Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организационная модель и регламенты внутреннего аудита в субъектах малого бизнеса



Организация эффективного внутреннего аудита требует вложения значительных инвестиций - как финансовых, так и с точки зрения времени и усилий, необходимых для поиска или подготовки квалифицированных специалистов по аудиту.

В субъектах малого предпринимательства целесообразно создавать внутренний аудит исходя из бюджета организации, сложности осуществляемых финансово-хозяйственных операций и численности работающих.

Изучение практики позволяют сделать выводы, что субъекты малого бизнеса можно подразделить на три группы:

1) микро бизнес - хозяйствующие субъекты, имеющие статус малого бизнеса численностью 1-15 человек;

2) средние хозяйствующие субъекты, имеющие статус малого бизнеса численностью 16-50 человек;

3) крупные хозяйствующие субъекты, имеющие статус малого бизнеса численностью 51-100 человек.

Каждый хозяйствующий субъект малого бизнеса в процессе своего развития постепенно переходит с этапа, когда ей управляет непосредственно собственник, на этап, когда управление бизнесом становится функцией наёмных профессиональных менеджеров. Наступает момент, когда подотчётность становится крайне важной.

Роль внутреннего аудита в субъектах малого бизнеса заключается в обеспечении полной подотчётности всей цепочки управления. Этим достигается прозрачность деятельности бизнес-процессов.

Предприниматели могут решить организовать, как собственный внутренний аудит, так и воспользоваться услугами аудиторских организаций на основании договора.

Внутренний аудит в малых экономических субъектах может быть представлен тремя моделями.

1. Служба внутреннего аудита организованная в хозяйствующем субъекте, специалисты которой являются сотрудниками фирмы (один внутренний аудитор или служба внутреннего аудита).

2. Внутренний аудит, осуществляемый внешними аудиторами на основании договора «Оказания сопутствующих услуг аудиту».

3. Внутренний аудит, как надстройка над группой субъектов малого бизнеса, объединенных по какому-либо признаку. Это более сложная организация внутреннего аудита, которая подчиняется:

1) собственникам имеющих несколько предприятий;

2) предпринимателю без образования юридического лица являющегося учредителем других организаций;

3) руководителям группы субъектов малого бизнеса, объединенных по каким-либо интересам договором сотрудничества и так далее.

При выборе одной из моделей для субъектов малого бизнеса, в первую очередь предприниматели должны исходить из финансовых возможностей и размера малого бизнеса (таблица 56).

Собственный внутренний аудит наиболее эффективная, но самая дорогая модель внутреннего аудита. Для функционирования в полную силу в составе внутреннего аудита необходимо иметь как минимум три специалиста имеющих опыт работы в различной области деятельности (экономист, финансист, юрист, технолог, специалист в области информационных технологий и т.д.).

На наш взгляд, модель внутреннего аудита, как сопутствующая услуга аудиту, наиболее выгодна субъектам, осуществляющим однотипные операции и с небольшой численностью сотрудников. Договор на такую услугу желательно заключать на долгосрочный период, для того чтобы аудиторы овладели знанием бизнеса клиента и спецификой его деятельности. Необходимо учитывать, что и стоимость сопутствующей аудиту услуги может быть значительно снижена при долгосрочном сотрудничестве с внешними аудиторами.

Таблица 56 - Возможность применения моделей внутреннего аудита в зависимости от структуры малого бизнеса.

№ п/п   Возможные модели внутреннего аудита Структура малого бизнеса
Микро хозяйствующие субъекты, имеющие статус малого бизнеса, численностью 1-15 чел. Средние хозяйствующие субъекты, имеющие статус малого бизнеса, численностью 16-50 чел. Крупные хозяйствующие субъекты, имеющие статус малого бизнеса, численностью 51-100 чел.
1. Один внутренний аудитор + + _
2. Служба внутреннего аудита: - Главный внутренний аудитор; - Один – три внутренних аудитора _ + +
3. Внутренний аудит осуществляемый аудиторскими организациями, на основании договора. (аутсорсинг) + + +
4. Внутренний аудит, как надстройка над группой субъектов малого бизнеса, объединенных по какому-либо признаку + + +
«+» - целесообразно использование модели внутреннего аудита для данной структуры малого бизнеса; «-» - не эффективно использование модели внутреннего аудита для данной структуры малого бизнеса.

 

Модель внутреннего аудита, в виде надстройки над группой субъектов малого бизнеса, - это более сложная структура. Данная модель интересна хозяйствующим субъектам, реорганизованным из крупного и среднего бизнеса в малый. Внутренние аудиторы, состоящие в службе внутреннего аудита могут быть оформлены в штате малых субъектов на 0,25-0,5 ставки. Такая модель значительно сократит затраты на содержание внутреннего аудита и обеспечить полноценное функционирование данной службы.

