которые, игнорируя идеи Смита о свободе внешней торговли, развивали и укрепляли таможенные барьеры.

Мордвинов считал возможным проведение ряда буржуазно-экономических преобразований в условиях самодержавной монархии и крепостного права. Проводником преобразований должно было выступить правительство, которое, содействуя развитию производительных сил, и в особенности промышленности, снимет феодальные ограничения с частнохозяйственной деятельности, поможет предпринимателям льготными кредитами, защитит отечественную промышленность протекциоʜᴎϲтским тарифом, позаботится о внедрении научно-технических усовершенствовании в народное хозяйство. Важную роль в осуществлении своей программы Мордвинов отводил дворянству, которое сохраняло господствующее положение в экономике. Будучи крупным помещиком, Мордвинов выдвинул проект постеᴨȇнной ликвидации крепостного права путем выкупа крестьянами личной свободы без земли по чрезвычайно высокой цене -- он предлагал, чтобы сумма выкупа соответствовала возрасту крестьянина, т.е. его рабочей способности: дети 9--10 лет должны были платить по 100 руб., работник 30--40 лет -- 2 тыс. (в ᴨȇреводе на современную систему -- это 6--7 тыс. руб.), цена работника 40--50 лет была меньше. Как ученый-экономист Мордвинов преодолел узкие рамки физиократов, которые считали производительным трудом только сельское хозяйство. Он писал, что "фабрикант и заводчик полезнее гораздо купца". Он утверждал, что "всяк, желающий добра сельскому жителю, должен желать размножения в государстве фабрик. Фабрики увеличивают и ободряют ею посевы". В программе преобразования сельского хозяйства Мордвинов предлагал ᴨȇрейти от трехпольной к многопольной системе земледелия. Особенно большое значение он придавал внедрению усовершенствованных орудий труда -- плугов, сеялок, молотилок и др., производство котоҏыҳ предлагал организовать в России и продавать по низким ценам и в кредит на льготных условиях.

Исключительно важным разделом научных поисков и практической деятельности Мордвинова является улучшение финансовой политики. Особенно большое внимание он уделял развитию кредитов и банковской системы. Первый его проект в этой сфере был посвящен созданию Трудопоощрительного банка (1801 г.), который в столице должен быть государственным, а на местах действовать на акционерных началах. В составленном им "Уставе государственного Трудопоощрительного банка" банку вменялись в обязанность развитие производительных сил всего российского хозяйства, забота о поощрении изобретений, использовании науки для развития промышленности и сельского хозяйства, введение поощрительных наград для помещиков и фабрикантов за усᴨȇхи и усовершенствования. Мордвинов призывал банк к бережливости, борьбе с роскошью, рекомендовал направлять средства только на общеполезные предприятия. Услугами банка он рекомендовал воспользоваться в ᴨȇрвую очередь дворянам, затем купцам и мещанам. Другой проект "Рассуждение о пользах, могущих последовать от учреждения частных по губерниям банков", изданный в 1816 г., был посвящен организации частных дворянских банков в каждой губернии. Эта работа была ᴨȇреведена на итальянский язык, и ее идеи нашли поддержку и развитие в ряде евроᴨȇйских стран.

Проекты создания банков Мордвинов органически увязывал с мерами по упорядочению денежного обращения. Его понимание функций денег соответствовало классической буржуазной политэкономии. Он предлагал конкретные меры по оздоровлению денежного обращения; они были созвучны с предложениями Сᴨȇранского, однако Мордвинов увязывал систему денежного обращения с бюджетной, кредитной и налоговой политикой. Он доказывал, что богатство казны находится в прямой зависимости от частного обогащения, частной пользы. "Благосостояние частное, -- писал он, сеть начало и основание общественного; богатство частного человека есть нераздельное богатство государства".

Мордвинов оставил богатое литературное наследство. Из 10 томов Архива графов Мордвиновых 6 томов занимают его труды, среди котоҏыҳ "Некоторые соображения по предмету мануфактур в России и о тарифе", "Мнение адмирала Мордвинова о причинах нынешнего расстройства финансов наших и о мерах, могущих способствовать к отсечению сих причин и к постоянному улучшению народного благосостояния и государственных доходов", записки "Мнения" на имя Александра I и Николая I. Эти и многие другие работы были ᴨȇреведены на разные языки и получили позитивные отклики в Евроᴨȇ. Мордвинов неоднократно посещал многие страны, встречался и вел активную ᴨȇреписку с известными экономистами того времени.