В Положении «О внутреннем аудите» при выборе модели в виде надстройки над группой субъектов малого бизнеса особенно необходимо более конкретно расписать такой фактор, как организационный статус.

Организационный статус: положение внутреннего аудита в системе управления экономического субъекта, ее возможности и способность соблюдать эффективность и независимость, наличие или отсутствие иных обязанностей, действие сдерживающих факторов и ограничений, накладываемых руководством и (или) собственниками экономического субъекта на внутренний аудит.

Служба внутреннего аудита в виде «модели надстройки над группой малых субъектов» должна подчиняться: собственнику нескольких предприятий относящихся к статусу малых; предпринимателю без образования юридического лица являющегося учредителем организаций малого бизнеса; руководителям группы субъектов малого бизнеса, объединенных договором сотрудничества и так далее.

Работа внешних аудиторов регулируется законом об аудиторской деятельности. Внутренний аудит в России не регламентируется специальным стандартом, в котором определен строгий перечень категорий используемых в данной профессиональной деятельности. Не многие понятия раскрываются в правиле (стандарте) аудиторской деятельности 29. «Рассмотрение работы внутреннего аудитора» (введено Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 523)

Исходя из изложенной ситуации и следуя принципам юриспруденции, при наличии пробелов в законодательстве может применяться аналогия закона. Поэтому, при определении прав, обязанностей, ответственности и независимость аудиторов, а также аттестации, контроля качества проводимой работы и аудиторской тайны можно руководствоваться законом об аудиторской деятельности.

В субъектах малого бизнеса целесообразно разрабатывать и утверждать положение «О внутреннем аудите», в котором должны быть: определены цели и задачи внутреннего аудита, права, обязанности, ответственность, независимость, контроль работы, аудиторская тайна внутренних аудиторов.

В разработанном примерном Положении «О внутреннем аудите» определена цель и поставлены задачи работы службы, учтены все аспекты организации и функционирования, технологии проведения проверки и завершающий этап внутреннего аудита.

Создавая службу внутреннего аудита, следует: учитывать профессиональное образование, стаж работы бухгалтера; определить политику найма; обучения и повышения квалификации сотрудников службы внутреннего аудита; степень понимания ими стоящих задач и проблем.

На основании Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ аудитор, должен иметь квалификационный аттестат аудитора. Но данный закон регулирует аудиторскую деятельность, как предпринимательскую, а внутренний аудит осуществляется службой состоящей в штате экономического субъекта в интересах руководителя или собственника и не является деятельностью предпринимательской. А следовательно, если на сегодняшний день данный вопрос не был затронут, то он останется спорным, пока не найдет отражение в Федеральном правиле (стандарте), регулирующем внутренний аудит. Однако, квалификационный аттестат аудитора, является показателем профессиональной подготовки специалистов. Следовательно, руководитель службы внутреннего аудита, а при необходимости и сотрудники должны иметь аттестат профессионального бухгалтера или квалификационный аттестат аудитора.

Не менее важным вопросом является состояние планирования, контроля и документирования работы внутреннего аудита, наличие и содержание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабочих программ и рабочей документации.

При организации внутреннего аудита играют важную роль в функционировании и решении задач должностные полномочия, которыми обладает главный аудитор и его служба, содержание и объем работы, которую они выполняют. В этой ситуации необходимо разработать четкие указания по выполнению обязанностей каждому сотруднику внутреннего аудита. Это поможет создать отлаженную систему, которая обеспечит контроль за управленческими, бухгалтерскими, финансовыми функциями экономического субъекта.

Внутренние аудиторы по окончании целевой проверки должны составлять отчеты, а также предоставлять их на рассмотрение и к исполнению руководству или собственникам.

Служба внутреннего аудита обязана планировать каждую проверку, составлять программы, включающие перечень процедур сбора доказательств. Очень важно для внутреннего аудитора адекватно донести информацию руководителю о результатах проверки, для принятия соответствующих решений. Отчеты также могут составляться по текущим ситуативным проверкам. Внутренний аудит считается незаконченным, если затронутые вопросы остались открытыми.

Функционирование внутреннего аудита должно быть обусловлено соблюдением прав и обязанностей. Определенные Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ права и обязанности внешних аудиторов по аналогии закона целесообразно применить для выделения специальной дееспособности внутренних аудиторов.

При осуществлении деятельности внутренние аудиторы вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения внутреннего аудита;

2) проверять в полном объеме документацию, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3) получать у должностных лиц разъяснения в устной и письменной формах по возникшим вопросам;

4) докладывать руководству в случаях:

-непредставления всей необходимой документации;

-выявления в ходе проверки обстоятельств, которые оказывают либо могут оказать существенное влияние на функционирование хозяйствующего субъекта.