15.РОЛЬ АЛЕКСАНДРА II В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ.

Александр II проявил твердость и 19 февраля 1861 года подписал два документа: Манифест об отмене крепостного права и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

после смерти Николая I Александр II отличился еще большим консерватизмом, нежели его отец. Даже те ничтожные мероприятия, которые были проведены в отношении крепостных крестьян при Николае II, встречали всегда сопротивление наследника престола. Однако сложившееся в стране положение заставило Александра II действовать вопреки своим стремлениям.

Первым актом, знаменовавшим собой официальное заявление о необходимости отмены крепостного права, явилась крайне невразумительная речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. Он говорил, что рано или поздно придется дать свободу крестьянам, и что «гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России.

Не меньшую тревогу вызывало общее для крестьянства, напряженно ожидавшего свободы, «трезвенное движение», начавшееся в 1858 г. Захарова Л.Г. Россия на переломеИ хотя не было непосредственной угрозы восстания, память о пугачевщине, об участии крестьянства в европейских революциях многократно усиливала страх «верхов».

Когда в октябре 1857 Захарова Л.Г. Россия на переломе г. Назимов привез адрес дворянства северо-западных губерний на имя Александра II, царь потребовал срочно подготовить ответный рескрипт. Он и был одобрен Секретным комитетом 20 ноября 1857 г. Захарова Л.Г. Россия на переломе со стороны столичных дворян инициативы так и не последовало. Тем не менее, воспользовавшись их прежними ходатайствами, правительство все-таки приписало эту инициативу им, и 5 декабря 1857 г. Захарова Л.Г. Россия на переломе был издан рескрипт на имя петербургского генерал-губернатора П. Н. Игнатьева. Это указывало на неизбежность распространения реформы на другие губернии.

Сразу же после подписания Александром II рескрипта Назимову текст его поездом был отправлен для рассылки всем начальникам губерний и губернским предводителям дворянства. Через неделю рескрипт Назимову был опубликован в «Le Nord», а еще спустя месяц оба первых рескрипта (Назимову и Игнатьеву) -- в «Журнале Министерства внутренних дел». Всем газетам и журналам разрешалось их перепечатать.

Они не отличались радикальностью, в них еще не говорилось об «освобождении крестьян», а только об «улучшении быта», хотя из сопутствующих рескриптам документов ясно, что этим выражением обозначалась отмена личной зависимости крестьян. Еще более неопределенной, противоречивой была постановка в рескриптах главного вопроса -- земельного. За помещиками сохранялась собственность на землю, крестьянам предоставлялись права выкупа только усадьбы и пользования наделом. Но каковы условия этого пользования, как надолго сохраняется надел и в каких размерах, и, главное, какова конечная цель -- «вечное» пользование аналогично инвентарям юго-западных губерний или обезземеливание по остзейскому типу,- эти вопросы оставались открытыми.

Дворянство получало право создать на местах губернские комитеты и на основании рескриптов разработать проекты реформы для данной губернии: допускалось, что каждая из них будет иметь свой проект и свой закон, и вводиться они будут постепенно, с запада на восток.

Потрясенные гласностью крестьянского дела и конкретностью приступа к реформе, дворяне в массе не откликались на меры правительства, побуждавшего их к действиям. Только нижегородское дворянство, где губернаторствовал А. Н. Муравьев, в прошлом участник первых декабристских организаций, связанный с либеральной бюрократией из Министерства внутренних дел, прислало «всеподданнейший» адрес с просьбой дать рескрипт, который последовал незамедлительно. Московские дворяне молчали, несмотря на нажим правительства, конфиденциальные письма, циркуляры. Противостояние продолжалось два месяца и сломлено было, не без труда, 16 января 1858 г. Захарова Л.Г. Россия на переломе

После этого один за другим начали поступать адреса местного дворянства и принимались ответные рескрипты, создавались губернские дворянские комитеты. В 1858 -- начале 1859 г. открылись 46 губернских комитетов в Европейской России. Захарова Л.Г. Россия на переломе В выборах этих комитетов и составлении адресов на имя Александра II участвовало около 44 тыс. дворян -- владельцев крепостных (40% общего их числа). Захарова Л.Г. Россия на переломе так стал создаваться механизм реформы. Чтобы контролировать деятельность дворянства, были назначены в каждый губернский комитет по два «члена от правительства».