Внутренние аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними положениями организации;

2) консультировать о требованиях законодательства Российской Федерации по любым вопросам хозяйствования субъекта, а также о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы;

3) в сроки, установленные Положением «О внутреннем аудите» передавать отчеты руководителю организации;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе функционирования, не разглашать их содержание;

5) осуществлять процедуры внутреннего аудита направленные на обеспечение надежности системы внутреннего контроля, бухгалтерского учета и эффективное управление ликвидностью.

В Положении «О внутреннем аудите» и в должностных инструкциях специалистов необходимо устанавливать права, обязанности и ответственность. Необходимо определить статус независимости внутреннего аудитора, который важен так же, как и для внешних. Хотя в глазах общества внутренних аудиторов невозможно отделить от их работодателей, они сохраняют независимость своей деятельности и отчетности.

Внутренние аудиторы долж­ны быть независимыми при сборе информации, т.е. свободны от указаний или запретов руководителей проверяемых объектов (например, подразделений, филиалов). Независи­мость укрепляется тем, что аудиторы имеют полномочия и обязанности предоставлять отчеты на высший уровень управления. Это дает внутренним аудиторам возможность быть объектив­ными в своих отчетах и не бояться потерять работу.

Сегодня в России открыт вопрос об аудиторской тайне. Можно представить какой важной и всесторонней информацией о деятельности экономического субъекта обладает данная служба. Имеющие доступ во все области функционирования бизнеса, внутренние аудиторы обязаны соблюдать профессиональную этику и хранить аудиторскую тайну. Вопрос об аудиторской тайне регулируется Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ.

Применив аналогию закона можно определить в Положении «О внутреннем аудите» следующие аспекты аудиторской тайны:

1. Внутренние аудиторы обязаны хранить тайну об операциях хозяйствующего субъекта, в отношении лиц предусмотренных Положением «О внутреннем аудите».

2. Внутренние аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых или составляемых ими при осуществлении внутреннего аудита, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия руководителя или собственника хозяйствующего субъекта, в отношении которых осуществлялся внутренний аудит.

Если внутренний аудит осуществляется внешними аудиторами, на основании договора сопутствующих аудиту услуг, то в случае разглашения сведений, составляющих внутреннюю аудиторскую тайну, экономический субъект вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков. Сведения предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.

Функции внутреннего аудита могут быть полностью переданы внешним аудиторам - аутсорсинг (англ. outsourcing - выполнение всех или части функций по управлению организацией сторонними специалистами).

При этом внутренний аудит осуществляться внешними аудиторами, как сопутствующая услуга аудиту. Руководствуясь законодательством России об аудиторской деятельности, сопутствующие услуги аудиту содержат большой спектр возможностей проведения аудиторских работ. Внешние аудиторы могут помочь сегодня предпринимателям, не имеющим возможность содержать собственную службу внутреннего аудита, организовать и оценить систему внутреннего контроля, бухгалтерского учета и эффективного управления рисками и ликвидностью бизнеса на основании договора сопутствующих услуг аудиту.

Собственный внутренний аудит может быть создан в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка.

Вне зависимости кто осуществляет внутренний аудит, должны соблюдаться требования объективности, независимости.

Его объективность обеспечивается степенью независимости в структуре управления хозяйствующего субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству или собственникам

В крупных субъектах малого бизнеса служба внутреннего аудита может состоять из главного аудитора и службы внутреннего аудита (2-3 аудитора), каждый из которых выполняет свои функции.

Так, главный аудитор может выполнять следующие функции:

- общее руководство службой внутреннего аудита и ревизий;

- подготавливает предложения руководству экономического субъекта об основных направлениях работы подразделений службы главного аудитора на текущий период и на перспективу;

- утверждает программы конкретных аудиторских проверок деятельности подразделений предприятия;

- организует разработку проектов внутренних нормативных актов, регулирующих работу внутреннего аудита;

- организует контроль за работой по повышению профессионального уровня специалистов службы аудитора;

- анализирует и оценивает результаты и докладывает руководителю предприятия;

- организует контроль за устранением недостатков, выявленных проверками;

- организует проверку качества работы аудиторов и разрабатывает мероприятия по повышению эффективности проверок;

- представляет ежегодный отчеты о работе службы внутреннего аудитора;

- организует координацию работы, аудиторов участвующих в проверках;

- осуществляет другие полномочия по указанию руководителя или собственника.

В отчетах, актах и служебных записках, составляемых работниками службы внутреннего аудита, должна содержаться объективная оценка состояния проверяемого участка. Выводы и предложения по результатам внутреннего аудита должны быть обоснованны, подтверждены расчетами и документами.

Руководство субъекта малого предпринимательства несет ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля. При этом система внутреннего контроля должна отвечать организационной структуре. Руководитель предприятия малого бизнеса должен обеспечить ее постоянное и эффективное функционирование.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.