Манифест 19 февраляявился основным документом реформы, именно он провозгласил реформу. На положения манифеста опирались прочие законодательные акты, регулирующие ход реформы, манифест определял также механизм ее реализации (правовые акты и государственные органы).

Манифест определял цель реформы: «...крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей», т.е. не просто отмену крепостного права, а наделение бывших крепостных дополнительными правами и возможностями, которые на тот момент имелись у свободных крестьян, и от которых крепостных отделяла не только личная зависимость от помещика.

Помещики сохраняли право собственности на землю- это было вторым ключевым пунктом реформы. Они обязывались наделить своих бывших крепостных землей и жильем за выполнение теми повинностей - своеобразную арендную плату. Так как создатели манифеста понимали, что отмена крепостной зависимости сама по себе не делает крестьянина свободным, для обозначения безземельных бывших крепостных было введено особое обозначение: «временно-обязанные».

Крестьянам предоставлялась возможность выкупать усадьбы, а с согласия помещиков - приобретать пашню и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С приобретением в собственность определенного количества земли, крестьяне освобождались от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступали в состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определялось для них и переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания Положения, они получали полное освобождение и срочные льготы.

На этих главных началах составленными Положениями определялось будущее устройство жизни крестьян и дворовых людей, устанавливался порядок общественного крестьянского управления, и указывались подробно данные крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к государству и к помещикам.

Все Положения, общие, местные, и особые дополнительные правила для некоторых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работавших на помещичьих фабриках и заводах, по возможности были приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям. Чтобы сохранить обычный порядок там, где он представляет «обоюдные выгоды» (в первую очередь, конечно, помещикам), помещикам предоставлялось право заключать с крестьянами добровольные соглашения о размере поземельного надела крестьян и о следующих за него повинностях, с соблюдением правил, установленных для обеспечения ненарушаемости таких договоров.

Манифест устанавливал, что новое устройство не может быть введено вдруг, а требует времени, примерно не менее двух лет; в течение этого времени, «в отвращение замешательства, и для соблюдения общественной и частной пользы», существовавший в помещичьих имениях порядок должен был быть сохранен «дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок».

Для достижения этих целей постановлялось:

Открыть в каждой губернии Губернское Присутствие по крестьянским делам, которому вверялось высшее ведение делами крестьянских обществ на помещичьих землях.

Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении Положений, назначить в уездах Мировых Посредников, и образовать из них Уездные Мировые Съезды.

Образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в прежнем составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

Составить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного Положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика, как за землю, так и за другие выгоды.

Уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет, со дня издания Манифеста.

До истечения этого срока, крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.

В Манифесте доказывалась законность существовавшей до этого власти помещиков над крестьянами, объяснялось, что, хотя прежние законы и не определяли пределы права помещика над крестьянами, однако они обязывали его устроить благосостояние крестьян. Рисовалась идиллическая картина первоначальных добрых патриархальных отношений искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян, и лишь в дальнейшем, при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений добрые отношения ослабевали, и открывался путь произволу, отяготительному для крестьян. Тем самым крестьянам внушалось, что их освобождение от крепостной зависимости -- акт благодеяния высшей власти (самодержавия), которая побудила помещиков к добровольному отказу от своих прав на личность крепостных людей.

По Манифесту, крестьянин сразу получает личную свободу (полные права свободных сельских обывателей).

Ликвидация феодальных отношений в деревне - не единовременный акт, а длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и Положений (т. е. 19 февраля 1861 г.). В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности (барщину и оброк), что и при крепостном праве, и находиться в прежнем повиновении помещикам. Помещики сохранили право наблюдения за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов. Таким образом, черты внеэкономического принуждения продолжали сохраняться и после объявления “воли”. Но и по истечении двух переходных лет (т. е. после 19 февраля 1863 г.) крестьяне еще длительное время находились на положении временно-обязанных. В литературе иногда неверно указывается, будто срок временно-обязанного состояния крестьян заранее был определен в 20 лет (до 1881 года). В действительности ни в Манифесте, ни в Положениях 19 февраля 1861 г. никакого фиксированного срока прекращения временно-обязанного состояния крестьян не устанавливалось. Обязательный перевод крестьян на выкуп (т.е. прекращение временно-обязанных отношений) был установлен Положением о выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам в губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском местных положениях 19 февраля 1861 года от 28 декабря 1881 г., а в девяти западных губерниях (Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Витебской. Могилевгкой. Киевской, Подольской и Волынской) крестьяне были переведены на обязательный выкуп в 1863 г.

Манифест провозглашал сохранение права помещика на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую надельную, которую крестьяне получали в пользование за определенные местными положениями повинности. Чтобы стать собственником своего надела, крестьянин должен был выкупить его. Условия выкупа подробно изложены в Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий.

Цитируя «Послание апостола Павла к римлянам» (глава 13, стихи 1-й и 7-й); «всякая душа должна повиноваться властям предержащим» и «воздавать всем должное, и в особенности, кому должно, урок, дань, страх, честь», Манифест убеждал крестьян сохранять полное повиновение властям и помещикам.

Манифест предварял обнародование утвержденных в тот же день 17-ти законодательных актов, содержащих условия освобождения крестьян.

 

16.РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II И РОЖДЕНИЕ НОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Революция «сверху», проведенная Александром II, удержала имперский корабль на поверхности, придала ему устойчивость и надежность. Постепенно военная петровская галера превраща­лась в пароход, оставивший за кормой Крымскую войну с ее поражениями и человеческими страданиями.

В отличие от предыдущих экономических преобразований, Великая реформа проводилась «планомерно», с учетом обще­ственного мнения и реалий экономической практики. Не случай­но в своей речи 18 октября 1858 г. Александр II подчеркнул, что стране нужен такой вариант реформ, «чтобы дать крестья­нину немедленно почувствовать, что быт его улучшен; чтобы по­мещик немедленно успокоился, что интересы его ограждены; чтобы никакая власть ни на минуту на месте не колебалась бы».

Основу экономической реформы составил Манифест 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права, выведший мил­лионы подданных страны из зависимого положения. Меры пря­мого экономического воздействия дополнялись целым рядом программ общегосударственного характера – реформировани­ем военной, судебной сфер, учреждением органов местного и городского «самоуправления». Принципиальной особенностью реформы, отличающей ее от всех предшествующих преобразо­ваний, стало создание юридических гарантий предпринимателям со стороны государства.

В новой экономической среде шло формирование торгово-промышленного класса. Предоставление ему прав и свобод в осуществлении всех видов деятельности закреплялось в «Поло­жении о пошлинах за право торговли и других промыслов» 1863 и 1865 гг. Согласно российским законам открывать промышлен­ное предприятие получали право:

а) лица, записанные в купече­ские гильдии и обладавшие торговыми гильдейскими свидетель­ствами;

б) помещики у себя в имениях либо дворяне в городах при условии записи в одну из купеческих гильдий;

в) крестьяне «с дозволения начальства»;

г) колонисты в местах их поселения;

д) евреи на общем основании, но исключительно в местностях, определенных для их постоянного жительства;

е) акционерные компании.

Новые законодательные акты меняли структуру торгово-про­мышленного класса. Согласно закону от 9 февраля 1865 г. при­обретение прав купечества в полном объеме становилось доступно всем российским подданным, имевшим соответствующие капиталы. Число гильдий сокращалось до двух. К первой отно­силась оптовая торговля (плата за гильдейское свидетельство со­ставляла 565 руб.); ко второй – розничная торговля и фабрич­но-заводская промышленность (плата за свидетельство колеба­лась от 40 до 120 руб.). Лишь купив такое свидетельство, можно было, не нарушая закон, заниматься предпринимательской дея­тельностью. Из обеих гильдий образовывались особые обще­ства, избиравшие своих старост, на которых возлагалось распре­деление, с согласия общества, казенных податей и сборов, об­щественных и городских повинностей.

В 1863 г. в податном законе впервые закреплялось право на свободу предпринимательства: «Промысловые свидетельства*, – читаем в законе, – выдаются лицам всех сословий без различия пола, как русскоподданным, так и иностранцам». Ограничения устанавливались лишь для ев­реев, государственных служащих и военных. Последние (как солдаты, так и офицеры) не имели права самостоятельно зани­маться ни промышленной, ни коммерческой деятельностью, а только через уполномоченных. Не разрешалась она священни­кам православной церкви, протестантским пастырям, а также их женам и несовершеннолетним детям. Эти ограничения сохраня­лись вплоть до 1917г. Положение 1863–1865 гг. до начала XX столетия оставалось основным законодательным актом, оп­ределявшим права и о

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.